Перечень контрольных вопросов
Демография
методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения и МИППС направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
Краснодар
Составитель: доцент Санникова А.Б. Демография: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и МИППС направления бакалавриата 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / Сост.: А.Б. Санникова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. государственного и муниципального управления. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2017. – 18 с.
Изложены требования к содержанию и оформлению контрольных работ, задания для выполнения контрольных работ, экзаменационные вопросы.
Библиогр.: 15 назв.
Содержание
Общие методические указания Контроль за ходом самостоятельной работы и усвоение дисциплины каждым студентом осуществляются по результатам выполненной контрольной работы, самостоятельной работы, путем проведения индивидуального собеседования (защиты) по письменной работе. Положительная оценка по результатам собеседования (защиты контрольных работ) является основанием для аттестации знаний студента на экзамене по изучаемому курсу. При выполнении контрольной работы следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Контрольную работу необходимо выполнять в срок, установленный деканатом. 2. Выполнять задания в той последовательности, в которой указаны номера задач. 3. Перед написанием ответа следует полностью переписать вопрос. 4. Ответ должен быть полным, с необходимыми пояснениями и выводами. 5. Работа должна быть аккуратно оформлена, без помарок и зачеркиваний, иметь нумерацию страниц и поля для замечаний рецензента. 6. В конце работы необходимо поставить подпись, дату, указать перечень используемой литературы. Учебным планом предусмотрено по дисциплине «Демография» выполнение одной контрольной работы. Содержание приводимых в контрольной работе заданий охватывает по все основные разделы курса «Демография» для студентов направления подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление. Каждый вариант контрольной работы состоит из 4 теоретических вопросов, охватывающих различные темы курса и 2 задач практической части. Вариант контрольного задания выбирается по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки студента. При этом если при суммировании получается результат больше 10, то необходимо просуммировать полученный результат еще раз. Пример Две последние цифры шифра «77». Всего вариантов контрольных заданий – 10. 7 + 7 = 14; 1 + 4 = 5. Ваш вариант № 5.
В таблице 1 приведено распределение теоретических вопросов и задач по вариантам. Студент выполняет один из десяти вариантов контрольной работы. Таблица 1 Варианты заданий на контрольную работу
Допущенную к собеседованию и доработанную с учетом замечаний рецензента контрольную работу студент обязан предъявить преподавателю на защите. Замечания и рекомендации преподавателя-рецензента следует доработать в письменном виде.
Выполнение письменной контрольной работы имеет большое значение в изучении закономерностей демографического развития страны и отдельных территорий, а также служит основой для проверки степени усвоения студентами знаний по данной дисциплине.
Перечень контрольных вопросов 1. Роль демографической информации для практической деятельности и научных исследований. 2. Виды демографической информации и виды источников данных о населении. 3. Каковы критерии отнесения населения к наличному населению, постоянному населению, к временно отсутствующим и временно пребывающим? 4. Что такое критический момент переписи населения? Каковы критерии выбора критического момента переписи населения? 5. Основные принципы проведения современных переписей населения. 6. Чем современные переписи населения отличаются от его традиционных учетов? 7. Структура переписного листа, его разделы. 8. Когда и где была проведена первая перепись населения современного типа? 9. Кем и когда были систематизированы основные принципы проведения переписей населения? Кем и когда они были утверждены в качестве обязательных методологических требований? 10. Переписи населения в нашей стране – краткая характеристика истории. 11. Что такое гражданский брак, фактический брак, сожительство? 12. Старение населения, его виды, измерительные шкалы. 13. В чем выражается связь возрастной структуры и воспроизводства населения? 14. Как рассчитывается средний возраст вступления в брак? 15. Верно ли, что т. н. «пробные браки» характеризуются большей прочностью? Прокомментировать ответ. 16. Как связаны между собой понятия рождение, плодовитость, рождаемость, естественная рождаемость? 17. Какое понятие из перечисленных ниже является лишним: агамия, бездетность, инфертильность, стерильность? Поясните суть этих терминов. 18. Что выражает индекс детности и коэффициент рождаемости? Какие значения общего коэффициента рождаемости являются низкими? средними? очень высокими? 19. Что такое коэффициент суммарной рождаемости и какие условия принимаются при его расчете?
