Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

Преподаваетль: Ужанков Александр Николаевич

Цели и задачи дисциплины

Курс “История отечественной литературы”, опирающийся на методику изучения русской литературы, ставит своей целью проследить закономерности стадиального развития русской литературы XI – XIX вв.

Основные задачи курса:

- сформировать у студентов научно-обоснованное представление о закономерностях литературного процесса, характере и специфике как русской средневековой литературы, имеющей в своей основе православное мировоззрение, так и литературы нового и новейшего времени;

- ознакомить студентов с теоретическими положениями построения истории русской литературы на хронологическом и диахроническом уровнях;

- охарактеризовать главные закономерности стадиального развития русской литературы ХI – ХХ вв.;

- сформировать у студентов понимание художественной специфики древнерусской литературы и православной эстетики, исторической поэтики классической русской литературы;

- ознакомить с исследовательским подходом к анализу литературных произведений (композиция, образы, стиль и т.д.).

Курс предусматривает самостоятельное прочтение студентами важнейших литературных произведений и критических работ по ним. Знакомство с художественными сочинениями содействует развитию духовного мира человека, поскольку в них заложен колоссальный нравственно-этический потенциал, а касательно древнерусской литературы и дидактический. Шедевры русской литературы, ставшие шедеврами и мировой литературы, формируют не только эстетический вкус, но и нравственное чутье.

Курсом предусматривается написание рефератов, демонстрирующих знакомство студента с основной литературой по теме, умение делать ее разбор и раскрывать заданную учебным планом тему, а также проявить имеющиеся навыки самостоятельной литературоведческой работы.

 

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса обучаемые должны:

знать содержание основных произведений древнерусской словесности, быть знакомыми с творчеством и сочинениями крупнейших русских писателей XVIII-XX веков;

уметь дать литературоведческий разбор художественных произведений (выделить сюжет, фабулу, проанализировать композицию сочинения, систему художественных образов и литературных тропов и т.д.), определить взаимосвязь со временем его возникновения, оценить идею и проблематику произведения;

быть ознакомленными с основными категориями русской средневековой культуры; эстетическими, этическими и философскими категориями нового времени; системой литературоведческих понятий; с общими чертами в развитии западноевропейских и восточнославянских литератур; с национальной особенностью русской литературы и отражением в ней самобытного характера русского народа, а также с вкладом русских писателей в мировую культуру;

иметь представления об историко-литературном процессе, протекавшем и протекающем в России.

Содержание дисциплины

“История отечественной литературы”

Программа содержит полный курс истории русской литературы ХI ­– начала ХХ в., согласованный с типовым учебным планом для госуниверситетов, и необходимый минимум учебной и вспомогательной литературы к нему.

В соответствии с периодизацией истории русской литературы общий курс хронологически разделяется на:

  1. Средневековую (древнерусскую) литературу (ХI- до 40-х годов ХVII в.).
  2. Переходный период к литературе Нового времени (с 40-х годов ХVII в. до 30-х годов ХVIII в.).
  3. Литературу Нового времени (с 30-х годов ХVIII в. до конца ХVIII в.).
  4. Литературу Новейшего времени (начало ХIХ в. - 80-е годы ХIХ в.).
  5. Литературу конца ХIХ - начала ХХ в. (дооктябрьский период) - (90-е годы ХIХ в. - до 1918 г.).

Для удобства чтения лекций средневековый период в истории русской литературы объединен с переходным периодом и составил раздел “Русская литература ХI - первой трети ХVIII веков”, а литература Новейшего времени объединена с дооктябрьским периодом, составивших раздел “Русская литература Новейшего времени (ХIХ - начало ХХ века)”.

В основу периодизации истории русской литературы положены не события гражданской истории, как до этого практиковалось в большинстве случаев, а совокупность однородных литературных явлений, присущих литературному процессу на разных этапах и всецело связанных с эволюцией общественного сознания - мировоззрения. В тесной связи с ним находится формирование и развитие самостоятельного творческого (литературно-художественного) метода отражения, являющегося основным фактором в выделении различных литературных стадий в истории русской литературы.

