Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Характерные черты культурного развития Юга России




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Культура стран евразийского региона»

 

Направление подготовки

 

Зарубежное регионоведение

 

Уровень образования

 

Бакалавр зарубежного регионоведения

Со знанием иностранных языков

 

 

Форма обучения __очная___

 

Программа разработана к.и.н., проф. Матвеев Г.А., к.и.н., доц. Щукина Е.Л.  
   
      Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Регионоведения и евразийских исследований  
   
  протокол заседания от _______________№_____________   Зав. кафедрой ____________________ Попов А.В
  (подпись)

Ростов-на-Дону, 2014

Цели освоения дисциплины

Целью основной образовательной программы по направлению подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение является формирование профессиональной и личностной культуры регионоведов включающей:

профессиональное мышление, профессиональную компетентность и профессиональное мастерство;

логическое, критическое, рефлексивное системное мышление;

социальную компетентность и способность адаптироваться в инновационном обществе.

Профессиональная и личностная культура регионоведов позволяет эффективно выполнять профессиональные и социальные функции, быть конкурентоспособным на рынке труда, успешно осуществлять диверсификацию своей трудовой деятельности и социальную мобильность, самостоятельно выстраивать профессиональную карьеру в избранной сфере деятельности, получать новые знания, развивать личностные способности, инициативу и настойчивость в достижении общественно значимых целей на протяжении всей жизни.

Целями освоения дисциплины «Культуры стран евразийского региона» являются формирование профессиональной культуры студентов - регионоведов

практическая – умение использовать историко-культурные, литературные и религиозные знания в повседневной деятельности;

образовательная – формирование у студентов знаний о культурной, литературной и религиозной жизни народов евразийского региона, их вкладе в мировую культуру и литературу, проблемах культурного и литературного взаимовлияния, синтеза различных национальных культур и сохранения культурной идентичности;

- развитие интереса к художественным литературам народов региона как уникальному по своим возможностям источнику освоения духовной культуры народов.

• воспитательная – способствовать воспитанию навыков толерантного, культурно-цивилизационного диалога между народами России, и стран евразийского региона, приверженности национально-культурным ценностям этих народов, убежденности в их достойном будущем.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Культуры стран евразийского региона» как учебная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП, базовая часть (Б 1.В.7).

В рамках этого цикла «Культуры стран евразийского региона» логически и содержательно-методически взаимосвязана с таким учебными дисциплинами, как «политология», «социология», «этнология», «история стран евразийского региона», «культурология», а также производственной практикой в органах государственного и муниципального управления.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, следующие:

1. Знать – основы философии, социологии, теории государства и права, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности этическим ценностям и правовым нормам;

основы политологии, теории международных отношений, формирующие методологическую базу для дальнейшего обучения по направлению «Зарубежное регионоведение»;

основные этапы и принципы периодизации отечественной и всемирной истории;

2. Уметь – продемонстрировать знакомство с основными направлениями научного дискурса в области гуманитарных, социальных, экономических наук;

3. Владеть – основами исторических, экономических, социологических, политологических методов исследования;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность и готовность:

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);

-учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5);

- выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации (ПК-6);

· знать - основные этнокультурные, религиозные особенности стран евразийского региона;

· уметь - охарактеризовать историко-культурный вклад стран евразийского региона в развитие общечеловеческой цивилизации;

· владеть - профессиональной лексикой и терминологией, связанной с историко-культурными особенностями зарубежных стран Востока/Запада;

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 час.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Модули дисциплины Семестр Неделя семестра
Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)
Лекционные занятия Семинарские занятия Контрольные работы Самостоятельная работа
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Характерные черты культурного развития Юга России   1-2     -   Написание эссе Тестирование Выполнение заданий по самостоятельной работе
  Культуры стран евразийского региона   3-12         Написание эссе Тестирование Выполнение заданий по самостоятельной работе
3. Форма контроля             экзамен

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Характерные черты культурного развития Юга России

Место курса в системе гуманитарного образования, в профессиональной подготовке регионоведов. Предмет, цели и задачи курса, его методологические и теоретические основы, понятийный аппарат. Источники и учебная литература. Организация и методика освоения курса самостоятельной работы студентов.

