Научное познание ( по тестам i-exam)
В научном познании можно выделить объекты разного типа. Реальные объекты – это единичные отдельные явления (вещи, процессы, события), наблюдаемые в определенном месте и в определенное время. Абстрактный объект – это обобщенный образ реального объекта, как бы «представитель» всех реальных объектов определенного класса, а каждый из них выступает как некоторый «частный случай» абстрактного объекта, как его выражение и воплощение. К данному виду объектов ученый относит знание, полученное при изучении данного в опыте реального единичного объекта. Идеальный объект – это продукт воображения, конструируемый путем идеализации каких-либо свойств реальных объектов. В результате идеализированный объект наделяется свойствами, которых не имеет и не может иметь никакой реальный объект, но при этом он характеризуется лишь ограниченным и точно фиксированным набором признаков, что позволяет мысленно контролировать все, что с ним происходит.
К идеальным объектам научного познания относятся …
|
| | геометрическая точка
|
|
| | идеал справедливости
|
|
| | августовский путч 1991 года
|
|
| | бактерия
|
2.-Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется …
|
| | интернализмом
|
|
| | экстернализмом
|
|
| | прогрессизмом
|
|
| | индуктивизмом
|
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
------------------------------------------____________________________________________________
3-Характерной чертой научного знания является …
|
| | Рациональность
|
|
| | субъективность
|
|
| | бесписьменный характер
|
|
| | несистематизированность
|
| | | |
| | | |
| | | |
Решение: Отличительными чертами научного знания являются: рациональность содержащихся в научном знании положений и выводов; объективность, общезначимость и безличность; воспроизводимость и проверяемость, логическая строгость, точность и однозначность; внутренняя непротиворечивость; систематизированный характер.
| | | |
| | | |
| | | | | | | |
4--Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками.
|
| | техническими
|
|
| | математическими
|
|
| | гуманитарными
|
|
| | биологическими
|
Решение:
Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется техническими науками. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности.
5-К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …
|
| | техника лишь орудие в руках человека
|
|
| | техника оказывает влияние на все стороны жизни общества
|
|
| | наука и техника – основа жизни современного общества
|
|
| | «научное общество» позволит избавиться от социальных антагонизмов
|
Решение:
К. Ясперс отвергает представление о «демонизме» техники в современном мире и считает, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического прогресса. Техника – это лишь средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигнуто, она является только орудием в руках человека.
6 - Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой …
|
| | демаркации
|
|
| | логики
|
|
| | идеализации
|
|
| | модернизации
|
Решение:
Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой демаркации. Эту проблему поднимают неопозитивисты 1930–40-х гг., продолжают решать постпозитивисты и другие философы и методологи науки.
8 -В мышлении выделяются следующие уровни:
|
| | разум
|
|
| | рассудок
|
|
| | умозаключение
|
|
| | интуиция
|
Решение:
Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. В философской традиции принято выделять два основных уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Разум – диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и рассудка.
9 -Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется …
|
| | предметом исследования
|
|
| | субъектом науки
|
|
| | методом науки
|
|
| | языком науки
|
Решение:
Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется предметом познания, исследования. Объект науки есть то, что именно изучает данная наука, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении. По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны и связи, которые и становятся предметом познания. Разные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания. Предмет познания может быть как материальным, так и идеальным (например, изучение познавательного процесса).
10-К основным формам теоретического знания относятся …
|
| | проблема
|
|
| | гипотеза
|
|
| | закон
|
|
| | конвенция
|
|
| | наблюдение
|
Решение:
К основным формам теоретического знания относятся проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – форма теоретического знания, основным содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема есть процесс, который включает в себя два основных момента – ее постановку и решение. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, требует проверки и обоснования. Ключевым элементом теории является закон. В самом общем виде закон можно рассматривать как связь между явлениями и процессами, которая является объективной, существенной, необходимой и повторяющейся.
11 -Философия науки как особое философское направление сложилось …
|
| | во второй половине XIX в.
|
|
| | в XIV в.
|
|
| | в первой половине VI в.
|
|
| | в 80-х гг. XX в.
|
Решение:
Философия науки как особое философское направление сложилось во второй половине XIX в. Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции, а также в связи с изменением роли науки в жизни человека и общества.
12 -Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется …
|
| | алхимией
|
|
| | астрологией
|
|
| | уфологией
|
|
| | метафизикой
|
13 -Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание.
|
| | паранаучное
|
|
| | квазинаучное
|
|
| | обыденно-практичное
|
|
| | псевдонаучное
|
Решение:
Паранаучное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Характерными направлениями паранаучного знания считаются мистика и спиритизм. Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки используется термин «внечувственное восприятие» («пси-феномен».
13а -Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется …
|
| | антинаучным
|
|
| | квазинаучным
|
|
| | паранаучным
|
|
| | научным
|
Решение:
Научное познание направлено на объективное изучение мира, основных закономерностей его эволюции. Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти-» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкого доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности.
14 -Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется …
|
| | техникой
|
|
| | материей
|
|
| | наукой
|
|
| | торговлей
|
15 - Тема: Методы и формы научного познания
К естественным наукам относятся …
|
| | физика
|
|
| | химия
|
|
| | биология
|
|
| | история
|
|
| | психология
|
Решение:
Классификация современных наук проводится по самым разным критериям. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология). Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному расчленению. Так, к естественным наукам относятся механика, физика, химия, геология, биология и другие науки и отдельные научные дисциплины.
16 - Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется …
|
| | наукой
|
|
| | экспериментом
|
|
| | теорией
|
|
| | гносеологией
|
Решение:
Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется наукой.
