Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 3. Этиология и классификация психосоматических расстройств.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан факультета психологии и социальной работы ___________ Т.А. Жалагина ______________ 2012 г.  
   

 

 

Учебно-методический комплекс

По дисциплине

ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ

Для 4 курса

(наименование дисциплины и курс)

Специальность 030302.65 «Клиническая психология»

(специальность, название направления подготовки, специальности)

 

Форма обучения _____очная______

 

Обсуждено на заседании кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии «__»____________ 2012 г. Протокол № __________________________ Зав. кафедрой Т.А.Жалагина Составитель: к.пс.н., доцент Л.П.Пикалова

 

Тверь 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Основы психосоматики» предназначен для студентов факультета психологии и социальной работы, обучающихся по специальности «Клиническая психология».

В учебном курсе рассматриваются теоретические и методологические проблемы исследования психосоматической патологии.

Основные цели дисциплины: ознакомить студентов с проблемой психосоматических соотношений, с основными понятиями психосоматики, с основными концептуальными психосоматическими моделями; дать представление о методах диагностики психосоматических заболеваний и методах психокоррекции, которые используются в терапии психосоматических расстройств.

Основные цели дисциплины: ознакомить студентов с предметом исследования психосоматики, ее задачами, методами исследования, познакомятся с философскими и медицинскими предпосылками развития этой науки, а также с проблемой диагностики и терапии психосоматических расстройств. Изучение данного курса предполагает рассмотрение этиологии психосоматических расстройств, проблемы влияния психики на соматическую сферу человека и влияние хронического соматического заболевания на психику человека, изменение познавательной деятельности и личности человека под действием хронического соматического заболевания. В дисциплине рассматривается также проблема внутренней картины болезни, некоторые аспекты частной психосоматики (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения и др.)

В ходе практических занятий студенты анализируют основные понятия курса, знакомятся с конкретными психосоматическими заболеваниями, знакомятся с методами диагностики психосоматических заболеваний и методами психокоррекции, используемыми в работе с пациентами с психосоматическими заболеваниями.

В процессе ознакомления с курсом студенты должны получить системные психологические и патопсихологические знания о природе и формах психосоматической патологии, представление о возможностях их диагностики, психологической коррекции и реабилитации, получить навыки выявления особенностей внутренней картины болезни пациента, и в связи с этим грамотно разработать психкоррекционную программу.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- правовые и этические принципы работы клинического психолога в
научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;

- основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;

уметь:

- прогнозировать изменения и оценивать их динамику в
различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;

- использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;

владеть:

- создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;

- разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития;

- современными способами оценки и оптимизации качества жизни
больных с психическими расстройствами, а также членов их
социальных сетей.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. ПСИХОСОМАТИКА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

 

Тема 1. Предмет, объект, задачи и методы психосоматики. Проблема психосоматических взаимоотношений

Происхождение термина «психосоматика». Психосоматика как область междисциплинарных исследований психосоматической проблемы. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Объект психосоматического исследования. Общие задачи психосоматики. Частные задачи психосоматики. Методы психосоматического исследования. Влияние психического фактора на соматическую сферу человека (патогенное влияние и саногенное влияние). Влияние соматического состояния на психическую сферу. Патогенное влияние соматической сферы на психическую сферу человека (соматогенное и психогенное влияние). Саногенное влияние сомы на психическую сферу человека. Значение психосоматики для общей и клинической психологии.

 

Тема 2. Психосоматические теории и модели.

История психосоматики: философские и медицинские предпосылки развития психосоматики. Проблема метода исследования. Основные проблемы психологии в психосоматике: роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств; нозогнозия и психосоматические расстройства. Характерологически ориентированные модели. Болезнь как конфликт – психоаналитическая концепция психосоматики. Конверсионная модель. Теория де- и ресоматизации М. Шура. Психосоматическая концепция А. Мичерлиха. Теория специфического психодинамического конфликта Ф. Александера. Алекситимия и психосоматическая структура. Теория нервизма и ее значение для объяснения психосоматического симптома. Концепция стресса. Интегративные модели. Биопсихосоциальная модель Икскюля и Везиака.Теория Морено. Теория Амона. Когнитивные теории.

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОСОМАТИКА

 

Тема 3. Этиология и классификация психосоматических расстройств.

Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств. Стресс и напряжение как этиологические факторы психосоматического заболевания. Основные стрессоры. Конституциональное предрасположение как этиологический фактор. Основные группы психосоматических расстройств: собственно психосоматические расстройства; неврозоподобные и психопатоподобные расстройства, возникающие при различных заболеваниях; соматизированные депрессии.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.