Модуль 1. Характерные черты культурного развития Юга России
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Культура стран евразийского региона»
Направление подготовки
Зарубежное регионоведение
Уровень образования
Бакалавр зарубежного регионоведения Со знанием иностранных языков
Форма обучения __очная___
Ростов-на-Дону, 2014 Цели освоения дисциплины Целью основной образовательной программы по направлению подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение является формирование профессиональной и личностной культуры регионоведов включающей: профессиональное мышление, профессиональную компетентность и профессиональное мастерство; логическое, критическое, рефлексивное системное мышление; социальную компетентность и способность адаптироваться в инновационном обществе. Профессиональная и личностная культура регионоведов позволяет эффективно выполнять профессиональные и социальные функции, быть конкурентоспособным на рынке труда, успешно осуществлять диверсификацию своей трудовой деятельности и социальную мобильность, самостоятельно выстраивать профессиональную карьеру в избранной сфере деятельности, получать новые знания, развивать личностные способности, инициативу и настойчивость в достижении общественно значимых целей на протяжении всей жизни. Целями освоения дисциплины «Культуры стран евразийского региона» являются формирование профессиональной культуры студентов - регионоведов
• практическая – умение использовать историко-культурные, литературные и религиозные знания в повседневной деятельности; • образовательная – формирование у студентов знаний о культурной, литературной и религиозной жизни народов евразийского региона, их вкладе в мировую культуру и литературу, проблемах культурного и литературного взаимовлияния, синтеза различных национальных культур и сохранения культурной идентичности; - развитие интереса к художественным литературам народов региона как уникальному по своим возможностям источнику освоения духовной культуры народов. • воспитательная – способствовать воспитанию навыков толерантного, культурно-цивилизационного диалога между народами России, и стран евразийского региона, приверженности национально-культурным ценностям этих народов, убежденности в их достойном будущем. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «Культуры стран евразийского региона» как учебная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП, базовая часть (Б 1.В.7). В рамках этого цикла «Культуры стран евразийского региона» логически и содержательно-методически взаимосвязана с таким учебными дисциплинами, как «политология», «социология», «этнология», «история стран евразийского региона», «культурология», а также производственной практикой в органах государственного и муниципального управления. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, следующие: 1. Знать – основы философии, социологии, теории государства и права, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности этическим ценностям и правовым нормам;
основы политологии, теории международных отношений, формирующие методологическую базу для дальнейшего обучения по направлению «Зарубежное регионоведение»; основные этапы и принципы периодизации отечественной и всемирной истории; 2. Уметь – продемонстрировать знакомство с основными направлениями научного дискурса в области гуманитарных, социальных, экономических наук; 3. Владеть – основами исторических, экономических, социологических, политологических методов исследования; Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность и готовность: - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); - владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); -учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5); - выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации (ПК-6); · знать - основные этнокультурные, религиозные особенности стран евразийского региона; · уметь - охарактеризовать историко-культурный вклад стран евразийского региона в развитие общечеловеческой цивилизации; · владеть - профессиональной лексикой и терминологией, связанной с историко-культурными особенностями зарубежных стран Востока/Запада; 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 час.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Характерные черты культурного развития Юга России Место курса в системе гуманитарного образования, в профессиональной подготовке регионоведов. Предмет, цели и задачи курса, его методологические и теоретические основы, понятийный аппарат. Источники и учебная литература. Организация и методика освоения курса самостоятельной работы студентов. Актуальные проблемы изучения культур евразийского региона в современной системе культурологического знания. Специфика исторической динамики культур стран евразийского региона, его периодизация. Древние и средневековые цивилизации на территории Ближнего Востока, Кавказа и современного Юга России, их характерные черты и вклад в мировую культуру. Культуры Нового времени стран евразийского региона, их характерные черты. Преодоление многовековой «закрытости» культурной жизни восточных стран евразийского региона и их взаимодействие с культурами западноевропейских стран. Человек в восточных цивилизациях. Влияние русской культуры на культуры народов Закавказья (XIX – ХХ вв.). Общее и особенное в развитии культур стран евразийского региона в Новейшее время. Межцивилизационные отношения: взаимодействие и противодействие. Многообразие культурных процессов на Кавказе. Общее и особенное в материальной и духовной культуре народов Кавказа. Архитектура, письменность, фольклор, искусство, литература, религия, наука и философия. Культурное взаимодействие народов Закавказья и Северного Кавказа. Влияние русской культуры на культурное и конфессиональное развитие региона. Язычество в культурной жизни народов Северного Кавказа. Христианское влияние Византии и Грузии на народы Северного Кавказа. Утверждение христианства на Северном Кавказе. Суфийский ислам на Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия). Мюридизм. Суфийские тариктаты и вирды. Суфийские трактаты Джамал-Эддина Казикумухского и Кунта-Хаджи Кишиева: религиозно-нравственные аспекты. Исламский ревивализм на Северном Кавказе. Ваххабизм. Идейно-политический и социокультурный конфликт между ваххабизмом и традиционным исламом.
