Специфика банковского менеджмента
Тема: Основы банковского маркетинга и банковского менеджмента. Банковский маркетинг
Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики. Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления. Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно – финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги. Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями. Цели банковской стратегии маркетинга: · обеспечение воспроизводства на банковские продукты и услуги; · ускорение денежного оборота; · предложение новых продуктов и услуг; · удовлетворение потребностей клиентов; · расширение клиентской базы; · развитие интегрированного маркетинга – расширение клиентской базы плюс постоянное расширение качества обслуживания. Основные задачи стратегии маркетинга: § Непрерывное улучшение имиджа банка; § Обеспечение рентабельности банка; § Поддержание ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков; § Повышение удельного веса постоянных клиентов и улучшение структуры обслуживаемых клиентских групп; § Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем банковских сотрудников; § Совершенствование технологий продвижения услуг на рынок;
§ Обеспечение постоянного обновления номенклатуры банковских услуг.
Кроме того, в задачи банковского маркетинга входит постоянный профессиональный анализ состояния рынков, мировой и национальной экономики и собственного внутреннего состояния. По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя». По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца». Особенность маркетинга состоит в том, что и в обоих случаях у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.
Банковский маркетинг состоит из следующих этапов: I этап. Сбор информации о состоянии рынка. II этап. Определение маркетинговой стратегии. III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга и оценка результатов маркетинговой деятельности.
I этап. Сбор информации о состоянии рынка. Маркетинговое исследование – это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом. Для проведения аналитической работы и создания маркетинговой стратегии банки создают систему маркетинговой информации, которая включает аналитический аппарат, приемы сбора, классификации, оценки и распространения конкретной и достоверной информации. Расширение рынка предполагает создание банка маркетинговой информации. Детальная информация собирается по отдельным сегментам рынка. Сегментация рынка означает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования. В основе сегментации рынка могут лежать различные категории: · Характер банковских услуг; · Клиентурный признак; · Географический признак; · Демографические критерии и т.д.
Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д. Например, на основе клиентурного признака выделяют, как минимум, следующие группы потребителей: · юридические лица (государственные предприятия и организации, кредитные организации, корпорации, малый и средний бизнес) · физические лица В свою очередь по физическим лицам возможна сегментация: · на богатых и массовых клиентов; · по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры); · по социальному статусу и т.д. В соответствии с характером банковских услуг могут быть выделены следующие сегменты: · рынок кредитных услуг; · инвестиционных услуг; · операционных услуг; · прочих услуг Задача специалистов - маркетологов в банке - правильно оценить целевые рынки банковских услуг по следующим критериям: - текущая доходность; - допустимая степень риска; - перспективы роста стоимости активов; - количественная оценка рынка (потенциал, объем, доля банка на рынке).
II этап. Определение маркетинговой стратегии. Главная цель маркетинговой стратегии банка – создание необходимых условий для обеспечения постоянного улучшения рыночных позиций банка, для приспособления банка к требованиям рынка капитала, повышение конкурентоспособности и прибыльности. Важно отметить, что сегодня маркетинговая стратегия банка предполагает ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиента. Философия маркетинга качественно меняет отношения между банком и клиентом. Стратегия маркетинга позволяет руководству банка принимать необходимые, гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковских продаж и увеличение прибыли.
На данном этапе, задача специалистов - маркетологов в банке - выбрать стратегию, соответствующую оценке рынка. Маркетинговая стратегия современного банка имеет достаточно сложную структуру: § Конкурентная политика; § Политика разработки продуктов и услуг и определение их стоимости; § Политика сегментации банковского рынка; § Рекламная политика.
Исходя из сегментированности рынка выделяют:
- концентрированный маркетинг (концентрация маркетинговых усилий на каком-то одном сегменте; используется, как правило, при завоевании новых рынков); - дифференцированный маркетинг (ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента – более гибкая стратегия, позволяющая приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре рынка); - массовый (недифференцированный) маркетинг (единая программа предоставления услуг всем группам клиентов, которая предполагает относительно низкие издержки на маркетинг при многообразии оказываемых услуг). Выбранная стратегия оформляется стратегическим планом и планом маркетинга.