Актуальные проблемы изучения культур евразийского региона в современной системе культурологического знания. Специфика исторической динамики культур стран евразийского региона, его периодизация. Древние и средневековые цивилизации на территории Ближнего Востока, Кавказа и современного Юга России, их характерные черты и вклад в мировую культуру. Культуры Нового времени стран евразийского региона, их характерные черты. Преодоление многовековой «закрытости» культурной жизни восточных стран евразийского региона и их взаимодействие с культурами западноевропейских стран. Человек в восточных цивилизациях. Влияние русской культуры на культуры народов Закавказья (XIX – ХХ вв.). Общее и особенное в развитии культур стран евразийского региона в Новейшее время. Межцивилизационные отношения: взаимодействие и противодействие.

Многообразие культурных процессов на Кавказе. Общее и особенное в материальной и духовной культуре народов Кавказа. Архитектура, письменность, фольклор, искусство, литература, религия, наука и философия. Культурное взаимодействие народов Закавказья и Северного Кавказа. Влияние русской культуры на культурное и конфессиональное развитие региона.

Язычество в культурной жизни народов Северного Кавказа. Христианское влияние Византии и Грузии на народы Северного Кавказа. Утверждение христианства на Северном Кавказе. Суфийский ислам на Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия). Мюридизм. Суфийские тариктаты и вирды. Суфийские трактаты Джамал-Эддина Казикумухского и Кунта-Хаджи Кишиева: религиозно-нравственные аспекты. Исламский ревивализм на Северном Кавказе. Ваххабизм. Идейно-политический и социокультурный конфликт между ваххабизмом и традиционным исламом.

Этническое и культурное многообразие в Дагестане. Особенности арабо-мусульманской культуры в Дагестане. Национальные адаты, легенды. Предания о Хочбаре. Культурное влияние России на народы Дагестана в ХIХ – ХХ вв. Проблема культурного синтеза в Дагестане. Выдающиеся деятели культуры, образования и науки. Культуры аварского, даргинского народов.

Общее и особенное в материальной культуре чеченцев и ингушей. Башенная архитектура вайнахов (чеченцев, ингушей). Древние верования. Влияние арабо-мусульманской культуры. Чеченские и ингушские адаты. Устное народное творчество чеченцев и ингушей. Нарт-орстхоевский эпос вайнахов. Ингуши и чеченцы в культурном пространстве России. Русский академик живописи Петр Захаров – чеченец из Дади-Юрта. Ингушские и чеченские просветители в XIX и в начале XX в. Деятели искусства, литературы, образования и науки. Народный музыкант Умар Димаев. Ингушский писатель И. Базоркин. Махмуд Эсембаев.

Материальная и духовная культура осетин. Нартский эпос осетин. Религиозные верования. Язычество. Христианство. Ислам. Языческо-христианский синкретизм. Осетинский этикет. Осетино-русские культурные контакты. Выдающиеся осетинские просветители. Современные представители культуры, образования и науки. Этнокультурные взаимодействия осетин с другими народами Кавказа.

Материальная и духовная культура кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Жилища, пища, одежда. Адыгский этикет. Адыгагьэ (адыгство) как нравственный идеал кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Нартский эпос адыгов. Адаты и верования. Выдающиеся деятели культуры.

Материальная и духовная культура балкарского и карачаевского народов. Жилища, пища, одежда. Обычаи, традиции. Верования. Искусство Выдающиеся деятели культуры и образования. Балкарский поэт Кайсын Кулиев. Академик РАН М.Ч. Залиханов. Историк Х.И. Хатуев. Философ Салил Эфендиев.

Особенности культуры калмыцкого народа. Доламаисткие культы и верования калмыков. Тибето-монгольская форма буддизма – ламаизм. Хозяйственно-культурный тип деятельности калмыков. Специфика жилища. Семейный быт и общественные отношения. Духовная культура. Эпос «Джангар». Зая Пандита – основатель письменности.

Бытовые и культурные традиции казачества Дона и Северного Кавказа. Обычаи, традиции, религиозные верования. Языки, письменность, фольклор, система воспитания и образования.

Официальная церковь и старообрядчество в казачьих областях региона. Инакомыслие. Донские вольнодумцы конца ХVIII в.

Церковные и светские учебные заведения в казачьих областях региона. Распространение среднего и высшего образования в среде казачества и дворянства.

Города как центры культурного развития, новые очаги городской цивилизации в регионе. Особенности и динамика развития городской культуры в начале ХХ в. Архитектурный облик крупных городов Дона. Творчество донских писателей конца ХIХ-начала ХХ в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...