Анализ транзакционного сектора в малом бизнесе России
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Анализ транзакционного сектора на примере ЮФО: Для развития транзакционного сектора в данном субмакрорегионе была предложена группа стратегий. Ее суть в максимальном развитии сил и в минимизации угроз. Для этого необходимо решить следующие задачи: . Строительство инфраструктурных объектов при поддержке федерального бюджета. . Поддержка предприятий сфер туризма и обслуживания. . Принятие мер по минимизации межэтнических конфликтов и укрепление границ с соседними государствами. . Развитие сети кредитных и страховых учреждений с участием государственного капитала. Для реализации данных задач необходимо как полное выполнение уже имеющейся Федеральной целевой программы «Юг России», так и составления новых, ориентированных на данный субмакрорегион. Выделено несколько факторов, способствующих росту транзакционного сектора как в Южном макрорегионе, так и Российской Федерации в целом. В основном увеличение объемов транзакционного сектора происходило за счет увеличения торгового подсектора, а в частности, сектора розничной торговли и услуг. На этот процесс оказывали влияние факторы экстенсивного характера: во-первых, рост доходов хозяйствующих субъектов, который приводит к увеличению спроса на товары и услуги; во-вторых, появление и рост ассортимента и объемов новой продукции бытового и производственного назначения. К факторам интенсивного характера можно отнести рост значения и доступности услуг кредитно-финансовой сферы. Но все же полноценное развитие транзакционного сектора возможно при равномерном росте его трех подсекторов. Для эффективного развития транзакционного сектора, а значит и всей экономики, необходимо наличие развитой совокупности следующих отраслей торгового подсектора: предприятий оптовой торговли, транспортной инфраструктуры, а также финансового подсектора.
Для преодоления экономического отставания ЮФО, все субъекты которого в той или иной степени дотационны, необходимы постоянный приток инвестиций и ускоренное промышленное развитие. А это возможно только при развитости инфраструктурной отрасли и финансового подсектора. По объемам вводимого жилья округ входит в тройку лидеров среди федеральных округов - по итогам 2006 года здесь сдано 7 588 тыс. кв. м жилой площади. Транзакционный сектор Южного федерального округа развивается в соответствии с общероссийскими тенденциями, но со своими специфическими особенностями, обусловленными географическим положением и этноэкономическими факторами. Этот округ имеет наименее мощную экономику из всех европейских округов России. Особенности экономики ЮФО наиболее существенно проявляются в объемных показателях: в расчете на душу населения промышленной продукции в округе выпускается в 2,3 раза меньше, чем в среднем по России; отраслевой структуре: объем продукции аграрного комплекса превышает среднероссийский показатель, и территориальной организации производства, значительная территориальная неоднородность экономики, отчетливо выраженный отрицательный градиент промышленного развития с севера на юг. Но у Южного федерального округа имеется ряд естественных преимуществ для развития транзакционного сектора: выгодное экономико-географическое положение благодаря близости как зарубежных и российских экономических регионов; высокая плотность населения, наличие рекреационных ресурсов; непосредственное прилегание к территории крупных морских и речных бассейнов, наличие довольно густой сети железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей. Все это является важным условием развития транспортной инфраструктуры.
