II. Пути развития капитализма
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
машин и механизмов. А ведь именно они оказались первыми ростками
промышленной революции, преобразовавшей впоследствии все американ-
ское общество.
2. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Первые опыты применения прядильных машин в текстильной про-
мышленности и организация предприятий, приближавшихся к фабрично-
му типу, относятся еще к концу 80-х — началу 90-х годов XVIII в.
В литературе можно встретить, в частности, упоминание о ряде фабрич-
ных предприятий и мануфактур (The Boston Sail Cloth Manufactory,,
The Boston Glass House, The Hartford Woolen Factory, The New York
Manufacturing Society, The Beverly Cotton Manufactory и т. д.). Хлопчато-
бумажная фабрика в Беверли (штат Массачусетс) начала работать в
1787 г. и просуществовала до 1807 г. В 1790 г. на ней использовалось»
10 прядильных машин («дженни») и 636 веретен 13.
Особое значение имела хлопчатобумажная фабрика с применением
прядильной машины Аркрайта, построенная бывшим английским масте-
ровым С. Слейтером. Переехав в США, Слейтер договорился с амери-
канскими предпринимателями Альми и Брауном о строительстве пря-
дильной фабрики по английскому образцу. Поскольку вывоз технических,
новшеств из Англии строго запрещался, Слейтеру пришлось воспроизвес-
ти чертежи прядильной машины по памяти. 20 декабря 1790 г. первая:
небольшая фабрика, где была установлена машина Аркрайта, начала
работать в Потакете (штат Род-Айленд). На ней было занято всего
девять детей, работавших под руководством С. Слейтера 14.
Конечно, эта была еще не настоящая фабрика в современном пони-
мании слова. Машина использовалась в ней только для производства
пряжи из хлопка-сырца. Ткань же изготавливалась ткачами на дому.
Но для своего времени это предприятие было передовым и процветаю-
щим, а Слейтер, ставший впоследствии крупнейшим капиталистом, полу-
чил в истории имя «отца американской промышленности». Всего же
к 1808 г. в Соединенных Штатах было построено 15 хлопчатобумажных
фабрик, на которых использовалось 8 тыс. веретен и производилось около
300 тыс. ф. пряжи 15.
Напомним, что К. Маркс неоднократно отмечал тесную связь различ-
ных отраслей промышленности и взаимную обусловленность отдельных
фаз производственного процесса. Машинное прядение выдвинуло необ-
ходимость машинного ткачества, что, в свою очередь, создало потреб-
ность произвести переворот в белильном и красильном производствах.
Революция в хлопчатобумажном прядении в Англии (а позднее и в
США) вызвала огромное повышение спроса на хлопок, что привело к
изобретению в 1793 г. Э. Уитни «джина» — машины для отделения хлоп-
ковых волокон от семян.
13 Nettels С. P. Op. cit., p. 124—125, 275.
14 Ефимов А. В. США. Пути развития капитализма (доимпериалистическая эпоха).
М., 1969, с. 226—231.
15 Annals of Congress, 11th Congress, 2nd Session, App., p. 2227—2228. Новые данные-
об успехах промышленного производства в 1790—1800-х годах, особенно в районе»
Филадельфия — Уилмингтон, приводятся в кн.: Cochran Th. С. Frontiers of Change i
Early Industrialism in America. N. Y., 1981.
ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ ФАБРИКА В ПОТАКЕТЕ
|
16 The Tenth Census, Manufactures, p. 540.
|
Первостепенное значение имела и постройка в 1814 г. в Уолтеме
(штат Массачусетс) хлопчатобумажной фабрики Ф. Лоуэлла, где были
объединены механическая прядильная с механической ткацкой. На этом
крупном предприятии (1700 веретен) впервые в мире все операции, свя-
занные с производством ткани, от сырья до готового продукта, были со-
средоточены под одной крышей и представляли собой единый последо-
вательный процесс с использованием как прядильных, так и ткацких
машин. Тем самым был вложен последний камень, который придал фаб-
ричной системе производства более или менее законченную форму16.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Принципиальное значение имеет определение начала промышленного
переворота. В литературе (включая советскую) по этому вопросу выска-
зывались различные мнения. А. В. Ефимов, Л. А. Мендельсон, Л. Б. Аль-
тер относили начало технического переворота в США к последним деся-
тилетиям XVIII в.17 Другие авторы (М. Н. Захарова, Б. М. Косарев)
склонны связывать этот процесс с более поздним периодом18. Недавно
были особо подчеркнуты успехи промышленного производства после вве-
дения эмбарго в 1807 г.19 В основе ранней датировки начала промыш-
ленного переворота лежат сведения об организации ранних хлопчатобу-
мажных фабрик и главным образом обширные материалы, приведенные
в докладе министра финансов А. Галлатина (17 апреля 1810 г.) и в пер-
вой промышленной переписи 1810 г., составленной сотрудником министер-
ства Т. Коксом.
Мировое значение имело изобретение парохода, начавшееся еще в
XVIII в. и завершившееся в 1807 г. спуском на воду Р. Фултоном «Клер-
монта», что привело к революции сперва в речном, а затем в морском
транспорте. Трудно переоценить и внедрение Э. Уитни в производство
принципа взаимозаменяемости отдельных частей машин. Занимаясь с
1798 г. производством оружия, Уитни построил мастерскую в Ныо-Хей-
вене, где со временем наладил массовое производство мушкетов. Стан-
дартизация деталей впоследствии столь же революционизировала методы
производства оружия, как хлопкоочистительная машина — производство
хлопка.
Сам по себе перечень изобретенных машин и технических усовершен-
ствований еще ни о чем не говорит. «Самопрядильные машины» были
построены в России еще в 1760 г., а И. И. Ползунов изобрел паровой
двигатель ранее Дж. Уатта. В крепостной России, однако, не было усло-
вий для перехода к машинному производству, и многие изобретения не
находили широкого практического применения. Иное положение сложи-
лось в Соединенных Штатах, где технические изобретения стали своеоб-
разной экономической необходимостью.
По данным, приводимым в докладе Галлатина, в Соединенных Шта-
тах уже с конца XVIII в. и особенно после введения эмбарго в 1807 г.
было основано множество «хлопчатобумажных фабрик». В 1810 г. таких
фабрик насчитывалось уже 87 и на них использовалось 80 тыс. вере-
тен 20.
В переписи Т. Кокса для 1810 г. приводились еще более внушитель-
ные цифры: 269 хлопчатобумажных и 24 шерстяных предприятия21.
Все эти предприятия иногда зачисляют в разряд «фабрика» 22, между
17 Ефимов А. В. США. Пути развития капитализма, с. 232; Мендельсон Л. А. Теория и история экономических кризисов и циклов: В 2-х т. М., 1959, т. 1, с. 253—256; Альтер Л. В. Буржуазная политическая экономия США. М., 1971, с. 25—32.
18 Косарев Б. М. О начале промышленного переворота в США.— Учен. зап. Яросл. пед. ин-та, 1966, вып. 58, с. 105, 112—113; Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства, 1831—1860. М., 1965, с. 9—13.
19 Куликова Е. Г. Начальный этап промышленного переворота в США.— Вопр. истории, 1981, № 4. с. 166—173.
