Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанности концертмейстера




В обязанности концертмейстера вокально-хоровых и хореографических классов входит:

  1. Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе вокала и танца, его характерных особенностей;
  2. Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в вокально-хоровых и хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
  3. Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
  4. Систематическая работа по музыкальному развитию певцов и танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в пении и в танцах.

Результативная работа в вокальных и хореографических классах возможна только в содружестве педагога и концертмейстера. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.


 

Репертуар – один из самых важных, значимых вопросов деятельности творческого коллектива. Репертуар - его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша вокально-хорового коллектива, но, зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.

Для детских хоров и вокальных ансамблей написано достаточно большое количество произведений. Всем известны имена композиторов, создавших «золотой фонд» в этой области музыки. Эта музыкальная сокровищница полна произведений разных жанров и форм. И у педагогов-вокалистов есть большие возможности для выбора репертуара.

Вместе с тем, отбор произведений остается острой практической проблемой и не теряет своей актуальности: и потому, что жизнь выдвигает все новые требования, и потому, что фонд музыкальных сочинений постоянно пополняется, и потому, что наши знания постоянно обогащаются открытиями новых закономерностей развития детей, выявлением новых технологий и возможностей их обучения.

Проблема репертуара, на мой взгляд, является основополагающей в вокально-хоровом искусстве.

Отбор репертуара – довольно сложный творческий процесс, входящий в каждодневную деятельность руководителя певческого коллектива и требующий от него определенных знаний и умений. Характер отбора репертуара обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями учеников, а также тем, в каких условиях происходит обучение. Умение отбирать репертуар вырабатывается на практике в результате длительной, целенаправленной работы и постоянного самосовершенствования.

При формировании репертуара нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными в литературе по методике организации вокально-хорового творчества:

· идейная направленность, художественная ценность и эстетическая значимость вокально-хоровых произведений,

· доступность для исполнения, педагогическая целесообразность.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности нужно непременно учитывать, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их вокально-певческие навыки, развивает музыкальный вкус.

Итак, немаловажным критерием в отборе репертуара является принцип доступности. Произведение должно быть доступным для исполнения с учетом возрастных особенностей детского диапазона, чисто вокальных возможностей, здесь необходимо помнить об охране детских голосов.

Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, при выборе песенного материала надо представить себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания ансамбля такие элементы, как его тесситура, мелодический и ритмический рисунок, динамические оттенки, штрихи. Работа с детьми только тогда будет эффективна, когда сообразуется с их истинными возможностями, то есть будет педагогически верной.

Детский голос наделен особыми качествами, которые отличаются от голоса взрослых. Детские голосовые связки коротки и тонки по сравнению со связками взрослых певцов, поэтому звучанию детского голоса свойственны высокое резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели), ограниченный диапазон, особая легкость, звонкость, серебристость (особенно у мальчиков).

Тембр (окраска голоса) – индивидуальное свойство человеческого голоса, явление достаточно сложное. Детский звучащий голос наделен звонкостью, ровностью и полетностью

Сила (громкость) детского голоса, при наличии малых размеров голосовых связок и небольшого объема легких, достаточно ограничена. Поэтому при выборе репертуара лучше избегать произведений, требующих активного форте и соответственно форсированного звучания, чтобы не нагружать детские голосовые связки.

Важнейшим участком работы хормейстера является воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Одним из важнейших принципов отбора репертуара является его идейная направленность. Руководители детских вокально-певческих коллективов, при подборе репертуара, безусловно, должны стремиться к тому, чтобы каждое музыкальное произведение оставляло в сердцах исполнителей и слушателей добрый след. Прежде чем учить те или иные произведения, нужно ясно представлять, какие чувства они будят у детей

Выбранные произведения должны быть способны решать задачи чисто специальные: развитие разных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием. Вполне понятно, что эти задачи неотделимы от развития памяти, мышления, эмоциональной отзывчивости певцов, от формирования вокально-хоровых навыков, от общей музыкальной грамотности участников ансамбля.

Все эти задачи - долгосрочная программа развития вокально-певческого коллектива в целом и каждого его участника в отдельности. Поэтому, отбирая произведения, нужно соотносить их с тем, насколько они могут служить делу реализации подобной перспективы и насколько отвечают данным условиям.

Включение в репертуар произведений классического наследия, народной музыки, произведений отечественных мастеров, современной музыки служит прекрасным средством, способствующим повышению творческого роста вокально-хорового ансамбля и в исполнительском отношении, и в смысле обще-музыкального развития певцов.

Репертуар составляет основу деятельности певческого коллектива, способствует развитию творческой активности участников, влияет на учебно-воспитательный процесс, с его помощью вырабатываются вокально-технические навыки. Репертуар составляет основу деятельности певческого коллектива, способствует развитию творческой активности участников, влияет на учебно-воспитательный процесс, с его помощью вырабатываются вокально-технические навыки. Поэтому вопрос о том, что включать в репертуар, является определяющим в деятельности вокального ансамбля. Репертуар составляет основу деятельности певческого коллектива, способствует развитию творческой активности участников, влияет на учебно-воспитательный процесс, с его помощью вырабатываются вокально-технические навыки. Поэтому вопрос о том, что включать в репертуар, является определяющим в деятельности вокального ансамбля.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...