Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Горизонтальное вращение (спираль)

             Для выполнения спирали парашютисту требуется оттолкнуться от опоры какой-либо частью тела, уда­ленной от центра тяжести, вокруг которого будет про­изводиться вращение. Опорой в свободном падении является встречный поток воздуха (рис. 43). Управле­ние производится отклонением этого потока руками и/или ногами. Начинающих спортсменов учат делать управляющий ввод одними ладонями. Это позволяет понять принцип управления, не сообщая слишком сильных импульсов телу.

Рис. 43.'Классический вариант выполнения спирали — руками:

Сплошные стрелки— отклоняемый воздушный поток,

Пунктирные — направление вращения

Рис. 44. Выполнение спирали в стиле групповой акробатики

 

  Опытные спортсмены для выполнения ввода ис­пользуют не только ладони, но и всю поверхность рук, ног, а также скрученный винтом корпус — грудь и таз. Например, в групповой акробатике важно выполнять быстрые развороты относительно центра тела, при этом не смещаясь по вертикали и горизонтали относитель­но партнеров. Для этого используется определенный стиль управления (рис. 44).

Вертикальное вращение (сальто)

Для выполнения сальто назад следует выставить руки вперед, подальше от корпуса, напрячь их и оттолкнуть­ся от потока, одновременно поджав ноги к животу. Руки останавливаются около бедер. Для остановки вращения надо в положении на спине сделать противоввод — от­толкнуться от потока руками, вернуть их в исходное по­ложение. Ноги вернуть в исходное положение.

Чтобы сделать сальто вперед, требуются обратные действия: убрать руки к бедрам, отдать (выпрямить в коленях) ноги и одновременно «клюнуть» головой вниз. Для остановки — выставить руки перед собой, ноги — в исходное положение.

В позе плотной группировки сальто можно выпол­нять и с помощью одних только рук.

Перемещение по горизонтали

Для того чтобы в свободном падении перемещаться в какую-то сторону, следует создать угол атаки так, что­бы возникающая сила не создавала вращения.

Рис. 45. Перемещение вперед (пикирование)

Для движения вперед нужно отдать ноги (увеличить площадь опоры), руки сместить ближе к поясу или поджать (уменьшить площадь). При этом центр давления сме­щается, тело наклоняется (пикирует) и создает угол атаки, отклоняющий встречный поток назад. Тело на­чинает двигаться в противоположном направлении, то есть вперед (рис. 45). Чем сильнее отклонение рук и ног от нейтрального положения «коробочки», тем выше скорость перемещения.

Для движения назад производятся обратные дей­ствия — ноги подгибаются сильнее, руки выставляются вперед (рис. 46).

Для горизонтального движения в стороны приме­няются те же движения, что и для выполнения

Рис. 46. Перемещение назад (кабрирование)

спиралей, только ноги и руки отклоняют поток в одну сторо­ну (а не в противоположные, как при вращении).

Частным случаем движения вперед является раз­бежка (планирование) — перемещение с максимально возможной горизонтальной скоростью (рис. 47). Этот маневр, используется для удаления парашютистов на максимальное расстояние перед раскрытием. Для эф­фективного планирования следует ноги свести вместе, напряженные руки — около бедер (или немного ниже), тело прямое или с небольшим обратным прогибом. В начале разбежки парашютист прижал голову к груди и смотрит назад — на партнеров, чтобы разбегаться от них, а не параллельно с кем-нибудь. Затем взгляд пере­водится в сторону перемещения (вперед).

Рис. 47. Положение тела для разбежки (планирование)

       Перед раскрытием парашюта следует затормозить, выставив руки вперед и подогнув ноги. Данный способ перемещения нельзя использовать для подходов к другим парашю­тистам в свободном падении, так как горизонтальная скорость слишком велика — при умелом выполнении она может достигать 50 м/с.

Перемещение по вертикали

Перемещение по вертикали вверх и вниз, есте­ственно, может происходить только относительно некоторого тела, падающего с постоянной скоростью. Перемещение вверх — замедление падения, вниз — ус­корение. Такие перемещения могут использоваться в групповой работе в свободном падении. Для измене­ния скорости падения требуется изменить соотноше­ние сил тяжести и сопротивления воздуха. Поскольку

Рис. 48. Движение вниз относительно исходного положения — «просыпание»

Рис. 49. Движение вверх относительно исходного положения — «вспухание»

изменить свой вес нельзя, остается попробовать изме­нить силу трения о воздух, которая зависит от конфи­гурации обтекаемого тела.

Чтобы увеличить скорость падения («просыпать» вниз) в положении лежа на животе, спортсмен должен сделать свою фигуру как можно более обтекаемой и уменьшить площадь миделя. Для этого следует силь­но прогнуться, подобрать к себе руки и ноги, рассла­биться (рис. 48).

Для уменьшения скорости («вспухания») необходи­мо наоборот — пошире расставить конечности, напрячь­ся, уменьшить прогиб или даже прогнуться навстречу потоку (рис. 49).

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ

Специфика парашютного спорта такова, что «рабо­чее время» прыжка очень ограничено: спортсмен нахо­дится в свободном падении всего лишь 30—50 с. Реально же для отработки упражнения (за вычетом времени на разгон и подготовку к раскрытию) остается около 20— 30 с. За 100 прыжков набирается менее часа— это очень мало. Поэтому необходимо эффективно использовать наземные тренировки и каждый прыжок.

Наземные тренировки

На земле нет возможности воспроизвести все усло­вия, сопутствующие реальному прыжку (аэродинами­ческие трубы пока не всем доступны), но зато можно тренироваться сколько угодно — идет ли речь об от­работке отделения от летательного аппарата или об упражнениях групповой акробатики.