20 62 фабрики работали в конце 1809 г., а 25 должны были вступить в действие в течение 1810 г. См.: Annals of Congress, 11th Congress, 2nd Session, App., p. 2228.
21 Сохе Т. Digest of Manufactures, May 30, 1813.—American State Papers (ASP), Documents, Legislative and Executive: Vol. 1—38. Wash., 1832—1861, Finance, vol. 2, d. 690, 691.
22 Вопр. истории, 1981, № 4, с. 169.
тем у Кокса речь шла о «мануфактур-
ных заведениях» (manufacturing es-
tablishments). Естественно поэтому,
что в 269 «хлопчатобумажных ману-
фактурных заведений» входили не
только и не столько фабрики, а в
первую очередь мануфактуры и раз-
личные мелкие предприятия, осно-
ванные на ручном труде. Главное же,
однако, заключается в том, что ран-
ние фабрики, как правило, оказыва-
лись недостаточно жизнеспособны-
ми и вскоре прекращали свое сущест-
вование. С другой стороны, предприя-
тия, учрежденные после начала вой-
ны 1812 г., были значительно лучше
оборудованы, обеспечены капиталом
и в этой связи оказали гораздо боль-
шее влияние на дальнейшее развитие
хлопчатобумажной промышленнос-
ти 23. Такой вывод подтверждается
изучением динамики развития фаб-
ричного производства и, в частности,
данными доклада Л. Маклейна, в котором указывались даты основания
хлопчатобумажных фабрик 24.
Обобщение данных об основании хлопчатобумажных фабрик на севе-
ро-востоке США к середине 1832 г. (по штатам Мэн, Нью-Гэмпшир,
Вермонт, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джер-
си) в обширном докладе Маклейна дают следующие результаты: до
1808 г.-17; 1808-1811 гг.-28; 1812-1815 гг.—127; 1816-1821 г.-
31; 1822-1826 гг.- 98; 1827 г.-первая половина 1832 г.- 186.
В докладе упоминались еще 157 предприятий, дата основания кото-
рых неизвестна. Таким образом, всего к середине 1832 г. на северо-восто-
ке страны насчитывалось 625 хлопчатобумажных фабрик. Внимательный
анализ приводимых данных показывает, что рост числа хлопчатобумаж-
ных фабрик начался после введения эмбарго в конце 1807 г. Но только
со времен войны 1812—1815 гг. можно с уверенностью датировать нача-
ло промышленного переворота в хлопчатобумажном производстве на
северо-востоке США не в форме более или менее случайных и глохну-
щих его зачатков, первых опытов применения машин и организации
фабрик, как было в конце XVIII в., а в форме процесса, важной тенден-
ции развития, которая, хотя и может в некоторые неблагоприятные пе-
23 Quarterly Journal of Economics, 1925, May, vol. 39, p. 464—466. Приводимые здесь
и далее данные относятся преимущественно к Северо-Востоку. Значительно мед-
леннее промышленное производство развивалось на Юге и Западе. Тем не менее
в Мэриленде в 1810 г. насчитывалось более десятка текстильных фабрик. На Га-
мильтоновской хлопчатобумажной фабрике (2 тыс. веретен) уже в 1814 г. приме-
нялись паровые машины и было занято около 100 человек. См.: Maryland Histori-
cal Magazine, 1966, vol. 61, N 1, p. 29, 32.
24 [Mclane L.] Documents Relative to Manufactures in the United States: Vol. 1, 2.
Wash., 1833 (repr.: N. Y., 1969).
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
риоды (например, усиление английской конкуренции после 1815 г. и кри-
зис 1819 г.) тормозиться, не может быть подавлена.
Если до введения эмбарго в США насчитывалось около полутора
десятков хлопчатобумажных фабрик, оборудованных машинами Аркрай-
та, то в 1815 г. их было уже более 200 (число веретен соответственно
возросло с 8 тыс. до 130 тыс.) 25. Причем большая часть этих предприя-
тий была построена во время войны 1812—1815 гг. Существенно увели-
чилась и численность рабочих, занятых в хлопчатобумажном производ-
стве. В 1810 г., по данным А. Галлатина, на хлопчатобумажных пред-
приятиях было занято 500 мужчин и 3500 женщин и детей, т. е. всего
4 тыс. человек, а в 1816 г., по материалам специальной комиссии кон-
гресса, на этих предприятиях работало уже около 100 тыс. человек, при-
чем 90% составляли женщины и дети26. Последняя цифра представ-
ляется, однако, явно преувеличенной. По данным переписи 1820 г.,
в хлопчатобумажной промышленности работало примерно 12 тыс. чело-
век27 (сказалось влияние депрессии 1819 г.). В целом же в текстиль-
ном производстве были заняты 17 164 человека (5418 мужчин, 3687 жен-
щин, 7849 детей, а также 210 лиц неизвестного пола) 28.
Заметные изменения к 1815 г. произошли и в шерстяной промышлен-
ности. В 1810 г., по данным А. Галлатина, в этой отрасли существовало
всего 14 фабрик, каждая из которых производила 10 тыс. ярдов материи
в год. Почти вся шерсть перерабатывалась на дому. К 1815 г. в стране
уже насчитывалось 102 шерстоткацких предприятия. Главным центром
шерстяной промышленности стал штат Коннектикут, где действовало
25 фабрик. Общий капитал в этой отрасли промышленности в 1816 г.
оценивался в 12 млн. долл., а стоимость фабричной продукции —
19 млн. долл. На самом крупном предприятии по производству ковров в
Энфилде (штат Коннектикут) в 1832 г. были заняты 109 мужчин, 40 жен-
щин и 17 детей, а их дневная заработная плата составляла соответствен-
но 1 долл., 35 ц. и 25 ц.29.
Касаясь роли эмбарго и англо-американской войны 1812 г. для раз-
вития национальной промышленности США, очевидец событий извест-
ный литератор п дипломат П. П. Свиньин писал: «Амбарги и война с
Англиею обратили многих предприимчивых американцев к заведению
мануфактур и фабрик, и они в том отменно успели. По недостатку рук
они устремили особое старание на усовершенствование и облегчение раз-
личных машин, и многие из них доведены до возможного совершен-
ства» 30. Если ранее американские предприниматели вкладывали капи-
талы прежде всего в торговлю и мореплавание, то теперь центр их
мания начинает перемещаться в промышленность. «Частные лица,—
сообщал русский генеральный консул в Филадельфии в 1814 г.,- по пре-
сечении торговли употребляли большую часть капиталов своих на заве-
дение фабрик»31. В текстильные предприятия начали вкладывать
капиталы представители крупнейших торговых семей Массачусетса,
в частности Лоуэллы, Аппелтоны и др.
Для привлечения дополнительного капитала в период войны 1812—
1815 гг. стали широко использоваться корпорации — компании, получив-
шие от'законодательных органов штатов акты об «инкорпорации». Так,
если в 1807—1811 гг. в Массачусетсе такие акты получили 19 компаний,
то в 1812—1815 гг. их число возросло до 96 32.
Успехи экономического развития нашли отражение в возникновении
в США широкой банковской системы. В 1775 г. в стране не было ни
одного коммерческого банка. В 1811 г. их насчитывалось уже 89 с капи-
талом 42,6 млн. долл., а к 1815 г. число банков выросло до 208 с капи-
талом 82,3 млн. долл.33
Разумеется, не все отрасли промышленности развивались равномерно.