_______________________________________________--
17 -К общенаучным методам относятся …
|
| | абстрагирование
|
|
| | анализ
|
|
| | индукция
|
|
| | препарирование
|
|
| | тестирование
|
|
| | анкетирование
|
Решение:
Общие методы, находящие применение в большинстве или во всех науках называют общими методами. К ним относятся общелогические методы и приемы исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация; а также методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение моделирование и др.
20 -Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются …
|
| | принцип объективности
|
|
| | принцип системности
|
|
| | принцип субъективности
|
|
| | принцип непротиворечивости
|
Решение:
Напомним, что само использование диалектики проходит почти через всю историю философии. Сократ обозначил словом «диалектика» искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. В настоящее время диалектика понимается как методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принцип объективности является одним из наиболее важных принципов диалектики. Он дополняется принципом системности, направляющим мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принципы объективности и системности приводят к необходимости рассмотрения самой истории объекта, его бытия в прошлом и тенденциях развития в будущем, то есть принципу историзма.
22 -Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания.
|
| | научного
|
|
| | религиозного
|
|
| | обыденного
|
|
| | паранаучного
|
__________________________________________________
23 -Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется …
|
| | антисциентизмом
|
|
| | технологизмом
|
|
| | антиномией
|
|
| | гносеологией
|
Решение:
Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется антисциентизмом. Для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки.
24 - С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук.
|
| | технических
|
|
| | гуманитарных
|
|
| | естественных
|
|
| | экономических
|
Решение:
С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты технических наук. В работе «Грядущее постиндустриальное общество» он пишет о возникновении нового класса (технических специалистов), представители которого на политическом уровне выступят в роли технократов.
26 - Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется …
|
| | сциентизмом
|
|
| | антисциентизмом
|
|
| | эпистемологией
|
|
| | гносеологией
|
Решение:
Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется сциентизмом. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает точные и естественные науки.
28 - Тема: Научное и ненаучное познание
Главным отличием веры от знания является …
|
| | субъективная значимость
|
|
| | объективность познания
|
|
| | проверяемость
|
|
| | доказательность
|
Решение:
Выделяются различные виды веры: вера как достоверность; вера как преклонение перед авторитетом (вера-доверие); моральная вера; религиозная вера. В области научного познания преобладает вера-достоверность, связанная с уверенностью в истинности той или иной научной теории (например, теории относительности А. Эйнштейна). Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одобрения или неодобрения. Можно сказать, она носит рациональный характер и основывается на личном творческом наблюдении и мышлении. Она же включает в свой круг и проблематичное, вероятностное знание. Таким образом, вера в отличие от знания есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости.
29 -Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом.
|
| | Римским
|
|
| | Пиквикским
|
|
| | Английским
|
|
| | Парижским
|
30- К особенностям личностного познания относится …
|
| | зависимость от способностей субъекта
|
|
| | независимость от культурно-исторических условий
|
|
| | предсказание процессов и явлений действительности
|
|
| | бесписьменный характер
|
Решение:
Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, является личностное знание, которое зависит от способностей и особенностей интеллектуальной деятельности конкретного субъекта. Личностное знание позволяет представить познавательный процесс в его культурно-исторической и социальной обусловленности. По мнению британского ученого и философа Майкла Полани (1891– 1976), науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, ибо оно передается в непосредственном общении с мастером; люди, делающие науку, не могут быть заменены другими, отделенными от произведенного ими знания. В работе «Личностное знание» он подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице.
31 -Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется …
|
| | философией техники
|
|
| | техносферой
|
|
| | технологией
|
|
| | историософией техники
|
32 -Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является …
|
| | математика
|
|
| | история
|
|
| | методология
|
|
| | религия
|
Решение:
Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является математика. Первый образец математической теории (Евклидова геометрия) возник в контексте античной культуры с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условиями получения истины.
33- Социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и жизни общества в целом, называется …
|
| | технократизмом
|
|
| | антисциентизмом
|
|
| | солипсизмом
|
|
| | фидеизмом
|
34 -К основным формам теоретического знания относятся …
|
| | проблема
|
|
| | гипотеза
|
|
| | закон
|
|
| | конвенция
|
|
| | наблюдение
|
Решение:
К основным формам теоретического знания относятся проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – форма теоретического знания, основным содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема есть процесс, который включает в себя два основных момента – ее постановку и решение. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, требует проверки и обоснования. Ключевым элементом теории является закон. В самом общем виде закон можно рассматривать как связь между явлениями и процессами, которая является объективной, существенной, необходимой и повторяющейся.
35 -Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …
|
| | инженерной
|
|
| | промышленной
|
|
| | аксиологической
|
|
| | производной
|
Решение:
Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется инженерной. В конце XVIII–начале XX вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.
37 -Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания.
|
| | научного
|
|
| | религиозного
|
|
| | обыденного
|
|
| | паранаучного
|
Решение:
Логическая строгость, точность и однозначность являются отличительной чертой научного знания, что обеспечивается внимательной фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой погрешности) количественных изменений изучаемых параметров; использованием специального (искусственного) языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений.
38 - Тема: Развитие науки
36 -Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип …
|
| | фальсификации
|
|
| | регенерации
|
|
| | актуализации
|
|
| | координации
|
Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является …
|
| | К. Поппер
|
|
| | И. Кант
|
|
| | Р. Декарт
|
|
| | Ф. Аквинский
|
Решение:
Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является К. Поппер. Он создал свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм).
38 - Тема: Наука и техника
Автором работы «Размышления о технике» является …
Воспользуйтесь поиском по сайту: