Философия эпохи Возрождения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 1.1. Древнегреческая натурфилософия. 1.2. Философия Сократа. 1.3. Проблемы философии Платона. 1.4. Философия Аристотеля. 1.5. Философия эллинизма. 1.6. Философия Средних веков. 1.7. Философия эпохи Возрождения. 1.8. Философия Нового времени. 1.9. Философские идеи европейского Просвещения. 1.10. Немецкая классическая философия. 1.11. Философия иррационализма. 1.12. Философия марксизма. 1.13. Философия психоанализа. 1.14. Особенности русской философии. 1.15. Философия экзистенциализма.
ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1) Происхождение философии. 2) Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. 3) Круг проблем и специфика философии. Материализм и идеализм, их корни. 4) Место философии в системе культуры. Философия и наука, философия и культура, философия и религия. Функции философии. 5) Основные философские дисциплины и их предмет. Содержание темы: Зарождение философии. «Вечные» мировоззренческие вопросы как истоки возникновения философии. Феномен «греческого чуда». Основные черты философского знания. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Основные темы мифов и их своеобразие. Особенности религиозного мировоззрения. Предпосылки формирования философии. Что такое философский материализм? Соотношение материального и духовного, духа и материи. Зарождение материализма и идеализма, их специфика. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии. Статус философии. Функции философии: софийная, мировоззренческая, методологическая, интегративная, критическая, духовно-гуманистическая.
Контрольный вопрос: Знание основных терминов (онтология, гносеология, праксеология, этика, эстетика, логика, антропология, социальная философия).
Литература. 1) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 1. 2) Философия для аспирантов. СПб, Москва, Краснодар, 2003. Гл. 1. 3) Чанышев А.Н. Генезис философии и ее история// Философия древнего мира. М., 2003. 4) Чанышев А.Н. Введение// История философии древнего мира. М., 2005. 5) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. Раздел 1. 6) Волков Г.Н. У колыбели науки. М., 1972.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Древнегреческая натурфилософия. 1) Основные идеи Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2) Стихийная диалектика Гераклита. 3) Основные идеи Элейской школы (Парменид, Зенон, Ксенофан). 4) Атомистическое учение Демокрита. Содержание темы: Фалес из Милета. Понятие первопричины. Вода как первооснова бытия в философии Фалеса. Ее сверхприродные свойства. Жизнь Анаксимандра. Апейрон как первопричина всего. Его абстрактный характер. Генезис космоса, идея зарождения жизни. Понятие справедливости. Воздух как первопричина всего в философии Анаксимена. Трансформация воздуха. Почему Гераклита прозвали Темным. Динамизм – характерная особенность мира. Идея непрерывного перехода противоположностей и их гармония (апология скрытой гармонии). Огонь – первооснова мира. Отношение Гераклита к войне. Критика антропоморфизма Богов в философии Ксенофана. Парменид и его поэма «О природе». Зенон и рождение диалектики. Апории Зенона. Суть атомистического учения Демокрита. Движение атомов. Абсолютизация необходимости как гносеологическая проблема. Тема рока, неотвратимой судьбы в контексте античной драмы. Демокрит и Софокл.
Контрольный вопрос: какие идеи Милетской/Элейской школы оказались значимыми для последующего развития философии и науки.
Литература. 1) Волков Г.Н. У колыбели науки. М., 1972. 2) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 5 3) Рассел Б. История Западной философии. Ч. 1. Досократики. 4) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Гл. 2 «натуралисты» и философы «физиса». 5) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 6) Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М., 2005. Философия Сократа. 1) Жизнь и смерть Сократа, их значение для человечества. 2) Открытие сущности человека. Метод Сократа. 3) Учение Сократа о добродетели. 4) Сократ и софисты.
Содержание темы: Жизнь Сократа. Призвание Сократа, его внутренняя жизнь. Демоны Сократа. Революция ненасилия. Обвинители Сократа. Причина гибели Сократа. Отличие проблематики философии Сократа от натуралистов. Сущность человека по Сократу – его душа. Что такое душа. Воспитание души. Диалектический метод Сократа (незнание, ирония, майевтика). Его индукция. Учение Сократа о добродетели, парадоксы сократовской этики. Открытие Сократом понятия свободы. Понимание счастья. Понимание Бога. Значение философии софистов для человечества и Сократа. Взаимоотношения Сократа и софистов. Просветительский характер его философии.
Контрольный вопрос: Знание основных понятий (незнание, ирония, майевтика), значение философии Сократа для человечества.
