Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цивилизационная специфика российского общества.

 

Важная характеристика любой цивилизации - возможность и необходимость выбора между ее исторически сложившейся формой и способностью обеспечивать свою выживаемость в усложняющемся мире. Опыт модернизации в мировом масштабе помогает понять, что современные страны и народы отличаются друг от друга степенью, масштабами способности осуществлять свое развитие, повышать эффективность своих решений и действий, направленных на обеспечение выживаемости. Все многообразие цивилизаций можно анализировать в логическом поле между двумя идеальными типами суперцивилизаций:традиционной, ориентированной на свою неизменность, и либерально-модернистской, ориентированной на собственное развитие, на рост эффективности своего воспроизводства и деятельности.

Анализ с этих позиций российского об-ва показывает, что традиционная культура потеряла в нем господствующее положение, однако либерально-модернистская культура не заняла освободившееся место. Ц. сп. р. о. проявляется в переходе от одной суперцивилизации к др. В этой связи можно указать на следующие особенности исторического развития России:
1. Для общества была характерна "бродячесть" населения, с "кочевым", "переносным" (В. Ключевский) характером земледелия, нацеленность людей на колонизацию, достигшую за сотни лет значительных масштабов.

2. Возможность решать проблемы за счет колонизации открывала путь консервации господства экстенсивных форм деятельности, преобладанию эмоционально-инверсионного подхода к решению проблем, что противостояло поиску меры, срединной культуры.

3. Колонизация породила возможность бегства от власти на "вольные земли", что культивировало сохранение догосударственной культуры, ее перерастание в антигосударственную, формирование групп инверсионно колеблющихся между службой гос-ву и бунтом против него, слабость массовой ответственности за повседневную деятельность гос-ва, раскол между властью и народом.
4. Колонизируемые территории включали в значительных масштабах малоплодородные земли, что формировало зону неблагоприятную для земледелия, для развития интенсивной культуры, но стимулировало стремление адаптироваться к сложившимся, пусть и неблагоприятным, условиям.
5. Расселение на громадных территориях приводило к формированию малых и изолированных друг от друга поселений, что не создавало условий для динамичного общения, для роста умения формировать и отстаивать общие интересы, создавать новые формы общения для новых целей.
6. Отдаленность от морей, гигантские расстояния ограничивали возможность торговли. Она не только не превратилась в основу хозяйственной деятельности, образа жизни, дальнейшего развития экономики, но, наоборот, ее развитие вызвало ненависть к ней производителей,т. к., начиная с дани князьям и до советской власти, торговля была связана с давлением на производителя. Чем больше было давление, тем сильнее ненависть к торговле и торговцам. Есть точка зрения (П. Н. Милюков), что без этого пресса в России не было бы товарно-денежных отношений. Историческая слабость торговли как позитивной ценности означала слабость тренажа, превращающего архаического человека, исторически погруженного в неизменные отношения, неизменные ритмы образа жизни в локальных сообществах, в субъекта интенсивной культуры. Торговля как позитивная ценность порождает гибкость и разнообразие форм общения, превращает "чужих" в нужных, полезных людей, стимулирует консенсус.

7. Города возникали прежде всего как результат административно-военной деятельности гос-ва. В советский период строительство городов превратилось в монополию власти, т.е. города не были спонтанным результатом роста капитала, активности собственного населения.
8. Гос-во несло в себе наследие синкретизма, отвечало на текучесть разнородного населения крепостничеством, стремлением растворять в себе все сообщества, каждого человека.
9. Ряд факторов препятствовал формированию сильного гос-ва, способного эффективно управлять на гигантских территориях: а) до изобретения современных форм связи документы из столиц до окраин шли дольше, чем они могли бы идти до Америки. Отсюда слабый контроль над государственным аппаратом, произвол местной власти; б) раскол между народом и властью стимулировал массовое стремление игнорировать гос-во, лишать его поддержки, стимулировал гипертрофию административных методов управления; в) общая бедность вынуждала власти для концентрации минимально необходимых ресурсов при решении своих задач прибегать к жестким мерам - от непомерных налогов до использования подневольного труда; г) Россия не прошла путь стран, вступивших в осевое время, что не создавало предпосылок для формирования механизма интеграции большого об-ва. Это вынуждало обращаться к архаической эмоциональной интеграции. Гос-во было сильным в насилии над подданными (что свидетельствовало о слабости гражданского об-ва), но крайне слабым при решении задач развития, повышения эффективности деятельности, проведения реформ, борьбы с дезорганизацией.