Одним из недостатков экономики данного региона является дифференциация экономического развития субъектов, входящих в Южный федеральный округ. На современном этапе стало ясно, что необходимо разработать концепцию развития макрорегионов, благодаря которой можно будет определить наиболее эффективные пути развития субъектов Российской Федерации. Но все же назрела необходимость более точного разделения субъектов на макрорегионы. По критерию «уровень развития транзакционного сектора» регионы ЮФО ранжируются на три субмакрорегиона: сбалансированный (Краснодарский край и Ростовская область); интенсивный (Волгоградская область, Ставропольский край и Республика Дагестан); и экстенсивный (Астраханская область, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Чеченская республика). Сбалансированный субмакрорегион является наиболее мощными экономическим центром Южного федерального округа. Здесь сосредоточена наибольшая доля промышленности Юга России. Несмотря на доминирующее положение трансформационного сектора, в субъектах, относящихся к исследуемому макрорегиону, высоко развит транзакционный сектор. Как и в других регионах Российской Федерации, наибольшую долю транзакционного сектора в данных субъектах ЮФО занимают предприятия торгового подсектора. С точки зрения качества развития этого подсектора, данный субмакрорегион занимает лидирующее положение. Здесь также широко представлены предприятия розничной торговли, что характерно для подавляющего большинства регионов Российской Федерации, но также сильны позиции предприятий оптовой торговли, транспорта и связи. Развитость этих отраслей является предпосылкой для дальнейшего экономического роста, так как регионы с развитой инфраструктурой являются более привлекательными для иностранных и внутренних инвестиций в трансформационный сектор экономики. Развитие финансового подсектора рассматриваемого субмакрорегиона также опережает другие субъекты Южного федерального округа. Здесь широко представлены все составляющие данного подсектора: банки, страховые организации, пенсионные фонды. В регионе представлены как крупные общероссийские, так и местные финансовые структуры. Это, прежде всего, связано со схожестью экономики с общероссийской экономической системой, наличием широкой клиентской базы (промышленные и сельскохозяйственные производители, крупные города и т. д.). Главными проблемами финансового подсектора являются специфические проблемы данной отрасли:
• слабость системы банковского регулирования и надзора, недостаток политической воли к проведению банковской реформы; • высокая концентрация субъектов данного подсектора; • доминирование одного крупного субъекта исследуемого подсектора (ОАО КБ «Сберегательный банк России»); • риски, связанные с непрозрачной и концентрированной структурой собственности; • значительная концентрация кредитных портфелей, ресурсной базы и источников доходов; • неустойчивость показателей прибыльности, обусловленная высокой концентрацией бизнеса и высоким удельным весом доходов от торговых операций; • высокая нагрузка на банковский капитал, обусловленная быстрым ростом активов. Но для сбалансированного субмакрорегиона основной проблемой финансового подсектора является концентрированность его субъектов в крупных городах, что делает их услуги труднодоступными большинству сельскохозяйственных производителей, которые играют важную роль в экономике, как Краснодарского края, так и юга Ростовской области. Ситуация в субмакрорегионе с интенсивным развитием транзакционного сектора кардинальным образом не отличается от экономической ситуации в сбалансированном субмакрорегионе. Исторически специализация регионов, относящихся к данному субмакрорегиону выглядит следующим образом: Волгоградская область - промышленно-аграрный регион, Ставропольский край - аграрно-промышленный регион, Республика Дагестан - аграрный регион. Но, несмотря на то, что в этих субъектах доминирует трансформационный сектор, в них бурно развиваются транзакционные отрасли.
Такая ситуация близка по своей сути к динамике транзакционного сектора как в сбалансированном субмакрорегионе, так и к общероссийским тенденциям. Эти субмакрорегноны можно объединить для разработки федеральных целевых программ. К субмакрорегиону с экстенсивным развитием транзакционного сектора относятся следующие субъекты: Астраханская область, Республика Калмыкия, Северная Осетия, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея, Чеченская республика. Эти субъекты, за исключением Астраханской области, характеризуются слаборазвитой экономикой. Доля этих республик в ВРП округа незначительна. Также данный субмакрорегион характеризуется дотационностью экономики и отсутствием источников развития налоговой базы. По развитию транзакционного сектора эти субъекты находятся на последнем месте в ЮФО. Для преодоления данного явления как говорилось ранее, Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа «Юг России», нацеленная на повышение благосостояния и качества жизни населения республик и обеспечивающая сокращение их отставания от среднероссийского уровня. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: • снять инфраструктурные ограничения для развития экономики региона (на федеральном, региональном и местном уровнях); • обеспечить развитие на территории республик Юга России туристско-рекреационного комплекса, промышленного и агропромышленного комплексов, обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения; • повысить доступность и качество социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях; • повысить уровень занятости населения. Как можно увидеть из задач предложенной программы, Правительство РФ осознает важность развития транзакционного сектора на Юге России, а именно его инфраструктурной составляющей, как основы для развития экономики в целом. Если говорить о развитии транзакционного сектора, то в этом формирующемся субмакрорегионе, он очень слабо развит. Статистические данные говорят о его высокой доле, но это свидетельствует лишь о слабости развития трансформационного сектора. Также, несмотря на положительную динамику информационного и финансового подсекторов, нельзя говорить об их качественном росте, здесь любое положительное движение вперед дает резкий процентный рост. Последствием неразвитости транзакционного сектора данного субмакрорегиона является его низкая инвестиционная привлекательность. Это также обусловлено сложившимися представлениями о высоких экономических и социальных рисках на Северном Кавказе, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров. Полноценное и разноплановое развитие транзакционного сектора в этом регионе поможет преодолеть барьеры на пути роста экономики ЮФО.