III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
v Планирование и разработка банковских продуктов и услуг и определение их цены
Товаром на банковском рынке выступают банковские продукты. Банковский продукт – это результат деятельности кредитной организации, который предлагается в качестве товара в различных сегментах банковского рынка, отличается нематериальным денежным характером. Банковский продукт может быть представлен как: · результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.; · конкретный вид определенной услуги, например, кредитование – услуга, а овердрафт, кредитная карточка – банковский продукт; · набор стандартных признаков определенной услуги, идентифицированных под конкретное наименование, например, вклад «Особый Сбербанка России» на 6 месяцев. Выделяют различные группы банковских продуктов:
· консультационные и прочие продукты
Разновидностью перечисленных групп продуктов являются банковские услуги. Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.
Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.
Планирование включает рассмотрение вопросов по: · определению ассортимента услуг; · обновлению ассортимента услуг; · выбору политики ценообразования; · определению каналов товародвижения; · учету жизненного цикла банковского продукта (стадия внедрения, стадия зрелости, стадия спада). Разработка продукта (услуги) представляет собой конкретные действия служб маркетинга по оказанию услуги, которые включают: · подготовку нормативных документов; · обучение сотрудников; · разработку технологии банковских операций; · определение способов внедрения продукта (услуги) на рынок; · испытание качества инновации (предложение узкому кругу клиентов).
v Внедрение на рынок (организация системы сбыта) Система сбыта – организация деятельности банка по продвижению продуктов (услуг) на рынок. Маркетинговая смесь - к онкретная комбинация маркетинговых инструментов в соответствии с поставленными целями и задачами называется Инструменты маркетинга:
Система реализации включает: · организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения; · организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне; · выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту – «банк на дому», предложение сопутствующих услуг и т.д.); · изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг. Новые системы распространения продуктов связаны с автоматизацией банковских технологий (увеличением электронных способов обслуживания клиентов). Широкое распространение получили пластиковые карточки, видеофоны, подключение персональных компьютеров клиентов к сети банка для осуществления банковских операций. Наряду с автоматизацией банковской деятельности ее отличительной чертой на современном этапе является развитие розничных услуг или розничного бизнеса. Розничный бизнес ориентирован на работу не с корпоративным, а с частным клиентом. Обострение конкуренции на рынке банковских услуг, поиск новых сегментов рынка привел большинство кредитных организаций к осознанию необходимости расширения клиентской базы за счет привлечения частных лиц.
Internet-banking – способ управления банковскими счетами клиента через Интернет с использованием компьютера клиента. Получает распространение и система обслуживания клиентов на дому или в офисе (Home-banking). На основе договора клиент получает в банке ключ (пароль), позволяющий ему по модему пересылать в банк платежные документы и получать выписки со счета. Банки открывают в Интернет свои web-сайты с целью расширения клиентской базы и продвижения своих услуг, как традиционных, так и новых. web-сайты, по сути, рекламные инструменты. Методы доведения рекламной информации до потребителя: · регистрация web-сайта в поисковых системах-каталогах; · размещение информации на тематических сайтах; · специальные спонсорские и партнерские программы; · web-конференции с использованием электронной почты и т.д. В содержании рекламы должны учитываться рациональные и эмоциональные мотивы приобретения банковских продуктов. Стимулирование сбыта проводится по трем направлениям: 1. стимулирование потребителей (процентные ставки, персональные услуги, скидки постоянным клиентам, лотереи и т.п.); 2. стимулирование сотрудников банка (поощрения за высокое качество обслуживания клиентов, за расширение объема каких-либо услуг, за новации по разработке продуктов); 3. стимулирование посредников, при помощи которых банк продвигает свои услуги (страховые компании, СМИ, брокеры, дилеры и т.д.). Организация продаж включает: · организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения; · организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне; · выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту – «банк на дому», предложение сопутствующих услуг и т.д.); · изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.