Одной из сравнительно отсталых отраслей промышленности долгое время
оставалась металлургия. Наличие в Соединенных Штатах богатых зале-
жей руды, обилие древесного угля (что, кстати, затормозило применение
каменного угля в металлургии) создавали благоприятные условия для
существования мелких предприятий. Если в Англии уже в 1810 г. 90%
доменных печей работали на коксе, то в США даже в начале 1860-х го-
дов таким путем выплавлялись только 10% общего производства чугуна.
При этом, однако, следует иметь в виду, что качество чугуна, выплав-
лявшегося на древесном угле, было значительно выше, и это обстоятель-
ство долгое время препятствовало применению кокса 34.
Ссылаясь на отставание отдельных отраслей промышленности (в пер-
вую очередь металлургии), некоторые авторы, в частности Л. М. Хэкер,
полагают, что промышленная революция (Industrial Revolution) со всеми
своими последствиями (подъем тяжелой индустрии, развитие высокопро-
изводительного сельского хозяйства, создание армии промышленного про-
летариата, рост совокупного национального продукта на душу населения)
произошла уже после 1865 г.35
Очевидно, что здесь понятие «промышленный переворот», или «рево-
люция», смешивается с индустриализацией, которая действительно про-
исходила в США в последней трети ХТХ в. и отличалась исключительно
высокими темпами. Что касается промышленного переворота, то он пред-
шествует индустриализации и в условиях раннего периода развития
капитализма, как правило, начинается не в тяжелой, а именно в легкой
промышленности. Поэтому наиболее показательно не отставание метал-
25 Clark V. S. History of Manufactures in the United States, 1607—1860: Wash., 1916, p. 190—192, 261, 357, 534—539; Nettels С. Р. Op. cit.. p. 275.
26 Annals of Congress, 11th Congress, 2nd Session, App., p. 2228; ASP, Finance, vol. 3.
p. 82.
27 Libergott S. Manpower in Economic Growth: The American Record since 1800. N. Y~
1964, p. 510.
28 Digest of Manufacturing Establishments in the United States, January 30, 1823; Supp-
lementary Return, February 27, 1823.—ASP, Finance, vol. 4, p. 29—223, 291—299
(подсчет сделан Б. М. Шпотовым).
29 [Mclane L.] Documents Relative..., vol. 1, p. 980—981.
30 Свинъин П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке. СПб., 1815-
c. 32
31 Н. Я. Козлов — Н. П. Румянцеву, 7 апреля 1814 г.— Архив внешней политики Рос-
сии, ф. Канцелярия, д. 9253, л. 27.
32 List of Factories... Incorporated by Legislatures of Each State, January 26, 1824.—
ASP, Finance, vol. 4. p. 401—403 (данные обобщены).
33 Clark V. S. Op. cit., p. 239; Nettels С P. Op. cit. p. 289, 338.
34 Journal of Economic and Business History. 1929, Febr.. vol. 1, p. 241—281; The Reinterpretation of American Economic History/Ed. by R. W. Fogel, S. L. Engerman.N. Y., 1971, p. 117.
35 Hacker L. M. The Course of American Economic Growth and Development. N. Y., 1970, p; 70.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
лургии, а технический переворот в хлопчатобумажной промышленности,
в производстве обуви, часов и т. д.
Новейшие исследования американских клиометристов (Б. Пулсон,
П. Дэвид, Д. Линдстром) показали, что уже в считавшиеся ранее «ста-
тистически темные годы» (1809—1839) происходил значительный рост
производства (в среднем от 0,8 до 1,1% в год), и теперь уже никто не
сомневается, что в 1840 г. доходы на душу населения превышали соот-
ветствующие данные на 1800 г. В 40-е годы, или немного ранее, темп
экономического роста стал увеличиваться, достигнув 1,6% в 80-е годы36.
Если в первой половине 60-х годов XX в. в литературе прочно господ-
ствовала точка зрения проф. Д. Норта о том, что главной причиной
экономического роста США в первой половине XIX в. являлся внешний
спрос на хлопок, то в 70-е годы XX в. удалось убедительно показать, что
главным фактором этого роста в действительности были изменения в тех-
нологии производства. Что касается экспорта хлопка, то даже в лучшие
годы он составил всего 4% общего национального продукта (а весь экс-
порт — менее 8%) 37.
Несмотря на значительные успехи в промышленном развитии в пер-
вые десятилетия XIX в., Соединенные Штаты к 1840 г. все еще находи-
лись накануне решающих перемен. Показателен в этой связи и анализ
самодеятельного населения страны по материалам ценза 1840 г. В про-
мышленности и ремесле были заняты 791535 человек, в торговле —
117 575 и в горнодобывающей промышленности — 15 203 человека. Подав-
ляющее большинство самодеятельного населения (3 717 756) все еще-
занималось сельским хозяйством38. Более того, именно ценз 1840 г. по-
казал самое широкое развитие мелкой обрабатывающей промышленно-
сти. Достигло максимума и число предприятий (1240) в наиболее пере-
довой и быстро развивающейся отрасли производства — хлопчатобу-
мажной.
В дальнейшем начинается новый процесс — укрупнение действовав-
ших предприятий и некоторое (по сравнению с 1840 г.) уменьшение
общего числа хлопчатобумажных фабрик (в 1850 г.— 1074, в 1860 г.—
1091). В то же время сумма инвестированного капитала возросла с
51,1 млн. в 1840 г. до 98,6 млн. долл. в 1860 г., численность рабочих —
соответственно с 72119 до 120 тыс., число веретен — с 2284 тыс. до
5236 тыс., а потребление хлопка-сырца увеличилось более чем в 4 раза,
достигнув в 1860 г. 422 704 975 ф. Примерно аналогичный процесс проис-
ходил в шерстяной промышленности, где число предприятий сократилось
с 1420 в 1840 г. до 1260 в 1860 г., а численность занятых почти удвои-
лась — с 21 342 до 40 597 человек39. В результате технического переворо-
та стоимос ть выделки одного ярда хлопчатобумажной ткани сократилась
36 Poulson В. Value-added in Manufacturing, Mining, and Agriculture in the American
Economy from 1809 to 1839. N. Y., 1975; Lindstrom D. American Economic Growth
before 1840: New Evidence and New Directions.— Journal of Economic History, 1979,
Mar., vol. 39, p. 289—301; Eadem. Approaches to Macroeconomic Growth: The United
States in the Nineteenth Century (Manuscript, 1981), p. 25—26.
37 North D. С The Economic Growth of the United States, 1790—1860. N. Y., 1961, p. 68;
Lindstrom D. Approaches to Macroeconomic Growth, p. 17, 26.
38 The Sixth Census, p. 475.
39 Statistics of the United States of America, June 1, 1840, p. 408—409; The Tenth Cen-
sus, Manufactures, p. 540—545. См. также: Б о гарт Э. Л. Экономическая история
Соединенных Штатов. М., 1927, с. 139; Кучинский Ю. История условий труда в
за 1815—1860 гг. с 18 до 2 ц., а общее промышленное производство в
стране возросло в 12 раз40. В целом в 1859 г. продукция американской
промышленности (1885 862 тыс. долл.) впервые превысила стоимость
сельскохозяйственного производства41.
