Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика банковского менеджмента

Тема: Основы банковского маркетинга и банковского менеджмента.

Банковский маркетинг

 

Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.

Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.

Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно – финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги.

Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.

Цели банковской стратегии маркетинга:

· обеспечение воспроизводства на банковские продукты и услуги;

· ускорение денежного оборота;

· предложение новых продуктов и услуг;

· удовлетворение потребностей клиентов;

· расширение клиентской базы;

· развитие интегрированного маркетинга – расширение клиентской базы плюс постоянное расширение качества обслуживания.

Основные задачи стратегии маркетинга:

§ Непрерывное улучшение имиджа банка;

§ Обеспечение рентабельности банка;

§ Поддержание ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков;

§ Повышение удельного веса постоянных клиентов и улучшение структуры обслуживаемых клиентских групп;

§ Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем банковских сотрудников;

§ Совершенствование технологий продвижения услуг на рынок;

§ Обеспечение постоянного обновления номенклатуры банковских услуг.

 

Кроме того, в задачи банковского маркетинга входит постоянный профессиональный анализ состояния рынков, мировой и национальной экономики и собственного внутреннего состояния.

По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя».

По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца».

Особенность маркетинга состоит в том, что и в обоих случаях у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.

 

Банковский маркетинг состоит из следующих этапов:

I этап. Сбор информации о состоянии рынка.

II этап. Определение маркетинговой стратегии.

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга и оценка результатов маркетинговой деятельности.

 

I этап. Сбор информации о состоянии рынка.

Маркетинговое исследование – это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом.

Для проведения аналитической работы и создания маркетинговой стратегии банки создают систему маркетинговой информации, которая включает аналитический аппарат, приемы сбора, классификации, оценки и распространения конкретной и достоверной информации. Расширение рынка предполагает создание банка маркетинговой информации.

Детальная информация собирается по отдельным сегментам рынка.

Сегментация рынка означает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования.

В основе сегментации рынка могут лежать различные категории:

· Характер банковских услуг;

· Клиентурный признак;

· Географический признак;

· Демографические критерии и т.д.

Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д.

Например, на основе клиентурного признака выделяют, как минимум, следующие группы потребителей:

· юридические лица (государственные предприятия и организации, кредитные организации, корпорации, малый и средний бизнес)

· физические лица

В свою очередь по физическим лицам возможна сегментация:

· на богатых и массовых клиентов;

· по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры);

· по социальному статусу и т.д.

В соответствии с характером банковских услуг могут быть выделены следующие сегменты:

· рынок кредитных услуг;

· инвестиционных услуг;

· операционных услуг;

· прочих услуг

Задача специалистов - маркетологов в банке - правильно оценить целевые рынки банковских услуг по следующим критериям:

- текущая доходность;

- допустимая степень риска;

- перспективы роста стоимости активов;

- количественная оценка рынка (потенциал, объем, доля банка на рынке).

 

II этап. Определение маркетинговой стратегии.

Главная цель маркетинговой стратегии банка – создание необходимых условий для обеспечения постоянного улучшения рыночных позиций банка, для приспособления банка к требованиям рынка капитала, повышение конкурентоспособности и прибыльности.

Важно отметить, что сегодня маркетинговая стратегия банка предполагает ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиента. Философия маркетинга качественно меняет отношения между банком и клиентом.

Стратегия маркетинга позволяет руководству банка принимать необходимые, гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковских продаж и увеличение прибыли.

 

На данном этапе, задача специалистов - маркетологов в банке - выбрать стратегию, соответствующую оценке рынка.

Маркетинговая стратегия современного банка имеет достаточно сложную структуру:

§ Конкурентная политика;

§ Политика разработки продуктов и услуг и определение их стоимости;

§ Политика сегментации банковского рынка;

§ Рекламная политика.

 

Исходя из сегментированности рынка выделяют:

- концентрированный маркетинг (концентрация маркетинговых усилий на каком-то одном сегменте; используется, как правило, при завоевании новых рынков);

- дифференцированный маркетинг (ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента – более гибкая стратегия, позволяющая приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре рынка);

- массовый (недифференцированный) маркетинг (единая программа предоставления услуг всем группам клиентов, которая предполагает относительно низкие издержки на маркетинг при многообразии оказываемых услуг).

