Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение нежёсткой дорожной одежды. Привести схему.




В зависимости от работы при воздействии нагрузок все дорожные одежды условно делят на две группы: жесткие и нежесткие.

Нежесткими называют одежды, обладающие малым сопротивлением изгибу. К ним относятся практически все типы одежд, кроме цементобетонных, а также асфальтобетонных покрытий и мостовых на цементобетонных основаниях. Сопротивление большинства конструктивных слоев нежестких одежд растягивающим напряжениям очень мало, а у некоторых вообще отсутствует. Модули упругости материалов этих слоев зависят от температуры и влажности. Роль этих слоев сводится к распределению давления колес на большую площадь подстилающего грунта и к снижению передающихся на подстилающие грунты удельных нагрузок.

е – покрытие из щебня. обработанного органическими вяжущими, на щебеночном основании; ж – покрытие из щебня, обработанного органическим вяжущим, на основании из цементогрунта;з–покрытие из щебня, обработанного органическим вяжущим, на щебеночном основании; и– покрытие из гравийной смеси, обработанной органическим вяжущим, на гравийном основании; к – покрытие из щебня, укрепленного 6% цемента, на основании из щебня, укрепленного 4% цемента. 3–щебеночный слой;4–дополнительный (морозозащитный, дренирующий) слой основания из песка, гравия, шлака; 8– гравийная смесь; 9 – щебень, обработанный органическими вяжущими материалами в установке; 10 – гравийная смесь с добавками щебня, обработанная органическими вяжущими в установке; 12– щебеночное покрытие, обработанное органическими вяжущими методом пропитки с последующей поверхностной обработкой; 13–щебень, укрепленный добавками цемента (верхний слой 6%, нижний 4%);17–грунт,укрепленный песчано-глинистыми добавками;

13. Определение жёсткой дорожной одежды (ЖДО). Привести схему. Жёсткими называют ДО с усовершенствованными покрытиями – цементобетонными или асфальтобетонными на основаниях из монолитного бетона. ЖДО имеют один или несколько слоёв, обладающих сравнительно большим сопротивлением изгибу и модулям упругости, практически не меняющимися при изменениях температуры и влажности. ЖДО работают по принципу плит на упругом основании, распределяя давление нагрузки на

большую площадь грунта. ЖДО относят к категории капитальных одежд, устраиваемых: - на АД I-IV категорий общей сети с движением автомобилей и автопоездов большой грузоподъёмности; - в районах, не обеспеченных местными каменными мат-ми, пригодными для покрытий и верхних слоёв оснований; - при соответствующем технико-экономическом обосновании допуск-ся устро-во таких ДО на подъездных дорогах пром-х предприятий, крупных строит-х и сельхоз. предприятий. По технологии стр-ва цем-но-бет-е покр-я подраздел-ся на монолитные и сборные. По конструкции цем.-бет-е покр-я делятся на армированные, неарм-е и предварительно-напряжённые.

цем-но бетонное покр-е асфальтобетонное покр-е

на каменном основании на гравийном основании

1–цементобетон; 2–прослойка из песка, обработанного органическими вяжущими материалами;3–щебеночный слой;4–дополнительный (морозозащитный, дренирующий) слой основания из песка, гравия, шлака; 5– мелкозернистый или песчаный асфальтобетон;6–крупнозернистый пористый асфальтобетон:7–щебень, обработанный органическими вяжущими методом пропитки;8– гравийная смесь; 9 – щебень, обработанный органическими вяжущими материалами в установке

14. Основные принципы конструирования ДО. При конструировании ДО необходимо руководствоваться следующими принципами: а)тип покрытия, конструкция ДО в целом должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к АД соответствующей категории, и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движ-я; б)конструкция ДО должна учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, обеспечивать эффективное осушение и морозоустойчивость; в)при выборе матер-ов для устр-ва конструктивных слоёв следует стремиться к широкому применению местных материалов и отходов пром-го произв-ва с предварительной их переработкой или укреплением; г)материалоёмкость и энергоёмкость конструкции ДО должна быть минимальна; д)при назначении конструкции ДО следует учитывать региональный опыт строительства и эксплуатации дорог в конкретной районе РБ, однако при этом необходимо стремиться к широкому применению новых конструктивных и технологических решений, материалов, прошедших опытную проверку

