Приведите аргументы историков (не менее 3), которые называют князя Святослава князем-воином.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 План ответа 1) Описание личности князя Святослава в «Повести временных лет» 2) Военные походы Святослава 1) Князь Святослав прославился как отважный воин и талантливый полководец. Нестор-летописец рассказывает о нём с большой любовью, сравнивая его за храбрость с гепардом (пардус). Почти вся его жизнь прошла в походах. Все тяготы походной жизни он делил со своими воинами. Мало уделял внимания внутренней политике. В основном этим занималась его мать Ольга. Не любил бывать в Киеве. Хотел сделать столицей Переяславец, т.к. там «все блага сходятся: от Греции злато, паволоки,вина и овощи различные, Чехии серебро и кони,из Руси же меха и воск медь и челядь». Киевляне говорили ему: «Ты, князь¸ чужой земли ищешь, и блюдёшь её, от своей же земли отрекся». Не нападал на врагов незаметно. Всегда посылал послов, говоря: «Хочу на вас идти». Был физически сильным. Отличительная особенность внешности — бритая голова, и только на одной стороне висела прядь волос, что означало знатность рода. Одеждой ничем, кроме чистоты, не отличался от других. Память о князе-воине, Александре Македонском Восточной Европы, бережно хранится в памяти народа. Стали крылатыми его выражения:«Иду на вас»(«Иду на вы!»), «Мёртвые сраму не имут». 2) В историю Святослав вошел как доблестный воин и полководец. Свою жизнь он провел в походах и сражениях. В 964 – 969 походы князя были направлены в основном на восток. Восточнославянское племя вятичей, проживавшие на Оке, в верховьях Дона было присоединено к Руси. Побеждена Волжская Булгария, Хазария. В 968 – 971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Князь Святослав хотел перенести туда, на берега Нижнего Дуная, центр своего государства.
В 969 г. на Киев напали печенеги, отразив их удар, Святослав снова ушел на юг. Византии было не выгодно укрепление и рост Руси. К тому же Византия рассматривала Болгарию как свои владения. После ожесточенных сражений, потеряв многих воинов, Святослав вынужден был заключить мир с греками и пообещал уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев князь был убит печенегами. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные моменты сражения русских князей и монголов на р. Калка в 1223 г. Битва на реке Калке – это сражение между монголами и русско-половецкой армией. Это событие произошло 31 мая 1223 года. Объединенная армия русских княжеств и половцев попыталась дать отпор первому вторжению монгол, армией которых управляли Джэбэ и Субэдэй. Сражение произошло, предположительно, на землях Володарского района. Монгольская армия вторглась из Северного Кавказа в 1222 году на земли половецких племен. Хан половцев обратился за помощью к князьям Руси. Войска собрались на Зарубе, однако у них не было единого командующего – воины подчинялись лишь своим князьям, а половцы пошли под командование киевского князя. Монголы прислали посольство, однако русские князья приказали казнить послов. Передовой отряд монголов, встретившийся им неподалеку от Днепра, был разбит, и русские войска около двух недель двигались на восток, остановившись у реки Калка. Там же они столкнулись еще с одним монгольским отрядом, и уверились в своем преимуществе, разбив его. Однако основные войска монголов находились за рекой. Сама битва оказалась краткой - монголы были достаточно хитрыми – они заманили основной отряд русичей в засаду ложным отступлением, после чего бегущие воины смешали еще не переправившееся войска. Многие русские князья были захвачены в плен и казнены, и это поражение позволило монголам без препятствий разграбить южные земли. Таким образом, битва при Калке обернулась великим бедствием для княжеств Киевской Руси, лишь дальнейшее поражение монгол сумело отложить окончательную гибель русских княжеств.