Исключительно высокими в США оказались и темпы железнодорож-
ного строительства, в результате чего протяженность железных дорог с
ПЕРВЫЙ ПОЕЗД НА ЛИНИИ БОСТОН—ЛОУЭЛЛ
1835 г. практически удваивалась через каждые 5 лет (т. е. росла в гео-
метрической прогрессии) 42.
Что касается американской технологии, то во многих отношениях она
уже в то время превосходила английскую, о чем имеются специальные
монографические исследования43. Напомним, какую сенсацию произве-
ли американские машины и инструменты на выставке в Великобритании
в 1851 г. Для изучения американского опыта из Англии в США были
направлены специальные эксперты, представившие впоследствии британ-
скому правительству подробные доклады. В одном из этих докладов обра-
щалось внимание на исключительно высокую производительность амери-
канской м юль-машины, имевшей 1088 веретен, каждое из которых выра-
41 Sanderson G. A New Economic History of America. N. Y., 1976, p. 156, 162.
42 Encyclopedia of American History/Ed. by R. B. Morris. N. Y.. 1982, p. 722.
Historical Statistics of the United States, p. 427 (1830 г.— 23, 1835 г.— 1098, 1840 г.—
2818, 1845 г.—4633. 1850 г.—9021, 1855 г.—18 374, 1860 г.—30 626).
43 Habakkuk H. J. American and British Technology in the Nineteenth Century. Cambridge (England), 1962.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
батывало по 3 мотка, что составило 3264 мотка в день. Таким образом,
одна прядильная машина выполняла в день работу 3 тыс. рабочих.
Авторы доклада объясняли исключительные успехи, достигнутые амери-
канцами в производстве машин, в первую очередь острой нехваткой в
стране рабочих рук, наличием огромного внутреннего рынка, высоким
уровнем образования и широким использованием зарубежного опыта44.
Высокой производительностью издавна отличалась мукомольная про-
мышленность Соединенных Штатов, где механизация широко применя-
лась уже с 1810 г. Интересно, что рабочий в мукомольной промышлен-
ности в 1860 г. производил продукцию, которая, по статистике, почти
в 3 раза превышала стоимость продукции одного человека, занятого в
хлопчатобумажном производстве45.
Своеобразием промышленного переворота в текстильной промышлен-
ности явилось то, что он происходил почти исключительно при исполь-
зовании в качестве основной двигательной силы энергии воды. По сравне-
нию с Англией американская текстильная промышленность, да и другие
отрасли производства сильно отставали в применении паровых машин
(мы не говорим здесь о железных дорогах и пароходах). Это обстоятель-
ство легко понять, если учесть, что в стране имелось множество рек,
дешевую энергию которых было относительно просто и выгодно исполь-
зовать. Большинство текстильных предприятий в течение ряда десяти-
летий с успехом употребляли в качестве двигателя водяное колесо.
«Машина и пар — вот формула технической революции в Англии. Маши-
на и водяное колесо — вот формула для первого этапа машинной стадии
американского капитализма»,— делал вывод А. В. Ефимов 46.
Разумеется, это не означало, что в США в первой половине XIX в.
паровые двигатели вообще не употреблялись. Уже в 1838 г. в стране
насчитывалось приблизительно 1100 паровых двигателей47. Постепенно
паровые машины начали проникать в самые различные отрасли произ-
водства, в том числе и в текстильную промышленность. Еще до 1850 г.
к северу от Бостона было построено шесть крупных текстильных фаб-
рик, на которых использовались паровые двигатели. В индустриальном
районе в штате Массачусетс (Фолл-Ривер) к 1860 г. около 1/5веретен
приводилось в движение силой пара. В середине XIX в. паровой двига-
тель особенно быстро внедрялся в стекольную и металлургическую про-
мышленность, и к 1860 г. 46% заводов по выплавке чугуна и стали пол-
ностью или частично применяли силу пара. В целом, однако, даже в
1860 г. основным источником энергии для американской промышленно-
сти все еще оставалась вода.
Важные особенности промышленного переворота в США связаны с
тем, что он происходил в основном за счет привлечения европейской
(в первую очередь английской) рабочей силы, а также капиталов.
Основная масса иммигрантов прибыла в США в 40-е и особенно
в 50-е годы. Наибольшую группу среди них составляли чернорабочие,
а также лица, не указавшие рода занятий, среди которых, как правило,
преобладали неквалифицированные рабочие, батраки, а также мелкие
44 The Growth of the American Economy to 1860/Ed. by D. С North, R. P. Thomas.
N. Y., 1968, p. 246—251.
45 Lee S. P., Passel P. A New Economic View of American History. N. Y., 1979, p. 86.
46 Ефимов А. В. К истории капитализма в США. М., 1934, с. 213.
47 The Reinterpretation of American Economic History, p. 229—230.
фермеры-арендаторы. С развитием промышленного переворота в США
увеличивалась иммиграция специалистов (особенно инженеров), квали-
фицированных ремесленников— «механиков», углекопов и т. д. Зато чис-
ло представителей старинных профессий ремесленников (в частности,
портных, сапожников и т. д.) в 40—50-е годы начало резко сокращаться.
Уменьшилась и иммиграция в США ткачей и прядильщиков, что объяс-
нялось завершением промышленной революции в хлопчатобумажной
промышленности и общим падением значения этой отрасли в связи с бур-
ным развитием в середине XIX в. железнодорожного строительства, гор-
нодобывающей, металлургической и других отраслей производства48.
Значительную роль в успешном экономическом развитии США играло
и привлечение европейского, в первую очередь английского, капитала.
По оценке специалистов, ввоз иностранного капитала в США в 1790—
1860 гг. составил более чем 500 млн. долл.49 Если до англо-американ-
ской войны 1812 г. ввоз иностранного капитала в США был сравнительно
невелик, то начиная с 1816 г., и особенно в 30-х годах, значение ино-
странных инвестиций трудно переоценить. Вся страна, по словам амери-
канского историка Г. С. Каллендера, смотрела на Англию как на источ-
ник капитала для строительства каналов, железных дорог и т. д. В свою
очередь, английские кредиторы весьма охотно делали вложения в амери-
канскую экономику, престиж которой после погашения национального
долга в 1832 г. поднялся очень высоко 50.
Таким образом, промышленный переворот в США происходил в тес-
ной связи со становлением и развитием капитализма в странах Запад-
ной Европы, и в первую очередь в Великобритании. Генезис капитализма
в США не был изолированным, американским явлением, а составлял
часть общего европейско-американского и в конечном итоге мирового
процесса. В широких масштабах в Америке использовались европейские
\ технические и научные достижения, капиталы, машины и, что особенно
важно, квалифицированная рабочая сила. Особенности исторического
развития США, и прежде всего наличие «свободных» земель на Западе,
создавали условия для развития капитализма вширь, могли на некоторое
время растянуть и замедлить завершение промышленной революции с
тем, однако, чтобы подготовить в будущем более широкое поле и боль-
шие возможности для индустриального развития всей страны.
К началу 60-х годов XIX в. в наиболее развитых северо-восточных
штатах (Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания и др.) появляются оче-
видные признаки завершающей стадии промышленной революции (про-
изводство машин машинами). Здесь насчитывалось несколько десятков
крупных заводов, изготовлявших машины для текстильной промышлен-
ности, металлорежущие станки, паровые машины, локомотивы и т. д.