20. Перечислите основные показатели рождаемости для реального поколения. Как они рассчитываются? 21. Каковы основные методические подходы к учету роли поведенческих и структурных факторов в анализе рождаемости? В чем заключается их принципиальное отличие? 22. Индексы Э. Коула и индексы ГМЕР: особенности расчета, сходство и различия. 23. Модель непосредственных детерминант рождаемости Дж. Бонгаартса: основные особенности. 24. Демографическое понятие смертности. 25. В чем специфика расчета коэффициента младенческой смертности? Что выражают коэффициенты α и β в знаменателе формулы Ратса? 26. Каковы основные функции (показатели) таблиц смертности? 27. Демографический смысл средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного. 28. Зачем нужна стандартизация общих коэффициентов смертности? Каковы основные методы этой стандартизации, их особенности и отличие друг от друга? 29. В чем заключается основная мысль концепции эпидемиологического перехода? 30. Каковы особенности структуры смертности по причинам в России по сравнению со странами Запада? 31. Каковы основные факторы уровня смертности и продолжительности жизни? 32. Каково соотношение понятий естественный прирост (убыль) населения и воспроизводство населения? 33. Можно ли считать, что положительный естественный прирост населения гарантированно означает отсутствие депопуляции? 34. В чем разница между брутто- и нетто-коэффициентами воспроизводства? Как рассчитывается «цена простого воспроизводства»? Какова методическая роль этого показателя? 35. Современные проблемы урбанизации. Ее основные факторы в России. 36. Виды демографических прогнозов. 37. Основные методы демографического прогнозирования. 38. Какие математические функции обычно используются в демографическом прогнозировании? 39. Поясните суть термина «качество населения», какова его социально-экономическая значимость на современном этапе развития. 40. Современная классификация миграционного движения. Основные показатели миграции населения.
Практические задания Задача 1 На начало текущего года численность населения трудоспособного возраста в области составила 2700 тыс. человек Численность умерших в течение года – 13 тыс. человек Численность молодежи, которая достигла в текущем году трудоспособного возраста, - 69 тыс. человек Численность лиц, которые достигли пенсионного возраста в текущем году - 15 тыс. чел. Определить численность населения трудоспособного возраста в области на начало Задача 2 Численность населения города на начало года - 500 тыс. человек, на конец года - 700 тыс. человек. В среднегодовой численности населения города мужчины составляют 47% в общей численности женщин: 11% (возраст ком до 15 лет); 47% (в возрасте 15 - 49 лет), 42% (в возрасте 50 и старше) За год родилось 23 тыс. детей, а умерло - 11 тыс. чел. Определить среднегодовую численность населения, коэффициенты: рождаемости, смертности, жизненности, фертильности. Задача 3 Численность населения города на начало года - 350 тыс. человек, на конец года - 450 тыс. человек. В среднегодовой численности населения города мужчины составляют 45% в общей численности женщин: 12% (возраст ком до 15 лет); 52% (в возрасте 15 - 49 лет), 36% (в возрасте 50 и старше) За год родилось 10 тыс. детей, а умерло - 12 тыс. чел. Определить среднегодовую численность населения, коэффициент естественного прироста, средний темп роста и прироста населения Задача 4 На начало текущего года в районе численность населения трудоспособного возраста составляла 48 тыс. человек Численность умерших за год составила 350 человек Численность молодежи, которая достигла в текущем году трудоспособного возраста - 850 человек Численность лиц, которые достигли пенсионного возраста в текущем году, - 990 человек. Определить численность населения трудоспособного возраста в районе на конец текущего года Задача 5 В течение года в городе родилось 8200 детей, умерло 6300 человек. Рассчитать коэффициенты рождаемости, смертности, жизненности и естественного прироста, если численность населения на начало и конец периода составляет соответственно 540 и 580 тыс. человек. Задача 6 Численность населения трудоспособного возраста составляет 730 тыс. человек Общественным трудом было занято 38 тыс. пенсионеров и 11 тыс. подростков Численность инвалидов I и II групп - 15 тыс. человек Определить численность трудовых ресурсов на начало и конец года, а также коэффициент механического прироста населения, если в течение года достигли трудоспособного в возраста 13 тыс. человек, стали инвалидами 440 человек, умерло в трудоспособном возрасте 530 человек, достигших пенсионного возраста 45 тыс. человек, продолжают работать 8 тыс. пенсионеров. На постоянное место жительства приехали 14 тыс. человек, а выехали - 11 тыс. человек в трудоспособном возрасте.