Наземные тренировки, конечно, не должны ограни­чиваться работой с инструктором — надо использовать любую возможность для самостоятельной отработки упражнения. Например, вы осваиваете стабильное па­дение. На занятиях инструктор «выставил» вам клас­сическую позу («коробочку») и объяснил, что ваша задача — научиться устанавливать ее в воздухе. И те­перь вы должны уделить этой позе достаточно време­ни на земле, обращая внимание на основные моменты (прогнуться, расположить руки симметрично, ноги тоже, расслабить их), выполняя их сначала последова­тельно, а затем одновременно. Отсутствие симметрии (обычно ног) в воздухе приводит к неконтролируемо­му вводу во вращение, сначала слабое (на задержках 10—15 с), но если не изменить позу или не сделать противоввод.'— усиливающееся и переходящее в плоский штопор (на 20—25 с). Если не расслабить конечности, они начинают служить рулями, и малейшая асиммет­рия становится более значимой. Вы должны научить­ся хорошо чувствовать свои руки и ноги и осознавать их положение в пространстве. Дайте себе время при­выкнуть к правильной позе. Тогда тело «запоминает» это положение и потом легко принимает его в воздухе, когда времени на раздумья мало и большую роль игра­ет мышечная память.

Осваивая выполнение спиралей или сальто, надо еще основательнее прорабатывать нужные движения на земле. Вопрос о том, доводить ли движения до авто­матизма, является спорным (ведь можно закрепить и неудачные движения), но в любом случае надо ясно себе представлять, что вы собираетесь сделать в предсто­ящем прыжке. Тогда уже в воздухе можно исследовать эффективность того или иного движения, подбирать углы атаки. Возможно, оптимальным было бы следующее. обучение: инструктаж — самостоятельная отработка — выполнение в воздухе (соответственно, корректиров­ка движений) — обсуждение с инструктором — само­стоятельная работа (с учетом поправок) — и т. д.

Опыт подготовки спортсменов к соревнованиям показал, что за счет тренировки на земле можно сокра­тить в несколько раз количество прыжков, необходи­мых для освоения свободного управления телом.,

После того как упражнение-в целом освоено, пара­шютист может мысленно повторять его в любой об­становке (например, перед сном). Мысленный прогон упражнений оказывается полезным для многих видов спорта и широко применяется в настоящее время. Это называется идеомоторнои тренировкой (подробнее о ее принципах можно прочитать в соответствующей литературе).

Об эффективности прыжка

Чем лучше спортсмен подготовлен к прыжку, тем спокойнее он себя чувствует.

Некоторое волнение перед прыжком вполне есте­ственно, но иногда оно становится чрезмерным (это может быть вызвано страхом перед отделением от ле­тательного аппарата, сомнениями в том, что получит­ся упражнение, или другими мыслями). Если человек напряжен, его движения более скованны. Ясно, что такое состояние затрудняет работу в воздухе: например, человеку сложнее расслабиться в позе стабильного па­дения или хладнокровно осознавать свои движения и их результат. Выполненный в полупаническом со­стоянии прыжок заведомо малоэффективен с точки зрения развития навыков.

Говоря о страхе, мы можем подразумевать множество вещей. Страх как инстинкт самосохранения, присущий всему живому, побуждает нас быть внимательными и бдительными, и в этом смысле вряд ли стоит от него избавляться. В противоположность этому предпосыл­ка психологического страха не связана с конкретной, непосредственной опасностью. Подобный страх вы­зван тем, что может случиться, а не тем, что реально происходит.

Мысли, в которых мы ощущаем угрозу, заставляют тело напрягаться. В таком состоянии учащается серд­цебиение и меняется характер дыхания: оно становит­ся более поверхностным и неравномерным, а иногда просто «замирает». Все это физические проявления того, что мы называем страхом. К счастью, существует и обратная связь: сознательно расслабляя тело и меняя характер дыхания, мы тем самым изменяем свое состо­яние. Способность человека к регулированию своих состояний известна давно и получила название «пси­хическая саморегуляция».

Основные принципы следующие. Контролируя свои телесные функции, мы можем контролировать свое ум­ственное состояние и эмоции. Чтобы управлять своими телесными функциями, первым делом надо научиться понимать, что происходит в теле и. как оно реагирует на стресс. Нужно понаблюдать за собой в самолете и задать себе несколько вопросов: возросла ли у вас частота серд­цебиения? ощущаете ли вы напряжение в теле? в какой именно группе мышц? какое у вас дыхание? Почувство­вав напряжение в теле, расслабьте его. Особое внима­ние обратите на область солнечного сплетения, так как она часто бывает напряжена. Затем сфокусируйте вни­мание на дыхании. Обычно достаточно ощутить свое дыхание и понаблюдать за ним некоторое время — уже это успокаивает его. Более эффективно: ощутить и за­тем сознательно дышать по-другому в течение несколь­ких циклов, например:

• установить ровное, спокойное дыхание;

• установить тип дыхания с удлиненным выдохом (короткий вдох, растянутый, замедленный выдох, не­большая задержка).

Применяют и более сложные методы саморегуля­ции, требующие специальных занятий. Например, считается полезной аутогенная тренировка.

Подытожим сказанное. Вообще, любой парашютис обладает способностью интуитивно настраиваться на прыжок и без специальных техник. Однако если мы чув­ствуем, что наше состояние может снизить качество прыжка, мы можем успокоить себя и освободиться от ненужного напряжения, выполнив в самолете, к при­меру, следующие действия:

• заметив напряжение в теле, расслабить его;

• выровнять дыхание.

Затем можно мысленно прокрутить комплекс уп­ражнений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...