Развитие туристско-рекреационного комплекса Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма: лечебного, оздоровительного, спортивного и др. Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры. Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др. Ландшафты Северного Кавказа и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры. Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры (г. г. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар). Юг России располагает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы для развития познавательных видов туризма. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях, оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и иными условиями. К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики (г. г. Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.). Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях. В частности, Программой предусматривается приоритетная государственная поддержка развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих. Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости к очагам социально-политической нестабильности территории (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого строительства курортно-рекреационных объектов, которые в дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного комплекса этих территорий. Для выявления возможностей и перспектив развития транзакционного сектора Южного федерального округа был выполнен анализ. В первом блоке анализа для Южного федерального округа исследованы два субмакрорегиона - сбалансированный (Краснодарский край и Ростовская область) и интенсивный (Волгоградская область, Ставропольский край и Республика Дагестан. К силам данных субмакрорегионов относятся факторы географического, инфраструктурного и производственного характеров: . Географические факторы: • географическое положение Краснодарского края и Ростовской области - они расположены на пути важного транспортного коридора «Балтика-Центр-Черное море», имеют выход к Черному морю;. • естественные географические преимущества Волгоградской области, Ставропольского края и Республики Дагестан: расположение на пути международного транспортного коридора «Север-Юг», связь через две крупнейшие реки Европейской части РФ Дон и Волгу с речным транспортом с другими экономическими регионами страны; выход к Каспийскому морю; . Инфраструктурные факторы: • наличие нескольких крупных транспортных узлов\ Ростов-на-Дону, Краснодар, Батайск, Новороссийск, Туапсе, Волгоград, Ставрополь, Минеральные воды, Махачкала; • наличие двух международных аэропортов в Ростове-на-Дону и Краснодаре; • наличие портов: Новороссийск, Геленджик, Темрюк; • густая сеть автомобильных и железных дорог. . Производственные факторы: • мощный трансформационный сектор (как промышленный, так и сельскохозяйственный); • развитый транзакционный сектор: широко представлены предприятия розничной торговли, сильны позиции предприятий оптовой торговли, транспорта и связи, широко представлены все составляющие финансового подсектора: банки, страховые организации, пенсионные фонды. Но так же имеются и слабости данных субмакрорегионов можно также разделить на инфраструктурные, географические и производственные: . Географические слабости: наличие границ с регионами и государствами с нестабильной политической обстановкой. . Инфраструктурные слабости: изношенность объектов инфраструктуры и ее несоответствие мировым стандартам; недостаточность и отсутствие многих инфраструктурных объектов (дорог, аэропортов и т. д.), необходимых для полноценного развития экономики; удаленность и труднодоступность некоторых территорий (Заволжье, горные районы Дагестана и т. д.). . Производственные слабости: концентрированность объектов финансового, информационного и торгового подсекторов в крупных городах; изношенность основных фондов предприятий трансформационного и транзакционного секторов; отсутствие многих транзакционных предприятий, необходимых для развития. К благоприятным возможностям развития транзакционного сектора данных субмакрорегионов относятся: . Всестороннее развитие экономических связей с приграничными государствами, макрорегионами и субъектами РФ. . Качественное развитие транспортных коридоров, проходящих через исследуемые макрорегионы. . Модернизация имеющихся и появление новых инфраструктурных объектов. . Развитие субъектов