Задача 7 Численность населения трудоспособного возраста составляет 730 тыс. человек Общественным трудом было занято 38 тыс. пенсионеров и 11 тыс. подростков Численность инвалидов I и II групп - 15 тыс. человек Определить средний темп роста и прироста населения, если в течение года достигли трудоспособного в возраста 15 тыс. человек, стали инвалидами 740 человек, умерло в трудоспособном возрасте 430 человек, достигших пенсионного возраста 35 тыс. человек, продолжают работать 5 тыс. пенсионеров. На постоянное место жительства приехали 12 тыс. человек, а выехали - 16 тыс. человек в трудоспособном возрасте. Задача 8 Определить коэффициенты рождаемости, фертильности и средний темп роста населения, если численность населения города на начало года составляет 35,4 тыс. человек, на конец года - 36,8 тыс. человек. Известно о том, что за год родилось 4,5 тыс. детей. В среднегодовой численности доля женщин составляет 52%, из них фертильного возраста - 78 %. Задача 9 Среднегодовая численность населения составляет 340 тыс. человек. В город за год на постоянное место жительства приехали 10 тыс. человек, а выехали 9 тыс. человек. В течение года родилось 63 тыс. детей, а умерло 58 тыс. человек Определить коэффициент рождаемости, смертности, общего прироста населения, коэффициент жизненности. Задача 10 Среднегодовая численность населения составляет 540 тыс. человек. В город за год на постоянное место жительства приехали 9 тыс. человек, а выехали 7 тыс. человек. В течение года родилось 73 тыс. детей, а умерло 78 тыс. человек Определить прогнозируемую численность населения на три года. Задача 11 Уровень рождаемости в регионе за семь лет характеризуется следующими данными:
Для анализа ряда динамики уровня рождаемости вычислите: - темпы прироста - цепные и базисные, полученные показатели представьте в таблице; - среднегодовой уровень рождаемости; - среднегодовой абсолютный прирост.
Задача 12 Уровень смертности населения в регионе характеризуется следующими данными:
Для анализа ряда динамики вычислите: - темпы прироста - базисные и цепные, полученные данные представьте в таблице; - среднегодовой уровень смертности; - среднегодовой абсолютный прирост. Задача 13
Имеются такие данные о численности населения региона за 2010-2016 гг. на начало соответствующего года, млн. чел.:
Для анализа вычислите: - темпы прироста - базисные и цепные, полученные данные представьте в таблице; - среднегодовую численность населения; - среднегодовой абсолютный прирост. Задача 14 Денежные доходы на душу населения характеризуются следующими данными:
Для анализа ряда уровня денежных доходов на душу населения исчислите: темпы прироста - цепные и базисные, полученные показатели представьте в таблице; среднегодовые денежные доходы на душу населения; среднегодовой абсолютный прирост. Задача 15 Движение населения области за год характеризуется следующими данными, тыс. человек:
Определить: 1) среднегодовую численность населения области и среднегодовую численность женщин в возрасте 15-49 лет; 2) коэффициенты воспроизводства населения: а) рождаемости, б) смертности. Задача 16 Движение населения области за год характеризуется следующими данными, тыс. человек:
Определить: 1) среднегодовую численность населения области и среднегодовую численность женщин в возрасте 15-49 лет; 2) коэффициенты воспроизводства населения: а) естественного прироста; б) младенческой смертности. Задача 17 Движение населения области за год характеризуются следующими данными, тыс. человек:
Определите: 1) среднегодовую численность населения области и среднегодовую численность женщин в возрасте 15-49 лет; 2) коэффициенты воспроизводства населения: а) рождаемости б) смертности; в) естественного прироста Задача 18 Имеются следующие данные по району:
Определите: 1) коэффициент общего прироста численности населения; 2) перспективную численность населения на предстоящие три года, при условии, что коэффициент общего прироста сохранится на прежнем уровне. Задача 19 Имеются следующие данные по РФ, тыс. человек:
Определите: общий коэффициент интенсивности миграции. Задача 20 Имеются следующие данные на конец 2015 года по России (в млн. чел.): Таблица 1 – Численность экономически активного и безработного населения
4 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Демография» 1. Предмет и объект демографии как науки. Основные методы демографической науки. 2. Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы. 3. История формирования и развития демографической науки. 4. Основные источники информации о населении и демографических процессах в демографии. 5. Перепись населения: понятие, основные принципы, программа. Категории населения, учитываемые при переписи населения. История переписей в мире и в России. 6. Текущий учет демографических событий: сущность, цель, основной принцип и программа текущей регистрации. 7. Компоненты изменения численности населения. Естественный и миграционный прирост населения. 8. Изменения численности населения во времени. Абсолютная численность населения, методика её определения. Абсолютный прирост (убыль) населения. 