Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовые споры: понятие, виды и порядок их рассмотрения.




Понятие, причины и виды трудовых споров
Под трудовыми спорами в сфере трудовых и социально-трудовых отношений принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений, коллективного или трудового договора либо установления и изменения условий труда, включая условия по оплате труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

В этом кратком определении охарактеризованы трудовые споры, которые различаются по субъектному составу, предмету, характеру спора и, соответственно, порядку рассмотрения. Трудовые споры разграничиваются также в зависимости от того, из каких правоотношений они возникают. В соответствии с этими основаниями можно дать примерную классификацию трудовых споров.

В литературе по трудовому праву существуют и другие определения трудового спора. Например, трудовые споры - это разногласия, возникающие между работниками и работодателем в связи с применением законодательства о труде и социальном страховании, коллективных и трудовых договоров, установлением и изменением условий труда работников и разрешаемые в установленном законом порядке.

В Трудовом Кодексе РФ не содержится общего определения трудовых споров: там даются только определения индивидуального (ст. 381 ТК РФ) [1] и коллективного (ст. 398 ТК РФ) [1] трудовых споров.

Динамика возникновения трудового спора:

1) трудовое правонарушение (действительное или таковое лишь по мнению правомочного субъекта);

2) различная его оценка субъектами правоотношения - разногласия;

3) попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах;

4) обращение для разрешения в юрисдикционный орган – трудовой спор.

Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения в случаях, если субъект трудового права обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда.

Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. В частности, причинами трудовых споров могут являться незнание или неправильное применение трудового законодательства как отдельными работодателями, так и многими работниками.

Причины трудовых споров надо отличать от условий – обстоятельств,которые способствуют возникновению большого количества споров по одним и тем же вопросам или обострению возникшего спора. Такие обстоятельства (условия) трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, но без причин сами обстоятельства трудового спора не вызывают.

Условия трудовых споров могут быть двух видов:

1)производственного характера (отражают недостатки в организации труда и работы на конкретном производстве, в данной отрасли);

2)правового характера (связаны с организацией правотворчества - пробелы в законодательстве и т.п.)

Трудовые споры различаются по своему субъективному составу, характеру разногласий и порядку рассмотрения, соответственно этим основаниям они могут быть классифицированы.

По субъектному составу и предмету все споры в области трудовых правоотношений делятся на индивидуальные и коллективные. Субъектом индивидуального спора, противостоящим работодателю, является определённый работник, заявляющий требование о восстановлении или признании своих прав. Кроме того, субъектом индивидуального спора может быть гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Таким образом, индивидуальные трудовые споры возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения работников и работодателя, а также условий трудового договора. Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, заявляющие требования по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения, и др.

По характеру разногласий трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые. К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров, соглашений о труде. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т.е. предъявляет иск.

К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.

Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в комиссии по трудовым спорам (КТС), избираемой в организации. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с руководителем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК РФ. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.

Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в заключении трудового договора и др., а также при обращении работника с исковым заявлением. КТС и суд разрешают индивидуальные трудовые споры, вынося решения о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.

Иной порядок установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего, стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих в себя несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицам или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора. Следующие этапы в разрешении коллективного трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных, по отношению к ним, третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.

Недостижение соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в РФ нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социального партнерства и социально-партнерских отношений работников (их представителей) и работодателей (представителей работодателей).
Органы по рассмотрению трудовых споров
В качестве юрисдикционных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства согласно ст. 382 ТК РФ [1] выступают:

1) Комиссия по трудовым спорам (КТС);

2) суды – районные, городские федеральные и мировые судьи;

Согласно ТК РФ по порядку рассмотрения трудовые споры подразделяются на споры, рассматриваемые: общим порядком (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде); судебным порядком (непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам); особым порядком (в рамках специальных процессуальных форм). Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями, с участием посредника, трудовыми арбитражами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...