финансового и информационного подсекторов, которые нацелены на облегчение функционирования и развития субъектов трансформационного сектора. К угрозам развития транзакционного сектора исследуемых субмакрорегионов относятся: . Недооценка правительством перспектив развития транзакционного сектора. . Перенос в другие регионы некоторых транспортных объектов (например, газопроводов из Туркмении в Европу). . Концентрация в процессе развития объектов транзакционного сектора в крупных городах. . Возникновение военных и межэтнических конфликтов на границах данных макрорегионов. . Неравномерное развитие объектов транзакционного сектора. На основе представленных блоков анализа были разработаны четыре группы стратегий для развития транзакционного сектора. Наиболее подходящей группой стратегий для данного субмакрорегиона являются стратегии слабости - возможности. Их суть состоит в минимизации слабостей и максимизации возможностей. Для этой цели необходимо решить следующие задачи: . Строительство объектов при поддержке средствами федерального бюджета. . Поддержка государством методами налоговой и бюджетной политики развития субъектов транзакционного сектора. . Создание благоприятных условий для привлечения иностранного банковского капитала на российский рынок. Для реализации представленных задач необходима разработка новых федеральных целевых программ, нацеленных именно на качественное развитие транзакционного сектора для повышения инвестиционной привлекательности представленного субмакрорегиона. Анализ перспектив развития транзакционного сектора для регионов, отнесенных нами к формирующемуся субмакрорегиону (Астраханская область, Республика Калмыкия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея, Республика Ингушетия), выявил следующие особенности. К силам данного субмакрорегиона можно отнести: • наличие рекреационных ресурсов; • благоприятные климатические условия. К слабостям данного субмакрорегиона относятся следующие факторы: • невыгодное географическое положение: в большинстве своем республики расположены в гористой местности, что отрицательным образом сказывается на развитии производственной инфраструктуры; • слабо развитый трансформационный сектор; • этнокультурные особенности подавляющего большинства населения республик: особым образом сложившаяся этноэкономика, препятствующая развитию многих отраслей транзакционного сектора, а также разрозненность этнических групп, проживающих в представленном макрорегионе; • наличие границ с государствами с нестабильной политической обстановкой. Благоприятными возможностями развития транзакционного сектора исследуемого субмакрорегиона являются: • формирование рекреационной базы для различных видов туризма; • более качественное развитие сельского хозяйства, что повлечет модернизацию обслуживающих отраслей; • всеобъемлющее сотрудничество с другими субъектами ЮФО. К угрозам для развития транзакционного сектора относятся: • ненадлежащее выполнение ФЦП «Юг России»; • межэтнические конфликты как в самих республиках, так и в приграничных государствах; • взаимная изоляция республик, входящих* в данный макрорегион. Для преодоления экономического отставания ЮФО, все субъекты которого в той или иной степени дотационны, необходимы постоянный приток инвестиций и ускоренное промышленное развитие. А это возможно только при развитости инфраструктурной отрасли и финансового подсектора. Структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования показывает, что в Южном федеральном округе, аналогично большинству других российских регионов, капитальные вложения осуществляются преимущественно за счёт привлечённых средств. Единственным регионом ЮФО, где инвестиционные проекты финансируются большей частью из собственных средств, является промышленная Волгоградская область. В 2011 году, наряду с Волгоградской областью, аналогичная ситуация сложилась в Калмыкии (соответственно 62,1 и 55 процентов). В Краснодарском крае, Ростовской области и Калмыкии от 22 до 29 процентов составляли инвестиции за счёт бюджетных средств, в которых преобладали средства федерального бюджета. Важным резервом ускорения экономического роста являются иностранные инвестиции. В 2011 году, по предварительным итогам, в Южный федеральный округ из-за рубежа поступило 3609,3 млн. долларов иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в 2011 году (в% к общему объему по РФ).