9. Относительные показатели динамики численности населения. 10. Городское и сельское население. Особенности урбанизации 11. Пол и половая структура населения. 12. Возраст и возрастная структура населения. 13. Демографическое старение. Шкалы демографического старения. Социально-экономические последствия старения населения. 14. Возрастно-половые пирамиды: их аналитические возможности. 15. Брачное состояние и брачная структура населения. Показатели брачности и разводимости. Демографические аспекты изучения семьи и домохозяйства. 16. Время и возраст в демографии, сущность двойной классификации демографических событий. Демографическая сетка (сетка Лексиса): использование в демографическом анализе. 17. Методы продольного и поперечного анализа. Когорты и поколения. Реальные и условные (гипотетические) когорты и поколения. 18. Коэффициенты и вероятности: преимущества использования относительных величин в демографии, основные различия. Классификация демографических коэффициентов. 19. Демографическое понятие рождаемости. Показатели рождаемости для условного поколения. Показатели рождаемости для реального поколения. 20. Репродуктивное поведение населения и основные подходы к измерению его влияния на уровень рождаемости. 21. Стандарты естественной рождаемости. Индексы рождаемости Э. Коула и индексы ГМЕР (гипотетического минимума естественной рождаемости). 22. Модель непосредственных детерминант рождаемости Дж. Бонгаартса. 23. Демографическое понятие смертности. Показатели уровня смертности. 24. Показатель младенческой смертности и его социально-экономическое значение. 25. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни и его динамика в РФ. 26. Типовые таблицы смертности. Тенденции смертности в России. Современные особенности структуры причин смертности в России. 27. Исторические типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода. 28. Коэффициенты воспроизводства населения. Коэффициент естественного прироста. 29. Современные проблемы урбанизации. Ее основные факторы в России. 30. Современная классификация миграционного движения. Основные показатели миграции населения. Законы миграции Е. Равенштейна. 31. Демографический подход к изучению миграции. Современная миграционная ситуация в России. 32. «Качество населения», его социально-экономическая значимость на современном этапе развития. 33. Демографические аспекты формирования рынка труда. 34. Демографический фактор в экономическом развитии. 35. Демографические показатели в индексах человеческого развития. 36. Население в глобальных моделях развития. 37. Классификация демографических прогнозов. 38. Прогнозы численности населения мира и России. 39. Демографическая политика: определение, история, методы. 40. Соотношение демографической, семейной и социальной политики.
5 Основная, дополнительная и нормативная литература Основная литература 1. Антонов А.И., Борисов В.А.. Лекции по демографии: учебник для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. – 592 с. 2. Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 332 с.
Дополнительная литература 3. Вишневский А.Г. Демографическая революция // Демоскоп weekly: электронная версия бюллетеня «Население и общество» URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund09.html (дата обращения: 14.04.2015) 4. Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб./ Росстат. – M., 2015. – 263 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/demo15.pdf (дата обращения: 14.04.2015) 5. Демография и статистика населения: сборник задач для бакалавров / сост. В. В. Нарбут; Государственный университет управления; Институт управления финансами и налогового администрирования ГУУ, Кафедра статистики. – М.: Логос, 2013. – 92 с. 6. Дьякова Г.П. Демографический кризис в современной России: особенности и пути решения. – М.: Лаборатория книги, 2010. 7. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М., 1994. 8. Основы демографии: Учебное пособие / П.И. Косов, А.Б. Берендеева. – 2-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. 9. Региональная демографическая политика: Сборник статей / Под ред. Елизарова В.В. и Н.Г. Джанаевой – М.: МАКС Пресс, 2012.
Нормативная литература 10. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 URL: http://kremlin.ru/acts/bank/26299 11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р URL: http://government.ru/media/files/41d4ffd61a02c7a4b206.pdf 12. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Режим доступа http://www.garant.ru/ - Гарант 13. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 08.10.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Режим доступа http://www.garant.ru/ - Гарант 14. Положение о Федеральной службе государственной статистики (утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 «О федеральной службе государственной статистики». Режим доступа http://www.garant.ru/ - Гарант. 15. Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 282-фз «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в российской федерации». Режим доступа http://www.garant.ru/ - Гарант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|