Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами.




Цель: Изучить реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов.

Задание: выполнить серию опытов, связанных с изучением возможности образования

аммин- и гидроксокомплексов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Растворы растворимых солей железа(Ш), кобальта (П), никеля(П), меди (П), цинка, алюминия, свинца(П) (с=0,1моль/л); раствор гидроксида натрия (с=0,1моль/л) и концентрированный; раствор аммиака концентрированный, тиоцианида калия (с=0,1моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями, происходящими в пробирках. На первом этапе получают гидроксиды изучаемых ионов металлов. К полученным гидроксидам добавляют концентрированные растворы щелочи и аммиака. Об образовании прочного комплексного соединения судят по растворению осадка гидроксида. Выполнить опыт по изучению влияния природы растворителя на устойчивость комплексов.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Получают нерастворимые гидроксиды. Изучают возможность образования гидроксокомплексов.

Уравнения реакций:

 

Опыт 2. Изучают возможность образования амминкомплексов

Уравнения реакций:

 

Экспериментальные данные

Катион Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении аммиака
Fe3+      
Zn2+      
Cu2+      
Ni2+        
Pb2+      
Al3+        

Вывод оформляют в виде перечисления:

- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы …

- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …

- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы …

- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы

Дата ________ Занятие _________

 

МОДУЛЬ 08. Редокс-равновесия и редокс-процессы

Задания для самостоятельной работы

8.18; 8.48; 8,58; 8.73; 8.82; 8.98; 8.106; 8.111; 8.113;8.115

 

Лабораторная работа 6.8

Определение направления редокс-процессов.

Цель: Научиться оценивать окислительно-восстановительные свойства веществ.

Задание: Провести серию опытов, подтверждающих окислительно-восстановительную двойственность пероксида водорода и нитритов. Научиться прогнозировать направление редокс-процессов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Водные растворы бромида калия, иодида калия, хлорида железа (Ш) (с=0,01 моль/л).

Сущность работы: Для определения направления самопроизвольного протекания редокс -процесса необходимо сравнить величины редокс - потенциалов двух редокс - систем. Окисленная форма той редокс-системы, потенциал которой больше, и будет выполнять роль окислителя в данном процессе. Разность потенциалов Dj = j(ox) - j(red) >0 свидетельствует, что процесс будет протекать самопроизвольно в прямом направлении.

Выполнение эксперимента:

 

Опыт. Определение направления редокс-процесса.

Уравнения реакций:

 

Справочные данные: j r o(Fe3+/Fe2+) = ____________

 

j r o(Br2 /Br-) = ______________ j r o(I2/I-) = _____________

 

Расчеты:

 

 

Наблюдения:

* В выводе указывают величину, по значению которой можно определить направление редокс-процессов.

Вывод:

 

 

 

Дата __________ Занятие ___________

 

МОДУЛЬ 06. Гетерогенные равновесия и процессы.

 

Задания для самостоятельной работы

6.27; 6.29;6.50; 6.54

 

 

Лабораторная работа 6.5

Гетерогенные равновесия в растворах электролитов

Цель работы: Получить системные знания по теории гетерогенных процессов в приложении к биологическим системам; определить термодинамические условия образования и растворения осадков; изучить влияние различных факторов на растворимость малорастворимых электролитов.

Задание: Изучить: а) условия образования осадков, б) влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита; в) конкуренцию гетерогенных процессов; г) влияние природы растворителя на образование осадка; д) провести групповые и характерные реакции на ионы с образованием осадков.

Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл, воронки диаметром 30 мм, капельницы с растворами.

Растворы хлорида кальция (0,01 моль/л и 0,1 моль/л), оксалата натрия, сульфата натрия (концентрация растворов 0,01 моль/л); гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия (концентрация растворов 0,1 моль/л), соляная кислота (0,1 моль/л), гидроксид натрия (0,1 моль/л), хлорида натрия (0,2 моль/л), сульфат натрия, хромат натрия (1 моль/л), нитрата свинца(0,1 моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями в пробирках при сливании растворов солей, способных образовать осадки.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Условия образования осадков.

Уравнения реакций:

 

 

Наблюдения записывают в таблицу 1.

Экспериментальные данные

Таблица 1

Исходная концентрация Са2+, моль/л Исходная концентрация аниона, моль/л Пс Ks Наблюдения
  0,01   С2О42- - 0,01      
  0,01   SO42— 0,01      

Расчет ПС:

 

* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.

Вывод:

Дата ___________ Занятие ________

 

МОДУЛЬ 10. Физическая химия поверхностных явлений.

МОДУЛЬ11. Физическая химия дисперсных систем.

Задания для самостоятельной работы

10.31; 10.35; 10.40; 10.46,10.52; 10.54; 11.2; 11.4; 11.14; 11.16; 11.34; 11.36; 11.38; 11.45; 11.55

 

 

Лабораторная работа 9.3

Влияние различных факторов на адсорбцию из растворов

Цель: Определить влияние удельной поверхности адсорбента, природы адсорбента, адсорбтива и растворителя на адсорбцию красителей из растворов.

Задание: Выяснить влияние на величину адсорбции перечисленных выше факторов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, воронки. Водные р-ры метиленового синего, фуксина, эозина, р-р метиленового синего в этаноле, уголь активированный, каолин, кремниевая кислота, фильтровальная бумага.

Сущность работы: Визуальное наблюдение: 1) окраски адсорбента; 2) окраски фильтратов

после проведения адсорбции.

Выполнение эксперимента:

Определениие знака заряда окрашенных ионов красителей капиллярным методом на фильтровальной бумаге.

Перед проведением основных опытов устанавливают по степени растекания пятна водного раствора красителя, к каким классам (кислотным или основным красителям) относятся объекты анализа

Метиленовый синий –

Эозин –

Фуксин –

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 1. Влияние природы адсорбента и адсорбтива на адсорбцию.

Адсорбент –

Адсорбтив –

Растворитель –

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 2. Влияние природы растворителя на адсорбцию.

Адсорбент – Адсорбент –

Адсорбтив – Адсорбтив –

Растворитель- Растворитель –

 

Наблюдения:

 

Наблюдения:

Вывод:

Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию.

Адсорбент –

Адсорбтив –

Растворитель –

Наблюдения:

Вывод:

 

Лабораторная работа 9.5

Хроматография

 

Цель: Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.

Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом.

Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки,

капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш).

Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия.

Выполнение эксперимента:

1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу.

2. Проводят хроматографическое разделение.

3. Обнаруживают разделенные зоны.

4. Описывают полученную хроматограмму.

Рисунок:

Уравнения реакций:

*В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму.

Объясняют расположение окрашенных зон.

Вывод:

 

 


Дата _________

Лабораторная работа 10.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...