На трех наиболее крупных заводах по производству машин и оборудова-
ния были заняты от 800 до 1200 рабочих. На ряде станкостроительных
предприятий применялись паровые машины. С помощью сложных стан-
ков изготовлялось оборудование для текстильных фабрик фирмой
48 The Eighth Census, Population, p. XXII.
49 Trends in the American Economy in the Nineteenth Century. Princeton, 1960, p. 578—
581; Bruchey S. The Roots of American Economic Growth, 1607—1861. N. Y., 1968,
p. 133.
50 Callender G. S. The Early Transportation and Banking Enterprises of the States in
Relation to the Growth of Corporations.— Quarterly Journal of Economics, 1902, Nov.,
vol. 22, p. 142 etc.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
«Т. K. Эрли энд К°» в Вустере (штат Массачусетс) и «Брайдсбург мэну-
фэкчюринг компани» в Филадельфии. На крупном станкостроительном
заводе в этом городе («Бемент энд Догерти») было занято около 325 ра-
бочих и применялись сложные специальные машины51.
Марксистская концепция промышленной революции включает в себя
не только чисто технический переворот — внедрение в производство-
новых изобретений, широкое использование различных машин, строи-
тельство текстильных фабрик, железных дорог, пароходов, но и глубокие
социальные сдвиги в общественных и производственных отношениях,
переворот в социальной структуре и составе населения страны. «Переход
от мануфактуры к фабрике,— указывал В. И. Ленин,—знаменует пол-
ный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное
искусство мастера, а за этим техническим переворотом неизбежно идет
самая крутая ломка общественных отношений производства, окончатель-
ный раскол между различными группами участвующих в производстве
лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрач-
ных сторон капитализма, а вместе с тем и массовое обобществление тру-
да капитализмом»52.
Конечно, поскольку к 1860 г. промышленная революция в США (во
всяком случае в масштабах страны) завершилась не до конца, ее со-
циальные результаты проявились далеко не в полной мере. Тем не менее
в структуре американского общества можно заметить существенные
сдвиги. Если число лиц, занятых в сельском хозяйстве, увеличилось с
1820 по 1860 г. в 3 раза, то в промышленности (включая строительство,
добывающую промышленность и ремесла) — в 6 раз (с 350 тыс. до
2100 тыс.). И хотя сельское население все еще составляло большинство,
его доля упала примерно с 72% в 1820 г. до 59,7% в 1860 г. В то же
время значительно увеличилось число лиц в обрабатывающей и добы-
вающей промышленности, в строительстве и торговле. Численность
городского населения возросла с 202 тыс. в 1790 г. до 6217 тыс.
в 1860 г.53 В 1810 г. в США было только два города с населением
более 50 тыс. человек, в 1840 г.— уже пять, а в 1860 г.— 16, причем
население Нью-Йорка и Филадельфии превышало 500 тыс. (соответ-
ственно 813 669 и 565 520).
Важнейшим социальным итогом промышленного переворота в США,
как и в других странах, было возникновение рабочего класса. Согласно
переписи 1860 г., в промышленности были заняты 1 040 349 мужчин и
270 897 женщин, т. е. всего 1 311 246 54.
Статистика наемного труда в США в XIX в. была далека от совер-
шенства, и определение численности американского рабочего класса в
1860 г. представляет сложную научную проблему. Число лиц, занятых
в промышленности (1311 тыс.), лишь с большими оговорками может
быть отнесено к рабочим, поскольку сюда включались ремесленники,
51 Bishop J. L. A History of American Manufactures from 1608 to 1860- Vol. 1—3. Phi-
ladelphia, 1861—1868, vol. 3, p. 18—37, 222, 321—323, 353—360 etc.
52 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 455.
53 Historical Statistics of the United States, p, 14. Официальная американская стати-
стика относила к городам (без учета их функции и структуры) только населен-
ные пункты, в которых проживало более 2500 человек. В результате численность
городского населения несколько приуменьшалась, так как небольшие города и по-
селки городского типа автоматически не учитывались.
54 The Eighth Census, Manufactures, p. 742.
мелкие предприниматели и даже капиталисты. Кроме того, если учиты-
вать занятых в отраслях, где фабричная система уже располагала веду-
щими позициями, то эту цифру следует уменьшить чуть ли не вдвое.
С другой стороны, если обратиться к данным о роде занятий, то выде-
ляется многочисленная группа неквалифицированных рабочих (labo-
rers - чернорабочих) - 969 301, а также слуг (servants) - 559 908 (кро-
ме того, еще 5256 так называемых domestics) 55. Сами по себе данные
ЖЕНСКИЙ ТРУД НА ТКАЦКОЙ ФАБРИКЕ
о наличии в США в 1860 г. 969 тыс. чернорабочих особых сомнений не
вызывают. Но прибавлять их к числу занятых в промышленности не
следует, так как эти рубрики в значительной мере дублируют друг друга
и общий показатель может удвоить счет. Что касается очень распростра-
ненной категории трудящихся — слуг (более 565 тыс.), то эти лица, как
правило, вообще не могут быть отнесены к представителям рабочего
класса, хотя Ш. А. Богина справедливо заметила, что в их число могли
попадать подсобные работники (например, садовники, конюхи) и даже
дорожные рабочие 56.
Еще сложнее обстоит дело с определением степени использования
наемного труда на транспорте и в сфере торговли. Общие данные о заня-
тости в этих областях 780 тыс. человек 57, разумеется, никак нельзя от-
носить к рабочему классу. Зато группировка по профессиям (например,
железнодорожников 36 567) 58, дает вполне надежные сведения. Наконец,
55 Ibid.. Population, p. 656—680.
56 Богина Ш. А. Население США накануне гражданской войны.— В кн.: К столетию
гражданской войны в США/Под ред. А. В. Ефимова, Л. И. Зубока. М., 1961, с. 72
57 Historical Statistics of the United States, p. 74.
58 The Eighth Census, Population, p. 637.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
если говорить о общих оценках численности армии наемного труда, то
ближе всего к истине был, по-видимому, А. В. Ефимов, считавший, что
в 1860 г. в США было примерно 2 млн. пролетариев (включая и
батраков) 59.
Существенные изменения в результате промышленного переворота
произошли в положении женской части населения. Часть женщин
(прежде всего неимущие и малоимущие) стали фабричными рабочими,
а другие (главным образом из более зажиточных семей), освободившись
от домашнего прядения и ткачества, получили дополнительное время для
повышения культурного уровня и начали превращаться в образованных
«леди», которые свысока смотрели на своих менее удачливых подруг 60.
Процесс пролетаризации женской части населения усиливался также в
связи с возраставшим отливом мужского населения на западные земли.
Не имея возможности создать собственную семью, многие молодые жен-
щины на Северо-Востоке были вынуждены поступать на фабрику и по-
полнять рынок наемного труда61.
