Управления образованием и наукой.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Реферат «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере» Введение
Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государственном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена приоритетной. Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.
1. Понятие, содержание и административно-правовые основы управления образованием и наукой.
Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государственном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена приоритетной.
Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования социальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли науки в социальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и культуры материального производства. Государственное управление наукой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необратимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональном и более того — на планетарном уровне.
Государственная политика в области образования и науки основывается на следующих основных принципах: • гуманистический характер образования; • приоритет общечеловеческих ценностей; • воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье; • единство федерального культурного и образовательного пространства; • общедоступность и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; • свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений. Организационной основой этой политики является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются: а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; б) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием, подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования. Современное управление наукой осуществляется комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики, направленной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества. Основными целями государственной политики в области науки являются: • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала;
• увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших социально-экономических задач; • укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства; • упрочнение взаимосвязи науки и образования. Единую государственную научную и образовательную политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей, надотраслевой и отраслевой компетенции. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по науке и инновациям; Федерального агентства по образованию. Правовое положение Министерства образований и науки РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие полномочия: 1) проявляет законодательную инициативу по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и подконтрольных ему федеральных служб и агентств; 2) самостоятельно регулирует порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях.
Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции: Утверждает Перечень профессий (специальностей); положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования, положения об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях, федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств. Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд. Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну. Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства. Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д. Министерство образования и науки РФ в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам. 2. Учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях. 3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
4. Создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности. 5. Учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств. 6. Министерство образования и науки РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом. Министерство образования и науки РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки РФ полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр осуществляет следующие полномочия: · распределяет обязанности между своими заместителями; · утверждает положения о структурных подразделениях Министерства; · в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; · решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; · утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и другие полномочия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|