Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкий консонантизм. Характеристика системы немецких согласных.

Вопросы к зачету по теоретической фонетике немецкого языка

 

 

1. Гра­фи­ка. Со­от­но­ше­ние букв и зву­ков язы­ка. Раз­лич­ное бу­к­вен­ное обо­зна­че­ние од­ной и той же фо­не­мы.

2. Понятие ор­фо­эпии. Ста­нов­ле­ние на­цио­наль­ной нор­мы и про­бле­мы ко­ди­фи­ка­ции.

Средневерхненемецкий период был заключительным этапом в развитии языка немецкой народности (die Nationalitatssprache). Последовавший за ним нововерхненемецкий период был периодом становления и формирования немецкого национального языка (die Nationalsprache). Ранневерхненемецкий период — 1350— 1650 годы, нововерхненемецкий — 1650 год до нашего времени. В ранненововерхненемецкий период:

1) определилась диалектальная основа немецкого нацио-

нального языка;

2) была создана письменная норма немецкого языка.

В нововерхненемецкий период завершается формирование немецкого национального языка и протекает его дальнейшее развитие и совершенствование.

 

Формирование немецкого национального языка приходится на эпоху развития капитализма в Германии. Следует подчеркнуть, что формирование немецкого национального языка имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что процесс образования немецкого национального языка происходит значительно медленнее, чем в передовых странах Западной Европы, охватывая период в несколько столетий (с XIV по XIX в.). Основы русского национального языка закладываются в конце XVII — начале XVIII века, формирование которого завершается в конце XIX — первом десятилетии XX века.

 

 

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная (orthos) речь (epos)». В языковедении есть такие понятия, как литературный и разговорный языки. Язык, на котором общаются между собой и пишут интеллигентные люди с высоким уровнем образования, называется литературным. На нём написаны художественные произведения, статьи в газетах и журналах, ведут передачи теле- и радиоведущие. Основу языка составляют орфоэпия и её нормы.

Немецкий вокализм. Характеристика системы немецких гласных.

Гласные немецкого языка

2.1 Классификация гласных

Немецкие гласные классифицируются по пяти признакам:

1. По качеству: · открытые; · закрытые.

2. По количеству: · долгие; · краткие.

3. По участию губ: · лабиализованные; · нелабиализованные.

4. По степени продвинутости языка в горизонтальной плоскости: · переднего ряда; · среднего ряда; · заднего ряда.

5. По степени подъема языка к небу: · высокого подъема; · среднего подъема; · низкого подъема.

 

Немецкие гласные звуки отличаются от русских следующими характерными особенностями:

1. В немецком языке четко различаются долгие и краткие гласные, что не свойственно русскому языку. Долгота и краткость гласных часто имеют в немецком языке смыслоразличительное значение. Ср.: слово Staat [ѓta:t] «государство» Stadt [ѓtat] «город»; bieten [`bi:ten] «предлагать» и bitten [`bitten] «просить». Эти слова отличаются друг от друга в произношении только долготой и краткостью гласного.

Немецкие краткие гласные произносятся более кратко, чем русские, а долгие - значительно длительнее русских гласных. Кроме долгих и кратких гласных в немецком языке имеются полудолгие гласные звуки.

3. В немецком языке гласные и дифтонги произносятся в начале слова или ударного слога с новым или твердым приступом.

5. Немецкие гласные, в особенности долгие, произносятся со значительно большим мускульным напряжением органов речи, чем русские. В немецком языке, в отличие от русского языка, все гласные произносятся в неударных слогах чисто, четко и ясно.

Немецкий консонантизм. Характеристика системы немецких согласных.

Консонанти́зм - Система согласных звуков в каком-нибудь языке. Звуки речи делятся на две большие группы - гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

Гласные и согласные различаются функциональностью, артикуляционно и акустически. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Количество слогов соответствует количеству гласных звуков в слове. Гласный образует вершину слога, является сонантом; Согласный сопутствует гласному, является консонантом. Слог объединяет две или несколько фонем.

Акустически гласные противопоставляются шумным, т.е. глухим согласным; между гласными и шумными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой стороны - сонорные согласные.

Немецкие согласные звуки классифицируются по трем признакам:

1. По месту образования преграды:· губные;· язычные;· язычковые;· зевные.

2. По виду преграды:· смычно-взрывные;· смычно-проходные;· смычно-щелевые;· щелевые;· дрожащие.

3. По участию голоса:· глухие;· звонкие;· сонорные (сонанты).