10. Возрастающее отставание от Запада в уровне и эффективности хозяйственного и др. форм развития порождало стремление быстро его преодолеть посредством реформ. Это неизбежно толкало элиту об-ва к либерально-модернистским ценностям, к-рые под влиянием массового традиционализма и умеренного утилитаризма приобретали усеченный характер.

11. В об-ве образовался раскол между элементами традиционной и либерально-модернистской культуры, определивший различные формы общения и институты: по существу это разделение суперцивилизаций, между к-рыми "застряла" Россия. Названный раскол выразился в разрыве коммуникаций, смыслового поля культуры, что является мощным дезинтегратором об-ва. Он - следствие исторической неспособности перестраивать культуру соответственно изменяющимся условиям. результат недостаточной конструктивной критики исторического опыта для повышения выживаемости, жизнеспособности, результат недостаточного взаимопроникновения смыслов расколотых групп, слабости диалога, базового консенсуса. В результате потоки дезорганизации, угрожающей национальной катастрофой, распадом, крахом государственности, что неоднократно уже имело место в нашей истории (распад Киевской Руси, Смута 17 в., распад империи в 1917 г. и Советского Союза - в 1991 г.). Во всех случаях причины носили внутренний характер. Раскол приобретает различные формы - между властью и народом, духовной и правящей элитами, между интеллигенцией и властью, между интеллигенцией и народом, между культурой и формами общения, между сложившимися институтами, сообществами и их попытками повысить эффективность собственных функций и т.д.

12. Преобладание стремления адаптироваться к расколу над стремлением его преодолеть порождает разные формы социокультурной патологии: устойчивая дезорганизация различных (со)обществ, повсеместное двоевластие, перерастающее в многовластие, локализм, половинчатые решения (цепь решений, где каждое последующее решение частично или полностью отменяет предшествующее), неспособность формировать отношения в соответствии с реальными и потенциальными изменениями функций, стремление решать либерально-модернистские проблемы, опираясь на архаичные программы, формы отношений.

13. Длительное развитие раскола приводит к развитию механизмов, стойко сопротивляющихся переменам. Важнейший из них - способность отвечать на кризис, на угрозу катастрофы архаизацией, т.е. инверсионным возвратом значимой части населения к предшествующим пластам культуры, формам общения. Архаизация может возникнуть как ответ на активизацию либерально-модернистской культуры, на реформы, особенно если они проводятся за счет народа. Архаизация в России обычно обладает гораздо большим энергетическим потенциалом (массой носителей, способных смести реформу, посеять смуту, уничтожить гос-во) по сравнению с потенциалом реформаторов. Архаизация была и остается причиной срыва хозяйственных реформ. Отсюда стремление реформаторов превратить гос-во в оплот против архаизации, увеличивая его мощь. Однако для этого в об-ве недостаточно ресурсного потенциала, само гос-во в той или иной степени пронизывается архаизацией, временно становится ее орудием.

Кризис российской цивилизации может быть преодолен лишь на основе ослабления раскола, через углубление нравственных основ об-ва.

А. С. Ахиезер

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКАЯ - одна из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшаяся на пространствах Вост. Европы и Сев. Азии, самобытность к-рой обусловлена взаимодействием специфических географических, климатических, этнических, конфессиональных, политических,исторических факторов. Зарождение и развитие Ц. р. - длительный процесс, берущий истоки в культурной деятельности восточных славян, в условиях первого восточнославянского гос-ва - Киевской Руси (9 в.). Постепенно вокруг великорусского народа образовалась устойчивая полиэтническая (в настоящее время почти 150 национальностей) и многоконфессиональная (свыше 60 религиозных направлений) общность, опирающаяся на соединение культур Запада и Востока. Поскольку Россия оказалась между самобытными, но застойными обществами Востока и более развитым Западом, то ее развитие, естественно, больше питалось европейской культурой, во взаимодействии с культурами Востока. Значительная роль в становлении и развитии Ц. р. принадлежит объединительной функции Русского, а затем Российского гос-ва, границы к-рого изменялись в разные периоды истории.