 

15. Понятие конструирования ДО. Конструир-ие ДО (КДО) заключ-ся в назначении типа покрытия, в выборе для неё наиболее подходящих материалов, исходя из наличия местных ресурсов и соображений организации работ, в целесообразном назначении размеров отдельных слоёв и размещении их по глубине. Т.к. невозможно сразу наметить оптимальную для данных условий конструкцию, обычно разрабатывают неск-ко вариантов ДО, из которых на основе технико-экономического анализа выбирают наилучший. КДО основывается на чётких представлениях о напряжённом сост-ии и механизме деформации конструктивных слоёв и ДО в целом, на учёте работы различных типов одежды в разл-х климат-х усл-ях и особенностей воздействия на них движ-я по АД и природных факторов. Наметив констр-ю ДО, исходя из наличия матер-ов и учитывая возможности строящих организаций, вначале назначают толщину тех её слоёв, размеры кот-х определ-ся не столько прочн-ю ДО, сколько др. факторами (обеспеч-е отвода воды, предотвр-е пучинообразования, сопротивл-е износу и т.д.), или же принимаются в связи с их высокой стоимостью минимально необх-й толщины с тем, чтобы общая прочность ДО обеспечивалась за счёт слоёв из более дешёвых местных материалов. В конструкции ДО на АД низших категорий необх-мо предусматривать возможность постепенного её усиления укладкой сверху слоёв более прочных матер-ов по мере возрастания интенсивности или изменения состава движения. Верхние слои зем. полотна рассматривают как составной конструктивный элемент одежды, к прочности и однородности сопротивления нагрузкам которого предъявл-ся достаточно высокие требования. При этом должны предусматриваться мероприятия по обеспечению стабильности водного режима этих слоёв и предохранения их от переувлажнения..

 

16. Основная нагрузка при расчёте ДО. Параметры, от кот-х она зависит. Давление колёс автомобилей на ДО явл-ся основной нагрузкой, из которой исходят при расчёте ДО. Современные авто. имеют пневматические шины с внутренним давлением воздуха от 0.15 до 0.7 МПа. Различают шины низкого давления с давлением воздуха 0.175 – 0.50 МПа и шины высокого давления с давлением воздуха 0.5 – 0.7 МПа. Нагрузка от колеса передаётся на поверхность дороги через площадь , где GК – статическая нагрузка от колеса на покрытие, Н; pо – давление воздуха в шине, Па; kж – коэф-т, учит-й влияние жёсткости боковых стенок шин (kж≈1.1). При движ-ии давл-е колеса на покрытие повыш-ся в результате влияния следующих основных факторов: 1)нагревания шины и увеличения в ней внутр-го давл-я воздуха; 2)увеличения жёсткости шины от влияния растягивающей покрышку центробежной силы – кратковременности контакта с покрытием каждого уч-ка шины, в рез-те чего шина не успевает обжаться до размера, соотв-го статич-му приложению фактически действующей нагрузки, т.е. как бы становится более жёсткой; 3)неровности АД в виде волн разной длины (1…20м и более), при движении по которым давление колёс на покрытие то возрастает, то уменьшается по сравнению со средним значением.

 

17. Понятие и схема образования «чаши прогиба» нежестких дорожных одежд под колесом автомобиля. грунтовое основание дорожной одежды сжимается под нагрузкой в пределах активной зоны, вследствие чего происходит прогиб дорожной одежды по некоторой криволинейной поверхности с образованием так называемой «чаши прогиба» глубиной D. Чем большую толщину и жесткость имеет дорожная одежда, тем на большую площадь распределяется давление внешней нагрузки и, следовательно, тем меньше напряжения, передающиеся на грунт.

Рис. 14.1. Схема образования «чаши прогиба» и разрушения нежестких дорожных одежд под колесом автомобиля: 1 – «чаша прогиба»; 2 – зона сжатия одежды; 3 – зова растяжения; 4 – поверхность среза одежды; 5 – площадь передачи давления на грунт; 6 – уплотнение грунта в основании; 7 – направление сжатия грунта; 8 – выпирание грунта; 9 – трещины в одежде; D – осадка дорожной одежды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...