Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дневной формы обучения по специальностям: Лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)
Составители: М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк Кемерово 2015
УДК 94 (47) (075.32)
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории и психологии…26 сентября 2014 г. протокол № 2 Рецензенты: Ермоленко Л.Н. – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Макарчук С. В. - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Казьмина М. В., д.и.н., Мякишев М.Н., к.и.н., Асауляк В.В. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории Отечества (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА дневной формы обучения по специальностям: «Лечебное дело» (060101); «Педиатрия» (060103); «Стоматология» (060201)[Текст]. - Кемерово, 2015. - 54 с.
Методические указания и планы семинарских занятий предназначены для организации самостоятельной работы студентов и подготовки их к аудиторным занятиям по дисциплине «История Отечества». Планы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении. Они содержат перечень тем и вопросов занятий, рекомендации по самостоятельной работе, список литературы и интернет ресурсов, тематику рефератов. Пособие предназначено для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Кемеровской государственной медицинской академии.
©М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк, 2015
ВВЕДЕНИЕ Планы семинарских занятий по истории Отечества составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Предмет дисциплины - отечественная история с древнейших времен до начала XXI в. Структурнокурспостроен на основе проблемно-хронологического принципа. Отражены важнейшие периоды развития российской истории: древнейший и средневековье; новое и новейшее время. Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях истории России. Задачи дисциплины: - подготовка студентов к личностному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей; - углубление и систематизация исторических знаний; - формирование аналитического мышления; - обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - сущность, формы и функции исторического знания; - методы и источники изучения отечественной истории; - периодизацию отечественной истории; - современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций; - общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности; - историю политических институтов российского общества; - важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной истории; - особенности экономического, социального и политического развития страны; - программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов. Уметь: - анализировать исторические факты, документы на основе научной методологии;
- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России; - систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы. Владеть: - навыками научно-исследовательской работы; - навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой; - навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников; - навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов; - способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике. Курс «История отечества» на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Результатом освоения дисциплины «История Отечества» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по конкретной специальности. Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности исторического процесса. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности: 1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия. 3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками. 4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления. 5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в исторических журналах («Вопросы истории», «Российская история» и др.), а также в центральных и местных периодических изданиях и сети Интернет.
6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов. 7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации: а) иллюстрации; б) презентации и т.п. 8. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов; б) внимательно слушать выступления коллег; в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения; г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Введение. Теория исторического процесса (1 час) План семинара 1. История России как наука. Предмет и объект истории. Источники отечественной истории. 2. Основные общеисторические методы и подходы в изучении истории. 3. Отечественная историография. Крупнейшие российские историки и их вклад в развитие исторической науки. 4. Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Основные функции истории.
По первому вопросу сформулировать ряд положений: Ø Определение истории как науки; Ø Цель исторической науки (целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик); Ø Предмет (исторический процесс, т.е. общественное развитие в его конкретно-историческом проявлении) и объект истории (деятельность людей); Ø Исторические источники (вещественные, письменные, изобразительные, фонические).
По второму вопросу уяснить: Ø Понятие метода как способа изучения и познания предмета данной науки; Ø Методологии, как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; Ø Основные общеисторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный);
Ø Методы исторического познания (идеографический, ретроспективный, синхронный); Ø Основные подходы к изучению истории (субъективистский, объективно-идеалистический, формационный, цивилизационный). По третьему вопросу: Ø Определение историографии; Ø Выдающиеся историки России (С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов и др.). Их вклад в изучение отечественной истории. Особенности советской историографии. Ø По четвертому вопросу: Ø Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России: o природно-климатический; o геополитический; o конфессиональный; o социальной организации. Ø Функции истории: o воспитательная; o прогностическая; o познавательная; o социальной памяти; o практически-рекомендательная.
Темы рефератов: 1. В.О. Ключевский, как выдающийся историк России.
2. Научная деятельность Н.М. Карамзина.
3. Н. И. Костомаров и его видение истории.
4. Особенности русского характера.
Литература (основная): 1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Предисловие. Введение. 2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Введение.
Литература (дополнительная): 1. Гуськов А.Г. Тихонов В.В. II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI в.: проблемы, дискуссии, новые взгляды»/ Российская история. 2013. № 6. 2. Медушевский А.Н. История как наука и профессия: журнал «Российская история» за пять лет (2007-2012) /Российская история. 2012 - №4. 3. Поляков Ю.А., Щербань Н.В. История и политика: суждения В.О. Ключевского /Российская история. 2013 - №2. 4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. 5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин - любое издание. 6. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание. 7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание. 8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев - М., 1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|