Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень3.Функциональный уровень деятельности

Отчет

по результатам психологического анализа деятельности

Монтажная сборка по образцу

 

 

 

Выполнили:

студентки группы ИП-319

Рыженко С.С., Литвинова Л.М.,

Долгих Д.И., Шорец А.П.

 

Проверил: кандидат психол. наук,

доцент кафедры ПТ и ОП

Ефремов Е.Г.

 

 

Омск 2012

 

Монтажная сборка по образцу

Испытуемые: Рыженко Светлана, 20 лет(испытуемый 1); Литвинова Любовь, 20 лет(испытуемый 2).

Экспериментаторы: Долгих Дарья, Шорец Анастасия

Цель: провести психологический анализ деятельности монтажной сборки по образцу.

Инструкция. Мы предоставляем вашему вниманию следующую модель. Ваша задача: собрать точно такую же конструкцию из тех деталей, которые представлены перед вами. Во времени ограничений нет, соблюдение цветовой гаммы не имеет значения.

Оборудование: пластмассовый конструктор - образец. Детали для сборки.

 

Уровень1.Компонентно-целевой уровень деятельности: анализ деятельности в общем плане и целевой анализ.

Объект деятельности: набор деталей конструктора.

Предмет деятельности: форма связей между деталями конструкции.

Цель деятельности: собрать конструкцию, представленную в образце. В ходе интервью, мы выяснили, что цель в сознании испытуемых была представлена достаточно четко, т.к. они правильно поняли инструкцию и выполнили поставленную задачу согласно установленным требованиям. Цель представлена материально.

Тип цели: цель результат: сборка идентичной конструкции, представленной в образце.

Промежуточные цели испытуемых:

1. ознакомится с инструкцией;

2. изучить модель;

3. представить мысленно план последующих действий;

4. сборка модели по образцу;

Основные средства и ресурсы: руки испытуемого, зрительный анализатор, ПВК, ЗУНы, конструктор.

Условия:

- учебная аудитория;

- стол, стул;

- присутствие посторонних людей, создающих шум;

- качество конструктора (испытуемый жаловался, что детали некачественные, не подходили друг к другу и не держались при сборке).

Результат: копия модели.

Организованность деятельности испытуемого 1 можно охарактеризовать как целесообразную, чёткую, спокойную; испытуемого 2- так же целесообразную, четкую, но эмоциональную.

Была выделена следующая операционно-техническая структура деятельности:

1. Деятельность: сборка модели по образцу.

2. Действия: соединение, разъединение, подбор, сравнение деталей конструктора.

3. Операции:

- взятие деталей;

- изучение особенностей деталей;

- поворот деталей;

- сличение деталей с образцом;

- крепление деталей;

- установка деталей.

Ошибки деятельности испытуемых

Каждым испытуемым было допущено по одной ошибке: деталь была подобрана не по размеру (была вставлена деталь большего размера)- у испытуемого1; у испытуемого2- ошибка была связана с добавлением лишних деталей, что привело к увеличению размера передней части модели.

Причина ошибок обоих испытуемых одна: четкое следование подборке цвета деталей (не смотря на то, что в инструкции не было указано следовать цветовой гамме).

Уровень 2.Мотивационный уровень деятельности

При помощи наблюдения мы выявили, что оба испытуемых были включены в данную деятельность. Но испытуемый 1, ознакомившись с инструкцией, молча и спокойно, приступил к выполнению деятельности и при этом действия не сопровождались выраженными эмоциональными реакциями, когда испытуемый 2, начал деятельность с претензий к экспериментаторам касательно простоты, внешней непривлекательности образца, некачественности деталей, однако к сборке приступил активно. В процессе деятельности настроение испытуемых было приподнято, но иногда испытуемый 2 «срывался» из-за постоянно разваливающихся деталей. Мы можем предположить, что степень включенности испытуемых варьировалась в течение сборки конструкции, когда детали хорошо крепились или же наоборот.

Внешние признаки состояния испытуемых при сборке: сосредоточенное выражение лица, подвижная мимика, низкий наклон корпуса к столу, на котором происходила работа – говорят о том, что он был включен в деятельность.

По окончании работы оба испытуемых провели сличение модели с начальным образцом, чтобы убедиться в результате деятельности.

Испытуемые работали в быстром темпе, при том, что в инструкции не было четкой ориентировки во времени. Точно пытались подобрать детали по размеру и цвету, говоря о том, что не важно указаны ли подобные пункты в данной инструкции. Следовательно, мы можем говорить о том, что испытуемые были сосредоточены на своих личных мотивах, так как пытались выполнить поставленную задачу как можно правильнее, но мы также отмечаем стремление испытуемых собрать конструкцию в соответствии с образцом, т.е. ему важен результат своей деятельности.

Методом интервью мы выяснили следующее: главный мотив испытуемого1 - внутренняя интенция (он объяснил это как внутренний порыв, направленный на саму деятельность, решение задачи воспринималось как детская игра). Испытуемый отмечал, что ему понравилась данная деятельность, что это было интересно, занимательно (после окончания задания испытуемый продолжал с увлечением собирать конструктор). Он также оговорился, что подобный конструктор был у брата, но сам испытуемый в детстве его не собирал, поэтому данное задание было особенно захватывающим; главным мотивом же испытуемого2 внутренняя интенция не выступала, т.к. по его мнению, это задание требовало усидчивости и сосредоточенности потому что присутствовало большое наличие мелких деталей, чего очень не любил испытуемый из-за особенностей характера.

Нами была выявлена следующая иерархия мотивов у обоих испытуемых:

1. личностный мотив;

2. стремление выполнить сборку модели по образцу;

3. интерес к деятельности.

В основе данных мотивов лежат следующие потребности: в самореализации, положительных результатов своей деятельности, самодостаточности.

Уровень3.Функциональный уровень деятельности

Испытуемые реализовывали следующие функции в ходе выполнения деятельности: планирование, реализация спланированных действий, анализ.

Специфика выполненных задач

К деятельности испытуемых предъявлялись определённые требования: умение сличать с образцом, развитое абстрактное мышление, терпение, умение планировать свою деятельность, умение осознавать свои ошибки, отходить от неудачи и исправлять ошибки.

Наиболее важным ПВК можно считать умение мыслить абстрактно и умение планировать свою деятельность, далее следует умение признавать и исправлять свои ошибки, потом умение сличать с образцом и последним значимым ПВК будет терпение.

На каждом этапе выполнения деятельности на передний план выходили определённые ПВК. В самом начале деятельности от испытуемых требовалось проанализировать представленную им конструкцию и составить дальнейший план действий (абстрактное мышление и планирование деятельности), по ходу выполнения деятельности испытуемые должны были сверять конструируемую ими модель с образцом, и в случаи допущения ошибок находить их и исправлять (абстрактное мышление, нахождение и исправление ошибок), к концу деятельности, когда испытуемые работали с мелкими деталями, из-за некоторых неудач от испытуемых требовалось терпение.

Выделенные ПВК сложно считать специфическими, потому что они обычно требуются от человека при выполнение множества других деятельностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...