Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление снежных (фирновых) склонов

Преодоление скал

Для преодоления скального участка вы­бирается наиболее выгодное общее направле­ние движения. На ближайшем отрезке марш­рута намечаются опоры для ног и рук. Руки используются для поддержки равновесия и в качестве вспомогательных опор.

Передвигаться следует равномерно, нето­ропливо, без рывков, всегда сохраняя три точки опоры (на две ноги и руку или на две руки и ногу). На небольших скальных уча­стках при отсутствии удобных выступов и трещин необходимо медленно переползать

Рис. 15. Переправа через горную реку с высокими бере­гами по веревке

вверх или вниз, плотно прилегая всем телом к скале.

Прежде чем взяться за тот или иной вы­ступ скалы, следует убедиться в его надеж­ности, очистить от мелких камешков и только после этого использовать его как опору.

Скальные маршруты преодолеваются в связке из двух и трех человек. При этом один двигается, а остальные страхуют. При подъеме наиболее опытный и сильный идет первым, а при спуске—последним. При про­хождении трудных участков первый идет без вещевого мешка (рюкзака). Грузы при этом переправляются на веревке.

При движении по крутому участку (вверх, вниз или вдоль него) для опоры рук и ног используются различные мелкие неров­ности скалы—углубления, выступы и расще­лины.

 




Рис. 16. Положение ступней ног при опоре на скалах:

о — на карнизе; б — на выступе; в — на плите; г на стене

Ступни ног на место опоры ставятся гори­зонтально, наклонно или вертикально, но по возможности на всю подошву (рис. 16). Уси­лие при опоре ногой следует направлять пер­пендикулярно к плоскости опоры.

Для увеличения устойчивости тела и на­дежности опоры ног дополнительно упи­раться ладонями в небольшие выступы и не­ровности скального склона сверху, сбоку, снизу или делать захват кистью (рис. 17).

Рис. 17. Положение рук при опорах и захватах на скалах

 

Преодоление ледовых склонов

Склоны крутизной до 20—25° могут преодолеваться в высокогорных ботинках с триконями и только в отдельных случаях — при помощи кошек; склоны крутизной до 25--400 — с помощью кошек; склоны крутиз­ной 40—50° — на кошках по вырубленным ступеням с помощью ледоруба. Преодоление склонов круче 50° требует исключительно вы­сокой техники

 

владения ледорубом, кош­ками и использования крючьев для движения и страховки.

При движении на кошках по склонам любой крутизны ногу надо ставить на все зубья кошки. Перенося ногу вперед, следует отводить ее несколько в сторону, чтобы не задеть зубь­ями за другую ногу, и ставить с некоторым ударом, чтобы все зубья кошки вошли в лед.

Рис. 18. Преодоление ледовых склонов на кошках:

а—подъем «елочкой»; б—пересечение склона с постановкой ног под углом 90°

 

Ледоруб используется для самостраховки, вырубки ступеней и создания дополнитель­ной точки опоры. Склоны средней трудности преодолеваются «елочкой» (рис. 18). На крутых подъемах следует идти зигзагами, величина которых за­висит от крутизны и ширины склона.

При пересечении легкого ледового склона на кошках ноги ставить, как при ходьбе на равнине, а на склонах средней трудности пе­реставлять под углом 90° либо двигаться приставным шагом, стоя спиной к склону, бо­ком в направлении движения.

Ступени вырубаются с некоторым на­клоном во внутреннюю сторону (обращен­ную к склону), что предотвращает соскаль­зывание ног (рис. 19).

 

Преодоление снежных (фирновых) склонов

При выборе маршрута движения по снежным и фирновым склонам следует избе­гать лавиноопасных участков, которыми яв­ляются ровные, гладкие склоны крутизной более 20°. При необходимости пересекать ла­виноопасный склон следует выбрать путь в верхней его части, увеличить дистанцию между солдатами на ширину лавиноопасного склона и идти след в след. По крутым скло­нам, покрытым уплотненным снегом или твер­дым фирном, передвигаться на кошках, как по ледовому склону.

По некрутому склону подниматься «в лоб» и идти «елочкой», выбивая ступени внут­ренним ребром подошвы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...