К началу 60-х годов явные признаки завершения промышленного^
переворота (производство машин машинами) появились только в наи-
более развитых северо-восточных штатах. На Юге сохранялось рабовла-
дельческое плантационное хозяйство, значительную же часть Запада еще
предстояло освоить. Сам по себе промышленный переворот на Северо-
Востоке был по существу исходным пунктом, предпосылкой и фундамен-
том для последующей индустриализации. Причем если промышленный
переворот происходил уже после промышленной революции в Велико-
британии и в условиях тесной связи и взаимозависимости американской
экономики от английской, то индустриализация Соединенных Штатов в
последней трети XIX в. была в основном внутренним американским про-
цессом. Все основные условия для индустриализации были подготовлены
внутри Соединенных Штатов, а сама Великобритания вскоре оказалась
позади.
3. СКЛАДЫВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ПУТИ
РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Фундаментальное значение при изучении аграрной (а также общей)
пстории США имеет ленинская концепция о двух объективно возможных
путях развития капитализма в сельском хозяйстве: американском и прус-
ском 62. Первый — наиболее прогрессивный, фермерский путь буржуаз-
ного развития — тип а и второй — помещичье-плантаторский, латифун-
дистский путь — тип ß.
Назвав два пути развития условно «американским» и «прусским»,
В. И. Лешга не ограничивался обобщением опыта только Соединенных
Штатов или Германии. Его концепция может быть с успехом применена
59 Ефимов А. В. США. Пути развития капитализма, с. 280.
60 Lerner G. The Lady and the Mill Girl: Changes in the Status of Women in the Age
of Jackson.— American Studies Journal, 1969, Spring, vol. 10, N 1, p. 5—15.
61 Montgomery D. The Working Classes in Pre-industrial American City.— Labor His-
tory, 1968, Winter, vol. 9, N 1, p. 19—20.
62 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 15, с. 226—227, 339—340; т. 16, с. 215—216, 403—404; т. 17, с. 150; т. 47, с. 228.
и ко многим другим странам и регионам. При этом в реальной дейст-
вительности элементы этих двух путей буржуазного развития переплета-
лись и сочетались самым различным образом. Даже в самих Соединенных
Штатах американский, или фермерский, путь сложился и победил далеко
не во всех районах и не в полной мере. Он явился результатом длитель-
ной п сложной эволюции, занявшей более 2,5 столетий и завершившейся
в масштабах всей страны в общем и целом лишь в результате граждан-
ской войны и Реконструкции63.
Отправляясь в Северную Америку, европейские переселенцы мечтали
о земле и свободе, но реальная действительность за океаном мало соот-
ветствовала романтическим легендам, которые получили столь широкое
распространение в исторической литературе. В XVII—XVIII вв. англий-
ская корона щедро раздавала девственные земли Северной Америки. Но
ее получали не безземельные крестьяне, а высшая английская аристокра-
тия. Миллионы акров были пожалованы семействам Балтиморов, Пеннов,
Калвертов, Ферфаксов, Гренвиллей. Огромными латифундиями владели
и многие другие влиятельные лица. На этих землях трудились арендато-
ры, сервенты, а в южных колониях все шире распространялось рабство
негров. Значительное развитие в колониях получили некоторые элементы
феодальной системы — майорат, право неотчуждаемости земли, фиксиро-
ванная рента и т. д.
Тем не менее предотвратить развитие свободного фермерского хозяй-
ства английской короне и лордам-собственникам не удалось. Уже на ран-
них этапах колонизации широкий размах принимает скваттерство. В даль-
нейшем в ходе и в результате революционной войны за независимость
1775—1783 гг. происходила конфискация земельных латифундий лояли-
стов и создание государственного фонда западных земель. Из общей тер-
ритории континентальных Соединенных Штатов (1905 млн. акров) лишь
463 млн. находились первоначально во владении отдельных лиц и шта-
тов. Остальные 1442 млн. акров перешли во владение федерального пра-
вительства в течение 1781—1853 гг.64
Напомним, что принятые в 80-е годы XVIII в. условия распродажи
государственных земель были явно неблагоприятны для беднейших слоев
населения: земля распродавалась большими участками в 640 акров,
а минимальная цена за акр устанавливалась в 1 долл.65 Руководители мо-
лодой республики, и в частности министр финансов А. Гамильтон, рас-
сматривали доходы от продажи общественных земель как источник вы-
платы государственного долга. Размеры продаваемых участков не ограни-
чивались, и основными покупателями оказывались спекулянты и земель-
ные компании, которые в дальнейшем перепродавали землю тем, кто дей-
ствительно селился на ней66.
63 Куропятник Г. П. О пути развития капитализма в земледелии США в домонопо-
листическую эпоху.— Новая и новейшая история, 1958, № 4, с. 38—56. Именно в
общем п целом, поскольку и в последней трети XIX в. во многих районах Юга
сохранялись сильные элементы прусского пути, а в «черном поясе» этот путь
буржуазного развития (тип ß) даже преобладал. См.: Блинов А. И. Период рево-
люционной диктатуры радикальных республиканцев во время Реконструкции
США (1866—1888 гг.). Красноярск, 1960, с. 259—265; Иванов Р. Ф. Ленин о Соеди-
ненных Штатах Америки. М., 1965, с. 35—41.
64 Historical Statistics of the United States, p. 231, 236.
65 Journals of the Continental Congress, vol. 28, p. 375 ff.
66 Gates P. W. An Overview of American Land Policy.— Agricultural History, 1976,
Jan., vol. 50, N 1, p. 217.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В результате на протяжении многих десятилетий вплоть до граждан-
ской войны 1861—1865 гг. и принятия гомстед-акта велась упорная борь-
ба за облегчение доступа к западным землям, за демократизацию аграр-
ного законодательства (земельные законы 1800, 1804, 1820, 1841 гг.
и др.). Большое значение имел, в частности, закон о заимке (pre-emption
act) от 4 сентября 1841 г., предоставлявший скваттерам право на покуп-
ку обрабатываемых ими участков по минимальной цене67.
С конца XVIII в. на огромной территории Соединенных Штатов шла
последовательная распродажа фонда государственных земель, что при-
вело к полному торжеству буржуазной поземельной собственности. И в
этом заключалась суть всего процесса, тогда как часто обращалось внима-
ние лишь на существование в Соединенных Штатах в XIX в. миллионов
независимых, по преимуществу патриархальных и полупатриархальных
фермерских хозяйств. Между тем В. И. Ленин писал о пути развития ка-
питализма в сельском хозяйстве, так как в конечном итоге рождался
именно капитализм, причем американский путь и оказывался наиболее
благоприятным для быстрого и свободного развития товарно-капитали-
стических отношений.
На примере России В. И. Ленин убедительно доказал, что «„семейная
кооперация" служит основой для расширения хозяйства и превращается
таким образом в капиталистическую кооперацию». При развитом же ка-
питализме простое товарное хозяйство становится одной из его мелких
разновидностей. «...Под эту категорию,—по словам В. И. Ленина,—под-
ходит всякий мелкий, покрывающий свои расходы самостоятельным хо-
зяйством, товаропроизводитель при том условии, что общий строй хозяй-
ства основан на... капиталистических противоречиях...» 68
Быстрыми темпами осуществлялось освоение западных земель. Если
в 1790 г. за Аппалачами находилось всего 222 тыс. человек, то к 1850 г.
здесь проживали 10,4 млн., что составляло уже 45% -всего населения
Соединенных Штатов69. Особенно быстро заселялись среднезападные
штаты (Огайо, Индиана, Иллинойс, Мичиган, Висконсин, Айова, Мин-
несота). В 1800 г. на этих территориях проживала всего 51 тыс. человек
(1% всего населения страны), а к 1860 г.—почти четверть всего населе-
ния Соединенных Штатов 70.
