Семинар 7. Разработка маркетинговой программы деятельности фирмы на рынке информационного продукта.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Кафедра «Экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов направления 100700 «Торговое дело» дневной формы обучения по дисциплине «Рынок информационного продукта»
Ростов-на-Дону
Составитель: доц., к.э.н. Харитонов Г.Б.
Методические указания для самостоятельной работы студентов направления 100700 «Торговое дело» дневной формы обучения по дисциплине «Рынок информационного продукта»/Издательский центр ДГТУ, Ростов н/Д, 2012.
Печатается по решению методической комиссии кафедры «Экономика».
Научный редактор – доц., к.э.н. Пржедецкая Н.В. Рецензент – доц., к.э.н. Ерёменко И.А.
© Издательский центр ДГТУ, 2012. Эффективность вхождения в рыночную экономику в условиях разделения труда и услуг на международном информационном рынке обуславливает изучения проблем, связанных с коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке информационных услуг и продуктов. Становление и развитие информационного бизнеса как сферы предпринимательской деятельности, связанной с разработкой, производством и распространением компонентов информационных и коммуникационных технологий, не возможны без опережающего решения комплекса теоретических и методологических проблем, вызванных особенностями переходного периода, роли и места государства в процессах развития коммерческих структур, разработкой направлений совершенствования инфраструктуры бизнеса.
Цель курса – научить студентов использовать полученные знания об особенностях функционирования рынка информационных услуг и продуктов России, проблемах функционирования фирм сферы информационного бизнеса, особенностях рынка информационных услуг и продуктов. Методические рекомендации содержат 12 тем, являющихся центральными в данном курсе. Структурно методические указания состоят из: 1) учебных заданий по каждой теме, которыми задаются необходимые аспекты изучения темы; 2) вопросов к зачёту; 3) списка литературы, содержащего учебники, учебные пособия по дисциплине, научные публикации, а также интернет-ресурсы.
Семинар 1. Роль информации в развитии общества. Сфера услуг в современной экономике. 1. Понятие «информация», различие между информацией и данными. 2. Объективность возникновения и развития сферы услуг. Тенденции и закономерности. 3. Внешняя и внутренняя среда и ее влияние на темпы и направления развития сферы услуг. 4. Экономические законы и их влияние на сферу услуг. 5. Информатизация общественных и экономических связей и роль сферы услуг в этом процессе. Доклады: 1. Стратегия развития информационного общества в РФ. 2. Современные теории постиндустриального общества и характерные особенности развития сферы услуг. 3. Сфера услуг и качество жизни населения, их взаимовлияние. 4. Глобализация мирового рынка информационных услуг и технологий.
Семинар 2. Информационный рынок: структура, этапы развития. 1. Информационный рынок: основные понятия. 2. Особенности функционирования рынка информационных продуктов и услуг. 3. Этапы развития информационного рынка. 4. Структура рынка информационных продуктов. Доклады: 1. Мировой рынок информационных и коммуникационных технологий. 2. История развития корпорации (Microsoft, Google и др.).
3. Развитие рынка информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. 4. Основные сектора информационного рынка и его субъекты.
Семинар 3. Особенности функционирования информационного рынка. 1. Технология коммерческого распространения информации. 2. Международный рынок интерактивных услуг. 3. Развитие отечественного рынка интерактивных услуг. Доклады: 1. Развитие зарубежного информационного рынка. 2. Основные особенности российских источников деловой информации. 3. Коммерческие информационные системы и сети, системы электронных операций.
Семинар 4. Анализ информационного рынка 1. Анализ продукта. Анализ баз данных. 2. Анализ автоматизированных банков данных. 3. Сегментация информационного рынка. Доклады: 1. Рынок бизнес-информации. 2. Рынок маркетинговых услуг. 3. Рынок коллекторских услуг. 4. Рынок консалтинговых услуг.
Семинар 5. Основные составляющие информационного рынка. 1. Техническая и технологическая составляющая информационного рынка. 2. Роль электронного бизнеса и электронной коммерции в создании новых видов рынков. 3. Понятие интеллектуальной собственности. 4. Авторские права, патенты и коммерческие тайны. 5. Международные и государственные законы по правовому регулированию на информационном рынке. Доклады: 1. Государственная политика информатизации в России. 2. Технологии коммерческого распространения информации. 3. Технологии распространения баз данных и программных продуктов. 4. Особенности формирования правовой базы информатизации в системе законодательства Российской Федерации.