К способам организации сбыта услуг относится и правильное принятие решения о размещении отделений и филиалов банка, обязанностях персонала, времени работы и т.д. III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга и оценка результатов маркетинговой деятельности. В современной практике в качестве инструмента, помогающего реализовать стратегию банка, используют маркетинг - микс (4p). Принцип 4p – контроль основных переменных, которые регулярно меняются в зависимости от меняющихся потребностей целевых групп и других параметров внешней среды. Маркетинг – микс – часть процесса стратегического планирования и включает следующие элементы: o Продукт (p roduct) – продукция организации должна соответствовать потребностям целевых потребителей; o Цена (p rice) – сколько готовы платить целевые потребители за удовлетворение своих потребностей; o Размещение (p lace) – своевременное предложения продукта в нужном количестве и в нужное место; o Продвижение (p romotion) – как целевые группы получают информацию об организации и ее продуктах. Функция маркетинг – микса – помочь разработать такую комбинацию основных параметров стратегии маркетинга (продукт, цена, размещение, продвижение), которая не только удовлетворит нужды целевых потребителей, но также будет максимизировать эффективность организации. Предпринимались попытки ввести в модель пятую составляющую. Чаще всего в этой связи упоминают людей (p eople). Оценка результатов маркетинга является исходным моментом в новом воспроизводственном цикле управленческих решений и их реализации.
Специфика банковского менеджмента
Термин менеджмент в современной теорииопределяется по – разному. Менеджмент [1] – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса. Менеджмент [2] — 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган. Эффективное управление банком – это основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы. Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации. Объектом управления являются операции, совершаемые банком, результаты деятельности, которые отражают цели и задачи функционирования банка, персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций. В последние годы с усложнением банковского дела и усилением конкуренции объект управления стал включать качественные процессы деятельности, т.е. рискованность, ликвидность и прибыльность. Субъекты управления – внешние (государство и Банк России) и внутренние (внутренние органы управления банком- совет директоров, менеджмент банка). Функции банковского менеджмента: · выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности; · координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления; · организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.). Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности. Процесс управления кредитной организацией включает: · постановку целей; · анализ управленческой деятельности; · планирование; · прогнозирование; · организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка; · мотивацию деятельности персонала; · мониторинг[3], контроль и учет. Виды банковского менеджмента: · стратегический; · финансовый; · менеджмент персонала. Каждый из блоков имеет ряд направлений. Основные направления банковского менеджмента обусловлены спецификой деятельности банка как особого финансового института. Эти направления связаны как с общими, так и более конкретными задачами, стоящими перед банком. Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка. Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка. Финансовый менеджмент включает: · управление капиталом (Обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка, выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала, учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций). · управление активами и пассивами (предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска). · управление ликвидностью; · управление доходностью (предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия издержек по привлечению средств; операционных издержек; издержек инфляции; рисков по доходным операциям). · управление банковскими рисками; · финансовое планирование и бюджетирование ( процесс формирования и мониторинга бюджета (доходов и расходов), финансовое планирование и управление потоками денежных средств на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета); · систему учета и информации. Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. Согласно теории коммерческих ссуд коммерческий банк будет сохранять стабильную ликвидность в том случае, если его активы помещены в краткосрочные ссуды, которые своевременно погашаются в условиях нормального уровня деловой активности. Теория перемещения ссуд предполагает, что активы банка можно считать достаточно ликвидными в том случае, если их можно поместить либо продать другим кредиторам или инвесторам за наличные. Теория ожидаемого дохода состоит в том, что банковскую ликвидность определяют исходя из возможности погашения кредитов на основе будущих доходов заемщика. Данная теория делает ставку исключительно на увязку доходов заемщика с погашением ссуды. Теория управления пассивами, суть которой состоит в том, что для решения проблемы ликвидности привлекаются дополнительные средства с рынка ссудных капиталов, в частности через заимствование средств у центрального банка, выпуск срочных депозитных сертификатов, получение средств на рынке евровалют, обращение за деньгами в свой банковский холдинг. Управление банковскими рисками становится самостоятельным направлением менеджмента банка и включает: · классификацию рисков по их видам; · выявление взаимозависимостей между различными группами рисков; · определение целей и принципов управления рисками; · выделение этапов управления рисками; · выбор способов снижения рисков. Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски: кредитный; портфельный (ценные бумаги); риск ликвидности; риск изменения процентных ставок; валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса). Управление финансовыми рисками по МСФО осуществляется в отношении следующих рисков: кредитный; рыночный; географический; валютный; ликвидный; процентной ставки. Кроме того, выделяются операционные и юридические риски. Цели управления рисками: 1) избежать риска; 2) удержать риск за инвестором; 3) перевести риск на третье лицо. Принципы управления рисками: · Нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал. · Нужно тщательно просчитывать последствия риска. · Нельзя рисковать многим ради малого. Основные способы снижения риска: · диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска активов); · лимитирование – установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.); · самострахование – создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации; · страхование – перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая; · хеджирование -страхование от риска изменения цен; · оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска. · создание резервов на возможные потери. Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка,включает: · планирование потребности в квалифицированных сотрудниках; · составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций; · подбор персонала и формирование коллектива сотрудников; · анализ качества работы и контроль; · разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации; · аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки; · мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе. Цели развития персонала: · повышение квалификации; · повышение эффективности труда; · снижение текучести кадров; · подготовка необходимых руководящих кадров; · воспитание молодых способных сотрудников; · достижение большей независимости от рынка труда; · адаптация к новым технологиям; · рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом. Этапы развития персонала: · повышение квалификации; · планирование карьеры; · структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом). Управление безопасностью банка представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий эффективной работы кредитной организации. Система безопасности банка включает: o экономическую безопасность (предполагает такую организацию деятельности банка, которая обеспечивает его стабильность, выполнение требований банковского законодательства, защиту интересов клиентов и финансовую устойчивость); o информационную безопасность (призвана защищать информационные ресурсы; включает технические и организационно-административные меры достижения конфиденциальности, достоверности, целостности и доступности определенным пользователям). o безопасность объектов банковской собственности (охватывает защиту ценностей, помещений, оборудования, территории и т.п.); o безопасность персонала (обеспечивается организацией особого режима деятельности, отбором персонала и системой внутреннего контроля за его работой).
Эффективность банковского менеджмента, т.е. способность банка достигать стоящие перед ним цели и задачи, в значительной мере обусловливается его качеством. Качество банковского менеджмента – это характеристика самой системы управления, ее субъектов, объектов, механизма, инструментов, технологии принятия решений. В последние годы большое внимание уделяется корпоративному управлению в банках. Корпоративное управление представляет собой систему, эффективный инструмент формирования и регулирования экономических и социальных отношений, возникающих в процессе производства и распределения общественных благ. Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности, как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации. Качество управления определяется компетентностью руководителей банка, качеством организации и работы системы внутреннего контроля, степенью взаимодействия между акционерами и руководством банка, а также уровнем контроля со стороны Наблюдательного Совета банка. Качество управления также оценивается через оценку созданной системы управления банком, которая производится на основе анализа внутренних положений и процедур.
[1] Костерина Т.М. Банковское дело, учебное пособие, МЭСИ, 2007; [2] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
[3] Мониторинг – процесс отслеживания выполнения плана и фиксация информации о его выполнении или отклонениях о выполнении. Анализ информации, полученной по результатам мониторинга, – база принятия управленческих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|