Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: философия культуры (2 часа)

1. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология

2. Коммуникативная природа культуры. Традиции и новации в динамике культуры

3. Культура и духовная жизнь общества

3.1. Мораль как форма регуляции поведения человека

3.2. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру

3.3. Религия как форма духовной культуры

Термин "культура" (лат. cultura – возделывание, обрабатыва­ние, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

В значении самостоятельного понятие культуры появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694), употреблявшего его для обоз­начения результатов деятельности общественного человека, про­тивопоставляя культуру природному, естественному, состоя­нию человека.

Задача философии культуры (термин "философия культуры" ввел в научный оборот в начале XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) – раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой.

Культу­рология – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью типологического, компаративного (сравнительного), структур­но-функционального и других методов.

Основополагающими вопросами философии культуры являются следующие: что есть культура в це­лом? почему и для чего она возникла? какова ее инвариантная структура? какие законы управляют ее функционированием и динамикой? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, изменения общественных отношений и трансформации человеческого сознания?

Функции философии культуры:

· осуществляет рефлексию над культурой в целом;

· эта рефлексия носит рационально-теоретический характер;

· задача философ­ской рефлексии – выявить смысл и предназначение культуры как тотальности.

Становление философии культуры как са­мостоятельной области знания началось в XIX в.

Исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная фило­софская проблема.

Концептуальные модели осмысления феномена культуры:

· натуралис­тическая;

· классическая;

· неклассическая;

· постмодернистская.

Натуралистическая модель, сформировавшаяся в филосо­фии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей "естественного человека", видела в ней человеческое продолже­ние природы.

Французские просветители вместо понятия культу­ры использовали понятие цивилизации, трактуя последнюю как проект идеального социального устройства, основанного на разу­ме, справедливости и нравственности.

Немецкие просветители связывали понятие культуры с личностным развитием человека, а понятие цивилизации применяли для характеристики социаль­но-политической жизни общества.

Классическая модель культуры сложилась в XIX в. Человек (субъект культуры) провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры.

Культура отождествляется с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в опреде­ленной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества.

Культура отдельного человека выводится из надындивидуальной культурной реальности.

В ос­нове данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, евроцентризма.

Трактовка культуры как чисто духовного образования, вопло­щающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шил­лер) или философского (Гегель) сознания.

Материалис­тическая интерпретация культуры вмарксистской философии: культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека.

В таком пони­мании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всесто­роннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в XX в. как реакция на трудности рационалистического познания куль­туры, несостоятельность претензий на строгую научную объек­тивность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоя­тельности и самоценности каждой культуры.

Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рас­сматривает культурную реальность как объект переживания.

Для модернистской модели культу­ры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от сис­тематизации и упорядоченного моделирования мира, использова­ние герменевтики как метода понимания фиксированных про­явлений духовной культуры в ее исторических образцах.

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их са­модостаточности.

В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип ос­мысления культуры – философствование без субъекта.

Теоретичес­кие подходы к исследованию и определению культуры в философии XX в.:

· аксиологический;

· деятельностный;

· семиотический;

· структуралистский;

· социологический;

· гуманитарный и др.

Деятельностный подход: культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, сис­тема исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культура как системно организо­ванная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы органи­зации.

Акцентируя внимание на процессуальном характере куль­туры, такой подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны куль­туры, которая для философской ее интерпретации имеет фунда­ментальное значение.

Семиотический подход в качестве сущностной характерис­тики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечива­ющий социальное наследование.

Куль­тура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотичес­ких систем.

В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков.

Аксиологический (ценностный) подход трактует куль­туру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многооб­разия деятельности человека и значимых для конкретной соци­альной системы.

Аксиологическая интерпретация культуры дает возможность отдифференцировать культуру от природы и однов­ременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не сни­мает проблему их соотношения.

Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталки­вается с серьезными трудностями в понимании природы ценнос­тей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

 

Феномен культуры выступает как:

• мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

• сложная, многоуровневая система ценностей;

• совокупность овеществленных средств и способов человечес­кой жизнедеятельности;

• совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

• источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

• сфера проявления родовой сущности человека;

• форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

 

Культура специфически человеческая деятель­ность, объективированная в материальных и духовных ценнос­тях, в степени воплощения богатства социального опыта в духов­ном мире индивида, а, следовательно, в мере его саморазвития как универсального существа.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возника­ет в процессе освоения человеком предметного мира и включает со­вокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их пра­ктические потребности, а с другой – выступают средствами закреп­ления, хранения и передачи социально значимой информации.

