Требования к оборудованию
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Программа дисциплины “История”
для направления 230700.62 «Прикладная информатика»
Автор курса: Гафаров А.А., к.ист.н., доцент кафедры политической истории и мировой политики, e-mail: Anvar.Gafarov@ksu.ru
Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии Высшей школы ИТИС
Казань
I. Пояснительная записка Общие сведения об учебном курсе Дисциплина читается студентам первого курса. Продолжительность курса составляет 144 аудиторных учебных часов, в том числе: 36 часов лекционных занятий, 18 часа практических занятий, 90 часа самостоятельной работы. Рубежный контроль – 2 контрольные работы, зачет по окончанию курса.
Аннотация Данный курс ориентирован на изучение процессов и закономерностей исторического развития России в контексте мировой истории. Наряду с государственно-политической канвой содержание курса История включает материал по истории социально-экономического развития и культуры. Ознакомление с основными понятиями общественных дисциплин. Выработка первичных навыков самостоятельного анализа исторических/общественных явлений.
Цель курса Целью освоения дисциплины (модуля) Истории является формирование у студентов системы знаний, касающихся основных этапов развития Российского общества и государства, начиная с периода их формирования, предметно-содержательной стороны важнейших событий и фактов истории, а также основных тенденций и взаимодействий исторического пути Руси/России. Курс призван сформировать устойчивые представления об истории России как неотъемлемой части Всемирной истории, об особенностях исторического развития России в контексте мирового исторического развития. Курс должен способствовать осмыслению истории России как развития многонационального сообщества, утверждению этнической толерантности и гражданской зрелости.
Требования к студентам Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с исторической наукой.
Требования к оборудованию Освоение дисциплины "История" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения: Компьютерный класс, представляющий собой рабочее место преподавателя и не менее 15 рабочих мест студентов, включающих компьютерный стол, стул, персональный компьютер, лицензионное программное обеспечение. Каждый компьютер имеет широкополосный доступ в сеть Интернет. Все компьютеры подключены к корпоративной компьютерной сети КФУ и находятся в едином домене. Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "КнигаФонд", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система "КнигаФонд" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. КнигаФонд обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям новых ФГОС ВПО. Дисциплина "Отечественная история" материально-технически обеспечена на 100 %. Все книги из основного и дополнительного списков литературы имеются в наличии в библиотеке им. Лобачевского при КФУ. Для использования программных и Интернет-ресурсов есть методический кабинет с компьютером, подсоединенным к интерактивной доске с проектором.
В результате прохождения учебного курса студенты должны: - должны знать основные проблемы теории и истории России, даты важнейших событий, усвоить исторические понятия, термины, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений - должны владеть навыками самостоятельного изучения исторических источников; анализа социально-значимых проблем и процессов, опирающегося на научные подходы; культурой исторического мышления и применения полученных знаний для понимания, осмысления исторической природы общественно-политических процессов и событий современности; анализировать социально значимые проблемы и процессы и готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны уметь: - должны уметь извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами исторического описания и объяснения; использовать навыки оценочной деятельности для определения и обоснования своего отношения к историческим и современным событиям
II. Тематический план учебной дисциплины
III. Базовые учебники
Книги: · Абрамов Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России. 1991-2006. Практи-кум. - М., 2007. · Анисимов Е.В. История от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты. - СПб., 2009. · Зуев М.Н. История России: учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. История" для студентов вузов неист. спец. / М.Н. Зуев. - М. 2007. - 634 с. · Зуев М.Н. История России: учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. История" для студентов вузов неист. спец. / М.Н. Зуев. - М.: Высш. образование, 2009. - 634 с. · История России (Россия в мировой цивилизации) / Под. ред. А.А. Радугина. М., 2002 · История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для студентов неисторич. специальностей/ под ред. Н.Д. Козлова. - СПб., 2009. · Зуев М.Н. История России [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. История" для студентов вузов неист. спец. / М.Н. Зуев. - М.: Высш. образова-ние, 2007. - 634 с. · История. Даты: Справочник / Авт.-сост. М.Н. Зуев, Р.Н. Лебедев. - М., 2009. · История государства Российского: Хрестоматия. X-XIV вв. / Сост. Г.Е. Миро-нов; РГБ. - М., 1996. · История России ХХ - начала ХХI века [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 960 с. · История России: В 2т. Т.2: С начала XIX в. До начала XXI века / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; под. ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. - 862 с. · История России с древнейших времён до начала ХХI века [Текст] / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; под. ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 1263 с.
