Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации. Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций: Ø реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий; Ø организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; Ø реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются: - сохранение здоровья ребёнка, -полноценное физическое развитие, -развитие речи, -развитие игровой деятельности, -сенсорное развитие, -формирование основных психических процессов, - развитие умственных познавательных и творческих способностей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах младшего дошкольного возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например, посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову. Игрушки: -крупные, в рост ребенка; -однотипные: 5-6 одинаковых утят, матрешек и т.д.; средних размеров; -разные по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, -кошка белая, кошка черная; -игрушки-забавы. В конце года вносятся:
- «Кухня»: на плите чайник, кастрюля; - «Ванна»: для купания голыша; -уголок «ряженья» (платочки, фартучки, ленточки) с зеркалом во весь рост; -рядом располагают музыкальные игрушки: металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка; -уголок природы: 2-3 крупнолистных растения (бегония, фикус). В группах детей от 2-3 лет постепенно вносятся изменения в окружающую среду. Группа не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. Меняется тематика настенных картин: они могут отображать какой-либо развернутый сюжет. Главное, сюжет картины должен быть понятен ребенку, картина рассмотрена с пояснениями взрослого, сравнениями и доступна для обозрения. Например, сценка из жизни ребенка или пейзаж, отвечающий текущему времени года. Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты. Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть: v место для игр с дидактическими игрушками; v место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков); v 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр девочек). Образовательная область "Познавательное развитие" 1) знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. 2) знакомство с социальным миром. 3) развитие элементарных математических представлений. Центр сенсорного развития
Пирамидки пластмассовые– 5 шт.; Большая пирамидка- 3шт.; Деревянная пирамидка-2 шт.; Дидактические игры; Неваляшка-2 шт.; Шнуровка на больших пуговицах— 15 шт.; Гусеница—1шт.; Сенсорные клавиатуры-2 шт.; Юла-1 шт.; Мозайка крупная– 1 шт.; «Дерево» для мелкой моторики; Шнуровки-5 шт. Конструктор пластмассовый-1 шт. Вкладыши геометрических фигур-1 шт. Мозаика крупная-1 шт. Мозаика средняя- 1 шт. Сборно-разборный кубик с различными элементами-1 шт. Куб с геометрическими фигурми-2 шт. Дид. игра «Геометрические формы» -1 шт. Дид. игра «Подбери по цвету» -1 шт. Вкладыши «Звери» -1 шт. Вкладыши «Цвета фигур» -1 шт.
Игрушки резиновые- 10 шт. Грибок развивающий – 1 шт. Машина разборная – 1 шт.
Центр конструирования Напольный строительный конструктор-1 шт.; конструктор большой-1 шт.; конструктор цветной-1 шт.
Центр воды и песка Тумба для игр с водой и песком 1 шт.; игрушки для игр с водой; Оборудование и игрушки для экспериментирования.
Центр природы.
Предметы по уходу за растениями Дид. игры «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Чей малыш?», «Чей домик?» Набор мелких животных, Природный материал для изготовления поделок, Книги о животных, Огород на окне.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" 1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. 2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 3) развитие трудовой деятельности. 4) патриотическое воспитание.
Центр игровой активности Образные игрушки: Мягко набивная кукла –1 шт.; пупсы—2шт.; куклы разного размера-2 шт.; кукла «Мальчик» - 1 шт.
Предметы быта: Кухня хозяйки-1 шт.; плита-1 шт.; набор посуды крупной –1 шт.; утюг-2 шт. мебель в кукольном уголке: стол, кресла - 3 шт., 1 кровать; Коляска «Зима» -1 шт.; Коляска сидячая –2 шт. Конь-качалка- 3 шт. Телефон домашний-3 шт. Телефон сотовый- 2 шт. Часы игровые- 2 шт. Чековая касса игровая- 1 шт. Доктор Айболит и медсестра Аптечки детские – 2 шт.
Техника, транспорт: Машины большие-2 шт.; машины пластмассовые-10 шт.; Руль Самолет-2 шт. Трактор –1 шт.; Каталки– 2 шт. Атрибуты для уголка «Ряженья»: Юбки Платья Фартуки Шорты Шапка полицейского Морская фуражка
Театрализованная деятельность: Ширма для кукольного театра-1 шт. Настольный театр-2 шт. Кукольный театр-1 шт. Пальчиковый театр -3 шт. Шапочки и маски сказочных героев. Образовательная область "Речевое развитие" 1) развитие словаря. 2) развитие связной речи. 3) воспитание звуковой культуры. 4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. 5) формирование грамматического строя речи.
6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Центр «Здравствуй книжка»
Детские книги подобраны в соответствии возраста Картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных героев Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" 1) формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. 2) формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. 3) формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. 4) художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.).
Центр музыки Музыкальные инструменты: металлофон-1 шт. бубен-5шт., дудочка-2 шт. гармошка -1 шт. колокольчики-8 шт. погремушки-15 шт. платочки-10 шт. магнитофон-1 шт. барабан-2 шт. музыкальные игрушки-2 шт. аудиокассеты, диски с записями песен, сказок.
Центр «Маленькие художники» Цветные карандаши Гуашевые краски Пластилин Цветная и белая бумага, картон, обои Досочки для лепки Восковые мелки Кисточки Баночки непроливайки Трафареты Раскраски Цветные мелки Образовательная область "Физическое развитие"
1) приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. 2) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3) становление ценностей здорового образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|