Курс дает студентам и основные сведения по истории России.

Курс дисциплины “История отечественной литературы” рассчитан на 148 часов и читается в течение четырех семестров на первом и втором курсах отделения журналистики.

 

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

Раздел (тема) дисциплины Виды занятий: лекции
Раздел I “Русская литература ХI - первой трети ХVIII века”
  Темы:  
  Введение. Специфика древнерусской литературы. Проблемы периодизации. Стадиальное развитие русской литературы XI- первой трети XVIII в. Генезис литературных формаций.  
  Литературная формация XI – 90-х годов XV века. Русская литература XI-XII вв. Характеристика мировоззренческой стадии. Переводная литература: жития, апокрифы, повести.  
  Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. Историософия русской истории. Летописание. «Повесть временных лет».  
  Житийная литература. Творения преп. Нестора: «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». «Сказание о Борисе и Глебе».  
  Дидактические сочинения. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр «хожений». «Хожение игумена Даниила». Творения Кирилла Туровского: торжественные слова и молитвы.  
  Исторические повести XI-XII вв. «Слово о полку Игореве»  
  Русская литература XIII – первой половины XIV в. Характеристика стадии. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Творения Серапиона Владимирского.  
  Повести о монголо-татарском нашествии и агиография XIII в. «Киево-Печерский патерик».  
  Княжеские жизнеописания. «Летописец Даниила Галицкого», «Повесть о житии Александра Невского». «Слово о погибели Русской земли».  
  Русская литература второй половины XIV – 80-х гг. XV в. Характеристика стадии. Тема монголо-татарского нашествия и Куликовской битвы в литературе. «Слово о житии Дмитрия Ивановича Донского», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.  
  Житийная литература. «Житие Стефана пермского». «Житие Сергия Радонежского».  
  Зарождение мирской повести. «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть о Вавилонском царстве». Переводная беллетристика.  

Содержание разделов (тем) дисциплины

“История отечественной литературы”

Раздел I: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI — первой трети XVIII веков.

 

 

Тема 1. Введение. Специфика древнерусской литературы. Проблемы периодизации. Стадиальное развитие русской литературы XI- первой трети XVIII в. Генезис литературных формаций.

Русская литература — одна из древнейших литератур Европы, насчитывающая тысячелетнюю историю. Литература письменная и устная словесность. Общие представления об устной народной словесности.

Начало письменности на Руси и зарождение письменной литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности: рукописный характер, “коллективность” творчества, отсутствие личностного начала, безымянность произведений, связь с фольклором.

Что понимать под средневековым “литературным произведением”? Объем древнерусской литературы: христианско-дидактические произведения и светские; “душеполезное чтение” и деловая письменность. Православный характер древнерусской литературы. Ее генеральная тема - тема спасения души человека. Основные темы: история отечества; патриотизм, государственное устроение; подвиг (духовный, военный, гражданский); труд, нравственный идеал (святого, князя). Воспитательная познавательная и эстетическая ценность древнерусская литература.

Христианская философия — основа православного мировоззрения писателей. Мировоззрение и синкретический метод познания=отражения. Отношение к слову как Божественной сущности.

Проблема периодизации древнерусской литературы. Стадиальное развитие русской литературы. Генезис литературных формаций. Проблема “художественного метода” древнерусской литературы (И.П.Еремин, В.П.Адрианова-Перетц, Д.С.Лихачев, С.Н.Азбелев, А.Н.Робинсон, В.В.Кусков, А.Н.Прокофьев, А.Н.Ужанков). Мировоззрение и метод. Осмысление древнерусскими писателями своего творчества. Секуляризация мировоззрения во второй половине XVII в. и дифференциация метода познания=отражения. Предпосылки появления литературно-художественного метода и его формирование в переходный период. Переходный период от русской средневековой литературы к новой — 40 годы XVII в. — первая треть XVIII в.