Билет № 10 1. Перечислите реформы князя Владимира I, охарактеризуйте одну из них (на выбор). План ответа 1) Реформы князя Владимира 1. 2) Религиозная реформа: а) причины религиозной реформы; б) выбор религии; в) крещение Руси; г) последствия и историческое значение крещения Руси. 1) В правление князя Владимира 1 были проведены следующие реформы: административная, религиозная, образовательная (просветительская), денежная, военная. 2) Религиозная реформа. А) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным. Став единовластным правителем в 980 году, Владимир попытался сплотить все племена, проживавшие на территории Древней Руси, объединив все существующие языческие верования и богов. Но это не превратило Киев в религиозный центр государства. Было ясно, что нужна религия, основанная не вере в одного бога. Б) В «Повести временных лет» говорится о том, как Владимир Святославович «испытывал» веры. По преданию, к нему прибыли несколько послов из различных стран. Каждый и них рассказал о своей религии, ее канонах, требованиях и праздниках.Так посол волжских булгар поведал князю об исламе, посланник хазар – об иудаизме. Побывали у Владимира представители римской и византийской церквей.Однако он изъявил желание узнать, как проходят служения в различных религиях. Для этого, князь киевский направил несколько своих приближенных в разные концы мира.Существует мнение, что именно восторженные отзывы этих посланцев о христианском богослужении в Византии и имели решающее значение при выборе новой государственной религии князем Владимиром. В) Процесс крещения Руси Владимир начал с себя. В немалой степени этому способствовало и его намерение сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной.Произошло это событие в 988 году. Считается, что крестился и принял христианство великий князь в Херсонесе (Корсуни), расположенном на юго-западе Крыма.В те времена этот город был пограничным между Русью и Византией.Вернувшись в Киев, Владимир что крестил всех своих детей (их у него было 12) и приближенных бояр. Затем он приказал уничтожить всех языческих идолов, и собрать народ киевский на берегу Днепра (у его слияния с рекой Почайной). Тех, кто отказывался добровольно подчиниться его приказу, князь объявлял своими личными врагами. Состоялось крещение киевлян. А затем были крещены жители Руси в других городах.
Г) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения. Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси. В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот. Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения. Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.
Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки. Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами. Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия. (на выбор) Административная реформа Каждое племя, входившее в состав Руси возглавлял собственный князь. Вступление на Киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления недовольных в том или ином княжестве. Договоренности между Киевом и племенами были устными и нарушались при каждом удобном случае. Без ликвидации системы «племенных княжений» невозможно было объединить княжества в единое государственное образование, что и сделал Владимир. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью. Вся верховная власть в стране была сосредоточена в руках одной династии. С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.
Образовательная (просветительская) реформа Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковь. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству (пермский звериный стиль — исключение), способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимира на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком — они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство. Не стоит заблуждаться относительно полного религиозного подчинения князя Владимира грекам. Князь вел независимую политику, даже в делах духовных. Показательно, что его сыновья Борис и Глеб (ставшие первыми русскими святыми) носили церковные имена Роман и Давид — в знак дружбы с болгарской династией.
2. Назовите народы, с которыми связана история нашего края в эпоху «Великого переселения народов». Коротко опишите один из них. Аланы, готы, гунны, булгары К северу от кочевой степи в V-VII вв. в пределах лесостепной полосы развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Пеньковцы были предками одной из групп славянского населения. Византийские историки и средневековые европейские хронисты называют их антами. Византийский историк Прокопий из Кессарии («Война с готами») дает описание расселения различных народностей по территории нашего края: «За сагинам осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлексия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского болота» (Азовское море) и до реки Танаиса (Дон), которая впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт (Черное море). Народы, которые здесь живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утригурами (одно из болгарских племен). Дальше на север от них занимают земли бесчисленные племена антов». В середине I тыс. н.э. раннеславянские племена начинают активную колонизацию соседних земель. В отличие от степных кочевников, анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Пеньковские поселки располагались, как правило, на низких участках речной поймы рядом с возделываемыми полями. В поселке строились 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Стены делались из бревен в виде срубов. Внутри устраивался очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи простой сохи, урожай собирали железным серпом. Анты умели хорошо обрабатывать металл, лепили простые горшки биконической формы. Погребальный обряд отличался характерной особенностью. Покойников кремировали (сжигали), затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю на небольшую глубину. Иногда прах зарывали в простых неглубоких ямках. Анты жили в тесном контакте с кочевниками. К ним проникали отдельные вещи и украшения степняков, обычай строить круглые юрты. Крупное пеньковское поселение расположено на левом берегу Северского Донца напротив села Богородичное Славянского района. Здесь найдены остатки углубленных в землю жилищ, фрагменты глиняных сосудов, металлические предметы.
Билет № 11 1. Перечислите причины второй религиозной реформы князя Владимира. Раскройте значение принятия христианства для Руси. План ответа 1) Причины религиозной реформы князя Владимира: а) внутри политические причины; б) внешнеполитические причины; в) личные причины. 2) Значение принятия христианства для Руси. 1) Причины второй религиозной реформы князя Владимира (988 г.) а) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным; б) по международным нормам того времени – правитель «варварского» государства (язычник) не считался равным христианским правителям; в) Владимир хотел сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной. 2) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения. Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси. В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот. Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения. Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих. Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки. Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами. Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.