5. Со­че­тае­мость глас­ных и со­глас­ных зву­ков в по­то­ке ре­чи. По­зи­ци­он­ные из­ме­не­ния: ре­дук­ция без­удар­ных глас­ных, ог­лу­ше­ние звон­ких со­глас­ных в кон­це сло­ва.

в немецком языке есть неопределенный звук [ə], который вы не раз встречали в транскрипции. Он произносится там, где гласный е находится в безударной позиции - например, habe ['ha:bə] - имею, у меня есть. Этот звук похож на очень слабое «э», произносимое без всякого нажима. Потому [ə] называется по-немецки «Murmel-ə» (от murmeln - бормотать, говорить невнятно).

6. Ком­би­на­тор­ные из­ме­не­ния: ак­ко­мо­да­ция, ас­си­ми­ля­ция, дис­си­ми­ля­ция.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.).

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактная ассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

 

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука.

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

7. По­ня­тие фо­не­мы. Фо­не­ма и ее варь­и­ро­ва­ние.

Фонема – с древнегреческого дословно переводится как «звук». Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию.

Хотя фонема и звук понятия очень близки по своему значению – это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными. В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется

Как уже неоднократно отмечалось, в речи (в речевом потоке) фонемы могут видоизменяться, т.е. употребляться в виде разных звуков. Видоизменение фонем в речи называется варьированием, а конкретные звуки, представляющие ту или иную фонему в речевом потоке, – вариантами данной фонемы, фонами, аллофонами (аллофонемами), иногда – оттенками фонем

8. Фо­не­ти­че­ское со­дер­жа­ние сло­га: си­ла, тон, дли­тель­ность. Прин­ци­пы сло­го­де­ле­ния.

Слог фонетический – часть фонетического слова, обычно состоящая из гласного звука или сочетания согласного (согласных) с гласным звуком, объединенных в соответствии с принципом восходящей звучности. С физиологической точки зрения слог представляет собой комплекс звуков, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.

В современном языкознании существует несколько теорий слога:

1) экспираторная теория: слог рассматривается как сочетание звуков, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха, границей слога считается момент самого слабого выдоха;

2) мускульная теория слога: слог определяется как отрезок звучащей речи, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевых органов;

3) артикуляционно-акустическая теория: фонетический слог понимается как минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно;

4) сонорная теория: слог рассматривается как сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным.

Слогораздел – граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи. Согласно теории сонорности (Р.И.Аванесов, М.В.Панов и др.), слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности.

Фонетическое содержание слога – сила, тон, интонация, длительность и т.д. Повышение акустической мощности слога относительно других слогов в данной последовательности слогов называется силовым или динамическим ударением. Немаловажную роль играет высота звучания слога, или его тон. Тоны используются в языках мира по-разному. В языках дальнего Востока и Юго-Восточной Азии – китайском, вьетнамском, бирманском и др. – каждый слог характеризуется определенным тоном. Такие языки называются языки с этимологическими тонами. Функция тонов в этих языках следующая. Слоги и слова одинаковые по фонемному составу, но различные по тону, имеют совершенно различное значение (напр., в китайском – FU – мужчина, богатство, префектура, богатый). В этой функции китайские тоны схожи с динамическим ударением русского и других индоевропейских языков, ср. русск. мукá - мỳка. Далее, при одном фонемном составе и общем вещественном лексическом значении тон служит средством разграничения грамматических категорий, напр. глагол – существительное. Существуют также такие языки, в которых тон является в подлинном смысле средством выделения слога: таковы, например, японский, корейский, шведский. В этих языках имеется тоновое или музыкальное ударение. В таких языках, как русский, английский, польский, тон слога может меняться по усмотрению говорящего, следовательно, не может служить этимологическим тоном или средством музыкального ударения. Но в этих европейских языках тон может быть средством эмоционального ударения.

9. Уда­ре­ние и его ви­ды. Про­со­ди­че­ские яв­ле­ния.

Просо́дия (др.-греч. προσῳδία «ударение»), также просо́дика [1] — учение об ударении (в первую очередь музыкальном), занимающееся слогами с точки зрения их ударности и протяженности. Возникла в античной грамматике. В настоящее время понятие просодии неоднозначно и рассматривается в разных научных дисциплинах.

Ударение — это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т.д.). Ударение как просодический различительный признак слова. Типы ударения.

· Выделение одного из слогов в слове принято называть фонетическим ударением (это способ фонетического оформления слова с помощью выделения одного из слогов).

