Демографические проблемы Китая
Обычно работы, посвященные населению Китая, начинаются с фразы о том, что КНР – самая многонаселенная страна Азии и всего мира. И действительно, проблемы народонаселения накладывают отпечаток на все стороны жизни китайского общества. Особенно большое влияние имеет собственно демографический фактор. И это относится не только к нашей эпохе, но фактически ко всей многотысячелетней китайской цивилизации. Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. За время существования КНР население страны увеличилось в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 19,9 % всех жителей нашей планеты. Надо иметь в виду, что население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Немалое впечатление на все китайское общество произвели и результаты переписи 1953 г. Они помогли осознанию того, что решение социально-экономических проблем страны невозможно без организации планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью. Меры демографической политики сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет),[40] установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». С 1981 г. в стране существует Государственный комитет планирования рождаемости.
Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер» и т. п. Иногда девиз формулируется в более мягкой форме: «Двое детей – хорошо, трое – слишком много, иметь четверых детей – ошибка». Еще один девиз демографической политики звучит так: «Позже, реже, меньше». Он означает стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей. По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Нужно иметь в виду и то, что для заключения брака необходимо получить разрешение по месту работы, пройти собеседование и медицинскую комиссию. А разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока.
В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2005 г. коэффициент рождаемости в стране снизился в 2,8 раза, а коэффициент естественного прироста – в 2,7 раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому. Как известно, эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18 %, в 1960-х – 1,84, в 1970-х – 1,94, в 1980-х – 1,3, в 1990-х – 1,1 % (или 11b, т. е. 11 человек на 1000 жителей). К тому же в начале XX1 в. он снизился до 1 % и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,7 ребенка в 2005 г. Несмотря на высокую эффективность проводимой в КНР демографической политики, первоначально поставленная перед ней задача все же была выполнена не полностью. Она заключалась в том, чтобы население страны на рубеже XX и XXI вв. не превысило 1,2 млрд человек. После публикации результатов переписи 1990 г. планку для 2000 г. было решено поднять до 1,28 млрд человек. Именно она и была почти достигнута. В стране происходит более 9 млн бракосочетаний в год, тогда как в США– 2,4, в Бангладеш – 1,2, в России – 1,1 млн. Поэтому можно ожидать принятия новых мер по сокращению рождаемости.
Понятие «Большой Китай» Большой Китай — надгосударственное образование или своеобразная транснациональная корпорация, включающая кроме континентального Китая, Гонконг (Сянган) – с 1997 г. в составе КНР, Аомынь (Макао) – с 1999 г. в составе КНР, Тайвань (Китайская Республика) (Формоза) – признана 23 гос-ми, Сингапур и обширную китайскую диаспору (300 млн. хуацяо) с населением более 1,5 миллиардов человек. Настоящее определение обычно используется в инвестиционном и экономическом сообществе, обращаясь к их растущему экономическому взаимодействию и интеграции.
Этот термин часто используется, для того, чтобы отказаться от чувствительного по политическому статусу вопросу Tайваня. Сингапур иногда также включается в этот термин, из-за своего значительного китайского сообщества, которое формирует 75.6 % его населения, которые являются его гражданами. Приблизительно 7.59 миллионов китайцев проживают в Малайзии, которые также иногда включаются в этот термин. Некоторые Тайваньские сторонники независимости своей территории возражают против этого термина, поскольку он подразумевает, что Tайвань — часть некоторого понятия как Китая, то есть его неотъемлемая часть (смотри билет 53). Некоторые сторонники китайского воссоединения также возражают против этого термина, поскольку это подразумевает, что «Великий Китай» отличается от Китая. Но больше всё-таки сторонников именно этого термина, так как он так или иначе, но значит Единый Китай, как единую нацию. Суммарный валовой внутренний продукт Большого Китая сопоставим с американским ВВП. Свободные валютные средства банков, контролируемых китайцами, оцениваются в 400 млрд. долл. Фантастическими темпами развивается будущая мировая геоэкономическая столица Большого Китая Шанхай, включая зону технологического развития Пудун. Внешнеторговый оборот Шанхая превысил в 2001 г. 120 млрд. долл.
