Аннотированный вывод и эхо ввода.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Аннотированный вывод – размещение в OUTPUT поясняющего теста. Эхо ввода – копирование текста из INPUT в OUTPUT.
Использование этих двух подходов является хорошим стилем программирования, потому что позволяет упростить использование программы и сделать его более наглядным.
PROGRAM CopyAndShuffle (INPUT, OUTPUT); {Копирует первые пять символов U, V, N, X, Y из INPUT в OUTPUT в порядке U, X, V, Y, M} VAR In1, In2, In3, In4, In5: CHAR; BEGIN READ(In1, In2, In3, In4, In5); WRITELN(‘INPUT DATA’); WRITE(‘ ’); WRITELN(In1, In2, In3, In4, In5); WRITELN(‘SHUFFLED DATA’); WRITE(‘ ’); WRITELN(In1, In4, In2, In5, In3); END.
INPUT:12345678 OUTPUT:INPUT DATA SHUFFLED DATA
INPUT:BARE OUTPUT:INPUT DATA BARE SHUFFLED DATA BEAR
Условное выполнение
Выбор из двух альтернатив – одна из основных концепций в программировании. Сивольная переменная может быть сравнена с символьной переменной или символьным литералом и результаты этого сравнения могут быть использованы для того, чтобы указать Паскаль-машине выполнить один из двух преложенных операторов.
Новые идеи: предшествование (precedes), следование (succeedes), условия, оператор IF, оператор BEGIN, список операторов, пустой оператор, максимальный символ, минимальный символ.
Многие известные процедуры в жизни содержат условные инструкции. Например, если Вы набрали на вступительных экзаменах в среднем более 70 баллов, то, скорее всего вы будете учиться на ПС бесплатно, в противном случае Вам придется платить за обучение. Ситуации с условным выполнением встречаются в большинстве программ, и включены практически во все языки программирования. Паскаль-программы также поддерживают условное выполнение - способность принимать решение о выполнении того или иного оператора в зависимости от результатов проверки.
Условия
Из школьной программы нам известно, что числа можно упорядочить по возрастанию или убыванию: 1 < 2 < … < 9
В Паскаль-машине алфавитные символы упорядочены, порядок задается знаком предшествования (<) и соответствует порядку, принятому в латинском алфавите. Символы в верхнем и нижнем регистре имеют разные порядковые номера. ‘A’ < ’B’ < … < ‘Z’ ‘a’ < ‘b’ < … < ‘z’
Как расположены символы в верхнем и нижнем регистре относительно друг друга зависит от конкретной реализации Паскаль-машины, но, как правило, справедливо следующее: ‘A’ < ‘a’, ‘B’ < ‘b’ и т.д.
Для двух данных символьных переменных Ch1 и Ch2 мы можем построить условие в виде вопроса: предшествует ли значение переменной Ch1 значению переменной Ch2? Ответ зависит от того, какие значения принимают эти переменные.
Условия также могут быть построены на проверке равенства двух символов, используя знак равенства (=), как в следующей таблице.
Значение знака следования (>) противоположно значению знака предшествования. Если Ch1 > Ch2, значит Ch2 < Ch1.
Предшествование или следование могут быть объединены с равенством, как в вопросе «правда ли, что Ch1 предшествует или равно Ch2»: Ch1 <= Ch2
Двойной символ <> означает неравенство, как в следующей таблице:
Двойные символы <=, >=, <> не содержат пробелов и не могут меняться местами. Символы =>, =< не имеют смысла в Паскале.
Оператор IF
Условное выполнение задается с помощью оператора IF – выражения со стандартными словами IF, THEN, ELSE в следующей форме:
IF условие THEN оператор THEN ELSE оператор ELSE
Где оператор THEN и оператор ELSE – операторы языка Паскаль, например, оператор присваивания. Если условие выполняется, тогда Паскаль-машина выполняет оператор THEN, в противном случае - оператор ELSE. Как правило, оператор IF записывается в вышеприведенной форме, IF, THEN и ELSE на отдельных строках, оператор THEN и оператор ELSE сдвинуты на два символа для лучшей читаемости программы.
PROGRAM MaxChar (INPUT, OUTPUT); {Копирует наибольший из первых двух символов из INPUT в OUTPUT} VAR Ch1, Ch2, Max: CHAR; BEGIN READ(Ch1, Ch2); IF Ch1 > Ch2 THEN Max:= Ch1; ELSE Max:= Ch2; WRITELN(‘MAX OF ’, Ch1, ‘, ‘, Ch2, ‘ IS ‘, Max, ‘.’); END.
INPUT: AZURE OUTPUT: MAX OF A, Z IS Z.
INPUT: 1234 OUTPUT: MAX OF 1, 2 IS 2.
INPUT: 77 OUTPUT: MAX OF 7, 7 IS 7.
