Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение взгляда на мир

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системных и обоснованных знаний.

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ – выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей. Формами эмпирического познания выступают

1) научный факт, т.е. отражение объективного факта в человеческом сознании. Например, водород – газ, молекулы состоят из атомов.

2) эмпирический закон – объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями и процессами. Эти связи выявляются экспериментально. Например, законы Шарля и Гей-Люссака.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – выявление фундаментальных закономерностей, скрытых внутренних связей.

Формы теоретического познания:

  1. Проблема – осознанная формулировка изучаемого вопроса. В науке существует множество законов, которые невозможно вывести только опытным путем. В ходе исследования наступает момент, когда новые факты не укладываются в рамки старых рассуждений, тогда возникает новая гипотеза.
  2. Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно, носит вероятностный характер, нуждается в проверке и обосновании. Научная гипотеза является моделью, иногда ее строят по аналогии (например, Эпикур представлял себе строение воды по образцу сыпучих тел, в частности, зерна).
  3. Концепция – способ понимания чего-либо, руководящая идея для изучения. Может состоят из нескольких гипотез. Например, концепция эволюционного происхождения человека рассматривает гипотезу биогенеза (происхождение живого от живого) и абиогенеза (происхождение живого от неживого).
  4. Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория возникает в ходе проверки гипотез.

 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (метод – «путь исследования»)

Методы эмпирического познания:

  1. Наблюдение -целенаправленное изучение отдель­ных предметов и явлений, в ходе которого постигаются внешние свойства и признаки изучаемого объекта. На­блюдение опирается на такие формы чувственного позна­ния, как ощущение, восприятие, представление. Характеризуется отсутствием воздействия субъектом на объект исследования.
  2. Описание – фиксирует итог наблюдения.
  3. Эксперимент – исследование какого-либо объекта путем активного воздействия на него, созданием новых условий, изменением течения процесса в нужном направлении, устранением мешающих факторов.

Мыслительный эксперимент — особый вид эксперимента, при котором условия носят воображаемый, а не реальный характер. Мыслительный эксперимент занимает пограничное по­ложение между эмпирическими и теоретическими мето­дами научного познания.

Методы теоретического познания:

  1. Единство исторического и логического. Э тот метод отражает связь двух теоретических методов: исторического - освещение различных этапов развития объектов в хронологической последовательности и в конкретных формах проявления; логического - воспроизведение в теоретической форме основного содержания процесса. В итоге происходит отражение объекта в самых его существенных связях и в истории развития.
  2. Восхождение от абстрактного к конкретному – воссоздание целостности предмета или явления.
  3. Формализация – уточнение содержания познания, позволяющее выявить и зафиксировать существенные стороны рассматриваемых объектов.
  4. Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа и работать с ними по математическим правилам.

Универсальные методы:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Индукция
  4. Дедукция
  5. Аналогия
  6. Моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом (модели), специально созданном для его изучения.
  7. Абстракция - при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в "чистом виде".
  8. Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в действительности (например, идеальный газ)

 

Особенности научного познания:

 

1. Объективность;

2. Формирование понятийного аппарата;

3. Непротиворечивость, доказательность, системность;

4. Проверяемость;

5. Высокий уровень обобщения;

6. Универсальность;

7. Использование специальных способов и методов познания.

 

Научная революция — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Этапы:

Приоритет парадигм (базовые понятия в рамках ведущей теории науки)

Возникновение новых научных открытий

Кризис (парадигмы вступают в непримиримые противоречия с новыми знаниями)

Возникновение новых научных теорий

Изменение взгляда на мир

Прогресс (применение новых знаний в практической деятельности)

 

Современные тенденции научного познания:

Дифференциация — выделение частного из общего по некоторым признакам.

Интеграция — объединение различных частей.

Возникновение новых научных направлений: биохимия, математическая лингвистика, социальная психология, бионика и другие.

 

В современном мире отмечается кризис науки, связанный с разочарованиями в итогах научной деятельности. Он проявляется в усиление влияния вненаучных знаний, упадок рационального мышления, тяга к вере и другим альтернативным способам познания (культы, магия, астрология, парапсихология).

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – форма духовной деятельности, направленная на производство знаний об обществе и человеке.

Принципы социального сознания:

  1. Руководство научными методами познания
  2. Рассмотрение действительности в развитии.

 

Особенности социального познания:

1. Субъект и объект познания совпадают, т. к. обще­ство включает в себя материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека. Познание становится самопознанием.

2. Получаемое социальное знание всегда предполага­ет личностное отношение субъекта познания и затрагивает непосредственно интересы людей.

3. Общество является самым сложным из объектов познания. Все события и явления общественной жизни сложны и многообразны, не похожи друг на друга и тес­но переплетаются, поэтому выявить закономерности об­щественного развития очень трудно, а открытые соци­альные законы носят вероятностный характер.

4. В социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенными методами науч­ного исследования общества являются моделирование, научная абстракция. Исключительно велика роль мыш­ления.

 

В процессе социального познания сформировались социальные и гуманитарные науки.

 

Социальные науки:

  1. Изучают факты, законы, закономерности исторического развития.
  2. Анализируют общественные процессы.

 

Гуманитарные науки:

  1. Изучают цели, мотивы, ценности человека.
  2. Анализируют побуждения и помыслы человека.

 

Социальные науки оперируют социальными фактами:

  1. Объективные факты: событие, имевшее место. Не зависит от исследователя.
  2. Научные факты – знание о событии, описанное с учетом специфики социально-исторической ситуации.

 

Виды социальных фактов:

  1. Действия и поступки.
  2. Продукты деятельности человека (материальные и духовные)
  3. Вербальные действия (мнения и суждения)

 

Самопознание – определения человеком себя, как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Познание самого себя:

1. исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;

2. выявление своих биологических особенностей и потребностей;

3. понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).

 

В результате самопознания формируется самооценка – оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности.

Нереалистичная завышенная самооценка характеризуется переоценкой своих способностей, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежением чужим мнением.

Нереалистичная заниженная самооценка сдерживает развитие способностей,

рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от своей деятельности.

 

Реалистичная (объективная) самооценка помогает поверить в свои силы,

выделить деятельность, в которой можно достичь высоких результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...