Билет 53.
Проблема сепаратизма в Китае
В Китае глубокие этнорегиональные расколы начинают наблюдаться после того, как империя Цинь была насильственно включена в мировую систему международных отношений и сама стала объектом экспансии Запада. Восстания поднимаются на окраинах империи – на юге (мусульмане), на северо-западе (дунгане, потомки тюркских племен Центральной Азии), в Восточном Туркестане (уйгуры, киргизы, таджики). Монолитность Китая. Неспециалисту Китай сегодня представляется политически, культурно и лингвистически монолитным, поскольку китайцы давно стали китайцами. Однако выраженные территориальные различия существуют. Так, сильно различаются жители севера и юга страны: северяне напоминают тибетцев и непальцев, а южане похожи на вьетнамцев и филиппинцев. Один взгляд на лингвистическую карту Китая моментально опровергнет миф о монолитности страны; помимо восьми «больших языков», на которых говорят от 11 до 800 млн жителей, есть еще более 130 «малых».
Следует отметить, что неханьские (не титульные) этносы в Китае проживают в основном в регионах Западного и Центрального Китая, занимающего около 65 % площади страны. Наиболее остро стоят сегодня проблемы Тибета и Синьдзян-Уйгурского автономного района. В 1912 г. правительство Китая объявило провинциями Тибет, Монголию, Синдзян. Тибетский вопрос был предметом обсуждения на созванной в 1913-1914 гг. при содействии англичан Симлской конференции, на которой был формально признан сузеренитет (не суверенитет) Китая над Тибетом, и Китаю запрещалось превращать Тибет в свою провинцию. В свою очередь Лхаса предпринимала попытки выйти из изоляции и установить отношения с другими странами. В настоящее время требования далай-ламы (т.е. Лхасы) сводятся к культурной автономии для «большого Тибета» (т.е. с включением прилегающих районов на юге и востоке) в рамках КНР, однако он не признает Тибет «неотъемлемой частью» Китая. Руководство КНР продолжает свои усилия по органическому встраиванию Тибетского автономного района в общественно-политическую и социально-экономическую структуру Китая, и ему удалось добиться стабилизации ситуации в регионе. Совершенно другая ситуация складывается в Синдзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР). Население района составляет 18,9 млн чел., в том числе около 8 млн уйгуров-мусульман суннитского толка. Горы делят Синдзян на две части: Северная- Джунгария, примыкающая к российскому Алтаю и Казахстану, и Южная – Кашгария (или Восточный Туркестан), граничащая с Киргизией, Афганистаном, Таджикистаном и Пакистаном. Со времени присоединения к Китаю в СУАР произошло 15 крупных восстаний, носивших религиозную окраску. Развал СССР дал новый резкий толчок уйгурским выступлениям, поскольку после обретения суверенности новыми среднеазиатскими государствами уйгуры остались единственным крупным тюркским народом, не имеющим собственной государственности. В 1996г. на Всемирном уйгурском курултае, проходившем в Стамбуле, был официально признан вооруженный путь борьбы за независимость, поскольку ненасильственные методы борьбы оказываются неэффективными. Таким образом, уйгурская проблема – это один из расколов, подрывающих целостность китайской государственности.