транзакционный рекреационный бизнес российский По данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США. В видовой структуре иностранных инвестиций основная часть (85 %), как и в целом по России, приходится на прочие инвестиции (торговые, прочие кредиты), доля прямых инвестиций составляет 14,8% (12 % - по РФ), портфельных - менее одного процента. Среди регионов округа доля прочих инвестиций колеблется от 54,3% в Адыгее до 92,6 % в Ростовской области. В разрезе видов деятельности более двух третей иностранных инвестиций ЮФО направлены в обрабатывающие производства, что главным образом определяется значительным объемом поступлений в Ростовскую область, возросшим по отношению к 2010 году в 1,7 раза. Далее по убывающей следуют поступления в организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг, а также в организации транспорта и связи. Рост поступлений иностранных инвестиций в торговый бизнес отмечен в 2011 году в Астраханской и Волгоградской областях. Иностранные инвестиции по отдельным видам экономической деятельности в 2011 году. Долгосрочные финансовые вложения наибольший удельный вес в Краснодарском крае (26,8 %). Анализ экономики крупного макрорегиона - Южного макрорегиона - показал, что по структурной динамике транзакционный сектор ЮФО соответствует общероссийским тенденциям: происходит смещение отраслевой структуры в сторону увеличения удельного веса транзакционного сектора и уменьшения доли трансформационного сектора. В то же время геополитическая и экономическая специфика макрорегиона обусловливают ряд специфических тенденций развития транзакционного сектора, обусловленных географическим положением и этноэкономическими особенностями, учет которых повышает степень корректности разрабатываемых стратегических направлений развития его субъектов. Неравномерный уровень развития транзакционного сектора в ЮФО позволяет объединить его субъектов в три группы - регионы с равнозначным развитием трансформационного и транзакционного секторов, с бурно развивающимся ТС, со слаборазвитым ТС. Определение факторов, способствующих и препятствующих осуществлению хозяйственных трансакций в этих группах, в рамках анализа, позволило обосновать целесообразность выделения трех субмакрорегионов по признаку развитости транзакционного сектора (сбалансированный, интенсивный и экстенсивный) в рамках ЮФО и предложить стратегические направления их экономического развития. Проанализировав ситуацию в Южном макрорегионе, можно прийти к выводу, что транзакционный сектор рос во многом благодаря факторам, которые применимы и к российской экономике: Увеличение количества хозяйствующих субъектов, благодаря развитию предпринимательства, которые требуют наличия обслуживающих отраслей, координирующих их действия; Рост реальных доходов хозяйствующих субъектов, что особенно актуально в последнее время; Расширение ассортимента предлагаемых на рынке товаров и услуг; Развитие кредитования, следствием чему является увеличение платежеспособного спроса, а, следовательно, рост торгового подсектора; Реализация федеральных целевых программ; Научно-технический прогресс. Все эти факторы оказывали прямое влияние и на развитие транзакционного сектора ЮФО, в большей степени это влияние ощущали на себе сбалансированный (Краснодарский край и Ростовская область) и интенсивный (Волгоградская область, Ставропольский край и Республика Дагестан) субмакрорегионы. В меньшей степени влияли эти факторы на экстенсивный субмакрорегион. Данную методику для деления и анализа регионов по принципу развитости транзакционного сектора можно применять для исследования и группировки регионов в других Федеральных округах. Это будет способствовать выработке более обоснованных Федеральных целевых программ по развитию транзакционных отраслей субъектов, которые, в свою очередь, окажут положительное влияние на инвестиционную привлекательность и увеличение темпов роста транзакционного сектора, а значит и экономики в целом.
