Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управления образованием и наукой.




Реферат

 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере»


Введение

 

Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под­держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен­ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на­стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова­ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу­дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при­оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу­дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по­становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

 


1. Понятие, содержание и административно-правовые основы

управления образованием и наукой.

 

Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под­держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен­ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на­стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова­ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу­дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при­оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу­дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по­становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под полу­чением образования понимается достижение и подтверждение обучаю­щимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окру­жающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования со­циальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли науки в со­циальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и культуры материального производства. Государственное управление нау­кой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необра­тимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональ­ном и более того — на планетарном уровне.

Государственная политика в области образования и науки основы­вается на следующих основных принципах:

гуманистический характер образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье;

• единство федерального культурного и образовательного пространства;

• общедоступность и светский характер образования в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений.

Организационной основой этой политики является Федеральная про­грамма развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются:

а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

б) образовательные    учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов;

в) органы управления образованием, подведомственные им учрежде­ния и организации.

Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области об­разования.

Современное управление наукой осуществляется комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики, направлен­ной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества.

Основными целями государственной политики в области науки являются:

• развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала;

• увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших соци­ально-экономических задач;

• укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства;

• упрочнение взаимосвязи науки и образования.

Единую государственную научную и образовательную политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей, надотраслевой и отраслевой компетенции.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре фе­деральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находя­щихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по науке и инноваци­ям; Федерального агентства по образованию.

Правовое положение Министерства образований и науки РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федераль­ных центров науки и высоких технологий, государственных научных цен­тров и наукоградов, интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образова­тельных учреждений.

Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие полномочия:

1) проявляет законодательную инициативу по вопросам, относящим­ся к установленной сфере ведения Министерства и подконтрольных ему федеральных служб и агентств;

2) самостоятельно регулирует порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов в феде­ральных образовательных учреждениях.

Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции:

Утверждает Перечень профессий (специальностей); положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования, положения об аспи­рантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных органи­зациях, федеральные компоненты государственных образовательных стан­дартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразо­вательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты по другим вопросам в уста­новленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Мини­стерству федеральных служб и федеральных агентств.

 Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание ус­луг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.

 Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере дея­тельности.

 Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и пол­ное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.

 Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

 Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

 Организует профессиональную подготовку, переподготовку, по­вышение квалификации и стажировку работников Министерства.

 Взаимодействует с органами государственной власти иностран­ных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных докумен­тов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д.

Министерство образования и науки РФ в целях реализации полно­мочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необ­ходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министер­ства вопросам.

2. Учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере обра­зования и науки и награждать ими работников в указанных областях.

3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные органи­зации, ученых и специалистов.

4. Создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установ­ленной сфере деятельности.

5. Учреждать печатные средства массовой информации для публика­ции нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федераль­ных служб и федеральных агентств.

6. Министерство образования и науки РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Министерство образования и науки РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки РФ полномочий и реализацию госу­дарственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр осуществляет следующие полномочия:  

· распределяет обязанности между своими заместителями;

· утверждает положения о структурных подразделениях Министер­ства;

· в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

· решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

· утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда опла­ты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, преду­смотренных в федеральном бюджете и другие полномочия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...