Вышеприведенная программа также демонстрирует нам эхо ввода и аннотированный вывод.
Частичная таблица выполнения для программы MaxChar
Оператор IF в этой таблице отсутствует потому, что он ее выполнялся. Значения не показаны в тех строках таблицы, где они не могут быть изменены.
Оператор ELSE может быть пропущено в операторе IF, в таком случае он будет записываться в следующей форме:
IF условие THEN оператор THEN
В данном случае, если условие в выражении IF не выполняется, Паскаль-машина ничего не делает. Программа MaxTwo выполняет ту же работу что и программа MaxChar, но с использованием оператора IF без выражения ELSE.
PROGRAM MaxChar (INPUT, OUTPUT); {Копирует наибольший из первых двух символов из INPUT в OUTPUT} VAR Ch1, Ch2: CHAR; BEGIN READ(Ch1, Ch2); WRITELN(‘MAX OF ’, Ch1, ‘, ‘, Ch2, ‘ IS ‘); IF Ch1 < Ch2 THEN Ch1:= Ch2; ELSE Max:= Ch2; WRITELN(Ch1, ‘.’); END.
INPUT: AZURE OUTPUT: MAX OF A, Z IS Z.
Оператор BEGIN
В операторе IF выражение THEN и выражение ELSE могут быть расширены при использовании оператора BEGIN, который задает последовательность операторов заключенных между стандартными словами BEGIN и END и разделенными точкой с запятой. Внутри стандартных слов BEGIN и END могут встречаться любые операторы, в том числе – операторы BEGIN. В условном операторе оператор BEGIN либо выполняется полностью, либо не выполняется вообще, в зависимости от результатов проверки условия.
PROGRAM MaxMin (INPUT, OUTPUT); {Копирует из INPUT в OUTPUT наибольший из первых двух символов, затем - наименьший} VAR Ch1, Ch2: CHAR; BEGIN READ(Ch1, Ch2); WRITELN(‘MAX OF ’, Ch1, ‘, ‘, Ch2); IF Ch1 < Ch2 THEN BEGIN WRITELN(Ch1); WRITELN(Ch2) END ELSE BEGIN WRITELN(Ch2); WRITELN(Ch1) END END.
INPUT: AZURE OUTPUT: MAX OF A, Z Z A
INPUT: 1234 OUTPUT: MAX OF 1, 2
Список операторов внутри оператора BEGIN может быть пустым. В таком случаем говорят, что внутри оператора BEGIN присутствует пустой оператор. Пустой оператор ситуация довольно часто встречается в Паскаль-программах. Если рассмотреть внимательно следующий фрагмент кода BEGIN Ch1:= Ch2; END Оператор присваивания заканчивается точкой с запятой, которая является разделителем. Следовательно, в операторе BEGIN два оператора: оператор присваивания и пустой оператор после точки с запятой.
В примере ниже выражение THEN содержит пустой оператор
IF Ch1 < Ch2 THEN ELSE Ch1:= Ch2
Внутри выражения THEN или выражения ELSE может быть использован оператор IF. В случае вложенности операторов IF Паскаль-машина ассоциирует выражение ELSE c ближайшим оператором IF.
PROGRAM Max3 (INPUT, OUTPUT); {Копирует из INPUT в OUTPUT наибольший из первых трех символов} VAR Ch1, Ch2, Ch3: CHAR; BEGIN READ(Ch1, Ch2, Ch3); WRITELN(‘MAX OF ’, Ch1, ‘, ‘, Ch2, ‘, ‘, Ch3, ‘ IS ‘); IF Ch1 > Ch2 THEN IF Ch1 > Ch3 THEN WRITE(Ch1) ELSE WRITE(Ch3) ELSE IF Ch2 > Ch3 THEN WRITE(Ch2) ELSE WRITE(Ch3) WRITELN(‘.’) END.
INPUT: AZURE OUTPUT: MAX OF A, Z, U IS Z
INPUT: 1234 OUTPUT: MAX OF 1, 2, 3 IS 3
Циклическое выполнение
Компьютерным программам необходимо циклически повторять выполнение операторов. Повторение выполнения управляется условием, которое должно выполняться для продолжения цикла.
Новые идеи: циклы (итерации), оператор WHILE, оператор DO, прекращение выполнения, символ конца данных, бесконечное выполнение.
Одним из основных преимуществ компьютерных вычислений является способность повторять простые операции много раз с большой скоростью. Повторения также называются итерациями. Как правило, итерации используются тогда, когда нужно обработать некоторое количество, возможно большое однотипных объектов данных. Например, выполнить начисление зарплаты 200 000 сотрудников или рассчитать орбиту спутника в 1 000 000 шагов.
Компьютеры способны выполнять миллионы операторов в секунду, человек трудно писать операторы с такой скоростью, поэтому было изобретены циклы, где оператор будучи записан один раз выполняется многократно.