Развитие Ц. р. происходит на колоссальных евразийских просторах: в широтном направлении от Польши до Тихого океана (ок. 9 тыс. км), в меридиональном - от Северного Ледовитого океана до Закавказья и Центральной Азии (от 2,5 до 4 тыс. км). Огромные пространства, ограниченные во многом естественными рубежами (два океана, горы Кавказа, Алтая), характеризуются разнообразием ландшафтов, включающим плодородные земли Причерноморья, Северного Кавказа, центральные черноземные районы, бескрайние, в значительной мере малоплодородные степи, лесостепи, леса, притундровые и тундровые массивы. Жизнедеятельность значительной части населения осуществляется в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях, заставляя расходовать много усилий и ресурсов на обогрев помещений, теплую одежду, долговременное стойловое содержание скота и т.д. На экономику, весь жизненный уклад оказывает значительное воздействие то, что ок. 'Л территории приходится на Север и зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства сосредоточены там, где почти нет населения, что ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями.

Особые естественные, социокультурные и исторические условия Ц. р. предопределяют амбивалентность мн. ее характеристик. Так, территория Ц. р. выделяется среди всех регионов Земли уникальным сочетанием колоссальных природных богатств - минеральными и водными ресурсами, углеводородами, лесами и т.д. Наличие всех необходимых естественных компонентов для интенсивного развития экономики делает Ц. р. материально самодостаточной, позволяет не зависеть от др. сообществ. Вместе с тем наличие значительной неосвоенной территории, разнообразных природных богатств способствует в известной мере нерачительному отношению к ним, пренебрежению ресурсосберегающими технологиями, требованиями экономного бережливого хозяйствования, экологическими императивами.

Амбивалентность проявляется и в отношении к внешнему миру, чужеземному опыту, к диалогу культур. На протяжении российской истории неоднократно круто менялись ориентации: ставка на замкнутость, на свою культурную самодостаточность и соответственно искусственное отгораживание от достижений мировой цивилизации (напр., борьба с "космополитизмом" в сер. 20 в.) уступала место представлениям о своей неполноценности, превосходстве всего иностранного, к-рое надлежит без разбора заимствовать (кон. 20 в.). Ущербность обеих крайностей неизменно сказывалась и сказывается на культуре, настроении об-ва.

Значительные пространства и природные богатства России - объект вековых притязаний ближних и дальних соседей, стран, начиная с набегов кочевников до наполеоновского и гитлеровского нашествий, современной экономической экспансии транснациональных монополий. Необходимость отражения разных форм внешней агрессии, как и отмеченные неблагоприятные природно-климатические факторы, неизменно требует мобилизационного режима развития, траты ресурсов, что исторически задерживало и ныне задерживает модернизацию, придавая ей догоняющий характер (см. Модернизационные процессы в России: общее и особенное).
Базовая особенность Ц. р. в том, что ее ядром, интегрирующим началом является русский народ - один из крупных, развитых и богатых культурой этносов мира. Благодаря подобным объективным факторам, а также таким интеграционным чертам, как самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости и совестливости, к взаимообогащению культур, оказанию помощи, служению человечеству и др., русский народ стал собирателем и объединителем др. этносов России (ныне составляющих ок. 20% населения), центром культурного притяжения не только для славянских, но и тюркских, финноугорских и др. народов (см. Этническая структура населения).
К основному ядру - великорусскому этносу, расселенному вначале на востоке Европы, а затем и на севере Азии, вплоть до Тихого океана, - в разные исторические периоды присоединялись добровольно или в результате воин, но в основном путем мирной колонизации, мн. европейские и азиатские этносы, живущие на своих исконных землях. Эти окраинные территории благодаря политическим перипетиям со временем могли отпадать, вновь присоединяться, снова отпадать, разрывая установившиеся социокультурные связи. Порывая с прежним цивилизационным ядром, они могли дрейфовать в сторону иных цивилизаций, но большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространство, приобщенных к русской культуре, скрепленных языком межнационального общения - русским языком, стали участниками единого культурного процесса, создателями общих ценностей в едином географическом, политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня находятся в лоне Ц. р., о чем свидетельствует их внутренняя самооценка, культурно-историческое самочувствие их представителей (см. Многонациональный народ российский). Подвижность пространственных границ Ц. р. связана также с тем, что она не всегда совпадает с государственной территорией России, с государственной принадлежностью того или иного народа на данный период. Цивилизационную принадлежность каждого народа определяют исторически сложившиеся социокультурные характеристики, к-рые более долговечны, чем конкретные политические реалии, в том числе существующие в определенное время государственные границы России.