Этническое и культурное многообразие в Дагестане. Особенности арабо-мусульманской культуры в Дагестане. Национальные адаты, легенды. Предания о Хочбаре. Культурное влияние России на народы Дагестана в ХIХ – ХХ вв. Проблема культурного синтеза в Дагестане. Выдающиеся деятели культуры, образования и науки. Культуры аварского, даргинского народов. Общее и особенное в материальной культуре чеченцев и ингушей. Башенная архитектура вайнахов (чеченцев, ингушей). Древние верования. Влияние арабо-мусульманской культуры. Чеченские и ингушские адаты. Устное народное творчество чеченцев и ингушей. Нарт-орстхоевский эпос вайнахов. Ингуши и чеченцы в культурном пространстве России. Русский академик живописи Петр Захаров – чеченец из Дади-Юрта. Ингушские и чеченские просветители в XIX и в начале XX в. Деятели искусства, литературы, образования и науки. Народный музыкант Умар Димаев. Ингушский писатель И. Базоркин. Махмуд Эсембаев. Материальная и духовная культура осетин. Нартский эпос осетин. Религиозные верования. Язычество. Христианство. Ислам. Языческо-христианский синкретизм. Осетинский этикет. Осетино-русские культурные контакты. Выдающиеся осетинские просветители. Современные представители культуры, образования и науки. Этнокультурные взаимодействия осетин с другими народами Кавказа. Материальная и духовная культура кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Жилища, пища, одежда. Адыгский этикет. Адыгагьэ (адыгство) как нравственный идеал кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Нартский эпос адыгов. Адаты и верования. Выдающиеся деятели культуры. Материальная и духовная культура балкарского и карачаевского народов. Жилища, пища, одежда. Обычаи, традиции. Верования. Искусство Выдающиеся деятели культуры и образования. Балкарский поэт Кайсын Кулиев. Академик РАН М.Ч. Залиханов. Историк Х.И. Хатуев. Философ Салил Эфендиев. Особенности культуры калмыцкого народа. Доламаисткие культы и верования калмыков. Тибето-монгольская форма буддизма – ламаизм. Хозяйственно-культурный тип деятельности калмыков. Специфика жилища. Семейный быт и общественные отношения. Духовная культура. Эпос «Джангар». Зая Пандита – основатель письменности.
Бытовые и культурные традиции казачества Дона и Северного Кавказа. Обычаи, традиции, религиозные верования. Языки, письменность, фольклор, система воспитания и образования. Официальная церковь и старообрядчество в казачьих областях региона. Инакомыслие. Донские вольнодумцы конца ХVIII в. Церковные и светские учебные заведения в казачьих областях региона. Распространение среднего и высшего образования в среде казачества и дворянства. Города как центры культурного развития, новые очаги городской цивилизации в регионе. Особенности и динамика развития городской культуры в начале ХХ в. Архитектурный облик крупных городов Дона. Творчество донских писателей конца ХIХ-начала ХХ в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|