Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метрика, Ритмика, Мелика Лирика

Красноречие Философия Поэзия Механика

       
   
 


Грамматика, Логика, Риторика

Теоретическая Практическая

Этика

Политика

Экономика

Геология, Математика, Физика

Геометрия, Арифметика, Музыка, Астрономия

 
 


Мировая, Человеческая, Инструментальная

(mundaria) (humaria) (instrumentalis)

 
 


Естественная, Искусственная

(naturalis) (artificialis)

 

Метрика, Ритмика, Мелика Лирика

 

Числовую природу музыки обосновывал Августин в трактате "О музыке". Раз сущность музыки составляют числа и их отношения, следовательно, композитор в своем творчестве ничего не создает заново, ничего не "творит", не изобретает, не выдумывает. Он лишь комбинирует, варьирует те элементы, которые уже существуют в мире, создавая из них музыкальные мелодии и напевы. Августин считал, что невидимую и неслышимую гармонию чисел и математических отношений мы познаем рационалистическим путем.

Для всего средневековья характерно убеждение в моральном значении музыки. Главное назначение музыки, согласно учению авторов этой эпохи, - очищение от страстей. Однако учение о моральном значении музыки претерпевало определенную эволюцию. В раннем средневековье воздействие музыки на человека трактовалось довольно ограниченно, как "пронзение сердца" (conpuctio corclis) или как достижение раскаяния. При всей аскетичности религиозных служб отношение отцов церкви к искусству не исключало естественной человечности. Иоанн Златоуст (ок. 350 - 407), описывая свои переживания при слушании церковной музыки, благоговея, писал: "Слух неотступно и неуклонно устремлен лишь на одно: он внимает полному благозвучия и духовности напеву, власть которого над душой, однажды ему предавшейся, столь велика, что человек, увлекшись мелодией, с радостью откажется от еды, от питья, ото сна ". Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский (Великий) (ок. 330 - 379), видевший в нем удивительную силу, способную сближать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе духовного единства.

Однако позднее, когда музыкальная теория окончательно сформировалась, значение музыки стали понимать более широко. Уже в Х веке мы встречаем попытки соединить в музыке веру и чувство, мораль и наслаждение.

В певческом воспитании детей в церковных школах хор служил для союза личности с общиной, был "формой единения единоверцев". Методы обучения хоровому пению опирались на усвоение песнопений по слуху. Учитель пользовался при этом способами хейрономии (т.е. показом условными движениями рук направления мелодии вверх и вниз), наглядными пособиями. С введением нотной записи на четырех линейках и слоговых названий ступеней лада методы хорового воспитания претерпели некоторое изменение - стали возникать различные системы символизации.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области музыкального образования Средневековья был Гвидо д'Ареццо (именуемый также Гвидо Арентийский) (ок. 992 - 1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи. Для облегчения исполнителям точного интонирования нотной записи Г. д'Ареццо ввел шестиступенный звукоряд, так называемый гвидонов гексахорд, с определенным соотношением интервалов и слоговыми обозначениями ступеней - ut, re, mi, fa, sol, la. Нота «си» была добавлена в 16 веке.

На рубеже XI - XII вв. получил распространение дидактический метод демонстрации звуковой системы под названием "гвидонова рука" (гармоническая рука). Изобретение этого метода также приписывается Г. д'Ареццо. Сущность этого метода заключалась в том, что все звуки употребительного в то время звукоряда от g до с2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки; самый высокий звук учащиеся представляли себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащиеся буквально "по пальцам" высчитывали интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.

 

В эпоху раннего Средневековья зародилась новая империя – Карла Великого (768-814). В его придворной школе возник проект всеобщего образования: при всех монастырях и соборах должны были быть созданы школы для мальчиков, в которых их бы учили церковному пению, чтению, письму, латинскому языку, религиозным обрядам.

В 11-13вв. активно растут города, развиваются ремёсла и торговля, формируется городская культура, ее центрами становятся кафедральные соборы. В сущности, монастыри и кафедральные певчие школы в эпоху Средневековья становятся центрами музыкального образования. Обучали в церковных школах по программе семи свободных искусств. В музыкальном образовании меньше всего уделялось внимания обучению игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом.

Важной вехой в развитии образования стало создание университетов на основе кафедральных и монастырских школ (13 в., Париж, Неаполь, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон). Для организации ун-та не требовалось больших затрат: годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Первые университеты были весьма мобильными: если в окрестностях начиналась чума или прочие беды, университет мог сняться с места и перебраться в другую страну или город. Содержание обучения проходило по программе семи свободных искусств.

 

Средневековая теория музыки строилась исключительно на основе официального, церковного искусства. Но наряду с последним существовала, и развивалась богатейшая народная музыкальная культура. Искусство вагантов, жонглеров, труверов, гистрионов, а в позднем средневековье - менестрелей и миннезингеров всегда было популярно в среде народных масс. Как правило, народная музыка была связана с танцем или театральными зрелищами, что, естественно, придавало ей большую эмоциональную заразительность. С этим фактом было связано распространенное в средневековой Италии лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука тарантула: больные впадали в оцепенение, переживали тяжелую депрессию, приводившую к утрате всякого интереса к жизни. Считалось, что только очень быстрые движения под все ускоряющуюся музыку были единственным средством лечения таких больных – болезнь «вытанцовывалась». Ритм этого танца положил начало итальянской тарантелле.

Центрами светского искусства в средние века были рыцарские замки. Будущие светские феодалы с 7 лет при дворе своего сеньора учились владеть мечом, держаться в седле и другому, в том числе стихосложению и пению, посвященным даме сердца. Рыцарь мог не уметь читать и писать, но владение искусством стихосложения и их исполнения под аккомпанемент инструмента считалось обязательным. Девочки не получали музыкального воспитания. Их учили чтению, письму и рукоделию дома или в женских монастырях.

В рыцарских замках расцвело искусство бродячих музыкантов – трубадуров, труверов, менестрелей, миннезингеров. Трубадуры и труверы – бродячие рыцари, порой являлись авторами своих произведений. Они держали при себе народных музыкантов – жонглеров и менестрелей, которые сопровождали их и исполняли мелодии своих сеньоров. Так, впервые в музыкальной практике функции композитора и исполнителя начинают разделяться. Музыка строилась на интонациях григорианских песнопений. С развитием городов странствующие музыканты образовывали гильдии (цеха) городских музыкантов, кружки актеров-любителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...