Ду­ховная культура – это процессы, состояния и результаты творчес­кой деятельности человека, объективированные в духовных цен­ностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в со­циальном пространстве и историческом времени, ценности духов­ной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить слож­ные и многоуровневые системы ориентации в мире.

Социальные функции культуры:

· освоения и преобразования мира;

· коммуникативная;

· нормативная;

· функция накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

 

Трансформации ценностно-нормативной структуры культуры предопределяют динамику и формы организации социума. Об­щество способно функционировать и развиваться только насле­дуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры.

Культура – открытая, исторически эволюционирующая система.

Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляю­щиеся в процессе новаторской деятельности.

 

Традиции, состав­ляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей де­ятельности на достижения предшествующих поколений.

 

На осно­ве традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исто­рические образования.

Культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культуросозидающая деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления.

 

Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качес­твенно новых форм и типов.

Продуктивные и социально значи­мые результаты новаторской деятельности селектируются, зак­репляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию.

Динамизм культуры, лишенный стабилизирую­щих механизмов, ведет к ее саморазрушению.

 

В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эврис­тическую функции в культурно-историческом процессе.

Их нерасторжимое единство – универсальная характеристика бытия культуры.

 

Преобладание в системе базисных ценностей определен­ного типа культуры традиций или новаций обусловливает кон­кретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориента­ции и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

 

Культура – сложное и многообразное образование, в котором можно выделить интернациональную и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и другие подсистемы.

В струк­туре культуры зафиксированы:

· духовные ценности и идеалы;

· нрав­ственно-эстетические нормы;

· стандарты человеческого общения и поведения;

· гуманистические традиции, обычаи и нравы;

· матери­альные ценности;

· социальные институты, которые их сох­раняют, распространяют и совершенствуют.

 

Несмотря на динамич­ность и относительную самостоятельность каждого из элементов, культурные феномены всех уровней и форм составляют целос­тность, системообразующим фактором которой выступают основа­ния (универсалии) исторически определенного типа культуры.

Единство культуры заключается в ее инвариантных характе­ристиках:

• она представляет собой не природный, а искусственный мир;

• творчество культуры – процесс и результат деятельности че­ловека как общественного существа, связывающего в единое це­лое социальный, природный мир и мир ценностей;

• преемственность культурной эволюции человечества, связь ее с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории;

• способность культуры выступать в качестве критерия нрав­ственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, степени развития его духовности.

Многообразие культуры проявляется в том, что реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, ка­чественно неоднородных ее типов и форм, воплощающих особен­ности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера.

 

Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Интеграционные процессы в сфере культуры порождают разнообразные противоречия, поскольку их характер и последствия во многом зависят от социальных условий.

 

Вместе с тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напря­женных и сложных отношений между различными национальны­ми и региональными культурами, наличие тенденции к сохране­нию и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры – в их раз­ностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодей­ствий.

В современных условиях общечеловеческий, глобальный об­раз культуры формируется на основе достижений множества наци­ональных культур, уникальных и неповторимых в своем разнооб­разии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер.

Деятельность человека в сфере культуры носит одухотворенный характер.

В процессе практической деятельнос­ти люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Специфика потребления человеком объектов внешнего мира та­кова, что противоречиво сочетает в себе идеальные цели и матери­альные средства их реализации; гуманизм и прагматизм; необхо­димость и свободу; нормативность и избыточность; следование за­конам природы и их нарушение.

 

Осоз­нанная культурная деятельность очеловечивает внешний мир. Она не просто преобразует предметы природы в формы, пригод­ные для человеческого потребления, а, преобразуя самого челове­ка, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческо­го пользования материальными и духовными ценностями.

 

Куль­тура в ее интеллектуальном и нравственно-эстетическом измере­нии наделяет людей специфически человеческими нормами пове­дения и способами удовлетворения потребностей (включая ви­тальные).

Это означает, что среди многочисленных связей и отно­шений цивилизации с другими общественными и историческими формообразованиями самыми глубокими и всесторонними были и остаются ее взаимопроникновение и взаимодействие с духовной культурой (несмотря на различие, а часто и противоположность ценностей цивилизации и культуры, законов их функционирования, тенденций цивилизационной и культурной динамики).

