Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые условия труда и психические качества человека




Табл. 13

Особые условия в предметной про-фесси-ональ-ной среде     Виды особых (в том числе экстремальных условий) Неблагоприятные факторы, влияющие в особых условиях на психику и здоровье человека Негативные психические качества и состояния, возникающие у человека в особых условиях под воздействием неблагоприятных факторов Позитивные психические качества и состояния, помогающие человеку противостоять неблагоприятным факторам в особых условиях Пути и формы профессионального обучения, тренировок, подготавливающих человека к труду, в особых условиях
неопределенная ситуация; неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события; снижение функционального тонуса, отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере; устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации; тренировка в модельных ситуациях неопределенности;
ситуация с усложненными условиями; монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация; затруднение нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности; оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти; обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях;
ситуация, требующая готовности к экстренному действию; неисправность техники; пониженная готовность к действию в момент критической точки; поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия; моделирование аварийных ситуаций (отказа техники);
ситуация с измененными условиями, в том числе внезапно наступившими; невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения; обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушения мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности; состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей; тренажерное обучение с моделированием измененных условий;
ситуация риска с преднамеренным усложнением условий; увеличение скорости, объема информации, сокращение времени; неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности; адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло; обучение приемам определения степени оправданности риска;
экстремальная ситуация; длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью, дефицит времени, избыток информации; нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций; мобилизация «буферных» резервов организма; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа; обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок;
сверхэкстремальная ситуация; длительное воздействие сочетания экстремальных факторов, потенциальная угроза жизни; возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов; мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность; обучение приемам профессионального самовосстановления после сверхперегрузок;
Особые условия в социальной профе-ссио-наль-ной среде     ситуация изменения социального положения, статуса, ранга; сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, в конкурсах; неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт; уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни; тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма;
ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей; переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну; профессиональный, культурный шок, ностальгия; успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей; тренинг профессиональной гибкости, деловые игры;
ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде; необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям; состояние неопределенности, неуверенности в будущем, расположенность к конфликтам; инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность; обучение техникам конструктивного выхода из конфликта; обучение профессиональной этике;
ситуация потери работы; отсутствие перспективы; состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов; отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке; информирование о видах профессий;
экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла; низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом; разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход; расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов; обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии;
сверхэкстремальная ситуация; социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека; утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала; поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации; обучение техникам профессионального самосохранения, k самовосстановления;

 

Психологические факторы безопасности труда

Табл. 14

Условия труда, вызывающие разные виды опасности для человека Психологические качества и Пути повышения состояния человека, безопасности труда  
  обеспечивающие безопасность труда, защищенность человека в труде препятствующие безопасности труда
– аварийные и травмотогенные ситуации (физическая производственная опасность); – экстремальные и стрессогенные ситуации (социальная, психологическая опасность). – соматическое здоровье, выносливость; – способность к быстрой мобилизации; – мотивы достижения в сочетании с мотивами безопасности; – приемы саморегуляции; – хорошая профессиональная подготовленность; – устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям; – готовность к оправданному риску; – склонность к компенсации отсутствующих качеств за счет имеющихся (например, медленная реакция компенсируется мотивацией и др), – опыт работы, стаж; – черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и др. –соматическме заболевания, утомляемость; – недостатки органов чувств (слуха, зрения); – особенности нервной системы (например, недостаточная быстрота реакции); – неспособность к экстренной мобилизации; – неустойчивость мотивационно-эмо-циональной сферы и настроения; – склонность к особым психическим состояниям (запредельному напряжению, переутомлению и др.); – слабая профессиональная подготовленность; – повышенная неадекватная чувствительность ко всем неблагоприятным факторам трудового процесса, к конфликтам с коллегами; – склонность к неоправданному риску; – «первичная беспечность» (при отсутствии опыта работы) и «вторичная беспечность» (при наличии опыта работы); – отсутствие опыта работы; – импульсивность, недисциплинированность, неосторожность, неуважение к правилам. –-воспитание работника как субъекта, активного участника безопасности труда; – создание безопасной и безаварийной техники; – обучение правилам (в разумном количестве) безопасности; – исключение нагрузок, резко ухуд • шающих функциональные состояния или здоровье работника; – снижение производственных опасностей, особенно при введении новых технологий; – стимулирование и поощрение безопасного трудового поведения человека; – профотбор и ограничение допуска к «опасным зонам в труде» лиц, склонных к особым психическим состояниям; – обучение приемам личностной компенсации; – повышение индивидуальной защищенности; – сдерживание неоправданно рискованного трудового поведения;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...