Литература и язык. Влияние древнерусской словесности на развитие литературного языка. Рукописная и старопечатная книга. Понятие “литературного памятника”. Списки, редакции, изводы. Текстология. Методика научного изучения текста (определение первоначального авторского текста, его последующих редакций, родство списков и т. д.). Эволюция письма и древнерусских почерков. Оформление рукописей: миниатюры, орнаменты. Датировка рукописи. Проблема авторства.

Источниковедение древнерусской литературы. Вклад русских ученых XVIII—XIX веков в ее изучение. Школы и направления. Аналитические и конструктивные методы изучения литературы: эстетический, этический, исторический, историко-психологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, эволюционный, филологический и др. Достижения литературоведческой науки в XX в. по изданию и изучению памятников древнерусской литературы и ее дальнейшие задачи.

Тема 2. Литературная формация XI – 90-х годов XV века. Русская литература XI-XII вв. Характеристика мировоззренческой стадии. Переводная литература: жития, апокрифы, повести.

Дохристианское мировоззрение как основа языческой мифологии и миропредставления. Одухотворение природы. Устное народное мифологическое творчество. Основные темы и жанры фольклора. Былевой эпос, сказки, обрядовая поэзия.

Деятельность славянских первоучителей св. Кирилла и Мефодия. Начало письменности у восточных славян. Черноризец Храбр “ О письменах ”. Письменность на Руси до принятия христианства. Принятие христианства Русью. Письменный характер религии. Историческое и культурное значение приобщения Киевской Руси к христианству. Религиозные и литературные связи Руси с Византией и славянским миром.

Христианская философия — основа нового мировоззрения. Стадиальное развитие христианского мировоззрения на Руси и его связь с литературным процессом.

Стадия мировосприятия (XI—XII вв.). Стихийное (ненаучное) мировоззрение. Основные категории русской средневековой культуры. Представление о бинарной картине мира, времени, пространстве, провидении, судьбе, случае, закономерности и т. д.

Религиозно-символический метод познания=отражения действительности. Толкование Святого Писания как способ познания бытия. Умозрение. Смысловая (символическая) связь событий.

Раннехристианская и святоотеческая литература на Руси. Библия. Патристика. Апокрифы: о сотворении мира, об Адаме и Еве, о Ное, о Соломоне и Китоврасе, о крестном древе,” Хождение Богородицы по мукам” (отражение его в творчестве Ф. М. Достоевского), “Слово о Лазаревом воскресении”, Никодимово Евангелие (Первоевангелие Никодима и генеология “Мастера и Маргариты” М.А.Булгакова), “ Беседа трех святителей”.

Переводные жития: “Слово об Алексии, человеке Божием”. Сборники житий: Мартирологи, Патерики, Прологи, Четьи-Минеи.

Символизм истории. Исторические хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Переводные “естественнонаучные” сочинения: “Шестоднев ”, “ Физиолог”, “Христианская топография ” Козьмы Индикоплова, “Пчела ”. Их символизм.

Переводные повести: “ Александрия”, “Девгениево деяние”, “Повесть об Акире Премудром”, “Повесть о Варлааме и Иоасафе”, “История иудейской войны” Иосифа Флавия. Историзм и символизм. Положительный герой, однозначность литературного характера. Дидактизм повестей.

Легенды и духовные стихи: о Голубиной книге, о Егории Храбром, “Сорок калик со каликою”, о Федоре Тироне, об Алексии, человеке Божием, об Иосифе прекрасном, о Николае Угоднике и др. Их связь с литературой и живописью.

Очаги русской духовной культуры. Монастыри. Княжеская Среда. Образование на Руси. Скриптории и библиотеки. Зарождение и быстрое развитие русской оригинальной литературы. Литература светская и духовная. Основные темы и жанры.

 

Тема 3. Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. Историософия русской истории. Летописание. «Повесть временных лет».

“Слово о Законе и Благодати” Илариона Киевского — непревзойденный памятник торжественного красноречия. Датировка произведения. Религиозно-исторический смысл стечения первого “юбилея” (крещения Руси) и церковных праздников - Благовещения и Пасхи в 1038 г..