Выбранная стратегия оформляется стратегическим планом и планом маркетинга.

 

 

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга

 

v Планирование и разработка банковских продуктов и услуг и определение их цены

 

Товаром на банковском рынке выступают банковские продукты.

Банковский продукт – это результат деятельности кредитной организации, который предлагается в качестве товара в различных сегментах банковского рынка, отличается нематериальным денежным характером.

Банковский продукт может быть представлен как:

· результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.;

· конкретный вид определенной услуги, например, кредитование – услуга, а овердрафт, кредитная карточка – банковский продукт;

· набор стандартных признаков определенной услуги, идентифицированных под конкретное наименование, например, вклад «Особый Сбербанка России» на 6 месяцев.

Выделяют различные группы банковских продуктов:

  • операционные (расчетно-кассовые; кредитные; депозитные; валютные)
  • инвестиционные (государственные ценные бумаги; корпоративные ценные бумаги и т.д.
  • финансовые (факторинг, лизинг, траст и т.д.)

· консультационные и прочие продукты

 

Разновидностью перечисленных групп продуктов являются банковские услуги.

Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.

Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.

 

Планирование включает рассмотрение вопросов по:

· определению ассортимента услуг;

· обновлению ассортимента услуг;

· выбору политики ценообразования;

· определению каналов товародвижения;

· учету жизненного цикла банковского продукта (стадия внедрения, стадия зрелости, стадия спада).

Разработка продукта (услуги) представляет собой конкретные действия служб маркетинга по оказанию услуги, которые включают:

· подготовку нормативных документов;

· обучение сотрудников;

· разработку технологии банковских операций;

· определение способов внедрения продукта (услуги) на рынок;

· испытание качества инновации (предложение узкому кругу клиентов).

 

v Внедрение на рынок (организация системы сбыта)

Система сбыта – организация деятельности банка по продвижению продуктов (услуг) на рынок.

Маркетинговая смесь - к онкретная комбинация маркетинговых инструментов в соответствии с поставленными целями и задачами называется

Инструменты маркетинга:

  • ценовая политика
  • инновации и вариации продукта
  • система реализации
  • политика коммуникаций

Система реализации включает:

· организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;

· организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;

· выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту – «банк на дому», предложение сопутствующих услуг и т.д.);

· изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.

Новые системы распространения продуктов связаны с автоматизацией банковских технологий (увеличением электронных способов обслуживания клиентов). Широкое распространение получили пластиковые карточки, видеофоны, подключение персональных компьютеров клиентов к сети банка для осуществления банковских операций.

Наряду с автоматизацией банковской деятельности ее отличительной чертой на современном этапе является развитие розничных услуг или розничного бизнеса. Розничный бизнес ориентирован на работу не с корпоративным, а с частным клиентом. Обострение конкуренции на рынке банковских услуг, поиск новых сегментов рынка привел большинство кредитных организаций к осознанию необходимости расширения клиентской базы за счет привлечения частных лиц.

Internet-banking – способ управления банковскими счетами клиента через Интернет с использованием компьютера клиента. Получает распространение и система обслуживания клиентов на дому или в офисе (Home-banking). На основе договора клиент получает в банке ключ (пароль), позволяющий ему по модему пересылать в банк платежные документы и получать выписки со счета.

Банки открывают в Интернет свои web-сайты с целью расширения клиентской базы и продвижения своих услуг, как традиционных, так и новых. web-сайты, по сути, рекламные инструменты.

Методы доведения рекламной информации до потребителя:

· регистрация web-сайта в поисковых системах-каталогах;

· размещение информации на тематических сайтах;

· специальные спонсорские и партнерские программы;

· web-конференции с использованием электронной почты и т.д.

В содержании рекламы должны учитываться рациональные и эмоциональные мотивы приобретения банковских продуктов.