Евразийский характер веками складывающейся российской социокультурной общности (при гетерогенной этнической основе) - важная особенность Ц. р., не сводимой к механической сумме ее европейских и азиатских составляющих, а выражаемой в новых качествах, чертах. Общность исторических судеб, геополитических интересов, преобладание центростремительных начал над центробежными породили общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание, в том числе общероссийский патриотизм, сходство духовных предпочтений, что находит отображение в специфике самоидентификации - необходимом элементе цивилизационного отличия. Показательны результаты современных исследований в ряде республик Российской Федерации, посвященных проблемам национальной и территориальной идентичности. Так, более 70% респондентов титульных национальностей считают себя и россиянами, и этническими татарами, якутами, чувашами. Сдвоенную идентичность имеют и до 60% русских, живущих в этих республиках (татарстанцы, якутяне, тувинцы). Аналогичная идентичность свойственна представителям мн. диаспор,исторически существующих в России. Характерны данные, определяющие отношение евреев к России, русской культуре: 84% считают Россию своей страной, а 99% считают родным русский язык. Российская идентичность проявляется в парадоксальных словосочетаниях ("русский татарин", "русский немец", "русский еврей" и т.д.), даже в понятиях, связанных с конкретным политическим устройством ("советский народ"). Вместе с тем гетерогенность составляющих Ц. р., их нахождение на разных ступенях эволюции делает ее отчасти размытой (особенно на окраинах), порождает особую потребность в механизмах цивилизационной и политической интеграции. Дихотомия центр - регионы, противоборство унитарных и центробежных тенденций, ослабление территориальных связей - извечная проблема российского социума, резко обостряющаяся в кризисные периоды.

Географическое, природно-климатическое разнообразие - от субтропиков до тундры, специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различными менталитетом, культурой (см. Менталитет, Культуры этнические). В отличие от колонизаторской политики зап. цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой воспроизводственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами мн. народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры. Общее достояние российского суперэтноса, складываясь из разных культур больших и малочисленных этносов, воспринимается как предмет их общей гордости. Русская культура - фундамент великой российской суперэтнической культуры, снискавшей мировое признание, внесшей существенный вклад в общечеловеческое достояние (см. Наука в России, Космическая наука и техника, Образование в России, Литература художественная, Медицина и здравоохранение в России).

Наряду с полиэтничностью Ц. р. свойственна и многоконфессиональность. Особая роль в формировании и развитии Ц. р. принадлежит Русской православной церкви. Она оказала значительное воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, всю культуру (см. Православие и российская цивилизация). Благоприятные возможности для патриотической, духовно-культурной деятельности Русской православной церкви (см. также Старообрядчество) были созданы, начиная с Крещения Руси, переплетением религиозных и государственных начал, значительной ролью церкви в собирании и защите российских земель, в просветительской деятельности (особенно значимой тогда, когда еще были слабы светские очаги культуры), медленным распространением в России до 20 в., в отличие от Запада, процессов секуляризации. Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и др. Это позволяет православию, последователи к-рого ныне составляют почти ^4 верующего населения, выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность друг с другом этих народов. Аналогичные функции выполняют и др. традиционные религии России, в первую очередь ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, северокавказских народов), буддизм (калмыки, буряты. тувинцы). Частью российской культуры стали и др. веками существующие здесь религии - иудаизм, лютеранство и др. (см. Конфессиональная структура населения).