Философия мировой истории. Киевская Русь в контексте мировой истории: идея равноправия всех христианских народов. Идея государственной и религиозной самостоятельности Руси и ее независимости от Византии. Богоданность княжеской власти и долг князя в отношении к своему народу. Художественные достоинства “Слова”: композиция, стиль (ритмика), образы, символика, художественные тропы-олицетворения, метафоры, сравнения. Влияние “Слова” — идейное и художественное — на последующую древнерусскую литературу (Повесть временных лет, похвалу Владимиру Волынскому, похвалу Дмитрию Донскому и др.).

“Поучение к братии” Луки Жидяты.

Киевский Печерский монастырь. Преп. Феодосий и его поучения.

Работа преп. Нестора над “ Повестью временных лет”.

Повесть временных лет” как исторический и литературный памятник. Происхождение первого русского летописного свода, источники, состав и редакции. Гипотезы М. И. Сухомлинова, А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б.А.Рыбакова. Оригинальность жанра. Отличие русских летописей от византийских хронографов. Предназначение летописей. “Совестные книги” Древней Руси и Страшный суд. Отличие летописного стиля от стиля исторических повестей. Мировоззрение русского летописца. Философия русской истории. “ Повесть временных лет” и “ Слово о Законе и Благодати” Илариона. Идея политической и религиозной независимости Руси от Византии. Два идейных подхода к крещению Руси: прорусский — Печерского монастыря и провизантийский — Выдубицкого. Княжеская идеология Мономаховичей. Легенда об апостоле Андрее и ее роль в истории России. Гражданская история в “Повести временных лет”. Идея единства русской земли. Осуждение княжеских междоусобиц (“Повесть об ослеплении Василька Теребовльского”). Православие и язычество.

Литературная сторона. Отражение в летописи устной словесности: обрядовой и дружинной поэзии, преданий, местных легенд, былин; пословицы, поговорки, загадки. Литературные жанры, вошедшие в летопись: исторические повести, исторические сказания, летописные рассказы, погодные списки. Влияние агиографии. Письменные источники летописи.

Историзм и правдивость — основа изложения событий. Религиозно-символический метод отражения действительности. Библейские параллели к характеристикам древнерусских князей и их религиозно-философское значение.

Язык и стиль летописи. Литературный образ летописца: Пимен А. С. Пушкина. Дидактическое (поучительное) значение летописи.

 

Тема 4. Житийная литература. Творения преп. Нестора: «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». «Сказание о Борисе и Глебе».

 

Преп. Нестор и его творения. “Чтение о Борисе и Глебе” — первое русское агиографическое сочинение о первых русских святых. Проблема датировки. Житийный канон и его смысловая основа 19 заповедей. Мирское и вечное. Смысл человеческого бытия - спасение души. Идеал смирения. “Житие Феодосия Печерского” - тип преподобнического жития. Олицетворение силы плоти и мирских страстей (мать преподобного) и силы духа (преп. Феодосий).

“Сказание о Борисе и Глебе”. От исторической повести к житию. Добро и зло как формирующие характер категории. Осуждение мирового зла и его проявления — братоубийства. Сложение общерусского культа св. Бориса и Глеба как защитников Русской земли (“Повесть временных лет”, “Житие Александра Невского” и др.).

 

Тема 5. Дидактические сочинения. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр «хожений». «Хожение игумена Даниила». Творения Кирилла Туровского: торжественные слова и молитвы.

 

Княжеская литература XII века. “Поучение”, “Послание к Олегу Святославичу” Владимира Мономаха и приписываемая ему Молитва. Историческая действительность и ее отражение в сочинениях князя Владимира Всеволодовича. Образ древнерусского князя — православного правителя и мужественного защитника своего Отечества. Личное начало в “Поучении” и “Послании”. Духовный образ Владимира Мономаха: воля и смирение, мудрость и кротость. Авторитет князя. Христианский идеал как норма жизни. Язык и стиль сочинений. Художественные достоинства.

Жанр “ посланий ” в Древней Руси. Послания митрополита Никифора. Их религиозный и идейный характер. Послание Климента Смолятича пресвитеру Фоме и его философско-этический характер.

