Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тропы и стилистические фигуры

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

1. Тропы как семантические преобразования. Виды тропов.

2. Тропы в разных функциональных стилях.

3. Стилистические фигуры (фигуры речи). Виды стилистических фигур.

4. Виды языковой игры, связанные с трансформациями слова.

5. Сферы употребления стилистических фигур. Функции риторических фигур.

 

Упражнение 1. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты металогической речи (стилистически не оправданная метафоризация, неясность высказывания в результате употребления тропа, нарушение закона эстетического соответствия сближаемых понятии, разрушение единства образной системы, несочетаемость слов, употребленных в переносном значении, немотивированная реализация метафоры и др.). Исправьте предложения.

1. Праздник мира и труда наш отряд плодородия встретил в поле, работая на внесении органических удобрений. Отряд плодородия – эстетическое несоответствие сближаемых понятий, стилистически не вписывается в общий контекст. Праздник мира и труда наш отряд встретил в поле, работая с удобрениями. 2. Днем и ночью сельский медик спешит к человеку, когда он болен, когда нуждается в его помощи. Медик спешит к человеку, когда он болен – нарушение смысловой конструкции, двусмысленность. Днём и ночью сельский медик спешит к больному. 3. На собрании перед своим коллективом Левченко предстал в обнаженном виде, признался в грехах и покаялся. Признался в грехах и покаялся – это одно и то же. «Предстал в обнажённом виде», может быть, неудачная метафора. На собрании Левченко предстал перед своим коллективом в обнажённом виде и признался в грехах. 4. Забота о воспитании девушек и юношей, об их добром имени прони­зывает вечерние беседы. Пронизывает вечерние беседы – немотивированная метафора. Забота о воспитании девушек и юношей и поддержании их доброго имени, является темой для вечерних разговоров. 5. Мама - Мария Николаевна - сама мечтала быть художницей, да не вышло, стала инженером. А девочка, как ведьма к помелу, потянулась к краскам. Как ведьма к помелу – выражение имеет негативную окраску, что в данном предложении неуместно. Мама – Мария Николаевна – мечтала быть художницей, но стала инженером. А девочка потянулась к краскам. 6. Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах. Зажечь огонь в глазах – пробудить интерес к чему-либо, в таком случае «не поленились» - не очень подходящее слово. Учителя постарались зажечь огонь в моих глазах. 7. Эти острова, если глянуть на карту, плавают, как клецки... Эти земные вкрапления в океанскую и морскую массу скудны пресной водой. Дождей здесь ждут; как благодати, хранят благодать в цистернах. Эти острова, если глянуть на карту, плавают, как клецки... Эти земные вкрапления в океанскую массу скудны пресной водой. Дождей здесь ждут как благодати, а дождевую воду хранят в цистернах. 8. В морозном обличье, как и полагается, набросив на пле­чи елей пышные шапки, пришел Новый год. В морозном обличье – неудачная метафора, т.к. у мороза нет фактического или физического обличья. С заморозками, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки снега, пришёл Новый год. 9. Популярные трассы лесопарка до­поздна звенят голосами, трудятся с максимальной нагрузкой. Трассы звенят голосами, трассы трудятся – неподходящая метафора. Много фонем п. На популярных трассах лесопарка до ночи остаются люди, которые трудятся с максимальной нагрузкой. 10. Пусть кругом снег, но если солнце постучало теплыми лучами в таежный дом, нежный куст сразу улыбнется. Солнце постучало - немотивированная реализация метафоры. Пусть кругом снег, но если солнце проникло тёплыми лучами в таёжный дом, нежный куст сразу улыбнётся. 11. Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдает человеку прекрасное оленье мясо, шкуры, рога. Олень, если и отдаёт мясо, то уж точно без радости. Неприхотлив и не требует ухода – одинаковое значение. Северный олень неприхотлив и обеспечивает человека мясом, шкурой, рогами.

 

Упражнение 2. Укажете источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей; разграничьте тропы и фразеологизмы. Определите характер тропов.

