Изменение взгляда на мир
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системных и обоснованных знаний.
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИЙ – выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей. Формами эмпирического познания выступают 1) научный факт, т.е. отражение объективного факта в человеческом сознании. Например, водород – газ, молекулы состоят из атомов. 2) эмпирический закон – объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями и процессами. Эти связи выявляются экспериментально. Например, законы Шарля и Гей-Люссака. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – выявление фундаментальных закономерностей, скрытых внутренних связей. Формы теоретического познания:
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (метод – «путь исследования») Методы эмпирического познания:
Мыслительный эксперимент — особый вид эксперимента, при котором условия носят воображаемый, а не реальный характер. Мыслительный эксперимент занимает пограничное положение между эмпирическими и теоретическими методами научного познания. Методы теоретического познания:
Универсальные методы:
Особенности научного познания:
1. Объективность; 2. Формирование понятийного аппарата; 3. Непротиворечивость, доказательность, системность; 4. Проверяемость; 5. Высокий уровень обобщения; 6. Универсальность; 7. Использование специальных способов и методов познания.
Научная революция — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. Этапы: Приоритет парадигм (базовые понятия в рамках ведущей теории науки) Возникновение новых научных открытий Кризис (парадигмы вступают в непримиримые противоречия с новыми знаниями) Возникновение новых научных теорий Изменение взгляда на мир Прогресс (применение новых знаний в практической деятельности)
Современные тенденции научного познания: Дифференциация — выделение частного из общего по некоторым признакам. Интеграция — объединение различных частей. Возникновение новых научных направлений: биохимия, математическая лингвистика, социальная психология, бионика и другие.
В современном мире отмечается кризис науки, связанный с разочарованиями в итогах научной деятельности. Он проявляется в усиление влияния вненаучных знаний, упадок рационального мышления, тяга к вере и другим альтернативным способам познания (культы, магия, астрология, парапсихология). СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – форма духовной деятельности, направленная на производство знаний об обществе и человеке.
Принципы социального сознания:
Особенности социального познания: 1. Субъект и объект познания совпадают, т. к. общество включает в себя материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека. Познание становится самопознанием. 2. Получаемое социальное знание всегда предполагает личностное отношение субъекта познания и затрагивает непосредственно интересы людей. 3. Общество является самым сложным из объектов познания. Все события и явления общественной жизни сложны и многообразны, не похожи друг на друга и тесно переплетаются, поэтому выявить закономерности общественного развития очень трудно, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. 4. В социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенными методами научного исследования общества являются моделирование, научная абстракция. Исключительно велика роль мышления.
В процессе социального познания сформировались социальные и гуманитарные науки.
Социальные науки:
Гуманитарные науки:
Социальные науки оперируют социальными фактами:
Виды социальных фактов:
Самопознание – определения человеком себя, как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Познание самого себя:
1. исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать; 2. выявление своих биологических особенностей и потребностей; 3. понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).
В результате самопознания формируется самооценка – оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности. Нереалистичная завышенная самооценка характеризуется переоценкой своих способностей, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежением чужим мнением. Нереалистичная заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от своей деятельности.
Реалистичная (объективная) самооценка помогает поверить в свои силы, выделить деятельность, в которой можно достичь высоких результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|