Жанр “ хождений ” (хожений) в древнерусской литературе. “Хождение игумена Даниила в Святую землю” Мировоззрение автора. Категории времени и пространства и их литературное воплощение в сочинении. Пейзаж. Архитектура. Образ автора. Христианский пафос сочинения. Национальная гордость и патриотизм Даниила.

Духовная литература XII века. Торжественные “Слова” Кирилла Туровского: ”Слово об артосе”, ”Слово на новую неделю по Пасхе”, “Слово на вознесение”. Художественные особенности образов и стиля. Религиозно-символический метод отражения природы.

“Слово о князьях” — памятник торжественной проповеди. Его идейные и художественные особенности.

Полемические сочинения XI—XII вв. против латинян.

 

Тема 6. Исторические повести XI-XII вв. «Слово о полку Игореве».

Исторические повести XI—XII вв. Повести о княжеских преступлениях. “Повесть об ослеплении Василька Теребовльского”, “Повесть об убиении Андрея Боголюбского”. Тема княжеских распрей и вероломств в древнерусской литературе.

“Слово о полку Игореве”. Открытие, публикация, изучение. Историческая основа произведения. Летописные повести о походе Игоря на половцев в 1185 году и “Слово”: документальность и художественность.

Провиденциализм в истории и свобода волеизъявления личности. Художественное осуждение гордыни. “Книга пророка Иеремии” и “Слово”. Историческая ретроспективная аналогия: сопоставление похода “Старого Владимира” - Мономаха в 1111 г. и похода Игоря Святославича в 1185 г. Осмысление похода праведного и неправедного. Призыв к единению русских князей перед половецкой угрозой.

Художественные особенности памятника. Религиозно-символический метод отражения и образная система произведения: промысел Божий и символы природы, образ тьмы, образ Русской земли, образы князей и Баяна. Жанровое своеобразие “Слова”: элементы торжественного красноречия, воинской повести, эпического сказания. Стиль “Слова”. Диалогичность строения (“старые словесы” и “новые”). Проблема авторства.

“Слово о полку Игореве” и средневековый западноевропейский эпос[1]. Мировое значение “Слова”. Дискуссия о подлинности памятника древнерусской литературы (А. Мазон, А. Зимин, Л. Гумилев). Основные переводы “Слова о полку Игореве”.

Итоги развития литературы XI—XII вв. — периода господства религиозно-символического метода познания=отражения действительности.

 

Тема 7. Русская литература XIII – первой половины XIV в. Характеристика стадии. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Творения Серапиона Владимирского.

 

“Ситуация культурного перелома“. Стадия миросозерцания в развитии мировоззрения. Два способа познания бытия: 1) умозрение (толкование Святого писания); 2) интуитивное созерцание идеи как некоего духовного образа. Сосуществование двух методов познания=отражения в начале стадии. Предпосылки перехода от религиозно=символического метода отражения к религиозно=прагматическому. Вытеснение каузальным методом символического. Провиденциализм и прагматизм. Причинно=следственная связь исторических событий. Изменение взглядов на мироздание и природу.

Господство утилитарного подхода к природе в конце стадии. Феодальная раздробленность Древней Руси. Становление новых политических, культурных и литературных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском, Муромо-Рязанском княжествах, Новгородской и Псковской землях.

Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народностей. Дифференциация восточно-славянского языка на русский, украинский и белорусский. Развитие и становление национальных литератур и культур. Идейные и художественные традиции литературы Киевской Руси в произведениях этого периода.

“Слово“ и “Моление“ Даниила Заточника. Соотношение двух памятников. Время их написания и господствующий метод отражения. Затрагиваемые двумя произведениями проблемы: личность князя и апология княжеской власти; новые критерии оценки человека (служилое сословие); социально-бытовой уклад; взгляд на семью и брак по расчету; отношение к женщине. Вопрос об авторе сочинений и его социальном положении. Жанр и стиль ”Моления”. Связь с переводными и оригинальными произведениями и фольклором.