Семинар 6. Экономическая составляющая информационного рынка. 1. Монополии на информационном рынке и их экономические последствия. 2. Влияние нехватки квалифицированной рабочей силы на качество информационных продуктов. 3. Новые ценовые стратегии. 4. Экономические последствия различий в доступе к средствам телекоммуникации участников информационного рынка. 5. Модель классификации информационных потребностей. 6. Методика изучения информационных потребностей: оценка уровня удовлетворения информационных потребностей покупателя, экономической эффективности бизнеса, затраты на развитие и др.
Доклады: 1. Объективные предпосылки создания системы информационного обеспечения предпринимательства. 2. Особенности построения системы информационного обеспечения малого предпринимательства. 3. Методы оценки факторов влияния информационных технологий бизнеса на эффективность субъектов экономической деятельности.
Семинар 7. Разработка маркетинговой программы деятельности фирмы на рынке информационного продукта. 1. Понятие и содержание информационного маркетинга. 2. Программа информационного маркетинга. 3. Система маркетинговых исследований рынка информационного продукта. 4. Модель организации маркетинговой деятельности фирмы на рынке информационного продукта.
Тренировочные задания к семинару: 1. Сформулируйте цели маркетинга фирмы сферы информационного бизнеса (по Вашему выбору), выступающей на рынке товара N (выберите наиболее известный Вам товар), и разработайте перечень конкретных задач маркетинга данной фирмы на определенную перспективу. Одновременно дайте краткую характеристику рынку (монопольный, конкурентный, рынок продавца (где спрос опережает предложение) или рынок покупателя (где предложение опережает спрос)), определите масштаб операций (объем товарооборота) и долю данной фирмы на этом рынке. 2. На основе блок-схемы функций маркетинга (рис. 1) разработайте перечень конкретных функций каждого блока для определенной фирмы сферы информационного бизнеса в зависимости от выдвинутых Вами задач. Одновременно покажите взаимодействие маркетинга фирмы с государственными структурами и консьюмеристским движением. В какой форме реализуются права продавца и обеспечиваются (данной фирмой) права покупателя, соблюдаются ли фирмой принципы социально-этического маркетинга, связаны ли с этим дополнительные затраты? Каким образом они компенсируются? Рис. 1. Блок-схема функций маркетинга Блок 1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции: 1.1. маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка); 1.2. разработка маркетинговой стратегии; 1.3. составление плана и бюджета маркетинга, разработка оперативной программы маркетинговых мероприятий; 1.4. маркетинговый контроллинг; 1.5. организация маркетинга.
Блок 2. Функции формирования рынка и ценообразования: 2.1 -поиск и раздел рынка сбыта; 2.2 - сегментация рынка; 2.3 - разработка нового товара или модернизация старого; 2.4 - тестирование рынка, самосертификация товаров; 2.5 - разработка ЖЦТ; 2.6 - разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга; 2.7 - разработка и защита марки товара. Блок 3. Функции регулирования рынка: 3.1. стимулирование спроса и предложения; 3.2. регулирование товарных запасов; 3.3. регулирование цен. Блок 4. Функции товародвижения и дистрибьюции: 4.1. выбор дистрибьюторов (торговых посредников), формирование и эксплуатация каналов товародвижения; 4.2. организация сбыта и продажи товаров; 4.3. управление перемещением и складированием товаров (логистика); 4.4. научная организация торгового процесса; 4.5. организация франчайзинга, лизинга и факторинга. Блок 5. Функции управления продвижением товаров: 5.1. организация рекламной деятельности; 5.2. организация каналов маркетинговых коммуникаций; 5.3. организация конкурентной борьбы; 5.4. научная организация сервиса.
3. Разработайте схему организации маркетинговой службы крупной или средней фирмы сферы информационного бизнеса по одному из организационных типов (матричному, функциональному или комбинированному). Опишите функции каждого подразделения маркетинговой службы и функции ее руководителя по координации их деятельности (для выбранного Вами типа и размера фирмы и ее позиции на рынке). Составьте схему структуры фирмы, выделите маркетинговые подразделения, покажите их связи и потоки информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|