Общий культурный ареал России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессиональные общности, к-рые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом - специфика поликонфессиональности Ц. р., характеризуемой чересполосицей мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей. Взаимодействие этноконфессиональных общностей, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур - все это формирует у полиэтнического и многоконфессиональною населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей. представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей задачей упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Имеющие место различные дискриминационные действия - игнорирование особенностей жизни в том или ином регионе, ущемление чувств, самосознания этносов - неизменно наносят ущерб устойчивости всего российского социума, межконфессиональному, межэтническому согласию. Подобные действия питают националистические, сепаратистские тенденции.

Для общественного настроения и поведения во все периоды истории Ц. р. было характерно, как правило, терпимое отношение к людям др. верований и убеждений, их лояльные или же доброжелательные взаимосвязи в разных сферах личной и общественной жизни. Показательно, что в России не было религиозных войн, что подтверждает цивилизационную совместимость разных конфессий в общероссийской среде. Мирное сосуществование конфессий не поколебали даже кровопролитные события кон. 20 - нач. 21 в. в Чечне. Имевшие место в истории России случаи притеснения последователей тех или иных конфессий провоцировались представителями светской власти или высшей церковной иерархии. В отличие от последних большинство населения (в настоящее время 75% среди православных и 68% среди мусульман) не согласны с идеей исключительности той или иной религии, тем более с выступлениями против др. религий (см. Терпимость (Толерантность).

Устойчивость Ц. р. - вопреки всем историческим перипетиям - поддерживает приверженность большинства населения к сохранению своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. Определенную роль играют здесь и сложившиеся формы совместного бытия, традиционности, исторически сформировавшейся в качестве адаптационного механизма в условиях трудностей (климатических, природных и т.д.) хозяйствования. Специфическим для России является то, что в иерархии духовных ценностей русского народа никогда не превалируют черты высокомерия, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха личности. В противоположность описанной М. Вебером зап. индивидуалистической и прагматической традиции, русские мыслители, характеризуя черты своего народа, подчеркивали, что он не склонен возводить преходящие земные ценности (напр., частную собственность) в ранг священных (Ф.М. Достоевский), не склонен поклоняться "золотому тельцу" (Н.А. Бердяев). Характерно, что и в настоящее политически переходное время попытки ряда политиков механически заимствовать нормы и формы социально-политической жизни,свойственные зап. цивилизации, не находят поддержки среди большинства российского народа в первую очередь из-за их несоответствия его традиционным представлениям и ценностям, национально-культурной и религиозной идентичности (см. Менталитет, Идентичность общероссийская). Однако это не значит, что последним противоречат базовые демократические свободы и права человека (см. Права и свободы человека в России), социально ориентированная рыночная экономика, удачно реализованная как в ряде стран Запада, так и Востока. Модернизация немыслима без гражданских свобод; и она вовсе не предполагает отказа от особенностей Ц. р., а требует открытости ее мировым достижениям, свидетельствует об усилении сходства между разными цивилизациями, распространении общечеловеческих ценностей.

Концепция бытия российского народа, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов над личными (не отвергая при этом интересов личности), расположением к духовным ценностям. Приверженность человеческой солидарности, состраданию к простому человеку, патриотизму, нравственно-гуманистическим концепциям находит свое отображение в художественной литературе, различных видах искусства, устном народном творчестве, знаковыми для к-рых являются добро, правда, совесть, справедливость. Именно в духовных особенностях культуры (светской и религиозной) народа ярко проявляется самобытность Ц. р. Именно за подобные черты в первую очередь выделяют и ценят русскую культуру в мировом сообществе.