· Слог может выделяться в слове следующими способами:

· 1) увеличением интенсивности гласного звука;

· 2) изменением частоты основного тона;

· 3) увеличением времени звучания слога;

· 4) спектральной характеристикой звукового состава слога или (по Щербе) качественной характеристикой звукового состава, прежде всего гласного.

· В зависимости от того, какой признак является преобладающим, определяется тот или иной тип ударения: динамическое, или экспираторное; музыкальное, или тоническое, тоновое; квантитативное, или количественное, долготное. Качественное ударение (по четвертому признаку) обычно не выделяется.

· Динамическое ударение

· Динамическое ударение:

· -сильное (возникает большая разница в силе ударяемого слога и безударных слогов)

· -слабое (не возникает значительной разницы в экспирации ударяемого и безударного слогов (североиндийские языки (хинди, урду))).

· -фиксированное (закрепленным за одним и тем же слогом),

· -нефиксированное (незакрепленным, свободным).

· -подвижное (ударение, меняющее место внутри одного и того же слова, в зависимости от той или иной его формы. Например, окн`о - ` окна, сн`ег – снег`а)

· -неподвижное (ударение, меняющее место внутри одного и того же слова, в зависимости от той или иной его формы. Например, окн`о - ` окна, сн`ег – снег`а)

· В многосложных словах как русского, так и других языков с динамическим свободным ударением можно выделить главное и второстепенное или второстепенные ударения.

· В языках со свободным ударением имеются слова, лишенные ударения. Это так называемые проклитики и энклитики. Они произносятся слитно с предыдущим или последующим словом. Например, На Севере [нас’`эв’ьр’ь], когда-то [кагд`атъ] и т.п.

· Музыкальное, или тональное ударение

· Музыкальное ударение – это выделение слога в слове благодаря изменению частоты основного тона, что воспринимается на слух как повышение или понижение тона. Музыкальное, или тональное, ударение встречалось во многих древних индоевропейских языках (в древнегреческом, древнеиндийском и др.).

· Среди современных языков изменение тона характерно для языков Дальнего Востока и ряда языков Юго-Восточной Азии.

· Количественное ударение

· Оно достигается удлинением слогообразующего гласного звука. Количественное ударение возможно только в тех языках, где нет фонологически значимого различия гласных по долготе и краткости. Гласные в безударных позициях почти не редуцируются. Такое ударение преобладает, например, в индонезийском языке, хотя имеются элементы и динамического и отчасти музыкального ударения.

· Подвижность – неподвижность ударения

· В подавляющем большинстве русских слов ударение закрепле­но за одним и тем же слогом, за одной и той же морфемой во всех фор­мах слова. Такое ударение называют неподвижным. Вместе с тем в русском языке имеются слова, формы которых различаются местом ударения. Такое ударение называют подвижным.

· Подвижность ударения в русском языке ограничена. Имеются ог­раничения прагматические (привычность — чуждость слова и частота его употребления), семантические, морфологические (словообразова­тельные и словоизменительные), синтаксические, стилистические и фонетические.

· Подвижное ударение характеризует главным образом привычные, общеупотребительные, частые слова. Прежде всего сюда относятся ста­рые, исконные слова, принадлежащие к древнейшему пласту лексики и обозначающие конкретные предметы, явления, действия.

· Сильнодействующим ограничителем подвижного ударения явля­ется словообразовательная структура слова. Некоторые ограничения подвижности связаны также с фонетичес­кой структурой слова. Немаловажно место ударения в исходной словоформе.

· Тип подвижности ударения самым тесным образом связан с мор­фологической характеристикой слова, его словоизменительным типом. Каждый морфологический класс имеет свои типы подвижности ударе­ния.

10. Фо­не­ти­че­ское сло­во, фра­за. Ин­то­на­ция. Ти­пы ин­то­на­ции.

фонетическое слово

Самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами, (нъ-лугу) (на лугу), (за-гърът) (за город), (н’ие-знал) (не знал).

ИНТОНАЦИЯ в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная). Это совокупность всех суперсегментных средств языка 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||)

В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов Интонационных Конструкций в русском языке:

· ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;

· ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;

· ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов (Вы были в те а тре?);

· ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);

· ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Ка кой сегодня день!)

· ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой ве чер тёплый!), так и выражение недоумения (Ка ки е у них обычаи?);

· ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-­7 от ИК­-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Ка кой он отличник! 'Он не отличник').

 

· Во всякой ИК выделяется центр — слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких значений, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра, также описываемое как сдвиг логического ударения, выражает смысловые различия внутри предложения, ср. рус. Вы б’ы ли в кино?В’ы были в кино?Вы были в ки н’о? Гд’е?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...