Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности
По областям. 16. В то время как информационная безопасность — это общее понятие для защиты информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Информационная безопасность организации — целенаправленная деятельность её органов и должностных лиц с использованием разрешённых сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие. Кортеж защиты информации — это последовательность действий для достижения определённой цели. Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере. В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие : информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью. Безопасность информации (данных) — состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность. Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
1. Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц. 2. Целостность: неизменность информации в процессе её передачи или хранения. 3. Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц. Информационная безопасность — все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки. Безопасность информации (данных) (— состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность. Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе. Безопасность информации (при применении информационных технологий) — состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована. Безопасность автоматизированной информационной системы — состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются конфиденциальность, доступность, целостность, подотчётность и подлинность её ресурсов. Информационная безопасность — защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений. Поддерживающая инфраструктура — системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы кондиционирования и т. д., а также обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб — ущерб, которым нельзя пренебречь.
Существенные признаки понятия В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий: · конфиденциальность (англ. confidentiality) — состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на неё право; · целостность (англ. integrity) — избежание несанкционированной модификации информации; · доступность (англ. availability) — избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа. Нормативные документы в области информационной безопасности В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: Акты федерального законодательства: · Международные договоры РФ; · Конституция РФ; · Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); · Указы Президента РФ; · Постановления правительства РФ; · Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; · Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д. К нормативно-методическим документам можно отнести · Методические документы государственных органов России: · Доктрина информационной безопасности РФ; · Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России); · Приказы ФСБ; · Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют: · Международные стандарты; · Государственные (национальные) стандарты РФ; · Рекомендации по стандартизации; · Методические указания. Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности В литературе предлагается следующая классификация средств защиты информации · Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД): · Средства авторизации; · Мандатное управление доступом; · Избирательное управление доступом; · Управление доступом на основе ролей; · Журналирование (так же называется Аудит).
· Системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE-системы). · Системы мониторинга сетей: · Системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS). · Системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP-системы). · Анализаторы протоколов. · Антивирусные средства. · Межсетевые экраны. · Криптографические средства: · Шифрование; · Цифровая подпись. · Системы резервного копирования. · Системы бесперебойного питания: · Источники бесперебойного питания; · Резервирование нагрузки; · Генераторы напряжения. · Системы аутентификации: · Пароль; · Ключ доступа (физический или электронный); · Сертификат; · Биометрия. · Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования. · Средства контроля доступа в помещения. · Инструментальные средства анализа систем защиты: · Мониторинговый программный продукт. В Соц.Коммуникациях. 51. Документная коммуникация это коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально - иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства, используемые для передачи смыслов во времени и пространстве. Документы могут выполнять следующие функции, которые условно принято разделять на три блока: · Информационная функция — каждый документ обладает определенной информационной "емкостью" - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нём информации. · Функции, обеспечивающие процесс управления · Функции, носящие культурно-исторический характер. Общие функции документа: · Информационная — определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации, · Коммуникативная — документы являются средством обмена информацией, · Социальная — состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.
Специальные функции документа: · Управленческая — в ней документ выступает как средство управления деятельностью, · Организационная — документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений, · Правовая — документ может являться письменным доказательством и быть источником права, · Общекультурная — способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе, · Историческая — документ является историческим источником.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|