Для правильного понимания механизма действия «подвижной грани-
цы» на Западе принципиальное значение имеет ленинская формула о раз-
витии капитализма вширь, о процессе распространения капитализма на
новые территории. Это развитие шло в соответствии с общим циклом ка-
питалистического производства, и его пики, естественно, приходились на
периоды подъемов. Немалый интерес представляет сопоставление роста
цен на пшеницу, который находился в определенной связи с резкими
скачками в продаже государственных земель и ростом деловой активно-
сти переселенцев в периоды экономических подъемов71 (см. с. 223).
Уже в первой половине XIX в. хозяйство зажиточного фермера но-
сило, как правило, товарный характер. Достаточно сказать, что в 1816—
67 Documents of American History: Vol. 1, 2 / Ed. by H. S. Commager. Englewood
Cliffs (N. J.), 1973, vol. 1, p. 291—292.
68 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 17, с. 107; т. 3, с. 308.
69 Ефимов А. В. США. Пути развития капитализма, с. 450.
70 Lee S. P., Passel P. Op. cit., p. 130—131.
71 Подробнее см.: Болховитиндв Н. Н. О механизме действия «предохранительного
клапана» в истории США.— Новая и новейшая история, 1970, № 4, с. 23—35.
1820 гг. стоимость экспорта зерновых (пшеница, кукуруза и мука) со-
ставляла 58,2 млн. долл., а в 1856-1860 гг.- 182,4 млн., т. е. возросла
более чем в 3 раза. За тот же период стоимость экспорта мясных товаров
(мясо, свинина, бекон и т. п.) увеличилась соответственно с 7,9 млн. до
75 7 млн. долл., т. е. выросла почти в 10 раз72. Будущее западного фер-
мера оказывалось тесно связанным с поставками товаров в южные и во-
сточные районы и, в частности, с развитием промышленного капитализ-
ГРАФИК ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ И ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ПШЕНИЦУ
Сост. по: Historical Statistics of the United States, p. 124, 239.
ма на северо-востоке страны, способного обеспечить емкий рынок для
сельскохозяйственных продуктов и дать взамен промышленные товары.
Налаживанию регулярного товарообмена между различными района-
ми долгое время препятствовало плохое состояние средств сообщения и
дороговизна транспортировки грузов. В 1817 г. было совершено первое
пароходное путешествие вверх по Миссисипи от Нового Орлеана к Луис-
виллу. Уже в 1818—1819 гг. привоз в Новый Орлеан возрос до 136 300 т
на сумму в 16 771711 долл., а к 1825 г. пароходы перевозили по Мисси-
сипи уже более половины товаров73. Из выступления члена палаты пред-
72 Обобщенные данные из таблиц: Taylor G. R. The Transportation Revolution, 1815—
I860. N. Y., 1951, App. A, tabl. 11, p. 451.
73 Johnson E. e. a. Op. cit., vol. 1, p. 213—214.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ставителей Флойда (штат Виргиния) видно, что если раньше для пере-
возки товаров от Луисвилла к Новому Орлеану требовалось от 30 до
40 дней, а чтобы подняться на 1500 миль вверх по реке — около 90
дней, то благодаря пароходу к 1822 г. это время сократилось соответствен-
но до 7 и 16 дней74.
В 1816—1820 гг. бочонок свинины в Новом Орлеане стоил на 7,50 долл.
дороже, чем в Цинциннати, а 10 лет спустя разница составила всего
2 долл. 40 ц.75 Уже в 1830 г. в Новом Орлеане было зарегистрировано
прибытие 989 пароходов, доставивших 260 900 т груза. В 1860 г. эти
цифры составляли соответственно 3566 и 2 187 56076.
Еще большее значение имело налаживание товарообмена между за-
падными и северо-восточными штатами. О масштабах перевозок товаров
в этом направлении можно судить по тому факту, что в 1820 г. только из
Филадельфии в Питтсбург и обратно проследовали более 3 тыс. повозок,
которые перевезли товары стоимостью около 18 млн. долл.77 Трудно пе-
реоценить поэтому значение сооружения системы каналов, связавших
бассейн Миссисипи — Огайо с Северо-Востоком США, и прежде всего
строительства штатом Нью-Йорк по инициативе Д. Клинтона грандиоз-
ного Эри-канала. Его постройка была начата 4 июля 1817 г. и закончена
6 октября 1825 г. Длина канала составляла 363 мили, что превышало дли-
ну всех каналов Франции. Одновременно в 1817—1823 гг. был построен
другой большой канал, соединивший оз. Шамплейн с Эри-каналом близ
Олбани.
Революция в транспортных средствах, каналы, железные дороги и
т. д.— все способствовало переходу от полунатурального к товарному ти-
пу фермерского хозяйства, специализировавшегося в первую очередь на
производстве зерна.
В результате объем внутренней торговли оценивался в 1851—1852 гг.
в денежном выражении колоссальной для того времени цифрой —
1461 млн. долл., в том числе торговля по Великим озерам — 157 млн.,
но рекам — 170 млн., каналам — 594 млн. и железным дорогам —
540 млн. долл.78
Развитие внутренней торговли определялось не только разделением
труда, быстрым ростом городского населения и т. д., но и территориальной
специализацией трех основных районов страны. Исследователи давно уже
обратили внимание на взаимозависимость между аграрным Западом,
плантационным Югом и торгово-промышленным Востоком. К 1830 г.
внутренняя торговля страны приняла, так сказать, «треугольный харак-
тер» 79. Запад значительно больше покупал на Востоке, чем продавал,
но в то же время продавал на Юг больше, чем покупал. Юг покупал
большинство промышленных товаров на Востоке в обмен на хлопок, са-
хар, рис и табак, которые шли на экспорт. Таким образом, Запад платил
за покупку промышленных товаров Востока за счет продажи сельскохо-
зяйственных продуктов Югу, подобно тому как в колониальный период
74 Annals of Congress, 17th Congress, 2nd Session, p. 407.
75 Berry Th. Western Prices Before 1861. Cambridge, 1943, p. 106.
76 Schmidt L. B. Internal Commerce and the Development of National Economy before
1860,— Journal of Political Economy, 1939, Dec, vol. 47, p. 802.
77 Turner F. J. Rise of the New West, 1819—1829. N. Y., 1906, p. 100.
78 Andrews I. D. Trade and Commerce of the British North American Colonies and the
Trade of the Great Lakes and Rivers. Wash., 1853, p. 687.
79 Journal of Political Economy, 1939, Dec, vol. 47, p. 821.
Новая Англия оплачивала свои покупки в метрополии за счет продажи
продуктов в Вест-Индии.