Литература. 1) Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1980. С. 102 – 128. 2) Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1981. 3) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 5. 4) Рассел Б. История Западной философии. Ч. 2. Гл. 11. Сократ 5) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Гл. 3-4. 6) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 7) Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М., 2005. 8) Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // ВФ. 2003, № 6. С. 142 – 155. Проблемы философии Платона. 1) Жизнь и сочинения Платона. 2) Теория идей. 3) Теория познания Платона. 4) Концепция человека. 5) Идеальное государство и его исторические формы.
Содержание темы: Жизнь и сочинения Платона. Платоновские диалоги. Сократ как персонаж этих диалогов.
Мир идей (идеальный) и мир вещей (физический). Структура идеального мира. Причина порождения Демиургом физического мира. Смысл Бога и божественного в философии Платона. Источники познания. Ступени познания: мнение и наука. Дуалистическое понимание человека. Парадоксы души. Очищение души как высший моральный долг. Учение Платона о бессмертии. Миф об Эре, миф о летающей крылатой колеснице. Причина возникновения государства. Разделение на классы. Признаки совершенного государства. Три высшие добродетели. Образование, культура, воспитание, экономика, религия в идеальном государстве. Отношение к семье. Исторические формы государства: монархия, аристократия, демократия; тирания, олигархия, демагогия.
Контрольный вопрос. Ответьте на вопрос: можно ли было построить идеальное государство, основываясь на теорию Платона?
Литература. 1) Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1980. С. 174 – 258. 2) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 5. 3) Рассел Б. История Западной философии. Ч. 2. Гл. 13 – 17. 4) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Гл. 6. Платон и античная Академия. 5) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 6) Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М., 2005. Философия Аристотеля. 1) Жизнь и сочинения Аристотеля. 2) Основные идеи метафизики Аристотеля. 3) Учение о душе. 4) Проблемы этики и политики в философском учении Аристотеля.
Содержание темы: Жизнь Аристотеля, Основные произведения Аристотеля. Определение метафизики. Разделение наук. Предназначение метафизики. Предмет первой философии. Четыре причины. Бытие и его смысл. Проблема субстанции. Сверхчувственная субстанция. Проблемы, связанные со сверхчувственной субстанцией. 4 состояния вещи: материя, форма, возможность, действительность. Причины перехода возможности в действительность. Душа и ее трехчастность: вегетативная, чувственная, рациональная. Их сущность и функции. Высшая цель человека. Поинимание счастья. Этические добродетели. Доктрина золотой середины.
Город-государство и гражданин. Государство и его формы. Идеальное государство: семья, рабство, война, торговля, размеры, цель.
Контрольный вопрос: Сопоставьте концепцию идеального государства Платона с концепцией Аристотеля.
Литература. 1) Асмус В.Ф. Античная философия. С. 259 - 401. 2) Гурина М. Философия. М., 1998. 3) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 5. 4) Рассел Б. История Западной философии. Гл. 19 - 21. 5) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Гл. 7. 6) Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М., 2005. 7) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 1.5. Философия эллинизма. 1) Характерные особенности развития философии после Аристотеля. 2) Философия киников. 3) Философия скептицизма. 4) Особенности философии стоиков. 5) Философия Эпикура.
Содержание темы: Нестабильность и непредсказуемость эпохи. Антропологическая проблематика в философии. Антисфен и Диоген Синопский. Идеал кинической философии. Помехи на пути к обретению счастья. Аскетизм и анархизм философии киников. Пиррон из Элиды. Мир реальный и мир феноменальный. Изостения. Атараксия. Счастье с точки зрения скептиков. Этика сознательного смирения с судьбой, фатализм учения стоиков. Внутренний мир стоика. Добродетели эпикурейцев. Бог в представлениях стоиков. Три страха, мешающие счастью человека с точки зрения эпикурейцев. Удовольствия и их виды.
Контрольный вопрос. Что является счастьем с точки зрения киников, скептиков, стоиков, эпикурейцев?
Литература. 1) Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1980. 2) Гурина М. Философия. М., 1998. 3) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 5. 4) Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2003. 5) Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М., 2005. 6) Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 2003. 1.6. Философия средних веков. 1) Характерные особенности средневековой философии. Периодизация. 2) Средневековая апологетика и патристика (Аврелий Августин). 3) Средневековая схоластика (Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберрийский (Даоста), Фома Аквинский).
Содержание темы: Периодизация философии средних веков. Особенности философии средних веков: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, антропоцентризм, принцип божественного откровения. Средневековая апологетика и патристика. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина. Проблема человека в философии Августина. Истина и прозрение. Бог и три доказательства его бытия. Бытие, истина и благо – атрибуты Бога. Божественная Троица. Идея творения. Структура темпоральности и вечность. Воля, свобода и благодать. «Град земной» и «Град Божий». Суть человека – это любовь.