Тема 8. Повести о монголо-татарском нашествии и агиография XIII в. «Киево-Печерский патерик».

Историческая тема в литературе. Становление жанра воинских повестей. Повести о татаро-монгольском нашествии на Русь. Идеи общенародного единства, защиты родной земли, героизма, отразившиеся в них.

”Повесть о битве на реке Калке“ в 1223 г. Краткая и полная редакции. Авторское осмысление судьбы родной земли и народное отношение к своей истории - гибели богатырей русских.

Тема татаро-монгольского нашествия в агиографической литературе. “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора“. Духовный и моральный подвиг русского человека.

“Правило“ митрополита Кирилла II. “Слова“ и “ Поучения “ епископа Серапиона Владимирского. Актуальный характер этих произведений. Отражение в них современных событий, связанных как с татаро-монгольским нашествием, так и бытом второй половины ХIII в. Литературно-художественные достоинства творений Серапиона Владимирского.

Киево-Печерский патерик“. Жанр и предназначение “Отечников“. История сложения “Патерика“ и его основные редакции. Сочинения преп. Нестора в “Патерике“. Прорусская позиция ранней редакции “Патерика“ и провизантийская — поздних. Идейно — религиозная направленность “Патерика“. Образы святых подвижников церкви как образец духовной крепости человека. Киево-Печерский монастырь как религиозный и духовный центр Древней Руси. Черты монастырского быта. Взаимоотношение монастыря с киевским князем. Жанровое разнообразие вошедших в “Патерик“ произведений (патериковые рассказы и повести, жития святых, “слова“ на освящение церкви) и их художественные особенности и литературное значение. Идея спасения души как основная цель жизни праведного христианина. Проповедь высокой христианской морали: любви и сострадания к людям, кротости, смирения, борьбы с гордыней, страха перед Господом.

 

Тема 9. Княжеские жизнеописания. «Летописец Даниила Галицкого», «Повесть о житии Александра Невского». «Слово о погибели Русской земли». Переводная литература.

 

Галицко-Волынская летопись “. Жанровые и художественные особенности памятника. “Галицкая летопись“ как “Жизнеописание Даниила Галицкого“ — первое светское описание жизни и деятельности князя. Жанр княжеского жизнеописания и его отличие от княжеского жития. Проблема авторства и времени написания “Жизнеописания“. “Волынская летопись“. Стилевые особенности. Отражение в ней литературы Киевской Руси.

“Слово о погибели Русской земли“. Высокопоэтичный образ Русской земли, ее славы и могущества. Гражданский и патриотический пафос “Слова“. Тема “болезни христиан“ и “гибели“ государства. Исторический и политический кругозор автора “Слова“. Время написания и художественные особенности “Слова“.

“Житие Александра Невского” (“ Повести о житии великого князя Александра Невского“). Тема служения отечеству как христианский подвиг. Образ Александра Невского как князя защитника, государственного деятеля, талантливого полководца, храброго воина, идеального христианина. Жанровые особенности “Жития“ — княжеского жизнеописания. Стиль произведения. Литературные традиции “Жизнеописания Даниила Галицкого“ в “Житии“. Время написания и проблема авторства.

Переводная литература. “Сказание об Индийском царстве ”. Утопическая легенда как реакция на действительность. Пленительная мечта о сказочно богатом Индийском царстве и его могущественном властелине Иоанне и её долгая жизнь в сознании русского народа. “Чудо Георгия о змие ”. Образ Георгия Победоносца и его судьба в России.

Формирование религиозно=прагматического метода отражения действительности как итог развития литературы XIII - первой половины XIV вв.

 

Тема 10. Русская литература второй половины XIV – 80-х гг. XV в. Характеристика стадии. Тема монголо-татарского нашествия и Куликовской битвы в литературе. «Слово о житии Дмитрия Ивановича Донского», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.