Оператор WHILE
Циклическое выполнение задается с помощью оператора WHILE – выражения со стандартными словами WHILE и DO в следующей форме:
WHILE условие DO оператор DO
Если условие выполняется, Паскаль-машина выполняет оператор DO, после чего выполнение всего выражения WHILE повторяется до тех пор, пока выполняется условие. Как правило, оператор WHILE записывается в вышеприведенном стиле, WHILE и DO на отдельных строках, оператор DO сдвинут вправо на два пробела. Это стандартный стиль написания программ, который облегчает их чтение.
Программа Copy использует оператор WHILE для любого количества символов из INPUT в OUTPUT. Символ # используется как маркер конца входных данных для остановки процесса копирования.
PROGRAM Copy (INPUT, OUTPUT); {Копирует все символы, предшествующие # из INPUT в OUTPUT} VAR Ch: CHAR; BEGIN READ(Ch); WHILE Ch <> ‘#’ DO BEGIN WRITE(Ch); READ(Ch) END; WRITELN END.
INPUT: ABC# OUTPUT: ABC
INPUT: Red#AZURE OUTPUT: Red
Второй вариант выполнения программы показывает, что любые данные следующие за символом # не будут выведены в OUTPUT. Следовательно, маркер конца данных не может быть использован как данные. Часть выполнения программы Copy для входных данных ABC# показана в таблице выполнения ниже. Значения не показаны в тех строках таблицы, где они не могут быть изменены.
Частичная таблица выполнения для программы Copy
Бесконечное выполнение
Оператор WHILE может войти в бесконечное выполнение если он написан неправильно. Например, если будет пропущен оператор READ в программе Copy.
WHILE Ch <> ‘#’ DO BEGIN WRITE(Ch) END
Таким образом, условие в предложении WHILE должно контролировать выполнение и гарантировать завершение цикла.
1.5.3. Программы MaxOfAll и CopyOdds
Программа MaxOfAll определяет максимальный символ в INPUT предшествующий #. Предложение IF выводит в OUTPUT различные сообщения в зависимости от того, обнаружены ли там какие-либо данные. Значение переменной Max – найденный на текущий момент максимум. Концепция сохранения результата проверок в той переменной, которой выполняется сравнение, часто используется в программах. Когда выполнение оператора WHILE завершится, в переменной Max будет находиться максимальное из прочитанных значений.
PROGRAM MaxOfAll (INPUT, OUTPUT); {Считывает символы, предшествующие # из INPUT, наибольший выводится в OUTPUT} VAR Ch, Max: CHAR; BEGIN READ(Ch); IF Ch = ‘#’ THEN WRITELN(‘NO DATA’); ELSE BEGIN WRITE(‘INPUT DATA IS ’); Max:= Ch; WHILE Ch <> ‘#’ DO BEGIN WRITE(Ch); IF Ch > Max THEN Max:= Ch; READ(Ch) END; WRITELN; WRITELN(‘MAX OF ALL IS ’, Max); END END.
INPUT: AZURE# OUTPUT: INPUT DATA IZ AZURE : MAX OF ALL IS Z
INPUT: A# OUTPUT: INPUT DATA IZ A : MAX OF ALL IS A
INPUT: #AZURE OUTPUT: NO DATA
Программа CopyOdds копирует символы из INPUT в OUTPUT через один. Программа использует переменную Next для того, чтобы отслеживать четность/нечетность очередного прочитанного символа. Поскольку эта программа сложнее предыдущих, комментарии в ней встречаются чаще.
PROGRAM CopyOdds (INPUT, OUTPUT); {Копирует через один символы, предшествующие # из INPUT в OUTPUT} VAR Ch, Next: CHAR; {Next – преключатель между нечетными (Odd-‘O’) и четными (Even-‘E’)} BEGIN Next:= ‘O’ READ(Ch); WHILE Ch <> ‘#’ DO BEGIN IF Next = ‘O’ THEN {Копирование нечетных символов} WRITE(Ch); READ(Ch); {Переключение Next} IF Next = ‘O’ THEN Next:= ‘E’ {Even} ELSE Next:= ‘O’ END; WRITELN END.
INPUT: AZURE# OUTPUT: AUE
INPUT: A#BC OUTPUT: A
INPUT: 123456789# OUTPUT: 13579
INPUT: SEE CAR EAT# OUTPUT: SECRET
Рассмотрим второй оператор IF внутри оператора WHILE
IF Next = ‘O’ THEN Next:= ‘E’ {Even} ELSE Next:= ‘O’
Next может принимать только значения ‘O’ или ‘E’. Если текущее значение ‘O’ значением становится ‘E’, если текущее значение ‘E’ значением становится ‘O’. Таким образом, данный оператор IF заставляет работать переменную Next как переключатель ‘O’/’E’ (“flip-flop”).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|