«Свидание с Юпитером» метафора, «Поговорим о странностях Марса» фразеологизм, «Эта вечно юная древняя флора» антитеза, «Поющая глина» олицетворение, «Человек сегодня, завтра, послезавтра» фразеологизм, «Сторожевая служба бактерий» аллегория, «Цыплячья слепота» фразеологизм, «Ультразвук защищает морские суда» олицетворение, «Осы обмениваются информацией» аллегория, «С шуткой наперевес» ирония, «Много шума и... ничего» ирония, «Корова на колесах» ирония, «Рождение жемчужного чуда» олицетворение, «И вновь, и вновь вселенная на кончике пера» метафора, «Долгий ящик» фразеологизм, «Шаги истории» олицетворение, «Слово не воробей» фразеологизм, «Бумага не все терпит» олицетворение, «Белые слезы черемух» олицетворение, «Серебро» Владимира Ковалева» перифраза, «Как родился луноход» олицетворение, «Перо в рабочей руке» метонимия, «Хорошие примеры заразительны» фразеологизм, «Две стороны пластинки» метафора, «Немузыкальный момент» ирония, «Российские ученые выброшены на обочину ре­форм» метафора, «Обещанного Моцарта три года ждут» метонимия, «Эмиссия: опиум для народа» эпитет, «Белые мухи долетели до Москвы» перифраза.

 

Упражнение 3. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения.

1. Отдаленные северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля. Слово «гложут» стилистически больше подходит слову «волны». Отдаленные северные места, где волны гложут валунные берега, и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды - тоже наша земля. 2. Памир неповторим красотой: его вершины точно мраморные ребра. Памир обладает неповторимой красотой: его вершины точно мраморные рёбра. 3. Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии. Специалисты – вулканологи держат руку на пульсе стихии. 4. Ярым врагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же - непримиримый враг и настоящих охотников, которых, к величайшему счастью человечества, преобладающее большинство. Ярым врагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же – непримиримый враг и настоящих охотников. 5. Исключить потери картофеля - такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина. Исключить потери картофеля – такая мысль должна посещать каждого селянина. 6. На соседнем участке вершится чудо - там рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах. На соседнем участке создаются комплекты приборов для физического практикума в школах.

 

Упражнение 4. В отрывках из очерков укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Павел не раз прокручивал в памяти минувшие события и убеждал себя, что любовь в нем давно уже засохла. «Засохла» - слово, применимое к растениям или водоёму и т.д. Павел не раз прокручивал в памяти минувшие события и убеждал себя, что любовь в нем давно уже увяла. 2. Апрельское солнце потоками вливается в кабинет через окна. «Вливается» - слово, более подходящее для жидкости. Апрельское солнце потоками льётся в кабинет через окна. 3. События льются друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. «Льются» - слово, больше подходящее по значению к жидкости. События следуют друг за другом таким потоком, в который, по выражению Геродота, нельзя вступить дважды. 4. Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу современнику, стуча колесами на стыках дней! 5. Благодатен этот край лишь одним: здесь много солнца. В редкие дни оно закрыто облаками и не заливает ярким светом безбрежные поля пшеницы. «Безбрежные» - слово не подходит для характеристики полей. Благодатен этот край лишь одним: здесь много солнца. В редкие дни оно закрыто облаками и не заливает ярким светом безграничные поля пшеницы. 6. Глянул на березу - и остановился в изумлении: береза просторная, рослая. «Просторная» берёза? Глянул на березу - и остановился в изумлении: береза толстая, рослая. 7. Сосна бывает туманно-синей, как грозовая туча, а бывает и золотой, когда ее крона наполнена солнцем. Сосна бывает туманно-синей, как грозовая туча, а бывает и золотой, когда ее крона залита солнечным светом. 8. Охрана природы - она как первая любовь: неотвратима и нужна. Слово «неотвратима» имеет то же значение, что и «неизбежна», имеет скорее негативную окраску, как «неизбежная смерть, беда». Охрана природы - как первая любовь: верна и нужна. 9. Мне и теперь еще снятся светлых глаз твоих синие лужицы. Очень романтично) 10. Герои писателя являются как бы сгустками положительных качеств. Но их мечта о свободной жизни задохнулась в крови. Герои являются сгустками – это что-то жуткое. «Задохнулась в крови» - кровь – жидкость, поэтому лучше будет сказать «захлебнулась». Герои писателя являются как бы воплощениями положительных качеств. Но их мечта о свободной жизни захлебнулась в крови.

