Методы научного познания
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Методология и теория познания Задание (выберите один вариант ответа). Научная теория, занимающаяся проблемами поиска человеком истинных фактов бытия в целом и природы в частности, называется … 1 – космологией 2 – теорией хаоса 3 – теорией познания 4 – натуральной философией
Задание (выберите один вариант ответа). Учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности – это … 1 – концепция 2 – телеология 3 – парадигма 4 – методология
Задание (выберите один вариант ответа). Понимание как методологическая установка гуманитарного познания заключается в … 1 – истолковании и измерении 2 – моделировании и измерении 3 – истолковании и моделировании 4 – интерпретации и истолковании
Эмпирическое и теоретическое познание
Задание (выберите один вариант ответа). На эмпирическом уровне научного познания происходит … 1 – сбор фактов и информации 2 – выдвижение гипотез 3 – предсказание новых явлений в рамках старых теорий 4 – объяснение и обобщение фактов
**Задание Сопоставьте эмпирическим и теоретическим уровням научного познания их виды: 1) эмпирическое 2) теоретическое а) абстрагирование, индукция б) дедукция, описание в) наблюдение, эксперимент
Задание (выберите один вариант ответа). Согласно программе рационального объяснения мира, … 1 – каждое событие имеет как естественную, так и сверхъестественную причину 2 – каждое событие имеет естественную причину 3 – мир познаваем только через божественное откровение 4 – в основе мира лежит первоначало, непознаваемое и не выразимое словами Задание (выберите один вариант ответа). Направление в научной теории, основной тезис которого утверждает, что любое познание возможно только через разумное восприятие, называется …
1 – эволюционизмом 2 – эмпиризмом 3 – феноменализмом 4 – рационализмом
Свойства научного знания
ü объективность ü достоверность ü точность ü систематичность
Задание (выберите один вариант ответа). Критериями научного знания являются … 1 – точность и завершенность 2 – системность и объективность 3 – фрагментарность и иррационализм 4 – субъективность и практичность *Задание Установите соответствие между свойствами научного знания и их сущностными характеристиками: 1) объективность 2) системность а) независимость от личности исследователя и его индивидуальности б) проверка и перепроверка знаний на опыте в) логическая выводимость одного положения из другого, их строгое соответствие друг другу
*Задание (выберите один вариант ответа). Принцип, согласно которому истинность каждого утверждения в мире должна быть установлена путем его сопоставления с опытными результатами, называется принципом … а) моделирования б) рационализации в) верификации г) фальсификации
**Задание (выберите один вариант ответа). Одной из главных особенностей науки является … а) подчиненность религиозным догмам б) объективность в) фрагментарность г) зависимость от личности исследователя
**Задание (выберите один вариант ответа). Возможность многократной проверки полученных результатов свидетельствует о (-об) … научного знания. а) достоверности б) объективности в) системности г) универсальности
Структура и этапы развития научного знания ü научный факт ü закон ü теория
Задание (выберите один вариант ответа). Важнейшим начальным этапом научного исследования, определяемым как «знание о незнании», является …
1 – анализ теории 2 – постановка проблемы 3 – установление фактов 4 – создание концепции
*Задание (выберите один вариант ответа). Научному факту соответствует … а) единичное событие б) любой фрагмент действительности в) любое явление природы г) знание, достоверность которого доказана
Задание (выберите один вариант ответа). Систематизированные знания в их совокупности – это научная (-ый) … 1 – гипотеза 2 – метод 3 – теория 4 – факт
*Задание Сопоставьте структурным элементам знания их трактовку: 1) теория 2) закон а) общие, необходимые, существенные, относительно устойчивые, повторяющиеся связи реального мира б) высшая форма организации научного знания, дающая точное и целостное представление о закономерностях определенной области действительности в) предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана
**Задание (выберите один вариант ответа). Отправное исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств, называется … а) теоремой б) умозаключением в) гипотезой г) постулатом (аксиомой)
Задание (выберите один вариант ответа). Общепризнанная научная теория описывает … 1 – личные впечатления ученых, или субъективную реальность 2 – соотношения между неизмеримыми величинами 3 – объективную реальность, существующую независимого от нашего сознания 4 – факты, имевшие место в единственном числе Методы научного познания Задание (выберите один вариант ответа). Способ деятельности субъекта в любой его форме называется методом 1 – логикой 2 – методом 3 – функцией 4 – ценностью
*Задание (выберите один вариант ответа). Научным методом называется … 1 – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения 2 – система приемов в любой деятельности 3 – совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы 4 – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни
Задание (выберите один вариант ответа). Согласно одной из классификаций методов научного познания специальные методы физики являются … методами. 1 – частнонаучными
2 – общенаучными 3 – философскими 4 – математическими
*Задание Установите соответствие между экспериментальными методами и их характерными особенностями: 1) наблюдение 2) эксперимент а) целенаправленное восприятие явлений объективной действительности б) получение только количественных данных в варьируемых условиях в) исследование в специально создаваемых и контролируемых условиях
*Задание Установите соответствие между методами исследования и их сущностью: 1) анализ 2) индукция а) мысленное расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения б) замещение изучаемого объекта подобным ему по ряду свойств и получение новой информации об объекте в) метод получения знаний, когда общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (от частного к общему)
*Задание (выберите один вариант ответа). Универсальный метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей, называется … а) моделированием б) синтезом в) анализом г) абстрагированием
**Задание Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира а) моделирование б) наблюдение в) эксперимент г) измерение
**Задание Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок 2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений 3) изучение объекта путем создания его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон
а) дедукция б) моделирование в) синтез г) абстрагирование
**Задание. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека 2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях 3) способ рассуждения или движения знания от общего к частному а) индукция б) наблюдение в) эксперимент г) дедукция
**Задание. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений 2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое 3) изучение объекта путем создания его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон а) синтез б) моделирование в) абстрагирование г) дедукция
**Задание (выберите один вариант ответа). Химику при изучении химических свойств железа неважно, что из него изготовлено. При этом используется метод … а) моделирования б) индукции в) абстрагирования г) дедукции
Научные революции **Задание (выберите один вариант ответа). Научной революцией называют … а) смену средств и инструментов научного познания б) скачек, переход от одной научной картины мира к другой в) переворот в государственном управлении наукой г) резкое изменение в структуре научного сообщества
Задание (выберите один вариант ответа). С именем Н. Коперника связано начало научной революции, в результате которой произошел переход … 1 – от волновой теории к корпускулярной 2 – от геоцентрической к гелиоцентрической системе 3 – от гелиоцентрической к геоцентрической системе 4 – от корпускулярной теории к волновой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|