Важная роль в функционировании Ц. р. принадлежит гос-ву. Это обусловлено и природными, и социально-психологическими реалиями, и необходимостью нейтрализации дезинтеграционных факторов. Патерналистские традиции общинности. огромные, часто малонаселенные пространства, наличие десятков этносов с самобытной культурой, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие дорог, транспортных средств, распространение среди местных элит сепаратистских настроений, навыков и психологии удельных правителей ("моя вотчина"), при к-рых стерты границы между властными и имущественными полномочиями, - все это порождает потребность в сильном централизованном гос-ве, могущем скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы, пресекая политику этнонационального сепаратизма, а также обеспечивать выживание наиболее слабых и бедных из них. Гос-во, основанное на федеральном принципе организации власти, - исторически проверенная структура, способная преодолевать противоречия между интересами различных российских этносов, к-рые вызываются экономическими реалиями (напр., интересам коренных жителей тундры не соответствует развертывание здесь добычи нефти и газа), различиями в степени экономического развития, в уровне образования и т.д., что диктует необходимость протекционистской поддержки слаборазвитых народов и регионов за счет более развитых. В отличие от зап. традиции в России не об-во продуцирует определенный тип гос-ва, а в значительной степени гос-во формирует структуры об-ва.
Подобные факторы порождают среди русского, др. народов России государственнические убеждения, веру в необходимость авторитарного правителя - единого вершителя судеб Отечества, сильной центральной власти (безотносительно к ее форме), привычку воспринимать ее решение как неизбежное, должное. История евразийской России с ее прочными патерналистскими ориентациями и авторитарными методами руководства показывает, что многое здесь зависит от личности, действий, общей культуры первых лиц в гос-ве. Российская политическая культура еще не выработала механизма сдерживания их произвола. Это наблюдалось и в условиях самодержавия, и при советской власти, и в период перестройки, и после нее. Отсутствие должного общественного контроля над властной - центральной и местной - элитой, чиновничеством, слабость ростков гражданского об-ва, распространение среди властных структур традиций нетерпимости повышает значение личных нравственных, правовых и политических способностей лидера, его возможности предопределять разрушительные или созидательные процессы в об-ве. Устоявшаяся практика инициирования импульса развития "сверху" неизбежно приводит к тому, что кризис центральной власти оборачивается кризисом об-ва.

Ц. р., как и всякая живая цивилизация, развивается, модернизируется, порождая расколы в сознании, поведении, интересах различных социальных и национальных общностей, стимулируя противоречивые интеграционные и дезинтеграционные процессы, новые демографические и экологические явления. Исследования фиксируют распространение среди части населения, особенно среди городского молодого поколения, предпочтений и ценностей, резко порывающих с принципами российской самобытности и более соответствующих зап. об-ву (см. Рыночные реформы и ментальность россиян). В то же время недостаточно используются современные возможности интенсификации экономики, новые технологии, достижения науки для ускорения процесса модернизации.
Раскрытие основных характеристик Ц. р. (нек-рые из них, превратившись в идеологемы, являются предметом дискуссий среди обществоведов) углубляет, систематизирует познание российского социума, устойчивых особенностей его истории, механизмов преемственности и модернизации вне зависимости от характера общественного строя, помогает понять его долгосрочные неидеологизированные национальные интересы, условия оптимальной реализации колоссальных природных, людских, интеллектуальных, научно-технических возможностей, условия восстановления его достойного места в мировом сообществе. (М.П. Мчедлов)


ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКАЯ (ИСТОРИОГРАФИЯ). - Ц. р. - научное понятие, к-рым в рамках теории локальных цивилизаций характеризуется устойчивая социальная общность, сформировавшаяся: 1) на полиэтнической основе в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола великорусского народа; 2) при исторически сложившейся многоконфессиональности; 3) как синтез культур Запада и Востока. Значимыми факторами, оказавшими и продолжающими оказывать влияние на развитие и становление Ц. р., являются природно-климатические условия ее территории и определяющая функция Российского гос-ва.

Ц. р. в совокупности перечисленных ее системообразующих составляющих начала отсчет второго тысячелетия своего существования. В каждый конкретный момент времени цивилизация представляет собой неповторимое сочетание мн. элементов, находящихся в постоянном развитии. За этот период неоднократно изменялись границы Русского, а затем Российского гос-ва, в его состав входили разные этноконфессиональные общности и постепенно, исторически сформировали архетипические черты того сложного единства, к-рое определяется сегодня понятием "Ц. р.". Термин "Ц. р." сравнительно новый. Он вошел в политический и научный лексикон в 90-е гг. 20 в., после появления на международной арене Российской Федерации - правопреемницы СССР. Но изучение обозначенного этим термином общественного явления началось гораздо раньше. В историографии проблемы Ц. р. можно выделить три этапа. Начало первому этапу (60-е гг. 19 - нач. 20 в.) было положено выходом в свет книги Н.Я. Данилевского "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1869). Книга была написана под впечатлением поражения России в Крымской войне (1853-1854) и представляла собой изложение позиции автора в отношении решения вост. вопроса, вызвавшего эту войну. Второй этап относится к 20-30-м гг. 20 в. и связан с творчеством "евразийцев" - российских ученых, оказавшихся после Октября 1917 г. в эмиграции. Кризис, связанный с Первой мировой войной, крах представлений о России как мировой державе послужили побудительным мотивом для переосмысления ими истории России и раздумий о ее будущем. В трудах "евразийцев" в рамках концепции мультилинейности всемирно-исторического процесса значительное место уделено анализу самобытной российской культуры. Импульс третьему этапу изучения проблемы Ц. р. (90-е гг. 20 в.) дал развал СССР, обусловивший необходимость осмыслить положение России в новых условиях, прогнозировать развитие геополитической ситуации с учетом ее цивилизационной специфики.
Н.Я. Данилевский сформулировал идею об особом славянском культурно-историческом типе (равнозначном цивилизации), к-рому предстояло сформироваться в ходе борьбы союза родственных по духу и крови славянских народов против враждебных им внешних сил. Ядро союза должна была составить Россия, так как в то время только русский народ, единственный из славянских, по словам Данилевского, "достиг политической самостоятельности и сохранил ее - условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а поэтому, вероятно, и не может начаться и существовать". Созданная Данилевским как инструмент обеспечения безопасности гос-ва конструкция всеславянского союза была умозрительной. Автор смело прогнозировал создание будущих славянских гос-в, определял состав и границы их территории и делал вывод, что такой союз "дал бы единственно полное, разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса". В то же время Данилевский подметил ряд характерных особенностей русского человека, к-рые органически присущи его культурно-историческому типу (цивилизации). Он отметил терпимость русского человека, большое значение для него духовных и нравственных ценностей, его коллективизм и т.п.

Во вт. пол. 19-нач. 20 в. Россия в результате проведения буржуазно-демократических реформ получила новый импульс развития. В этот период во властных структурах и об-ве разрабатываются и обсуждаются планы укрепления государственной безопасности страны, решения стоящих перед ней геополитических задач. Осознается особое место России в системе мировых держав. Все большее внимание начинает уделяться идеологическому обоснованию проводившейся политики. В этом смысле идеи, высказанные Данилевским, органично вписываются в контекст времени, когда создавались "Россия и Европа". Постепенно формируется и представление об особом цивилизационном статусе России. Его в 1912г. удачно определил профессиональный дипломат, бывший посол России в Токио и Вашингтоне, член Государственного совета барон Р.Р. Розен: "Россия, занимающая большую половину Европейского материка, есть не столько величайшая европейская держава, сколько сама по себе целая часть света, поставленная между Европою и Азиею".
Идея о России как особом мире, соединяющем в себе черты Европы и Азии, но не совпадающем ни с Европой, ни с Азией, получила развитие в работах "евразийцев". Обоснование "евразийства" с позиций концепции мультилинейности исторического процесса дано Н.С. Трубецким. Он пришел к убеждению, что объединяющим фактором ("национальным субстратом") "того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию - Евразией, ее национализм - евразийством". Новая многонародная нация начала складываться после революции на основе общности исторических судеб народов СССР.
Вследствие развала СССР и образования СНГ в общественном сознании резко возрос интерес к проблемам геополитики. В 90-е гг. были опубликованы многочисленные работы философов, социологов, экономистов, историков, психологов, специалистов в др. областях научного знания, публицистов. Диапазон высказанных взглядов и предложенных оценок необычайно широк: от отрицания существования феномена Ц. р. до попыток дать обобщенную характеристику этого явления.
Представление о России как многонациональном и поликонфессиональном цивилизационном образовании, охватывающем различные общности евразийского региона, имело следствием разработку в рамках современной концепции евразийства многочисленных моделей, рассчитанных на создание социокультурного и государственного единства Европейской и Азиатской России. Наиболее систематично этот взгляд на проблему российской цивилизации представлен в материалах, опубликованных на страницах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...