Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «сравнительный анализ Русской народной сказки «морозко» и башкирской сказки «падчерица». Характеристика героев»

   
Цель   Формировать умение работать с художественным текстом, анализировать, характеризовать героев, делать выводы,  работать в группе.
Ожидаемые результаты Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций; воспитывать доброжелательность, самостоятельность. Предметные: формировать осознанность, правильность, выразительность чтения; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному. - Знание видов сказки. - Умение определять тематику сказки. - Умение характеризовать героев, доказывая, подтверждая характеристику примерами из текста. - учить работать с текстом, выделять главную мысль; - формировать умение выделять в тексте главных героев, давать им характеристику (через их речь, описание, поступки, скрытую позицию автора, пословицы русского народа); видеть, обнаруживать причинно-следственные связи между мотивами героя, его поступком и личными качествами; - развивать творческое мышление, наблюдательность, умение делать предположения, сопоставлять их с фактами текста, позицией автора; - развивать устную речь, обогащать словарный запас;  - прививать любовь к книге через побуждение интереса у детей; - воспитывать доброту, терпимость, гуманность, уважение к людям. Метапредметные: Познавательные УУД – развитие познавательных способностей обучающихся; расширение и обогащение словаря читателя; умение работать с новыми словами, понимать лексическое значение, выделяя его из корня слова, соотносить слово с предложением и ключевыми словами текста. Коммуникативные УУД – формирование умения взаимодействовать с членами группы (в паре), вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД – формирование у уч-ся оценки; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено; умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, развивать инициативность, самостоятельность.
Основные понятия Сказка, русская народная сказка, башкирская сказка, волшебная сказка, народная сказка, сказочные герои, персонажи.
Межпредметные связи Литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство.
Технология урока Технология продуктивного чтения
Приёмы работы с текстом Антиципация, корзина вопросов, тонкие, толстые, творческие вопросы.
Виды работы с текстом Словарная работа, просмотровое чтение, выборочное чтение, чтение по ролям. Чтение и пометка непонятных слов. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Установление путём чтения причинно-следственных связей. Чтение текста голосом героя.
Тип урока Изучения нового материала
Формы работы Фронтальная работа, работа в группах, парах.
Основные ресурсы: Учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 3 класс, часть первая.
Оборудование Компьютер, колонки, учебник, бумажные стикеры разных цветов, простой карандаш, пословицы.

 

 

Ход урока:

 

 