· История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]; Моск. гос. ун-т, Ист. фак..?3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 525 с. · История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]; Моск. гос. ун-т, Ист. фак. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 525 с. · Ключевский В.О. Энциклопедический словарь русской истории. Современная версия. - М., 2009. · Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2009. · Новейшая история России. 1914 - 2008: Учебное пособие/ под ред. М.В. Худякова. - М., 2008. · Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. - СПб., 1994. · Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мошелков. - М., 1996. · Россия. Автобиография. Десять веков истории России от участников и очевидцев событий/ сост.: Федотова М.А., Королев К.М. - М.-СПб., 2009. · Скворцов Е.М., Маркова А.Н. История отечества: Учебник. - М., 2008. · Смыков Ю.И. История России: XIX век: хрестоматия / Ю. И. Смыков; Казан. гос. ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 359 с. · Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; Моск. гос. ун-т, Ист. фак. - М.: КноРус: ТК Велби, 2008. - 536 с. · Фортунатов В.В. Отечественная история: Учеб. пособие для гуманит. вузов. - СПб., 2009. · Хрестоматия по новейшей истории России. 1914 - 2004. В 2ч. / под ред. А.Ф. Киселева. - М., 2005. Дополнительная литература: · История России: конец или новое начало?/ Александр Ахиезер И. К., Игорь Яковенко; 2-е изд, испр. и доп. - М.: Новое изд-во: Либеральная миссия, 2008. - 461 с. · Леванов Б.В. История России XIX - XX вв. [Текст]: учебное пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / Б.В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов. - М.: Владос, 2008. - 605 с. · Мухамадеев А.И. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета / А.И. Мухамадеев, М.Р. Белоусов, М.С. Га-тин; Казан. гос. ун-т, Ист. фак. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 123 с. · Портреты историков: Время и судьбы. В 2 т./ Под ред. Г.Н. Севостьянова, Л.Т. Мильской. - М.: Наука, 2000. · Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарским государством в 13 - 16 вв., 1239 - 1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. - М., 2000. · Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. - М., 2004. · Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII вв. - М., 1997. · Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М., 1999. · Суслов А.Ю. История Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): учеб. по-собие / А.Ю. Суслов, А.Р. Шигазимов, Ю.Р. Мубаракшина. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2007. - 117 с.
Интернет-ресурсы: · История: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань, 2012. – 189 с. http://kpfu.ru/imoiv/elektronnye-resursy/uchebnye-i-metodicheskie-materialy · Журнал "Русская история". Электронная версия - http://www.moscowia.su/images/elektronka/versia/zhurnal.htm · Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина". Электронная версия - http://bibliotekar.ru/rus/index.htm · Сайт "Библиотекарь". Раздел "Русская история, искусство, культура" - http://bibliotekar.ru/rus/index.htm · Сайт "Образовательные ресурсы интернета. История" - http://www.alleng.ru/edu/hist.htm · Сайт "Хронос" - http://www.hrono.ru/ IV. Формы контроля -промежуточный контроль: контрольные работы №№ 1, 2 - итоговый контроль: зачёт Оценки промежуточного и итогового контроля складывается из следующих элементов: работа на практических занятиях текущий контроль осуществляется посредством ведения учета выполнения и оценки качества подготовки заданий на практических занятиях (доклады, презентации, оппонирование, упражнения для закрепления теоретических знаний, критические выступления, выполнение домашнего задания); зачет
V. Содержание программы Тема 1: История как наука 1. Образование и развитие Древнерусского государства IX– X вв. 2. Методы, основные подходы и источники изучения курса. 3. Научная традиции изучения истории России.
Тема 2: Славяне и другие народы Восточные Европы IX-XIII вв. 4. Образование и развитие Древнерусского государства IX– X вв. 5. Эпоха расцвета Киевской державы. Правление Ярослава Мудрого. 6. Русь в период раздробленности XII–XIII вв.
