Не только любовь к ближнему. Преданные руководством. Избавление от проблемы
Не только любовь к ближнему В церкви, где, казалось бы, милосердие и любовь к ближнему априори должны проявляться в большей степени, нежели в коммерции, тоже находятся психопатические властолюбцы. Христианские организации, приходы и общины идеально для них подходят, ведь там руководитель вправе требовать любви, смирения, терпения и покорности. Христиан учат прощать и терпеть страдание. Кроме того, в религиозной среде коммуникация обычно осуществляется в одном направлении: с кафедры, алтаря, к внимающей послушной пастве. По мнению теолога и душепопечителя Эдина Ловаса, это идеальный расклад для человека, одержимого властью. История Сигне, вынужденной уйти с работы, демонстрирует игру власти, которую вел в церковной администрации пастор — манипулятор, стремящийся все контролировать. Несмотря на то что у него, где бы он ни служил, всегда возникали проблемы, пастор всякий раз получал новое назначение. Сотрудники писали докладные в вышестоящие инстанции, но это не помогало, напротив, их за это наказывали. Однако как следствие того, что в течение ряда лет пастор постоянно оказывался в центре скандалов и конфликтов, ему была предложена работа в ином качестве. Нередко священников также уличают в сексуальном насилии. Периодически нам становится известно о семьях, в которых тиран-отец или муж совершал насилие во имя Господа. Ничто не указывает на то, что среди священнослужителей меньше психопатических личностей, чем среди других членов общества. Теолог и преподаватель Терье Торкельсен является автором ряда книг об опасных для здоровья конфликтах, возникающих в лоне церкви. Материалом для этих книг послужили его исследования и докторская диссертация. Он провел серию детальных интервью 18 человек в возрасте от 30 до 60 лет, работавших в пяти разных приходах. Все эти люди оказывались в ситуации неразрешимого конфликта на рабочем месте.
Торкельсен называет эти конфликты опасными для здоровья, поскольку они оказали сильное негативное воздействие на психику вовлеченных в ситуацию сотрудников. Во многих случаях такие конфликты затрагивали большую часть служащих. Торкельсен также опрашивал людей, переживших конфликтную ситуацию в прошлом, так как он исследовал ее отсроченные последствия. Из интервью следует, что они весьма серьезны. Вред, нанесенный здоровью, и симптомы «болезни» соответствуют характеру последствий, от которых страдают жертвы семейных деструктивных отношений. Кроме того, верующие, подвергшиеся травле в своем приходе, зачастую утрачивают былую веру: «Большинство опрошенных рассказывают о конкретном негативном влиянии на их отношение к Богу и вере в целом», — пишет Торкельсен. Преданные руководством Люди также меняют свое отношение к своему приходу и богослужениям. Некоторые прихожане не могут, как раньше, посещать церковь — она становится местом, вызывающим сильные негативные эмоции. Церковные служащие, с которыми говорил Торкельсен, нуждались в доверии со стороны представителей ответственного руководства. Поэтому к личным переживаниям, связанным с конфликтной ситуацией, добавлялось разочарование от того факта, что ответственное руководство порой ставило под сомнение достоверность сведений, сообщаемых служащими. Было непросто смириться с тем, что вышестоящие инстанции предпочитали не вмешиваться в конфликт. Служащие чувствовали, что руководство их предало, предоставив самим себе. Характерно, что все опрошенные ждали конкретного действия, которое могло бы их защитить от деструктивного поведения зачинщиков конфликта. Такими действиями руководство устанавливает некий стандарт того, что допустимо, а что непозволительно. Молчание и пассивность руководства — это тоже действие, знак для того, кто занимается травлей.
Избавление от проблемы По мнению Торкельсена, подобные конфликты в институте церкви разбираются недостаточно внимательно. Фактическое обращение с жертвами травли сильно контрастирует с ценностями, проповедуемыми церковью. Практика показывает, что в большинстве случаев сотрудники церкви увязают в беспомощных, бесконечных и бесполезных попытках разрешить конфликт. «Создается впечатление, что при разборе такого рода трудовых конфликтов нормой является не решение проблемы, а избавление от нее», — пишет Торкельсен. Он считает, что руководителю следует собрать информацию, основательно вникнуть в суть конфликтной ситуации, занять определенную позицию и придерживаться ее, не поддаваясь влиянию противоречивых сведений, которые обычно поступают в ходе рассмотрения подобных дел. Такой порядок, разумеется, не ограничивается только институтом церкви, он должен практиковаться в любой профессиональной сфере, во всяком трудовом коллективе. Если имеет место явный дисбаланс сил, скажем, как при конфликте между пастором и рядовым служителем церкви, то необходимо активное участие третьей стороны, чтобы уличить агрессора и встать на защиту слабого. «Церковных служащих должны ограждать от посягательств и несправедливого обхождения действенные меры, не утрачивающие свою эффективность со временем. Тот, кто провоцирует конфликт, должен понимать, что несет ответственность за оскорбление и вред, причиненный другим людям. Такое поведение должно пресекаться четко и определенно», — пишет Торкельсен. В своей книге «Люди власти, властолюбие и церковь» теолог Эдин Ловас пишет: «Мне кажется, что эта масштабная проблема замалчивается. Создается впечатление, что руководство парализовано. Иногда мне приходит в голову, что пастыри так же напуганы, как и паства, значит, мне не стоит кого-либо упрекать. Ведь ничто — кроме самого Сатаны — не может напугать так, как атака этих лютых, прожорливых волков (Деяния святых апостолов 20, 29)»28. Он добавляет, что в последние годы ситуация улучшилась, поскольку все больше людей начинают разбираться в проблеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|