Стимулирование сбыта проводится по трем направлениям:

1. стимулирование потребителей (процентные ставки, персональные услуги, скидки постоянным клиентам, лотереи и т.п.);

2. стимулирование сотрудников банка (поощрения за высокое качество обслуживания клиентов, за расширение объема каких-либо услуг, за новации по разработке продуктов);

3. стимулирование посредников, при помощи которых банк продвигает свои услуги (страховые компании, СМИ, брокеры, дилеры и т.д.).

Организация продаж включает:

· организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;

· организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;

· выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту – «банк на дому», предложение сопутствующих услуг и т.д.);

· изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.

 

К способам организации сбыта услуг относится и правильное принятие решения о размещении отделений и филиалов банка, обязанностях персонала, времени работы и т.д.

III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга и оценка результатов маркетинговой деятельности.

В современной практике в качестве инструмента, помогающего реализовать стратегию банка, используют маркетинг - микс (4p).

Принцип 4p – контроль основных переменных, которые регулярно меняются в зависимости от меняющихся потребностей целевых групп и других параметров внешней среды.

Маркетинг – микс – часть процесса стратегического планирования и включает следующие элементы:

o Продукт (p roduct) – продукция организации должна соответствовать потребностям целевых потребителей;

o Цена (p rice) – сколько готовы платить целевые потребители за удовлетворение своих потребностей;

o Размещение (p lace) – своевременное предложения продукта в нужном количестве и в нужное место;

o Продвижение (p romotion) – как целевые группы получают информацию об организации и ее продуктах.

Функция маркетинг – микса – помочь разработать такую комбинацию основных параметров стратегии маркетинга (продукт, цена, размещение, продвижение), которая не только удовлетворит нужды целевых потребителей, но также будет максимизировать эффективность организации.

Предпринимались попытки ввести в модель пятую составляющую. Чаще всего в этой связи упоминают людей (p eople).

Оценка результатов маркетинга является исходным моментом в новом воспроизводственном цикле управленческих решений и их реализации.

 

Специфика банковского менеджмента

 

Термин менеджмент в современной теорииопределяется по – разному.

Менеджмент [1] – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.

Менеджмент [2] — 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.

Эффективное управление банком – это основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы.

Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.

Объектом управления являются операции, совершаемые банком, результаты деятельности, которые отражают цели и задачи функционирования банка, персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.

В последние годы с усложнением банковского дела и усилением конкуренции объект управления стал включать качественные процессы деятельности, т.е. рискованность, ликвидность и прибыльность.

Субъекты управления – внешние (государство и Банк России) и внутренние (внутренние органы управления банком- совет директоров, менеджмент банка).

Функции банковского менеджмента:

· выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

· координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

· организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности.

Процесс управления кредитной организацией включает:

· постановку целей;

· анализ управленческой деятельности;

· планирование;

· прогнозирование;

· организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка;

· мотивацию деятельности персонала;

· мониторинг[3], контроль и учет.

Виды банковского менеджмента:

· стратегический;

· финансовый;

· менеджмент персонала.

Каждый из блоков имеет ряд направлений. Основные направления банковского менеджмента обусловлены спецификой деятельности банка как особого финансового института. Эти направления связаны как с общими, так и более конкретными задачами, стоящими перед банком.

Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка.

Финансовый менеджмент включает:

· управление капиталом (Обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка, выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала, учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций).

· управление активами и пассивами (предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска).

· управление ликвидностью;

· управление доходностью (предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия издержек по привлечению средств; операционных издержек; издержек инфляции; рисков по доходным операциям).

· управление банковскими рисками;

· финансовое планирование и бюджетирование ( процесс формирования и мониторинга бюджета (доходов и рас­ходов), финансовое планирование и управление потоками денежных средств на прин­ципах хозяйственного (коммерческого) расчета);

· систему учета и информации.

Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков.

Согласно теории коммерческих ссуд коммерческий банк будет сохранять стабильную ликвидность в том случае, если его активы помещены в краткосрочные ссуды, которые своевременно погашаются в условиях нормального уровня деловой активности.

Теория перемещения ссуд предполагает, что активы банка можно считать достаточно ликвидными в том случае, если их можно поместить либо продать другим кредиторам или инвесторам за наличные.