2. Историки утверждают, что первое сражение русичей с монгольской ордой произошло на территории нашего края. Назовите места, где, по мнению ученых, находилась легендарная река Калка. Битва на Калке между русичами и монголо-татарами произошла в 1223 году. Распространено мнение, что сражение на реке Калке произошло в районе Каменных могил. Также многие считают, что Калка - река, сегодня известная как приток Кальмиуса (река Кальчик). Билет № 12 1. Дайте оценку деятельности князя Ярослава Мудрого. План ответа 1) Военные успехи князя Ярослава. 2) Внутриполитическая деятельность. 3) Тесть Европы. 1) Князь Ярослав разбил половецкие орды и обезопасил (на время) южные и восточные рубежи Руси. В честь этой победы в Киеве был сооружен Софийский собор. 2) Был принят первый письменный свод законов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «десятину» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. А при Ярославе Мудром митрополитом стал русич – Илларион. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей. 3) Князь Ярослав вел активную внешнеполитическую деятельность. Укреплял положение своей династии. Он охотно женил сыновей на европейских принцессах, а дочерей выдавал замуж за европейских королей. Одна из его дочерей – Анна стала женой французского короля Генриха 1, другая –Елизавета – женой норвежского короля Харольда Сурового, Анастасия – женой короля Венгрии Андраша 1. При Ярославе Мудром (1019 – 1054) Русь стала одним из сильнейших государств Европы.
2. Назовите причины поражения русских дружин в битве на р. Калке в 1223 году. Охарактеризуйте последствия этого поражения. Причин поражения было несколько. 1. По новгородской летописи первая причина - это бегство половецких войск с поля боя. 2. Недооценка татаро-монгольских сил. 3. Отсутствие единого командования войсками и как следствие несогласованность русских войск (не выступили некоторые князья, например, Владимиро-Суздальский Юрий, а Мстислав Старый хоть и выступил но своим бездействием погубил себя и свое войско). Таким образом, битва на Калке позволила монголам провести тщательную разведку боем. Они по достоинству оценили армию русских, но в своем докладе Чингисхану было особо отмечено отсутствие единства в русских князьях. Во время нашествия хана Батыя на Русь в 1239 году раздробленность Руси на княжества широко использовалось монголами. Битва на реке Калке показала, к чему может привести несогласованность действий. Русские войска понесли огромные потери, домой вернулось не более десятой части воинов. Погибло много знатных воинов и князей. Битва на Калке продемонстрировала русским князьям мощь нового врага, но урок не был усвоен и последовавшее через 16 лет вторжение монголо-татарских орд на русскую землю затормозило развитие Руси практически на два с половиной века. Билет № 13 1. Охарактеризуйте ситуацию на Руси при наследниках Ярослава Мудрого. План ответа 1) Лествичная система наследования власти. 2) Правление Ярославичей: а) внутренняя политика; б) борьба с кочевниками; в) усобицы; г) Любеческий съезд 3) Приход к власти Владимира Мономаха 1) Перед смертью Ярослав Мудрый разделил земли Руси между пятью своими сыновьями. Старший – получил Киев. Чтобы избежать братоубийственной войны Ярослав Мудрый ввел новую систему передачи власти – от старшего брата к младшему. Таким образом, каждый из братьев получал возможность княжить в Киеве. 2) Первое время братья правили по заветам отца. В 1072 году они издали новый свод законов – Правду Ярославичей, которая стала важной частью Русской Правды. С востока пришла новая опасность – орды половцев. У Руси появился новый сильный враг. Братья попытались организовать сопротивление. Но в 1068 году в битве на реке Альте русичи потерпели поражение от половцев. Князья не смогли объединится, более того, в борьбе друг с другом они опирались на половцев, подвергая княжества разорению. Княжеская усобица приводила к ослаблению Руси. Чтобы остановить кровопролитие, дать отпор половцам, князья, по инициативе Владимира Мономаха собрались в г. Любече в 1097 году на съезд. Было решено, что каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся от отца – «каждый да держит отчину свою». Съезд положил начало военному объединению руських княжеств. Владимир Мономах был инициатором объединения и совместного выступления князей против половцев. Он смог нанести половцам сокрушительный удар. 3) В 1113 г. в Киеве поднялось восстание. Киевляне пригласили на престол переяславского князя Владимира Мономаха, который славился как жёсткий но мудрый правитель. 2. Опишите жизнь и обычаи кочевников, населяющих наш край в эпоху средневековья. В эпоху средневековья по донецким степям кочевали племена аланов, гуннов, булгар, печенегов, половцев, торков. Основное занятие кочевых племен – скотоводство. Кочевники - несколько раз в год перемещались с места на место, поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища. Поэтому наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были разборные, легкопереносимые конструкции, покрываемые шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа, металл). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Передвигались кочевники на лошадях, были прекрасными наездниками. Это давало им значительные преимущества в военном деле. У всех кочевых племен все мужчины были воинами и с раннего детства осваивали военное искусство. У некоторых племен воинами были и женщины. Гунны использовали стремена это давало возможность воину стрелять из лука во время скачки. Кочевники были связаны с земледельческими племенами, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Скотоводство, охота и собирательство давали все необходимое для пропитания племени. Для кочевников характерны обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. Главными культами были культ войны, воина-всадника, предков-героев, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль, каменные бабы), культовое отношение к скоту — главному источнику существования. Кочевники верили в загробную жизнь, поэтому похороны сопровождались особыми ритуалами. Например, торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. Билет № 14 1. Дайте характеристику правления князя Владимира Мономаха. (учебник § 8) План ответа 1) Приход князя Владимира Мономаха к власти. 2) Деятельность киевского князя Владимира Мономаха. 3) Историческое значение деятельности князя Владимира Мономаха. В апреле 1113 года умер киевский князь Святополк Изяславич. При жизни он не пользовался уважением киевлян, был вероломным и жадным человеком. Он покровительствовал ростовщикам. В долговую кабалу попали простые горожане и княжеские дружинники. Но, старшая дружина хотела видеть новым киевским князем сына Святополка. Однако народ Киева на вече выступил против. Толпа разгромила дома ростовщиков, люди начали уничтожать долговые расписки. Киевская знать боялась разрастания беспорядков. Одним из самых уважаемых князей Руси был переяславский князь – Владимир Мономах. Он прославился как жесткий но мудрый и справедливый правитель. Он был инициатором Любеческого съезда князей (1097 г.), защищал свою землю от половецких набегов. В город Переяслав к Владимиру Мономаху были отправлены гонцы с приглашением на престол «отца и деда». Владимир отказался, т.к. считал, что не имеет права на Киев. Но киевляне вторично обратились к Владимиру Мономаху – тот согласился. 2) После вокняжения Владимир Мономах издал «Устав» - правовой документ, который стал последней частью Русской Правды. Закон защищал права должников и ограничивал ростовщиков. Нельзя было требовать более 20% сверх взятого. Нельзя было обращать свободных людей в рабов за долги. Владимир Мономах смог подчинить других князей, и на время объединил земли Руси. В назидание сыновьям он написал «Поучение детям» - в котором описал свой жизненный путь и дал детям наставления как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях. 3) Владимир Мономах смог на время объединить земли Руси, при нем и его сыне Мстиславе Великом на время были прекращены усобицы, наступило относительное благополучие и мир.
2. Докажите с помощью топонимов и гидронимов, что наш край населяли торки. Топонимы – имя собственное, имя географического объекта Гидронимы – имя водного объекта. Наш край был регионом кочевья племен торков. Память о них сохранилась в названиях мест, поселков (городов), рек. Например, в названиях города Краматорск, села Торское, города Тор (Славянск); рек — Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Торских озер. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшие ся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бас сейне реки Казенный Торец. От них происходит целая се рия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Сла- вянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены не многочисленные погребения торков: у села Торское в Крас нолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голо ву и ноги коня. Самого коня родственники съедали во вре мя тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне.
Билет № 15 1. Охарактеризуйте повседневную жизнь одного из слоёв населения Древней Руси(по Вашему выбору). В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители. Жестокое воспитание была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах. Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий. Взрослением считалось заключение брака или обзаведение собственным хозяйством. По мнению историков, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Не было четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.). Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы. Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и разнице в возрасте, в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись. Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов. Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами. Основным типом жилища была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской. Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверху строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину. Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.
Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи (портянки). Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.
Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.
Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.
2. В знаменитой памятке древнерусской литературы «Слово о полку Игоревом» описан Донецкий край. Расскажите о событии, ставшем основой сюжет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|