Пятивековой этап в развитии русской средневековой мысли завершает стадия миропонимания. В его основе лежало умственное, или духовное, познание Бога через благодать. Развитие мирского начала в объективно - идеалистическом мышлении XV в. на основе практического опыта и переводной литературы по естествознанию. Когнитивный способ познания мира. Мир познаётся чувствами и оценивается разумом. Формирование практического или рационального знания. Утилитарный подход к природе.

Формирование и доминирование религиозно=прагматического метода познания=отражения, основанного на дедукции (выделение частного из общего). В XV в. были посеяны семена мирской культуры, взошедшие на следующей стадии развития в виде господствующего рационализма и давшие в новое время ростки естествознания и художественной литературы.

Связь литературы с историей. Влияние исторических событий на идейное и тематическое содержание литературы. Процесс централизации русских земель и формирование великорусской народности.

Возвышение Москвы во второй половине XIV в. и объединение вокруг нее других княжеств. Национально-освободительное движение против татарского ига и его роль в становлении русского государства. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и её отражение в литературе.

“Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского“. Роль личности в истории. Прославление Дмитрия Донского как организатора и героя сражения на Куликовом поле. Оценка его государственной деятельности в “Слове о житии и преставлении...“. Особенности композиции и риторико-панегирического стиля произведения.

“Задонщина“. Прославление победы, достигнутой в результате единения русских князей под руководством московского князя Дмитрия Ивановича. Художественные особенности памятника. Сопоставление “Слова о полку Игоревн” и “Задонщины“. Отражение в них двух разных художественных методов. Композиция и стиль “Задонщины“. Другие произведения о Куликовской битве: летописная повесть, “Сказание о Мамаевом побоище“. Самое обширное и значительное сочинение из Куликовского цикла. Осмысление победы не только как преимущества русского оружия, но и Православия над иноверцами. Победа духа над силой и её олицетворение в подвиге Пересвета.

Осмысление в русской литературе ХV в. событий предшествующих столетий, связанных с татаро-монгольским нашествием ХIII -ХIV вв.

Повесть о разорении Рязани Батыем“. Христианско-философское осмысление причин поражения русских князей, княжеских междоусобиц. Призыв к покаянию и самосовершенствованию. Прославление героизма защитников отечества, княжеской и воинской доблести. Духовный облик народного мстителя Евпатия Коловрата. Синтетический характер жанра “Повести“. Фабула и сюжет. Отражение в сюжете летописных повествований, эпической повести о Евпатии Коловрате, народных преданий о нашествии врагов, плача, похвалы и т. д. Композиция и стиль произведения.

“Повесть о нашествии Тахтамыша на Москву“. “Повесть о Темир-Аксаке“. Рост духовного самосознания Руси. Отражение в литературе процесса формирования православной идеологии Московского государства. Житийная “Повесть о Петре, царевиче ордынском ” и “ Житие Михаила Клопского”. Развитие художественной изобразительности в их позднейших редакциях.

 

Тема 11. Житийная литература и стиль “плетения словес“. «Житие Стефана пермского». «Житие Сергия Радонежского».Творчество Пахомия Логофета.

Литературная и культурная связь Руси с южнославянскими странами. Возникновение в Болгарии литературного житийного стиля “плетения словес“ и усвоение его русской агиографией. Творчество митрополита Киприана. “ Повесть о Митяе “. Новая редакция ” Жития митрополита Петра”.

Развитие экспрессивно-эмоционального стиля в агиографической литературе конца XIV - начала XV в. Творчество монаха Троице-Сергиевого монастыря Епифания Премудрого. “ Житие Стефана Пермского “ и “ Житие Сергия Радонежского ”. Изображение человека в житийной литературе. Прославление миссионерского подвига и созидательной деятельности, направленной на духовное возрождение русского народа. Основополагающая тема Святой Троицы в житии. Эволюция житийного жанра. Изменения в композиции, стиле. Роль предисловия в выражении взглядов автора на его литературный труд. Духовный образ Сергия Радонежского — игумена всей Земли Русской. Его роль в объединении и духовном возрождении Руси.

Творчество Пахомия Логофета. Профессиональный подход к литературной работе. Элемент “заданности“ в его переделках житий. Жития Никона Радонежского, митрополита Алексия, Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского.

