Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж в архитектурном ансамбле Эрмитажа является связующим звеном между грандиозным зданием барочного Зимнего дворца и величественными постройками эпохи классицизма - Большим и Новым Эрмитажами.

Южный павильон Малого Эрмитажа был возведен в 1765-1766 гг. по заказу императрицы Екатерины II архитектором Ю.М. Фельтеном. В облике этого здания органично соединились черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма. Позднее, в 1767 -1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы Северный павильон в стиле раннего классицизма. Павильоны соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом, по сторонам которого устроены галереи. Архитектурный ансамбль получил название "Малый Эрмитаж", так как в Северном павильоне Екатерина II устраивала вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в галереях, положили начало собраниям Императорского музея. В середине XIX в. архитектор А. И. Штакеншнейдер создал в Малом Эрмитаже Павильонный зал - замечательный образец стиля историзма.

В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Здание не имеет ордерных членений в виде колонн или пилястр, но его построение подчинено пропорциям классического ордера. По высоте оно разделено на массивную рустованную нижнюю часть и облегченную верхнюю. Решение фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.

В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане.

Расположенная в Старом Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения

Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.

Новому Эрмитажу, построенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, сбалансированностью архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.

Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на втором этаже разместилась Картинная галерея, а в залах первого этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.

Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. В залах, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, а также живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.

Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и сбалансированностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. Рустованные окна первого этажа украшены замковыми камнями с львиными масками, излюбленным элементом Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.

Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи.

С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и сопутствовали многим празднествам. В наши дни в театре дают спектакли, а в его фойе устраивают выставки.

Здание Главного штаба – выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга, было построено по проекту К. И. Росси в 1820–1830 гг. Великолепное классическое строение, возведенное напротив императорской резиденции, завершило формирование ансамбля Дворцовой площади, придав ей особый статус административного центра столицы. В западном крыле здания разместилось военное ведомство – Главный штаб, восточное крыло было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел.
Росси положил в основу проекта идею соединения двух независимых зданий в единое целое. Плавно изогнутые крылья восточного и западного корпусов объединяет двойная арка, находящаяся на одной оси с центральной частью Зимнего дворца. Арку венчает скульптурная композиция «Колесница Славы», олицетворяющая триумф России в войне 1812–1814 гг. Скульптуры и декоративная пластика фасадов были выполнены С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским.
Дуга главного фасада, выходящего на Дворцовую площадь, составила 580 м. Архитектор избежал монотонности в его решении, разместив полуколонны коринфского ордера в центральной части и на боковых фасадах обоих крыльев. Второй по протяженности фасад, обращенный на набережную реки Мойки, принадлежит восточному корпусу здания.
Планировка Главного штаба решена с учетом нужд государственных учреждений. В здании гражданских министерств, ныне принадлежащем Эрмитажу, одиннадцать широких каретных проездов соединяли площадь с пятью внутренними дворами, разделенными флигелями. Каждый из департаментов имел свой отдельный въезд. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, также обеспечивала функционирование казенных ведомств. Служебные помещения министерств – приемные и присутственные места, размещались в анфиладах, опоясывающих здание по периметру.
В 1988 г. восточное (левое) крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. В 2008 г. началась реставрация исторического строения и его приспособление под музейную функцию. Грандиозный проект был завершен к 250-ти летнему юбилею Эрмитажа в 2014 г. В ходе работ были отреставрированы помещения, сохранившие свою отделку. Особую ценность имеют оформленные К. И. Росси в стиле ампир парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел К. В. Нессельроде. В этих залах размещена выставка, посвященная искусству этой эпохи.
Для создания в Главном штабе музейных пространств был использован общий для всех зданий Эрмитажа принцип анфиладности экспозиционных залов. В анфиладах помещений восточного крыла Главного штаба разместились экспозиции искусства XIX–XXI вв. Залы четвертого этажа, где находится галерея памяти С. Щукина и братьев Морозовых, имеют специально устроенные световые фонари. По оси здания в центральной его части на втором этаже появилась Новая Большая Анфилада, состоящая из чередующихся пространств крытых атриумов и выставочных залов. В нее ведет новая парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме. Еще одна новая лестница расположена в последнем и самом малом по площади дворе. Обе веерообразные мраморные лестницы задумывались как дополнительное общественное пространство для проведения различных публичных акций.

Дворец Меншикова, одно из первых зданий Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 г. Его облик сложился к 1727 г. в результате многоэтапного строительства. В нем принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Леблон.

Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко, для которого характерны симметрия и простота объемов, высокие крыши «с переломом», двухцветная окраска фасадов, мелкая расстекловка окон. Фасады здания поэтажно декорированы пилястрами разных ордеров. Ризалиты центрального корпуса увенчаны фронтонами с массивными княжескими коронами. Парадный вход, решенный в виде каменного портала, акцентирован портиком, над которым находится балкон.

В отделке и убранстве комнат использованы мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, скульптуры, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры. А.Д. Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, собрал в своем великолепном дворце коллекции живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, произведений нумизматики.

В залах Дворца Меншикова располагается экспозиция "Культура России первой трети XVIII века". Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа воссоздают убранство интерьеров петровского времени.

 

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Современный реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа расположен в районе Старая деревня. Уникальность этого музейного комплекса заключается в возможности экскурсионного посещения Фондохранилища. Маршрут экскурсии позволяет познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея, обширной коллекцией мебели, собранием экипажей и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...