Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеи
Вопросы для обсуждения: 1. Особенности и периодизация античной философии. 2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи. 3. Демокрит и философия атомизма. 4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания. 5. Этическое учение и философский метод Сократа. 6. Философская система идеализма Платона. 7. Философская и научная картина мира Аристотеля. 8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.
Термины: Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.
Задания для проверки уровня компетенций: 1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»: "Один только путь остается, "Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу "Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему… Как может "быть потом" то, что есть, Как могло бы "быть в прошлом"? "Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…[1]
а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду. б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"? в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы. 2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания: а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим"[2]. б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава»[3]. 3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения? 4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?
5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах? 6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их: - реальны они либо утопичны? - есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего? - гуманны они либо антигуманны? - есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам? 7.Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля:"Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"[4]. "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"[5] Ответьте на вопросы: а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?
Темы рефератов: 1. Формирование научных знаний в древнем Египте. 2. Мифология и космогония Древнего Египта. «Книга мертвых». 3. Философия Анаксагора. 4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья. 5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме. 6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского. 7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии. 8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.
9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания. 10. Философия стоицизма в Древнем Риме. 11. Философия неоплатонизма.
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе. 2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса. 3. Этапы развития античной философии. 4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. 5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита. 6. Механизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Пифагорейская школа и учение о числах. 7. Сократ и учение о знании. 8. Платон: учение об идеях. 9. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь». 10. Философия Аристотеля. Понятие метафизики, по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитие формальной логики. 11. Философия эллинизма. Этика стоицизма и эпикурейства. 12. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл? 13. «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения? 14. «Человек есть мера всех вещей…» — какую философскую концепцию обозначает это высказывание?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|