Физиология и психология беременности: зачатие – как начало репродуктивного процесса
Зачатие как начало репродуктивного процесса
Исследование процесса зачатия встречает массу трудностей. Это процесс очень интимный, очень значимый как для его участников, так и для их ближайшего окружения. Биопсихосоциальный подход позволяет всесторонне рассмотреть проблемы, связанные с зачатием, вскрыть многие бессознательные механизмы этого процесса, понять причины его особенностей в том или ином частном случае. С биологической точки зрения успешность зачатия, течения беременности и родов во многом связана с состоянием психического и физического здоровья потенциальных родителей на момент зачатия. Безусловно, имеют значение и наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор. Большую роль играют материальное благосостояние семьи, особенности работы или учебы, социально-бытовые условия и т. п. И психосоциальным и биологическим фактором одновременно является возраст родителей Особенности зачатия и его последствий могут быть связаны с тем, планировалось ли оно или произошло случайно, схожи ли эмоциональные реакции женщины и мужчины на возникшую беременность. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории трансакционного анализа Э. Берн. Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу». Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой» и рекомендовал, независимо от того, была ли она «результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия… анализировать любой из этих вариантов, чтобы выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие. Планировалось ли оно? Если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребенка могут отразиться все эти качества», так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.
На основании своих исследований Э. Берн выделил различные «родовые сценарии». К пяти-шести годам они принимают почти завершенный вид, и человек начинает жить как «неудачник» или «победитель», растет «гордостью семьи», «наследником ее славных традиций» или «не оправдывающим надежды». Наиболее часто встречающимися Э. Берн считал сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго – его знание о том, как тяжелы были роды для матери. Большое значение Э. Берн придавал именам, нередко отражающим амбиции родителей, недовольство их полом ребенка.
Беременность – это в первую очередь эмоциональное состояние. То, что чувствует женщина во время беременности, чувствует и ее ребенок. Потому, дети всегда чувствуют запланированными или незапланированными они были. Даже физические ощущения матери во время беременности оцениваются ими по-разному в зависимости от эмоционального состояния. Ситуации, в которых произошло зачатие, могут быть самыми разными. Например, если зачатие произошло случайно, и женщина не готова менять свои жизненные планы, но и не может решиться на прерывание беременности, то она может начать игнорировать свою беременность. Даже если к моменту рождения ребенка она осознает всю важность момента, то многие ощущения все равно будут уже упущены. Самая плохая ситуация, если зачатие произошло вследствие негативной жизненной ситуации. В таком случае, все, что связано с развитием ребенка, его первые шевеления, могут восприниматься как болезненные ощущения, и, соответственно, отношение к такому ребенку после рождения будет совсем другим.
Хотя и запланированные дети, рожденные с целью получения квартиры или денег, тоже не получат тех эмоций, которых заслуживают. В разных условиях зачатия, дети получают разные эмоции, а, как известно, полноценная гармоничная личность может вырасти только в любящей среде К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. Если в результате этого женщина все же вынашивает нежеланного ребенка, то у нее во время беременности часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Беременные оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства. Конструктивные мотивы, прежде всего, связаны с чувством любви. Примером скрытых, неосознаваемых сопутствующих мотивов зачатия при этом могут служить: • стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке; • выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет; • желание творчества (рождение и воспитание такого человека, которого еще не было). Деструктивно (относительно деструктивно) сказывается на семейных отношениях, на личности каждого из супругов, на воспитании ребенка и его развитии зачатие, имеющее следующие цели: • вынудить партнера жениться; • укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т. п.); • родить «назло» партнеру; • родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком заботиться; • заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего); • изменить социальный статус; • «быть как все»; • показать родителям, что стала (стал) взрослым человеком; • вынудить родителей смириться с браком; • выполнить настойчивую просьбу родителей о рождении внука или внучки;
• родить «для здоровья» (нередко по совету врача); • получить материальные выгоды (пособие, алименты, улучшить жилплощадь и пр.) и многое другое. • Беременность «ради ребенка» (6 %) – наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, личностно состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте. • Беременность от любимого человека (3 %) способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь. • Желание соответствовать социальным ожиданиям мужа, потенциальных бабушек и дедушек, окружающих (24 %). По их мнению, этот мотив наиболее характерен для молодых женщин, вышедших замуж по расчету. • Протестный мотив, при котором женщина хочет забеременеть «назло» мужчине или родителям (12 %). Этот мотив может как осознаваться женщиной, так и не осознаваться. В последнем случае женщина как бы символически говорит своим родителям о том, что она уже взрослая и может распоряжаться своим телом сама (Pines D. A., 2001). Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям. • Беременность ради сохранения отношений (16 %), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом. Беременность как отказ от прошлого (8 %) – в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
• Беременность как уход от настоящего (5 %) преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь его жизнью. • Беременность ради сохранения собственного здоровья (26 %) – мотив обусловлен страхом причинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения в будущем. Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко считают, что первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровне, остальные обычно не осознаются женщинами. Нежеланных детей рожают преждевременно в 8 раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8%. Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей: - Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций); - Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде); - Психические, соматические, поведенческие нарушения у будущей матери во время беременности; - Задержки созревания плода и недонашиваемость.
При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта. Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны. Э.Берн придавал особенное значение очередности рождения. Клинические наблюдения подтверждают это, что особенности развития и состояния младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Супружеские отношения, семья, как и человек - рождается, развивается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. По наблюдениям специалистов, рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую – попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать – дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию.
Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка. Таким образом, если зачатие не случайно, то в работе перинатального психолога прояснение его мотивов имеет большое значение. А если зачатие случайно, необходимо выяснять мотивы сохранения беременности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|