 

Тема 12. Зарождение мирской повести. «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть о Вавилонском царстве». Переводная беллетристика.

 

Централизация Русского государства и подъём национального самосознания в XV в. Падение Византии и осмысление новой роли Московского государства в христианском мире. Предпосылки для формирования религиозно - политической теории “Москва — третий Рим“ и её отражение в литературных произведениях второй половины XV в.

“Повесть о взятии Царьграда турками “ Нестора - Искандера. Художественные особенности повести: композиция, стиль, образы, картины боя, принципы изображения исторических и вымышленных героев. Идеологическая значимость “Повести“.

“Повесть о Вавилонском царстве”. Русская трактовка истории происхождения царских реалий — знаков достоинства и власти — и её политическое значение.

Московские летописные своды второй половины XV в. Летописный рассказ о победе над Новгородом — “Словеса избранные “.

Новгородская литература XV в. Отражение политической и церковной самостоятельности Новгорода в местной литературе XV в. Новгородское летописание (“Софийский временник“). Новгородская ересь “стригольников“ XIV—XV в. Развитие мирской струи (рационализма)в религиозном мировоззрении. Противоеретическая направленность “Повести о новгородском посаднике Щиле”.

Антимосковские идеи в цикле повестей о новгородском архиепископе Иоанне. “Сказание о знамении от иконы Богородицы “ Пахомия Логофета. Идея покровительства Богородицы Новгороду. “Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим ”. Фольклорные мотивы и описание быта в “Повести”. Эсхатологическое “Сказание о конце Новгорода ”. Новгородская ересь “жидовствующих“ в 70—80-е годы XV в. Черты рационализма и западное влияние в ней.

Псковское летописание.“ Повесть о псковском взятии “. Историческая обусловленность присоединения Пскова к Москве. Авторский субъективизм в оценке московского князя. Литературный образ “пресветлого града Пскова“. Художественные особенности “Повести”.

Тверская литература. Летописание и исторические повести. “Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче“ инока Фомы. Общерусский характер “Хождения за три моря“ купца Афанасия Никитина. Жанровое своеобразие памятника и его художественные особенности. Тема родины и образ “Индии богатой“. Внутренний мир рассказчика.

Переводные беллетристические повести. “Александрия”, “Сказание о Соломоне и Китоврасе“, “Стефанит и Ихнилат”. Занимательность и дидактика. История и вымысел. Характеры персонажей. Роль сюжета в произведении. Литературно-художественная сторона повестей.

Зарождение русской мирской повести. “Повесть о старце, просившем руки царской дочери ”.

Достижения литературы в художественной изобразительности при господстве религиозно-прагматического метода познания=отражения действительности.

 

Тема 13. Литературная формация 90-х гг. XV в. – 30-х гг. XVII в. Характеристика мировоззренческой стадии и русской литературы 90-х гг. XV в. – 30-х XVII в.. Формирование идеологии русского государства. Историософская теория «Москва – Третий Рим». «Послание о Мономаховом венце», «Сказание о князьях Владимирских».

 

Господство разума над верой на новой стадии мировоззрения. Стадия миропостижения. Религиозно-рационалистический метод познания=отражения действительности, основанный на индукции. Когнитивный (адекватный научному) рационалистический способ познания мира. Накопление практического опыта и его обобщение в прикладной литературе. Открытие основ диалектики. Эта стадия триумфа разума венчает средневековый период развитие русского общества.

Изменение характера ереси “жидовствующих“ в 90-е годы XV в.—начале XVI в. Обретение ею чисто рационалистического характера. Западно- европейское влияние в ней. Переход ереси в Москву. “Научная“ и противоеретическая литература. “ Просветитель“ Иосифа Волоцкого.

Развитие двух умственных течений в Московской Руси. Отражение в публицистике начала XVI в. идеологических споров о взаимоотношении церковной и светской властей и о церковной собственности. “Стяжатели“ (“иосифляне“) и “нестяжатели“ (“заволжские старцы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...