 

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, ре­лигиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства существенно определяет­ся особенностями его продукта (неуничтожимость в процессе пот­ребления, способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения), а также всеобщим характером духовного труда.

 

В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни об­щества:

· основываются на конкретных формах общес­твенного сознания;

· репрезентируют специализирован­ные виды (типы) духовной деятельности;

· функциони­руют как институционализированные подсистемы общества.

Мораль (лат. mоrаlis – нравственный, mоrеz – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции пове­дения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармониза­ции интересов индивида и общества.

Требования, правила и оцен­ки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обес­печить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с дру­гом и с интересами общества в целом.

 

Мо­ральные нормы определяют нравственное поведение человека.

Мораль особая форма общественного сознания, фиксирующая высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-дол­жного).

Понятие нравственности включает совокупность реаль­ных практических норм поведения человека в конкретных жиз­ненных ситуациях (сфера сущего).

 

Основные струк­турные элементы морали:

· моральные нормы ("не лги", "не прелюбодей­ствуй", "почитай старших");

· моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм);

· моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм);

· морально-пси­хологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

 

Важнейшие черты, выражающие специфику морально­го регулирования поведения человека:

1) внеинституционалъность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением обществен­ного мнения);

2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключе­ния сферы человеческой жизнедеятельности);

3) императив­ность (требования морали апеллируют не к внешней целесообраз­ности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловно­го повеления);

4) мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности.

 

Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и со­держание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху оп­ределяется многими факторами:

· типом материально-производ­ственной деятельности;

· социальной структурой;

· господствующей системой ценностей;

· состоянием государственно-правовой регуля­ции;

· средствами коммуникации и т. д.

Основные теории происхождения морали:

· естественно-историческая;

· религиозная;

· априорно ценнос­тная.

 

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общес­твенных отношений людей, средством духовно-персонального са­моопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия.

В уровне нравственного развития личности, ее мо­ральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Социальные функции морали:

оценочная (проявляется в стремлении морали придать пов­седневному человеческому бытию высший смысл);

императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

воспитательная (создает условия для самосовершенствова­ния личности);

• коммуникативная (формирует способ­ность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

познавательная (обеспечивает человеку возможность позна­ния мира и смысла человеческого существования).

В эволюции духовной культуры существенно важную роль иг­рают социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают код, смысл и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и полити­ко-идеологические формы, воплощают преемственную связь по­колений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.

Искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos – чувствующий, чувственный).

 

Универ­сальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в ми­ре.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное про­изводство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эсте­тическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основ­ное и самостоятельное значение.

 

Термин "искусство" употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практичес­кой деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентирован­ная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

 

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

 

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в сово­купности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на че­ловека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность худож­ника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэ­тому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

 

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественно­го творчества занимается особая философская наука – эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном).

 

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эсте­тика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля.

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

 

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции.

В совре­менной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиоз­ные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некото­рые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

 

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общнос­тей, трансляции художественного опыта человечества, органи­зации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целос­тного существа.

 

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

 

Религия (лат. rеligiо – благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание и мироощущение, ос­нованное на вере в реальное существование той или иной разно­видности сверхъестественных сил и в их определяющее воздей­ствие на мироздание и жизнь человека.

 

Философское осмысление данного феномена культуры пред­полагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

· определение сущности религии и места в системе мировоз­зрения;

· выявление социальных и психологических аспектов рели­гии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жиз­ни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

 

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому рели­гия – универсальный феномен, ее содержание выступает предме­том индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, при­нятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоцио­нально-чувственной сфере человека.

 

В истории философской мысли сложилось несколько кон­цепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде сан­кций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свобод­ной воли;

· для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отра­жения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фей­ербах;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеоло­гический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой ил­люзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал ре­лигиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

 

Религия – системное социокультурное образование, включаю­щее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные ор­ганизации.

Религиозное сознание представляет собой два относи­тельно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и ре­лигиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная фи­лософия, богословские концепции отдельных сфер общества (эко­номики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ – совокуп­ность символических действий, связанных с практическим и ду­ховным обращением к Богу.

Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникаю­щие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является цер­ковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими соци­альными институтами.

 

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интег­рирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конеч­ном итоге и ее судьбу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...