Тема 3: Русские земли в XIII - XIV вв.: развитие феодализма и преодоление раздробленности 1. Русские земли и Золотая Орда. 2. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации.
Тема 4: Формирование и развитие единого централизованного российского государства XV–XVII вв. 1.Особенности и основные этапы складывания единого и централизованного Российского государства. Оформление самодержавия в России. 2. Социально-экономический строй Московской Руси в XVI–XVII вв. 3. Кризис русской государственности: опричнина и Смутное время.
Тема 5: Россия в ХVIII веке: начало модернизации и европеизации 1. Предпосылки модернизации России. Политические и социально- экономические реформы Петра I. 2. Эпоха дворцовых переворотов: проблемы политического и социально-экономического развития. 3. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
Тема 6: Россия в первой половине ХIХ в.: проблемы поиска путей модернизации 1. Российская империя в начале XIX в.: внутреннее и международное положение. 2. Российская власть в первой половине XIX в.: реформаторские и контрреформаторские тенденции. 3. Становление российского общества и поиски модели развития: декабристы, охранители, западники и славянофилы, революционная демократия.
Тема 7: Развитие мировой индустриальной цивилизации и ускорение модернизации российского общества во второй половине XIX века 1. Социально-экономические процессы и упрочение конституционно-парламентского строя в Европе и Северной Америке. 2. Содержание и направленность реформ 1860–70-х гг. и их влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь в России. 3.Контрреформы 1880–90-х гг. и их последствия для модернизационных процессов. 4.Оформление идейных течений и развитие общественно-политических движений в России пореформенного периода.
Тема 8: Россия и мир на рубеже XIX -XX веков: неравномерность и противоречивость развития 1. Мировое развитие на пороге ХХ века: новые процессы и усложнение системы мирового взаимодействия в мировом сообществе. 2. Революция 1905–1907 гг.: стратегия и тактика основных классово-политических сил, основные события, итоги и последствия революции. 3. Первый опыт российского парламентаризма и деятельность политических партий. 4. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина – последняя попытка эволюционной модернизации Российской империи. Тема 9: Россия в 1914-1920 гг.: эпоха войн и революций. 1. Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российские революции 1917 года: Февраль и Октябрь. 2. Советская страна в период гражданской войны и интервенции: становление однопартийной политической системы. 3. Военный коммунизм – совокупность социально-экономических мероприятий большевистской власти в годы гражданской войны.
Тема 10: Советская Россия в 1920-е гг.
1. НЭП: причины, содержание, итоги и уроки. 2. Политическая борьба периода НЭПа и формирование советской политической системы в 1920-е гг. 3. Национальная политика РКП (б). Образование и эволюция СССР. Тема 11: Складывание тоталитарной системы в СССР (конец 1920-х – 30-е годы). 1. Сталинская модернизация в СССР: замысел, составные элементы, особенности. 2. Командно-административная система как способ форсированного построения советской модели социализма. 3. Внешняя политика СССР в 1920-е – 30-е годы. Тема 12: СССР в годы Второй мировой войны 1. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны 2. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Красной армии в начальный период войны. 3. Основные этапы Великой Отечественной войны. Итоги и уроки Великой Отечественной войны, цена победы. Тема 13: Советский Союз в 1950-х – начале 1960-х годов в условиях противоборства сверхдержав 1. Крах сталинизма и первые попытки демократизации советского общества. 2. Социально-экономическое развитие страны в 1950-х – начале 1960-х гг. и реформирование методов управления народным хозяйством. 3. Причины и уроки несостоявшегося «демократического поворота».
Тема 14: Советско-коммунистическая система в 1960-х –1980-х годах: проблемы развития и мировой опыт 1. Противоречия социально-экономического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов 2. Внешняя политика СССР в 1960-х – 80-х годах: между «холодной войной» и разрядкой. Тема 15: СССР в период перестройки и новые взгляды на мировое развитие 1. Перестройка: замысел, основные этапы, содержание. 2. Усиление противоречий в конце 1980-х – начале 1990-х годов. 3. Августовский путч и завершение перестройки: итоги и уроки.
Читайте также: I Требования к выполнению и оформлению контрольной работы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|