Тема 3. Этиология и классификация психосоматических расстройств.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
Учебно-методический комплекс По дисциплине ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ Для 4 курса (наименование дисциплины и курс) Специальность 030302.65 «Клиническая психология» (специальность, название направления подготовки, специальности)
Форма обучения _____ очная ______
Тверь 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы психосоматики» предназначен для студентов факультета психологии и социальной работы, обучающихся по специальности «Клиническая психология». В учебном курсе рассматриваются теоретические и методологические проблемы исследования психосоматической патологии. Основные цели дисциплины: ознакомить студентов с проблемой психосоматических соотношений, с основными понятиями психосоматики, с основными концептуальными психосоматическими моделями; дать представление о методах диагностики психосоматических заболеваний и методах психокоррекции, которые используются в терапии психосоматических расстройств. Основные цели дисциплины: ознакомить студентов с предметом исследования психосоматики, ее задачами, методами исследования, познакомятся с философскими и медицинскими предпосылками развития этой науки, а также с проблемой диагностики и терапии психосоматических расстройств. Изучение данного курса предполагает рассмотрение этиологии психосоматических расстройств, проблемы влияния психики на соматическую сферу человека и влияние хронического соматического заболевания на психику человека, изменение познавательной деятельности и личности человека под действием хронического соматического заболевания. В дисциплине рассматривается также проблема внутренней картины болезни, некоторые аспекты частной психосоматики (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов пищеварения и др.)
В ходе практических занятий студенты анализируют основные понятия курса, знакомятся с конкретными психосоматическими заболеваниями, знакомятся с методами диагностики психосоматических заболеваний и методами психокоррекции, используемыми в работе с пациентами с психосоматическими заболеваниями. В процессе ознакомления с курсом студенты должны получить системные психологические и патопсихологические знания о природе и формах психосоматической патологии, представление о возможностях их диагностики, психологической коррекции и реабилитации, получить навыки выявления особенностей внутренней картины болезни пациента, и в связи с этим грамотно разработать психкоррекционную программу. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: - правовые и этические принципы работы клинического психолога в - основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации; уметь: - прогнозировать изменения и оценивать их динамику в
- использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; владеть: - создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов; - разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития; - современными способами оценки и оптимизации качества жизни
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ I. ПСИХОСОМАТИКА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
Тема 1. Предмет, объект, задачи и методы психосоматики. Проблема психосоматических взаимоотношений Происхождение термина «психосоматика». Психосоматика как область междисциплинарных исследований психосоматической проблемы. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Объект психосоматического исследования. Общие задачи психосоматики. Частные задачи психосоматики. Методы психосоматического исследования. Влияние психического фактора на соматическую сферу человека (патогенное влияние и саногенное влияние). Влияние соматического состояния на психическую сферу. Патогенное влияние соматической сферы на психическую сферу человека (соматогенное и психогенное влияние). Саногенное влияние сомы на психическую сферу человека. Значение психосоматики для общей и клинической психологии.
Тема 2. Психосоматические теории и модели. История психосоматики: философские и медицинские предпосылки развития психосоматики. Проблема метода исследования. Основные проблемы психологии в психосоматике: роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств; нозогнозия и психосоматические расстройства. Характерологически ориентированные модели. Болезнь как конфликт – психоаналитическая концепция психосоматики. Конверсионная модель. Теория де- и ресоматизации М. Шура. Психосоматическая концепция А. Мичерлиха. Теория специфического психодинамического конфликта Ф. Александера. Алекситимия и психосоматическая структура. Теория нервизма и ее значение для объяснения психосоматического симптома. Концепция стресса. Интегративные модели. Биопсихосоциальная модель Икскюля и Везиака.Теория Морено. Теория Амона. Когнитивные теории.
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОСОМАТИКА
Тема 3. Этиология и классификация психосоматических расстройств. Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств. Стресс и напряжение как этиологические факторы психосоматического заболевания. Основные стрессоры. Конституциональное предрасположение как этиологический фактор. Основные группы психосоматических расстройств: собственно психосоматические расстройства; неврозоподобные и психопатоподобные расстройства, возникающие при различных заболеваниях; соматизированные депрессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|