Билет 54. Страны ЮВА: особенности политико-административного и этно-конфессионального устройства
- Юго-Восточная Азия представляет собой один из крупных физико-, экономико- и политико-географических и этнокультурных субрегионов Азии и мира в целом. Он включает полуостров Индокитай, острова Малайского архипелага и западную половину острова Новая Гвинея. На континентальной части расположены Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, на островной — Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Сингапур, Филиппины. Южную оконечность Малаккского полуострова и северную часть острова Борнео занимает Малайзия.. На территории проживает 599 млн человек, 8% жителей Земли. В последнее время уровень естественного прироста населения уменьшился, но абсолютное его значение по-прежнему велико. Особенно густо заселён остров Ява, самый населенный остров Земли. - Индонезия- Шестнадцать народов Индонезии насчитывают более 1 млн чел. яванцы (45% населения), сунданцы (14%), мадурцы (8%), балийцы, минангкабау, батаки и аче. Малайцы (7% населения), - В результате длительных внешних миграций в Малайзии сложилась своеобразная этническая структура. Малайцы, группы родственных им народов Борнео (ибаны, дусуны, «морские цыгане»-баджао), а также «оранг-асли» - В республике Мьянма (около 40 млн. человек)мьянма (бирманцы), составляющие ¾ населения государства, корены, кая, нага, качины. - Королевство Таиланд (более 53,5 млн. человек) населяют сиамцы (кхотнаи), лао, лы, фуан и другие народы - - - Весьма своеобразно географическое положение этого субрегиона, находящегося между двумя мощными центрами цивилизации - Индией и Китаем, соседство с которыми ("буферное" положение) обусловило проникновение сюда буддизма, конфуцианства и даосизма. Вместе с тем сильно проявилось влияние ислама: Индонезия стала крупнейшей в мире страной по численности мусульман. Юго-Восточная Азия - это "единство в разнообразии". - Монархии Три государства - монархии, из них Таиланд и Малайзия - конституционные, а Бруней - абсолютная. Довольно своеобразна форма правления в федеративной Малайзии, включающей 13 штатов и 2 федеральные территории (столица Куала-Лумпур и остров Лабуан). Девять из тринадцати штатов - султанаты во главе с наследными правителями. Султаны образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на 5 лет Верховного главу (короля), выполняющего, представительские функции главы государства. Камбоджа – конституция 1993 г., в соответствии с ней в Камбодже восстановлена монархия. Мировое сообщество предпринимает усилия по оказанию помощи Камбодже в ее социально-экономическом возрождении после многих лет кровавых конфликтов (70-80-х гг). - Республики Такие страны, как Вьетнам, Лаос, Индонезия(унитарное гос-во с элементами федерализма), Филиппины являются президентскими, а Сингапур - парламентской республиками. В настоящее время трудно определить государственный строй Мьянмы (Союза Мьянмы до 18 июня 1989 г. - Бирма, Бирманский Союз), где фактически существует милитаристский режим. -Неравномерность развития стран Юго-Восточной Азии в период после достижения ими политической независимости, громадные различия в размерах территории, людском и природно-ресурсном потенциалах, политические и иные факторы определили резкую дифференциацию стран по типу и уровню социально-экономического развития. Весьма велики различия по показателю ВНП на душу населения между Лаосом (350 долл. в 1995 г.) и Вьетнамом (240 долл.), Сингапур (26730 долл.) и (3890 долл. США), -В развитии стран субрегиона все большее значение приобретают интеграционные процессы, и прежде всего деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), международной организации, образованной в 1967 г. в составе пяти стран: Индонезия, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Филиппины, В 1984 г. к ней присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, АСЕАН ставит своей целью развитие двустороннего и регионального сотрудничества стран-участниц в экономической, политической и культурной сферах. С середины 1980-х гг. организация предпринимает шаги по созданию в субрегионе зоны мира и нейтралитета, а так В связи с распадом колониальной системы в Юго-Восточной Азии возникла не решенная до сих пор территориальная проблема. Речь идет о Восточном Тиморе. (см 47 билет)
Билет 55.