Технология проведения Деятельность учащихся Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приводит к достижению результатов Планируемые УУД
Первый этап: «Работа с текстом до чтения». 1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) - Прослушивают учителя, погружаются в предстоящую работу.   Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - Ой вы, добры молодцы и красны-девицы! Собралися мы на работу добрую да полезную. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.  Чтобы были у нас мир и согласие. Как вы думаете, какой жанр сегодня на уроке продолжим изучать? (Да, о сказках, подсказка была в моем приветствии)   Регулятивные: самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку, Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Постановка темы, целей урока. (3 мин) - Формулируют тему урока; - ставят цели и задачи. Организует фронтальную работу. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать? На доске вы видите этапы урока. Подумайте, по какому плану нам следует организовать урок. Разложите листочки правильно. - По какому плану нам следует организовать урок? План: 1.Проверка Д/З 2. Новая тема 3. Закрепление      4Контроль знаний. 5. Вывод. 6.Задание на дом - На каком этапе предлагаете поработать самостоятельно или в группах? Почему? Познавательные: умение фиксировать затруднения и выражать их в речи, самостоятельно формулировать тему, анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
3.Проверка домашнего задания. (5 мин) Просмотровое чтение, прослушивание. Открытие и уточнение знаний. Чтение текста учащимися. Организация работы над текстом. Организация словарной работы. Какое творческое задание вы выполняли дома? Представьте свои рисунки и зачитайте отрывок, характеризующий его. Познавательные: умение соотнести свой рисунок с отрывком произведения, выразительное чтение выбранного отрывка.
4. Блиц-опрос. (5 мин) Отвечают на вопросы.   1.Какое произведение можно назвать сказкой? 2.Нужны ли сказки в нашей жизни? Предлагаю провести  БЛИЦ-ОПРОС   1Какае бывают сказки? 2Назовите авторские сказки. 3Какие сказки называют народными? 4. Кто автор сказки «Падчерица? (Народ) 5 Какие 3 вида сказок существуют? 6 Приведите примеры каждого вида сказок. 7 К какому виду сказок мы отнесём сказку «Падчерица»? Почему?   Познавательные: умение отвечать на вопросы и слушать извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
5. Сообщение темы урока (7 мин)   Отвечают на вопросы.   Задает вопросы, слушает ответы, корректирует их.   Какой раздел по литературному чтению мы с вами изучаем? С какими сказками этого раздела мы уже знакомы? Как вы думаете, с какими сказками мы продолжим сегодня работать? Давайте с вами сравним   сказки «Падчерица» и «Морозко», выделим их сходство и различие, чтобы понять идею двух народов, заложенную в этих сказках.   Чтобы за короткий промежуток времени выполнить это задание, предлагаю организовать работу в группах. 4 группы., 1 и 2 группы находят сходство в сказках, а 3 и 4 группа-различие. У каждой группы на столах лежат и сходство и различие сказок. Выберите то, что вам нужно по заданию. На работу 5 минут.   Познавательные: умение анализировать и делать вывод, развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  
6.Физминутка. (2 мин) Повторение движений и дыхательных упражнений за учителем. Проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Показ действий. Дыхательная гимнастика. Коммуникативные: умение оперативно и слажено работать вместе с группой, переключаться с различных видов деятельности, контролировать свои действия и дыхание.  
7.Групповая работа. (5 мин) Обсуждение задания в группе. Работа с текстом.     Объяснение, как работать в группе по карточкам. Помощь в организации работы в парах, корректирование действий уч-ся. Заслушивание ответов каждой группы, дополнения детей с мест. 1 и 2 группы находят сходство между сказками, а 3 и 4 группы находят различия в сказках. Познавательные: умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик», осознание ценности совместной деятельности, умение работать самостоятельно и в группе, помогать друг другу, проверять и оценивать работу соседа, находить и исправлять ошибки, договариваться, распределять работу, умение выступать публично, доказывать свою позицию, визуализация причинно-следственных связей.  
8.Сравнительная характеристика героев сказок. Уточнение позиции автора. Выделение главной мысли. (5 мин) Отвечают на вопросы. Читают и интерпретируют пословицы, соотносят их с изучаемым текстом. Задаёт вопросы, обращается к пословицам, написанным на карточках 1 группа Портрет Мачехи Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: 1.    Как относится мачеха к падчерице? 2.    Найдите на странице сказки глаголы, характеризующие её поведение. 3.    Подберите эпитеты к характеру Мачехи. 4.    Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок. 5.    Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов. Спасибо за работу!   2 группа Портрет Гульбики Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: 1.    О чем нам говорит имя героини? Каков ее характер? 2.    Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе? 3.    Как девочка исполняет пожелания старушки? 4.    Прочитайте по ролям диалог старушки и Гульбики, старайтесь передать в речи характер героев. 5.   За что и чем старушка наградила Гульбику? 6.    Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок. 7. Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов. Спасибо за работу!                                                                         3 группа Портрет родной дочери мачехи Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: 1.    Каков ее характер? 2.    Как исполняет она задания старушки? 3.    За что и чем старушка её наградила? 4.    За что так наказана дочка мачехи? 5.    Прочитайте по ролям диалог старушки и дочери, старайтесь передать в речи характер героев. 6.    Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок. 7. Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов. Спасибо за работу!    Выделение главной мысли. - Чему нас учат сказки? - Какие пословицы подходят к этой сказке? 1. Много захочешь – последнее потеряешь. 2. Доброе дело без награды не остается. 3. Как аукнется, так и откликнется. 4. Добрая душа что большой костер – издалека видна. 5. Какова работа, такова и награда. 6. Делая зло, на добро не надейся. 7. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. 8. Труд человека кормит, а лень портит. С помощью подходящей по смыслу пословицы ответьте на вопрос: почему Морозко одарил сестёр по-разному?   Познавательные: умение корректировать собственную позицию, уточнять, выделять главное, видеть причинно-следственные связи.
9.Творческое задание. (3 мин)   Составляют собственную пословицу, зачитывают. Проведение фронтального опроса. Детям предлагается творческое задание: придумать свою пословицу по результатам прочитанного и прочувствованного, обменяться впечатлениями о прочитанном. Развитие литературных, творческих навыков. Умение давать оценку средствами образного языка. Осознание результатов каждого этапа урока.  
10. Подведение итога урока. (2 мин) Систематизируют полученную информацию и делают вывод по сказкам. Направляет работу. Какова основная идея сказок? Сходство в идее: каждый народ учит младшее поколение нормам поведения. На примере сказок показывает, как награждается добро и как наказывается зло. Познавательные, регулятивные Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка
11. Контроль (2 мин). Применяют свои знания. Организует работу. ТЕСТ   Вы ставите знак + если согласны с утверждением. Вы ставите знак - если не согласны с утверждением. 1.    Сказка «Падчерица» литературная? 2.    Сказка «Падчерица» - это средство общения между поколениями? 3.    Сказка «Падчерица» - русская народная сказка? 4.    Сказка «Падчерица» учит добру? 5.    Идея сказок «Падчерица» и «Морозко» разные?   Проверим ответы Поставьте себе оценку за тест - одна ошибка - «5» - две ошибки - «4» - три ошибки - «3»? Если больше трёх ошибок, надо ещё раз перечитать сказки. Поставьте оценку в дневник.   Регулятивные: осуществлять итоговый контроль   Личностные: оценивать собственную учебную деятельность   Коммуникативные: формулировать своё мнение.
12. Рефлексивный анализ. (2 мин) Высказывают собственное мнение. Подводит к самоанализу собственной деятельности на уроке. - Чему вас научили русская и башкирская сказки? - Вот пьедестал успеха. Чем выше ступенька, тем выше ваш успех. Оцените свою работу и прикрепите туда листик, который лежит у вас на столе, где, по вашему мнению, вы находитесь по уровню полученных знаний на уроке.                СЛОВО УЧИТЕЛЯ Ребята, сегодня мы работали со сказками двух народов, населяющих Россию. В них есть как сходство, так и различие. Вы сами пришли к выводу, что эти сказки учат нас добру, взаимопониманию. Мы все люди разных национальностей и должны жить друг с другом в мире и согласии как единая семья.                                                                          -Я рада была с вами сегодня пообщаться. Урок окончен. Всем спасибо.   Регулятивные: оценка осознание качества и уровня усвоения и владения теми или иными учебными действиями   Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.   Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;проявлять активность в деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...