Доказательства бытия Бога Ансельма Даосты. Бог и человек. Разум и вера. Жизнь и сочинения Пьера Абеляра. Соотношение разума и веры. Жизнь и сочинения Фомы Аквинского. Соотношение разума и веры. Пять доказательств бытия Бога (движение, причина, возможность, степень совершенства, цель). Проблема души. Отрицание астрологии. Божественный закон. Грех и его искупление.
Контрольный вопрос. Знание основных терминов (теоцентризм, креационизм, провиденциализм, антропоцентризм, принцип божественного откровения, апологетика, патристика, схоластика).
Литература. 1) Канке В.А. Философия. Гл. 1.2. 2) Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. 3) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 6. 4) Рассел Б. История Западной философии. Ч. 1. Гл. 4. Философия и теология святого Августина. Ч. 2. Гл. 13. Святой Фома Аквинский. 5) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. Т. 2. Гл. 3. Святой Августин и апогей патристики. Гл. 5. Ансельм Даоста, Пьер Абеляр. Гл. 6. Фома Аквинский. 6) Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 7) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 2) Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар // ВФ. 1988, № 10. 3) Бандуровский К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // ВФ. 1997, № 9. 4) Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // ВФ. 1994, № 1. Философия эпохи Возрождения. 1) Основные черты философии эпохи Возрождения. 2) Философия Николая Кузанского. 3) Новая космология Николая Коперника. 4) Натуралистический пантеизм Джордано Бруно.
Содержание темы: Формирование нового мировоззрения. Черты эпохи: антропоцентризм, гуманизм, секуляризация (пантеизм, деизм, атеизм), натурфилософские устремления. Натурфилософия и космология Н. Кузанского. Возможности человеческого познания. Гелиоцентрическая система Николая Коперника. Значение космологии Н. Коперника. Пантеизм Дж. Бруно. Гилозоизм в учении Бруно. Теория познания. Космология Дж. Бруно.
Контрольный вопрос. Знание основных терминов (антропоцентризм, гуманизм, секуляризация, пантеизм, деизм, атеизм, гилозоизм, натурфилософские устремления.)
Литература. 1) Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. (Гл. 2. Н.Кузанский. Гл. 4. Гуманизм и утопия. Гл. 5. Николо Макиавелли. Гл. 11. Джордано Бруно. Гл. 12. Томаззо Кампанелла) 2) Кузанский Н. Об ученом незнании. М., 1979. (Кн. 1. Ученое незнание. С. 50-94. Кн. 2. О Вселенной. Космология. С. 95-141. Кн. 3. О Боге. С. 142-183). 3) Рассел. Б. История западной философии. Новосибирск, 2003. (Главы: Итальянское Возрождение. Макиавелли. Эразм и Мор). 4) Философский словарь. М., 1991.
Философия Нового времени. 1) Основные черты философской проблематики Нового времени. 2) Эмпиризм Фр. Бэкона. 3) Рационализм Декарта. Его учение о методе. 4) Монадология Лейбница. Учение Лейбница о предустановленной гармонии.
Содержание темы: Духовная ситуация в Европе в 17-18 вв. Эмпиризм и рационализм. Философское сомнение. Отказ от веры. Наука Нового времени. Жизнь и сочинения Фр. Бэкона. Теория идолов и заблуждения человека. Теория индукции. Недостатки индуктивного метода. Эмпиризм Бэкона. Жизнь и творчество Декарта. Что сближает Бэкона и Декарта. Учение декарта об интеллектальной интуиции. Дедукция. Три правила дедуктивного метода. Картезиансоке сомнение. Смысл положения Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Проблема истины. Учение о врожденных идеях. Идея Бога. Жизнь и творчество Лейбница. Монады и их свойства. Проблема верховной монады. Сотворение монад. Монады и строение Вселенной. Строение живых организмов. Учение о предустановленной гармонии. Ее критика в повести Вольтера «Кандид». Теодицея Лейбница. Три типа зла.
Контрольный вопрос. Расскажите об эмпиризме и рационализме как направлениях философии Нового времени.
Литература. 1) Рассел Б. История Западной философии. Ч. 1. Гл. 7,9,11. 2) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Ч. 3. Гл. 3-4. 3) Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. М, 1996. 4) Немировская Л.С. Философия. М, 1996. Гл. 7 5) Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Часть 1 (гл. 1,2,3).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|