Индонезия: политико-административное устройство государства, этнический состав, этно-конфессиональные проблемы развития. Индоне́зия - официальное название — Респу́блика Индоне́зия— государство в Юго-Восточной Азии. Население, по итогам переписи 2010 года, составляет более 237,5 миллионов человек (по оценочным данным на июль 2011 года — более 245,6 миллионов человек), территория — 1 919 440 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает четвёртое место в мире по численности населения и четырнадцатое по территории. Столица — Джакарта. Государственный язык — индонезийский. Унитарное государство, президентская республика. В октябре 2009 года пост президента занял Сусило Бамбанг Юдойоно, вице-президента — Будионо. Подразделяется на 33 административно-территориальные единицы, 31 из которых является провинцией и 2 представляют собой особые округа, приравненные по статусу к провинциям. Расположена на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. Является крупнейшим островным государством в мире. Значительная часть островов относится к Зондским, которые в свою очередь подразделяются на Большие Зондские и Малые Зондские острова. Имеет сухопутную границу с Малайзией (на острове Калимантан), Папуа-Новой Гвинеей (на острове Новая Гвинея) и Восточным Тимором (на острове Тимор). Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Около 88 % населения исповедует ислам, что делает Индонезию страной с самым большим мусульманским населением в мире. Административное деление Индонезия является, согласно действующей конституции, унитарной республикой и делится на провинции, которых в настоящее время насчитывается 33 (включая Особый столичный округ Джакарта и Особый округ Джокьякарта, приравниваемые по статусу к провинциям). Провинции возглавляются губернаторами, которые, в соответствии с действующим законом о местном самоуправлении, избираются напрямую местным населением сроком на пять лет. Должность губернатора официально имеют и глава Джакарты (частно именуемый в зарубежных источниках «мэром»), и глава особого округа Джокьякарта. Законодательная власть в провинциях и особых округах осуществляется местными Советами народных представителей, также избираемыми населением на пятилетний срок. Провинции, в соответствии с действующим законом о местном самоуправлении, делятся на округа — кабупатены, и городские муниципалитеты — коты,не входящие в округа и равные им по статусу. Особый статус Джакарты, Джокъякарты и трех провинций — Аче, Папуа и Западное Папуа — подразумевает наделение властей этих регионов некоторыми дополнительными полномочиями в социальной, культурной, духовной и других сферах. В Аче, в частности, наряду с национальным законодательством Индонезии действуют (с ограничениями) законы шариата.
Этнический состав. Большинство народов, проживающих в Индонезии, относится к австронезийской группе, большая часть населения восточной части страны, в частности, папуасы, принадлежит к меланезийской группе. Крупнейшая этническая группа — яванцы, составляющие 42% населения и оказывающие наиболее сильное влияние на политическую и культурную жизнь страны также проживают сунды, малайцы и мадурцы и ещё более 300 народов, говорящих на 742 языках и наречиях. Существует влиятельная китайская диаспора, составляющая 3-4% от населения страны. Во время правления Сухарто индонезийские китайцы подвергались дискриминации, им было запрещено говорить на родном языке и пользоваться китайскими именами. После отставки Сухарто дискриминационные законы в отношении китайцев были отменены, однако напряжённость в отношениях китайцев с другими народами Индонезии сохраняется до сих пор. Также в крупных городах Индонезии проживают общины этнических арабов и индийцев, небольшое число европейцев.
Этно-конфессиональные проблемы Индонезии В Юго-Восточной Азии очаги военных конфликтов существуют в Индонезии (Суматра). Стычки между Правительством Индонезии и сепаратистов Молуккских островов. Жители исповедуют христианство и ислам, каждая из религиозных групп имеет вооруженные организации, которые борются с центральным правительством и друг с другом. Конфликт длится с 1977 года. В 1991 году лишь в результате этого конфликта погибло боле 5 тыс. человек. Главные причины конфликта - территориальные и религиозные. Республика Индонезия появилась в 1945 г В составе молодого государства оказалось около 300 этносов, разговаривающих на почти 370 языках и диалектах. Федеративное государственное устройство в Индонезии не прижилось. Ныне Индонезия делится на 30 провинций и 3 особых района. Однако эта осуществляемая правительством программа развития страны сталкивалась с центробежными тенденциями, сепаратистскими движениями, осложнялась вспышками национальной и религиозной розни. Конец 50-х годов ознаменовался вспышками сепаратизма на окраинах государства и выступлениями исламистов на Яве. В 70—90-е годы участились конфликты в тех районах Внешних островов, куда двинулись мигранты из перенаселенной Явы. Основные очаги нестабильности: остров Ява, особый район Ачех, Малуку, Папуа, Восточный Тимор, Бали.
Билет 56.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|