Теория ожидаемого дохода состоит в том, что банковскую ликвидность определяют исходя из возможности погашения кредитов на основе будущих доходов заемщика. Данная теория делает ставку исключительно на увязку доходов заемщика с погашением ссуды.

Теория управления пассивами, суть которой состоит в том, что для решения проблемы ликвидности привлекаются дополнительные средства с рынка ссудных капиталов, в частности через заимствование средств у центрального банка, выпуск срочных депозитных сертификатов, получение средств на рынке евровалют, обращение за деньгами в свой банковский холдинг.

Управление банковскими рисками становится самостоятельным направлением менеджмента банка и включает:

· классификацию рисков по их видам;

· выявление взаимозависимостей между различными группами рисков;

· определение целей и принципов управления рисками;

· выделение этапов управления рисками;

· выбор способов снижения рисков.

Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски: кредитный; портфельный (ценные бумаги); риск ликвидности; риск изменения процентных ставок; валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса).

Управление финансовыми рисками по МСФО осуществляется в отношении следующих рисков: кредитный; рыночный; географический; валютный; ликвидный; процентной ставки.

Кроме того, выделяются операционные и юридические риски.

Цели управления рисками:

1) избежать риска;

2) удержать риск за инвестором;

3) перевести риск на третье лицо.

Принципы управления рисками:

· Нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал.

· Нужно тщательно просчитывать последствия риска.

· Нельзя рисковать многим ради малого.

Основные способы снижения риска:

· диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска активов);

· лимитирование – установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.);

· самострахование – создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации;

· страхование – перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая;

· хеджирование -страхование от риска изменения цен;

· оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска.

· создание резервов на возможные потери.

Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка,включает:

· планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;

· составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;

· подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;

· анализ качества работы и контроль;

· разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

· аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;

· мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.

Цели развития персонала:

· повышение квалификации;

· повышение эффективности труда;

· снижение текучести кадров;

· подготовка необходимых руководящих кадров;

· воспитание молодых способных сотрудников;

· достижение большей независимости от рынка труда;

· адаптация к новым технологиям;

· рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Этапы развития персонала:

· повышение квалификации;

· планирование карьеры;

· структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом).

Управление безопасностью банка представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий эффективной работы кредитной организации.

Система безопасности банка включает:

o экономическую безопасность (предполагает такую организацию деятельности банка, которая обеспечивает его стабильность, выполнение требований банковского законодательства, защиту интересов клиентов и финансовую устойчивость);

o информационную безопасность (призвана защищать информационные ресурсы; включает технические и организационно-административные меры достижения конфиденциальности, достоверности, целостности и доступности определенным пользователям).

o безопасность объектов банковской собственности (охватывает защиту ценностей, помещений, оборудования, территории и т.п.);

o безопасность персонала (обеспечивается организацией особого режима деятельности, отбором персонала и системой внутреннего контроля за его работой).

 

Эффективность банковского менеджмента, т.е. способность банка достигать стоящие перед ним цели и задачи, в значительной мере обусловливается его качеством.

Качество банковского менеджмента – это характеристика самой системы управления, ее субъектов, объектов, механизма, инструментов, технологии принятия решений.

В последние годы большое внимание уделяется корпоративному управлению в банках.

Корпоративное управление представляет собой систему, эффективный инструмент формирования и регулирования экономических и социальных отношений, возникающих в процессе производства и распределения общественных благ.

Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности, как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации.

Качество управления определяется компетентностью руководителей банка, качеством организации и работы системы внутреннего контроля, степенью взаимодействия между акционерами и руководством банка, а также уровнем контроля со стороны Наблюдательного Совета банка. Качество управления также оценивается через оценку созданной системы управления банком, которая производится на основе анализа внутренних положений и процедур.

 


[1] Костерина Т.М. Банковское дело, учебное пособие, МЭСИ, 2007;

[2] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

 

[3] Мониторинг – процесс отслеживания выполнения плана и фиксация информации о его выполнении или отклонениях о выполнении. Анализ информации, полученной по результатам мониторинга, – база принятия управленческих решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...