Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Основные сегменты индустрии туризма в России




Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок

До 1991 г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.

Рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству.

Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.

По данным Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, в России к 1997 г. распределение потока туристов по видам транспорта значительно изменилось (табл. 1.3.).

Таблица 1.3.

Перевозка пассажиров по видам транспорта, млн. чел.

             
Транспорт - всего            
В том числе:            
железнодорожный            
автобусный            
таксомоторный            
морской           1,5
внутренний водный            
воздушный            

 

По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 1998 г. на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн человек, авиационном транспорте - 2,7 млн человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком -933,7 тыс. человек.

Авиаперевозки

В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки.

Гражданская авиация в России развивалась с 20-х годов. 9 февраля 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. "Аэрофлот". На долю "Аэрофлота" приходится 2/3 всего объема международных авиаперевозок

В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиации. Основные задачи министерства: решение внутриотраслевых проблем материального и кадрового обеспечения; согласование перспективных проектов строительства новых самолетов; представительство в правительственных органах.

В 1970 г. СССР стал равноправным членом ICA- в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

В 1991 г. стала распадаться система "Аэрофлота". Организация распалась на несколько авиакомпаний. В этом же году была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей Ассоциации является формирование единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.

В начале 90-х годов создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации:

- регулирование гражданских авиаперевозок в России;

- контроль за перевозками;

- выдача лицензий.

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума. Основная цель создания Консорциума - формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

- Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар";

- Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева;

- АО "Пермские моторы";

- "Аэрофлот - Российские международные авиалинии";

- Научно-производственный центр "Универсал";

- Промстройбанк России.

Разработчики самолетов, производители, авиаперевозчики и финансисты составили единое структурное целое. В основу производственной программы Консорциума легли разработки старейшего в России конструкторского бюро «Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева». Выпуск самолетов Консорциума осуществляет АО «Авиастар» - самое крупное авиастроительное предприятие.

Выпускаемые самолеты разработаны с учетом колоссального опыта производства и эксплуатации авиатехники, накопленного в России и во всем мире. Они оснащены авиадвигателями российского производства, которые разработаны АО «Авиадвигатель» и созданы АО «Пермские моторы». Наиболее крупным покупателем продукции Российского авиационного консорциума является авиакомпания «Аэрофлот».

Воздушные трассы России связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России - 1,5 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 г.), в России зарегистрировано 300 авиакомпаний, 8 перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации. Показатели гражданской авиации России за 1997-1998 гг. представлены в табл. 1.4.

Таблица 1.4.

Основные показатели гражданской авиации России за 1997-1998 гг.

Показатель    
Численность персонала, тыс. человек 255,4 240,0
Количество эксплуатируемых воздушных судов В том числе: иностранного производства отечественного производства нового поколения*    
Количество коммерческих авиаперевозчиков    
Количество гражданских аэропортов    
Количество учебных заведений    
Количество авиаремонтных заводов    
Количество авиационно-технических баз Более 240  

* ИЛ-96, Ту-204, Ан-38

Падение объема авиаперевозок за последние несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, которые обслуживают более 80% внутренних и 95% объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 г. к обслуживанию международных полетов допущено 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицированные по I и II категориям ИКАО; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1 -го и 2-го классов.

Динамика развития отрасли показывает, что объем пассажироперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократился в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21 до 5,5 %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множество мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, расчленение летных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.

В настоящее время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 1998 г. его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупнейших региональных центров.

В целом в 1997 и первой половине 1998 гг. наметилась некоторая стабилизация объемов авиаперевозок. В 1997 г. было перевезено около 26 млн пассажиров, авиакомпании России закончили год с прибылью. За первое полугодие 1998 г. пассажирооборот, по оценкам, вырос. Августовский кризис резко переломил эту тенденцию. Во втором полугодии пассажиро- и грузооборот снизились на 20-30 %, а в целом за 1998 г. было перевезено всего 22,4 млн пассажиров (снижение на 13 %) при пас-сажирообороте 55,5 млрд пассажиро-километров (снижение на 10 %). При этом по международным линиям снижение составило лишь 6 %. После 2000-2001 гг., базируясь на умеренно-оптимистическом прогнозе, можно ожидать соответствующего роста авиаперевозок. По пессимистическому сценарию воздушному транспорту России грозит полный развал и оценивать емкость рынка авиатехники просто не имеет смысла.

Поделиться:





Читайте также:

FLB: Люксембургские инвесторы демонстрируют «государственный подход к мусору» в России
I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
II.Рассмотрение заявления объекта туристской индустрии и представленных документов и принятие решения о проведении классификации
III. Экспертная оценка соответствия объекта туристской индустрии требованиям категории, установленным в соответствующей системе классификации
Агропромышленный комплекс России: структура, современное состояние.
Арендные отношения организаций социально-культурного сервиса и туризма
Б Особенности правового регулирования туризма в регионах рф
Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики
Виды и особенности марк-вой политики на п/п туризма.
Виды туризма, их особенности и перспективы развития






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...