Тезис о зависимости Юга от поставок сельскохозяйственных продук-
тов с Запада в последнее время был подвергнут критике А. Фишлоу и
некоторыми другими американскими исследователями80. Не отрицая
больших размеров поставок муки, мяса, кукурузы и т. д. в Новый Ор-
леан в 1840—1860 гг., А. Фишлоу утверждал, что значительная часть
этих продуктов (чуть ли не половина) вывозилась затем за границу или
на Северо-Восток81. Оставляя в стороне достоверность этих выводов
(Р. Фогел обратил внимание, что они основаны на предположении, будто
вся торговля между Западом и Югом шла через Новый Орлеан) 82, сле-
дует отметить, что они в общем не опровергают утверждение о высокой
товарности сельского хозяйства Запада, а лишь переносят центр тяжести
на значение экспортной торговли через Новый Орлеан и быстро растущие
связи между Западом и Востоком. Как отмечал Фишлоу, в 1859 г. стои-
мость товарооборота между Востоком и Западом составляла как мини-
мум 175 млн. долл., а возможно, даже доходила до 300 млн. долл., т. е.
приблизительно была равна объему торговли между Севером и Югом или
превышала его83.
В целом по мере улучшения транспортных средств все более расширя-
лась и углублялась специализация сельскохозяйственного производства.
В середине XIX в. плодородные земли, прилегавшие к Чикаго (Иллинойс,
южный Висконсин и восточная Айова), стали быстрорастущим пшенич-
ным районом, покрывшимся густой сетью железных дорог. Новые тран-
спортные средства позволили фермерам доставлять в города свежее моло-
ко и молочные продукты. Новая Англия, Нью-Йорк и северная Пенсиль-
вания превратились в районы высокотоварного мясного и молочного хо-
зяйства. На рынки крупнейших американских городов (Нью-Йорк, Фи-
ладельфия, Бостон, Балтимор и др.) стали поступать разнообразные ово-
щи и фрукты (за исключением, пожалуй, тропических) 84.
Но если товарность фермерского хозяйства не вызывает никаких сом-
нений, то гораздо сложнее обстоит дело с определением степени исполь-
зования фермерами наемного труда. По свидетельству современников
(1818), английские фермеры, переселившиеся в Иллинойс с большими
средствами, не смогли организовать крупного хозяйства из-за отсутствия
«класса сельскохозяйственных рабочих». Эти трудности не удалось окон-
чательно преодолеть, даже когда они попытались выписать сельскохозяй-
ственных батраков из Англии. И в конце концов они пришли к выводу,
что «Иллинойс является подходящим местом только для мелкого ферме-
ра, который стремится обрабатывать свою землю без применения наем-
ного труда» 85.
80 См.. в частности: The Structure of the Cotton Economy of the Antebellum South/
Ed. by W. Parker. Wash., 1970, p. 3—24 (R. Gallman), p. 101—114 (D. Lindstrom).
81 Fishlow A. Antebellum Interregional Trade Reconsidered.— In: New Views on Ame-
rican Economic Development. Cambridge (Mass.). 1965, p. 187—189.
82 Fogel R. W. A Provisional View of the «New Economic History».— Ibid., p. 201 ff.
83 Fishlow A. American Railroads and the Transformation of the American Economy.
Cambridge (Mass.), 1965, p. 275.
84 Gates P. W. The Farmer's Age: Agriculture, 1815—1860. N. Y., 1960, p. 267; Gunder-
son G. Op. cit., p. 219—223.
85 Bidwell P. W., Falconer J. I. History of Agriculture in the Northern United States,
1620—1860. N. Y., 1941, p. 164.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Большие трудности создает и отсутствие каких-либо данных о при-
менении наемного труда в первых американских цензах 1790—1850 гг.
Между тем некоторые источники, и в первую очередь материалы прес-
сы первой половины XIX в., содержат отдельные сведения об использо-
вании наемного труда не только в восточных, но и в наиболее развитых
районах западных штатов. Исключительно важно в этой связи и свидетель-
ство известного исследователя американского сельского хозяйства проф.
П. Гейтса о том, что к середине XIX в. в хорошо развитых аграрных
районах страны наемный рабочий стал почти такой же обычной деталью
американского сельского хозяйства, как «ферма в 160 акров, ведро для
молока или мотыга». Как отмечал в феврале 1846 г. издававшийся в Чи-
каго фермерский журнал «Прери фармер», в большей или меньшей степе-
ни наемный труд использовался по всей стране, «почти на каждой хоро-
шо устроенной ферме». Некоторые лица нанимались на целый год,
другие — на лето, третьи — на короткий период, когда работы было осо-
бенно много 86.
В 1860 г., когда американская статистика впервые начала учитывать
число сельскохозяйственных рабочих, в стране было зарегистрировано
795 679 батраков при общем числе фермеров 2 423 89587. Особое внима-
ние следует обратить на имевшуюся в американских переписях разницу
между числом ферм и фермеров. Так, в штате Нью-Йорк в 1860 г. было
зарегистрировано 254 786 фермеров и только 196 990 ферм, в штате Айо-
ва — 88 628 фермеров и 61163 фермы и т. д. В целом чуть ли не каж-
дый шестой фермер в США оказывался «фермером без фермы», или без-
земельным фермером.
Кем в действительности были эти люди, считавшие себя фермерами,
но не имевшие ферм? Значительная часть их, по-видимому, должна быть
отнесена к арендаторам и сельскохозяйственным рабочим, которые, одна-
ко, считали свое положение лишь временным, переходным к положению
фермера. В то время это было вполне естественным, так как сельскохо-
зяйственный рабочий через определенное время (обычно к 35 годам) имел
возможность стать, и действительно становился, арендатором или само-
стоятельным фермером. В разряд «безземельных» могли быть зачислены
и некоторые скваттеры, уже поселившиеся на своих участках, но еще не
успевшие их приобрести88.
Общее представление о числе фермеров и сельскохозяйственных ра-
бочих по штатам дают материалы переписи 1860 г.80 Наибольшее число
сельскохозяйственных рабочих было в таких северо-восточных штатах,
как Нью-Йорк (115 728 при общем числе ферм 196 900) и Пенсильвания
(соответственно 69 104 и 156 357). С другой стороны, в Южной Каролине
86 Gates P. W. The Farmer's Age, p. 272; Prarie Farmer, 1846, Febr., vol. 6, p. 54.
87 The Eighth Census, Population, p. 663. Под термином «farm laborers» в переписи-
1860 г. имелись в виду не только наемные, но и семейные рабочие. Исследуя ори-
гиналы записей ценза 1860 г., П. Гейтс обнаружил, что в эту категорию нередко
попадали сыновья фермеров старше 15 лет. В обратном направлении, однако, на
подсчет влияло отсутствие учета временных рабочих, а также дата, к которой
приурочивался подсчет. 1 июня нельзя признать датой, характерной для сельско-
го хозяйства в смысле применения фермером наемного труда: посевные работы
уже закончены, а уборка еще не началась. Данные на один — два месяца позднее
или раньше внесли бы значительные изменения.
88 Curti M. The Making of an American Community. Stanford, 1959, p. 140 etc.
89 The Eighth Census, Agriculture, p. 222; Population, p. 662—663.
насчитывалось всего 6312 сельскохозяйственных рабочих и 33 171 ферма,
в Техасе — соответственно — 6537 и 42 891 и т. д. Следует особо отметить,
что перепись 1860 г. обнаружила наличие сельскохозяйственных рабочих,
и притом в относительно значительном числе на Западе, в частности в
таких штатах, как Иллинойс, Индиана, Мичиган, Айова и др., где в то
время еще имелись так называемые «свободные» земли.
Общая картина становится еще более впечатляющей, если учитывать
не только число сельскохозяйственных рабочих, но и так называемых
«фермеро
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: