Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: Изучить реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов. Задание: выполнить серию опытов, связанных с изучением возможности образования аммин- и гидроксокомплексов. Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Растворы растворимых солей железа(Ш), кобальта (П), никеля(П), меди (П), цинка, алюминия, свинца(П) (с=0,1моль/л); раствор гидроксида натрия (с=0,1моль/л) и концентрированный; раствор аммиака концентрированный, тиоцианида калия (с=0,1моль/л). Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями, происходящими в пробирках. На первом этапе получают гидроксиды изучаемых ионов металлов. К полученным гидроксидам добавляют концентрированные растворы щелочи и аммиака. Об образовании прочного комплексного соединения судят по растворению осадка гидроксида. Выполнить опыт по изучению влияния природы растворителя на устойчивость комплексов. Выполнение эксперимента: Опыт 1. Получают нерастворимые гидроксиды. Изучают возможность образования гидроксокомплексов. Уравнения реакций:
Опыт 2. Изучают возможность образования амминкомплексов Уравнения реакций:
Экспериментальные данные
Вывод оформляют в виде перечисления: - ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы … - ионы, образующие прочные только амминокомплексы …
- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы … - ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы Дата ________ Занятие _________
МОДУЛЬ 08. Редокс-равновесия и редокс-процессы Задания для самостоятельной работы 8.18; 8.48; 8,58; 8.73; 8.82; 8.98; 8.106; 8.111; 8.113;8.115
Лабораторная работа 6.8 Определение направления редокс-процессов. Цель: Научиться оценивать окислительно-восстановительные свойства веществ. Задание: Провести серию опытов, подтверждающих окислительно-восстановительную двойственность пероксида водорода и нитритов. Научиться прогнозировать направление редокс-процессов. Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Водные растворы бромида калия, иодида калия, хлорида железа (Ш) (с=0,01 моль/л). Сущность работы: Для определения направления самопроизвольного протекания редокс -процесса необходимо сравнить величины редокс - потенциалов двух редокс - систем. Окисленная форма той редокс-системы, потенциал которой больше, и будет выполнять роль окислителя в данном процессе. Разность потенциалов Dj = j(ox) - j(red) >0 свидетельствует, что процесс будет протекать самопроизвольно в прямом направлении. Выполнение эксперимента:
Опыт. Определение направления редокс-процесса. Уравнения реакций:
Справочные данные: j r o(Fe3+/Fe2+) = ____________
j r o(Br2 /Br-) = ______________ j r o(I2/I-) = _____________
Расчеты:
Наблюдения: * В выводе указывают величину, по значению которой можно определить направление редокс-процессов. Вывод:
Дата __________ Занятие ___________
МОДУЛЬ 06. Гетерогенные равновесия и процессы.
Задания для самостоятельной работы 6.27; 6.29;6.50; 6.54
Лабораторная работа 6.5 Гетерогенные равновесия в растворах электролитов Цель работы: Получить системные знания по теории гетерогенных процессов в приложении к биологическим системам; определить термодинамические условия образования и растворения осадков; изучить влияние различных факторов на растворимость малорастворимых электролитов.
Задание: Изучить: а) условия образования осадков, б) влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита; в) конкуренцию гетерогенных процессов; г) влияние природы растворителя на образование осадка; д) провести групповые и характерные реакции на ионы с образованием осадков. Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл, воронки диаметром 30 мм, капельницы с растворами. Растворы хлорида кальция (0,01 моль/л и 0,1 моль/л), оксалата натрия, сульфата натрия (концентрация растворов 0,01 моль/л); гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия (концентрация растворов 0,1 моль/л), соляная кислота (0,1 моль/л), гидроксид натрия (0,1 моль/л), хлорида натрия (0,2 моль/л), сульфат натрия, хромат натрия (1 моль/л), нитрата свинца(0,1 моль/л). Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями в пробирках при сливании растворов солей, способных образовать осадки. Выполнение эксперимента: Опыт 1. Условия образования осадков. Уравнения реакций:
Наблюдения записывают в таблицу 1. Экспериментальные данные Таблица 1
Расчет ПС:
* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков. Вывод: Дата ___________ Занятие ________
МОДУЛЬ 10. Физическая химия поверхностных явлений. МОДУЛЬ11. Физическая химия дисперсных систем. Задания для самостоятельной работы 10.31; 10.35; 10.40; 10.46,10.52; 10.54; 11.2; 11.4; 11.14; 11.16; 11.34; 11.36; 11.38; 11.45; 11.55
Лабораторная работа 9.3 Влияние различных факторов на адсорбцию из растворов Цель: Определить влияние удельной поверхности адсорбента, природы адсорбента, адсорбтива и растворителя на адсорбцию красителей из растворов. Задание: Выяснить влияние на величину адсорбции перечисленных выше факторов. Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, воронки. Водные р-ры метиленового синего, фуксина, эозина, р-р метиленового синего в этаноле, уголь активированный, каолин, кремниевая кислота, фильтровальная бумага.
Сущность работы: Визуальное наблюдение: 1) окраски адсорбента; 2) окраски фильтратов после проведения адсорбции. Выполнение эксперимента: Определениие знака заряда окрашенных ионов красителей капиллярным методом на фильтровальной бумаге. Перед проведением основных опытов устанавливают по степени растекания пятна водного раствора красителя, к каким классам (кислотным или основным красителям) относятся объекты анализа Метиленовый синий – Эозин – Фуксин – Наблюдения: Вывод: Опыт 1. Влияние природы адсорбента и адсорбтива на адсорбцию. Адсорбент – Адсорбтив – Растворитель – Наблюдения: Вывод: Опыт 2. Влияние природы растворителя на адсорбцию. Адсорбент – Адсорбент – Адсорбтив – Адсорбтив – Растворитель- Растворитель –
Наблюдения:
Наблюдения: Вывод: Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию. Адсорбент – Адсорбтив – Растворитель – Наблюдения: Вывод:
Лабораторная работа 9.5 Хроматография
Цель: Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии. Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом. Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки, капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш). Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия. Выполнение эксперимента: 1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу. 2. Проводят хроматографическое разделение. 3. Обнаруживают разделенные зоны. 4. Описывают полученную хроматограмму.
Рисунок: Уравнения реакций: *В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму. Объясняют расположение окрашенных зон. Вывод:
Дата _________ Лабораторная работа 10.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|