Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы научного познания

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Методология и теория познания

Задание (выберите один вариант ответа). Научная теория, занимающаяся проблемами поиска человеком истинных фактов бытия в целом и природы в частности, называется …

1 – космологией

2 – теорией хаоса

3 – теорией познания

4 – натуральной философией

 

Задание (выберите один вариант ответа). Учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности – это …

1 – концепция

2 – телеология

3 – парадигма

4 – методология

 

Задание (выберите один вариант ответа). Понимание как методологическая установка гуманитарного познания заключается в …

1 – истолковании и измерении

2 – моделировании и измерении

3 – истолковании и моделировании

4 – интерпретации и истолковании

 

 

Эмпирическое и теоретическое познание

 

Задание (выберите один вариант ответа). На эмпирическом уровне научного познания происходит …

1 – сбор фактов и информации

2 – выдвижение гипотез

3 – предсказание новых явлений в рамках старых теорий

4 – объяснение и обобщение фактов

 

**Задание Сопоставьте эмпирическим и теоретическим уровням научного познания их виды:

1) эмпирическое

2) теоретическое

а) абстрагирование, индукция

б) дедукция, описание

в) наблюдение, эксперимент

 

Задание (выберите один вариант ответа). Согласно программе рационального объяснения мира, …

1 – каждое событие имеет как естественную, так и сверхъестественную причину

2 – каждое событие имеет естественную причину

3 – мир познаваем только через божественное откровение

4 – в основе мира лежит первоначало, непознаваемое и не выразимое словами

Задание (выберите один вариант ответа). Направление в научной теории, основной тезис которого утверждает, что любое познание возможно только через разумное восприятие, называется …

1 – эволюционизмом

2 – эмпиризмом

3 – феноменализмом

4 – рационализмом

 

Свойства научного знания

 

ü объективность

ü достоверность

ü точность

ü систематичность

 

Задание (выберите один вариант ответа). Критериями научного знания являются …

1 – точность и завершенность

2 – системность и объективность

3 – фрагментарность и иррационализм

4 – субъективность и практичность

*Задание Установите соответствие между свойствами научного знания и их сущностными характеристиками:

1) объективность

2) системность

а) независимость от личности исследователя и его индивидуальности

б) проверка и перепроверка знаний на опыте

в) логическая выводимость одного положения из другого, их строгое соответствие друг другу

 

*Задание (выберите один вариант ответа). Принцип, согласно которому истинность каждого утверждения в мире должна быть установлена путем его сопоставления с опытными результатами, называется принципом …

а) моделирования

б) рационализации

в) верификации

г) фальсификации

 

**Задание (выберите один вариант ответа). Одной из главных особенностей науки является …

а) подчиненность религиозным догмам

б) объективность

в) фрагментарность

г) зависимость от личности исследователя

 

**Задание (выберите один вариант ответа). Возможность многократной проверки полученных результатов свидетельствует о (-об) … научного знания.

а) достоверности

б) объективности

в) системности

г) универсальности

 

Структура и этапы развития научного знания

ü научный факт

ü закон

ü теория

 

Задание (выберите один вариант ответа). Важнейшим начальным этапом научного исследования, определяемым как «знание о незнании», является …

1 – анализ теории

2 – постановка проблемы

3 – установление фактов

4 – создание концепции

 

*Задание (выберите один вариант ответа). Научному факту соответствует …

а) единичное событие

б) любой фрагмент действительности

в) любое явление природы

г) знание, достоверность которого доказана

 

Задание (выберите один вариант ответа). Систематизированные знания в их совокупности – это научная (-ый) …

1 – гипотеза

2 – метод

3 – теория

4 – факт

 

*Задание Сопоставьте структурным элементам знания их трактовку:

1) теория

2) закон

а) общие, необходимые, существенные, относительно устойчивые, повторяющиеся связи реального мира

б) высшая форма организации научного знания, дающая точное и целостное представление о закономерностях определенной области действительности

в) предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана

 

**Задание (выберите один вариант ответа). Отправное исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств, называется …

а) теоремой

б) умозаключением

в) гипотезой

г) постулатом (аксиомой)

 

Задание (выберите один вариант ответа). Общепризнанная научная теория описывает …

1 – личные впечатления ученых, или субъективную реальность

2 – соотношения между неизмеримыми величинами

3 – объективную реальность, существующую независимого от нашего сознания

4 – факты, имевшие место в единственном числе

Методы научного познания

Задание (выберите один вариант ответа). Способ деятельности субъекта в любой его форме называется методом

1 – логикой

2 – методом

3 – функцией

4 – ценностью

 

*Задание (выберите один вариант ответа). Научным методом называется …

1 – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения

2 – система приемов в любой деятельности

3 – совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы

4 – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни

 

Задание (выберите один вариант ответа). Согласно одной из классификаций методов научного познания специальные методы физики являются … методами.

1 – частнонаучными

2 – общенаучными

3 – философскими

4 – математическими

 

*Задание Установите соответствие между экспериментальными методами и их характерными особенностями:

1) наблюдение

2) эксперимент

а) целенаправленное восприятие явлений объективной действительности

б) получение только количественных данных в варьируемых условиях

в) исследование в специально создаваемых и контролируемых условиях

 

*Задание Установите соответствие между методами исследования и их сущностью:

1) анализ

2) индукция

а) мысленное расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения

б) замещение изучаемого объекта подобным ему по ряду свойств и получение новой информации об объекте

в) метод получения знаний, когда общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (от частного к общему)

 

*Задание (выберите один вариант ответа). Универсальный метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей, называется …

а) моделированием

б) синтезом

в) анализом

г) абстрагированием

 

**Задание Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

а) моделирование

б) наблюдение

в) эксперимент

г) измерение

 

**Задание Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок

2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений

3) изучение объекта путем создания его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон

а) дедукция

б) моделирование

в) синтез

г) абстрагирование

 

**Задание. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека

2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях

3) способ рассуждения или движения знания от общего к частному

а) индукция

б) наблюдение

в) эксперимент

г) дедукция

 

**Задание. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений

2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое

3) изучение объекта путем создания его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон

а) синтез

б) моделирование

в) абстрагирование

г) дедукция

 

**Задание (выберите один вариант ответа). Химику при изучении химических свойств железа неважно, что из него изготовлено. При этом используется метод …

а) моделирования

б) индукции

в) абстрагирования

г) дедукции

 

Научные революции

**Задание (выберите один вариант ответа). Научной революцией называют …

а) смену средств и инструментов научного познания

б) скачек, переход от одной научной картины мира к другой

в) переворот в государственном управлении наукой

г) резкое изменение в структуре научного сообщества

 

Задание (выберите один вариант ответа). С именем Н. Коперника связано начало научной революции, в результате которой произошел переход …

1 – от волновой теории к корпускулярной

2 – от геоцентрической к гелиоцентрической системе

3 – от гелиоцентрической к геоцентрической системе

4 – от корпускулярной теории к волновой

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...