 

Упражнение 5. В отредактированных предложениях (они выделены курсивом) укажите средства образной речи и определите, насколько мотивированно обращение к ним в контексте; проанализируйте стилистическую правку, отмечая отказ редактора от тропов (исключение метафор, перифраз, олицетворений, метонимий, синекдох, устранение гипербол и литот), исправление речевых ошибок. Укажите оптимальный вариант правки, мотивируя свой выбор. В случае необходимости внесите в редакторскую гранку коррективы.

I. Слесарь второго участка Самохвалов вышел на орбиту своих побед. Перифраза оправдана тем, что, по всей видимости, победы у слесаря шли одна за другой.

- Слесарь второго участка Самохвалов выполнил свои обязательства досрочно. Перифраза в оригинале намекает нам на некий цикл побед, о досрочности там не говорилось.

- Слесарь второго участка Самохвалов достиг высоких показателей в труде. Оптимальная правка.

 

П. Доярка оступилась: налила в молоко воды, но почему вместе с этим не забили в колокола о нарушениях распорядка дня на ферме? Забить в колокола – поднять тревогу (кстати, штамп), потому считаю, что перифраза оправдана.

- Почему, осуждая поступок доярки, разбавившей молоко водой, не подняли вопроса о других безобразиях на ферме, и прежде всего о нарушении распорядка дня? На мой взгляд, эта правка лучше.

- Доярка налила в молоко воды, и к этому нельзя оставаться равнодушными. Но почему, когда разбирали этот неблаговидный поступок доярки, забыли о нарушениях распорядка дня на ферме? Из одного предложения получается два.

 

Я работаю врачом-хирургом в больнице, куда стекается вся травма со всей Москвы. Метонимия оправдана тем, что она является профессионализмом, т.к. повествование ведётся от первого лица - врача.

- Яработаю хирургом в центральной травматологической больнице Москвы. Правка исключила из текста детали, дающее более полное представление о рассказчике, о том, что он хирург.

- Яработаю хирургом в травматологическом отделении больницы, куда привозят пострадавших со всей Москвы. Лучшая правка, в которой сохранены все подробности оригинала.

 

Леся Украинка была аккумулятором боли и столь же мощным генератором добра и надежд. Метонимии в этом тексте имеют техническое значение, что выглядит странно и режет слух.

- Несмотря на физические недуги Леси Украинки, ее поэзия полна оптимизма. Весьма сухая и приблизительная правка.

- Тяжелая болезнь Леси Украинки не убила в ней веру в добро, в ее произведениях отражены надежды и чаяния украинского народа. Эта правка лучше, т.к. ближе всего к оригиналу.

 

Посчитайте, сколько ролей сыграли наши героини, которые однажды ярко вспыхивали на экране, а потом вдруг гасли.Метафора гармонично вписывается в текст по смыслу, хорошо подчёркивая стремительность, мгновенность действий.

- Многие актрисы, создав всего один яркий образ на экране, больше никогда не снимались в кино. Сухая и лаконичная правка.

- Известность актрисы зависит не от количества сыгранных ею ролей. Есть и такие, которые сыграли всего одну роль, но завоевали популярность среди зрителей. Эта правка разбивает оригинальное предложение на два и немного искажает смысл.

 

Упражнение 6. Прочитайте отрывок из «Реквиема» Ахматовой. Какие средства художественные приемы и средства речевой выразительности использует автор?(Приведите примеры).

 

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,- эпитет

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас: градация

 

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

 

И ту, что красивой тряхнув головой, анафора

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

 

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

 

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов. метафора

 

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде, анафора

 

И если зажмут мой измученный рот, эпитет

Которым кричит стомильонный народ, синекдоха

 

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня, олицетворение

 

А здесь, где стояла я триста часов гипербола

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь эпитет

Забыть громыхание черных марусь, синекдоха

 

Забыть, как постылая хлопала дверь эпитет

И выла старуха, как раненый зверь. сравнение

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век метафора

Как слезы, струится подтаявший снег, сравнение

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали, эпитет

И тихо идут по Неве корабли. эпитет

 

Литература

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1998.

Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...