Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации




Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

Ø реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

Ø организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

Ø реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста.

 Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:

- сохранение здоровья ребёнка,

-полноценное физическое развитие,

-развитие речи,

-развитие игровой деятельности,

-сенсорное развитие,

-формирование основных психических процессов,

- развитие умственных познавательных и творческих способностей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах младшего дошкольного возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям.

Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например, посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.

Игрушки:

-крупные, в рост ребенка;

-однотипные: 5-6 одинаковых утят, матрешек и т.д.; средних размеров;

-разные по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, -кошка белая, кошка черная;

-игрушки-забавы.

В конце года вносятся:

- «Кухня»: на плите чайник, кастрюля;

- «Ванна»: для купания голыша;

-уголок «ряженья» (платочки, фартучки, ленточки) с зеркалом во весь рост;

-рядом располагают музыкальные игрушки: металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка;

-уголок природы: 2-3 крупнолистных растения (бегония, фикус).

В группах детей от 2-3 лет постепенно вносятся изменения в окружающую среду.

Группа не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью.

Меняется тематика настенных картин: они могут отображать какой-либо развернутый сюжет. Главное, сюжет картины должен быть понятен ребенку, картина рассмотрена с пояснениями взрослого, сравнениями и доступна для обозрения. Например, сценка из жизни ребенка или пейзаж, отвечающий текущему времени года.

Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.

Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть:

v место для игр с дидактическими игрушками;

v место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков);

v 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр девочек).

Образовательная область "Познавательное развитие"

1) знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.

2) знакомство с социальным миром.

3) развитие элементарных математических представлений.

Центр сенсорного развития

 

Пирамидки пластмассовые– 5 шт.;

Большая пирамидка- 3шт.;

Деревянная пирамидка-2 шт.;

Дидактические игры;

Неваляшка-2 шт.;

Шнуровка на больших пуговицах— 15 шт.;

Гусеница—1шт.;

Сенсорные клавиатуры-2 шт.;

Юла-1 шт.;

Мозайка крупная– 1 шт.;

«Дерево» для мелкой моторики;

Шнуровки-5 шт.

Конструктор пластмассовый-1 шт.

Вкладыши геометрических фигур-1 шт.

Мозаика крупная-1 шт.

Мозаика средняя- 1 шт.

Сборно-разборный кубик с различными элементами-1 шт.

Куб с геометрическими фигурми-2 шт.

Дид. игра «Геометрические формы» -1 шт.

Дид. игра «Подбери по цвету» -1 шт.

Вкладыши «Звери» -1 шт.

Вкладыши «Цвета фигур» -1 шт.

Игрушки резиновые- 10 шт.

Грибок развивающий – 1 шт.

Машина разборная – 1 шт.

 

 

Центр конструирования

Напольный строительный конструктор-1 шт.;

конструктор большой-1 шт.;

конструктор цветной-1 шт.

 

Центр воды и песка

Тумба для игр с водой и песком 1 шт.;

игрушки для игр с водой;

Оборудование и игрушки для экспериментирования.

 

Центр природы.

 

Предметы по уходу за растениями

Дид. игры «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Чей малыш?», «Чей домик?»

Набор мелких животных,

Природный материал для изготовления поделок,

Книги о животных,

Огород на окне.

 

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3) развитие трудовой деятельности.

4) патриотическое воспитание.

 

Центр игровой активности

Образные игрушки:

Мягко набивная кукла –1 шт.;

пупсы—2шт.;

куклы разного размера-2 шт.;

кукла «Мальчик» - 1 шт.

 

Предметы быта:

Кухня хозяйки-1 шт.;

плита-1 шт.;

набор посуды крупной –1 шт.;

утюг-2 шт.

мебель в кукольном уголке:

стол, кресла - 3 шт., 1 кровать;

Коляска «Зима» -1 шт.;

Коляска сидячая –2 шт.

Конь-качалка- 3 шт.

Телефон домашний-3 шт.

Телефон сотовый- 2 шт.

Часы игровые- 2 шт.

Чековая касса игровая- 1 шт.

Доктор Айболит и медсестра

Аптечки детские – 2 шт.

 

Техника, транспорт:

Машины большие-2 шт.;

машины пластмассовые-10 шт.;

Руль

Самолет-2 шт.

Трактор –1 шт.;

Каталки– 2 шт.

Атрибуты для уголка «Ряженья»:

Юбки

Платья

Фартуки

Шорты

Шапка полицейского

Морская фуражка

 

Театрализованная деятельность:

Ширма для кукольного театра-1 шт.

Настольный театр-2 шт.

Кукольный театр-1 шт.

Пальчиковый театр -3 шт.

Шапочки и маски сказочных героев.

Образовательная область "Речевое развитие"

1) развитие словаря.

2) развитие связной речи.

3) воспитание звуковой культуры.

4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

5) формирование грамматического строя речи.

6) воспитание любви и интереса к художественному слову.

Центр «Здравствуй книжка»

 

Детские книги подобраны в соответствии возраста

Картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных героев

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

1) формирование и развитие эстетического восприятия мира природы.

2) формирование и развитие эстетического восприятия социального мира.

3) формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства.

4) художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.).

 

Центр музыки

Музыкальные инструменты:

металлофон-1 шт.

бубен-5шт.,

дудочка-2 шт.

гармошка -1 шт.

колокольчики-8 шт.

погремушки-15 шт.

платочки-10 шт.

магнитофон-1 шт.

барабан-2 шт.

музыкальные игрушки-2 шт.

аудиокассеты, диски с записями песен, сказок.

 

Центр «Маленькие художники»

Цветные карандаши

Гуашевые краски

Пластилин

Цветная и белая бумага, картон, обои

Досочки для лепки

Восковые мелки

Кисточки

Баночки непроливайки

Трафареты

Раскраски

Цветные мелки

Образовательная область "Физическое развитие"

 

1) приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности.

2) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

3) становление ценностей здорового образа жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...