Заключение
Проделав работу я сделал вывод, что транзакционный сектор играет важную роль в экономике страны. В данной работе исследуются проблемы транзакционного сектора, для того, чтобы обосновать необходимость большего внимания теоретиков и практиков к его развитию, как в национальной экономике, так и региональной экономической системе. Транзакционный сектор выступает ключевым фактором повышения инвестиционной привлекательности региона. В результате исследования были определены следующие положения. Экономическая трансакция является базовым понятием в теории транзакционных издержек. Это взаимодействие, при котором происходит не только перераспределение прав собственности, но и изменение благосостояния участников. В процессе такого взаимодействия благо перемещается от одного экономического объекта к другому. Если взять за критерий классификации рыночной трансакций благо, по поводу которого осуществляется взаимодействие, то их можно разделить на товарные, информационные и финансовые трансакции. Была выдвинута гипотеза о разделении субъектов южного макрорегиона на три субмакрорегиона по признаку удельного веса транзакционного сектора в общероссийских показателях. В дальнейшем при рассмотрении масштабов и динамики таких показателей, как количество зарегистрированных предприятий транзакционного сектора, оборот оптовой и розничной торговли, оборот платных услуг, отдельные показатели деятельности кредитных и страховых организаций эта гипотеза нашла свое подтверждение. Был сделан вывод о целесообразности деления ЮФО на субмакрорегионы: субмакрорегион с развитым транзакционным сектором - Краснодарский край и Ростовская область; субмакрорегион с развивающимся транзакционным сектором. Волгоградская область, Ставропольский край, Республика Дагестан; субмакрорегион с неразвитым транзакционным сектором (экстенсивный) - Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Ингушетия, Астраханская область. В процессе рассмотрения динамики транзакционного сектора Южного федерального округа были выявлены следующие тенденции его развития: в сбалансированном и интенсивном субмакрорегионах - рост масштабов транзакционного сектора, преобладание в структуре транзакционного сектора торгового подсектора, качественный рост финансового подсектора (при уменьшении количества субъектов, увеличение качественных показателей деятельности: страховых выплат, депозитов и кредитов); замирание развития информационного подсектора; в экстенсивном субмакрорегионе - замедленный рост транзакционного сектора в целом, замедление развития финансового подсектора и ликвидация многих его субъектов, преобладание в торговом подсекторе субъектов розничной торговли и упадок субъектов оптовой торговли и транспорта. На основе проведенного анализа были выявлены факторы роста транзакционного сектора, как в Южном федеральном округе, так и в российской экономике: увеличение количества хозяйствующих субъектов, благодаря развитию предпринимательства, которые требуют наличия обслуживающих отраслей, координирующих их действия; рост реальных доходов хозяйствующих субъектов, что особенно актуально в последнее время; увеличение ассортимента предлагаемых на рынке товаров и услуг; развитие кредитования, следствием чему является увеличение платежеспособного спроса, а, следовательно, рост торгового подсектора; реализация федеральных целевых программ; научно-технический прогресс. Следующим этапом исследования было проведение анализа перспектив развития транзакционного сектора субмакрорегионов Южного федерального округа, в результате которого были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития транзакционного сектора и предложены стратегии для развития этого сектора экономики.
Список литературы
1. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие // Вопросы экономики. 1999. № 1-12. 2. Дуглас Норт, институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. С. 45. . Радаев В.В. Российский бизнес: структура транзакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 32-38. 4. Карпов, Ю.А. Состояние транзакционного сектора Южного Федерального округа. / Ю.А. Карпов // Вестник Волгоградского Государственного университета. - Серия 3. Экономика. Экология. - № 1 (12). - 2008 г. - Изд-во ВолГУ, 2008. - 0,24 п. л. 5. Карпов, Ю.А. Дифференциация развития транзакционного сектора в Южном федеральном округе. / Ю.А. Карпов // Интеграл. - № 5. - 2008. - 0,13 п. л. 6. Карпов, Ю.А. Состояние транзакционного сектора Южного Федерального округа. / Ю.А. Карпов // Вестник Волгоградского Государственного университета. - Серия 3. Экономика. Экология. - № 1 (12). - 2008 г. - Изд-во ВолГУ, 2008. - 0,24 п.л. 7. Карпов, Ю.А. Дифференциация развития транзакционного сектора в Южном федеральном округе. / Ю.А. Карпов // Интеграл. - № 5. - 2008. -0,13 п.л. . Карпов, Ю.А. Динамика развития транзакционного сектора в США / Ю.А. Карпов // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 16-30 апреля 2007 г. [Текст]. Вып. 4. Мировая экономика и финансы / ВолГУ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - 0,16 пл. . Карпов, Ю.А. Причины существования неформального сектора Волгограда / Ю.А. Карпов, С.И. Медведев // Молодежь и экономика: новые идеи и решения. I Васюнинские чтения: материалы межвузовской научной конференции аспирантов и студентов, г. Волгоград, 24-26 мая 2005 г. - Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2006. - 0,1/0,05 п.л. . 5. Карпов, Ю.А. Структура и динамика транзакционного сектора Волгограда / Ю.А. Карпов // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 18-24 апреля 2005 г. [Текст]. Вып. 4. Мировая экономика и финансы / ВолГУ.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005 - 0,16 п.л. . 6. Карпов, Ю.А. Влияние этноэкономики на структуру транзакционных издержек / Ю.А. Карпов // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы: Материалы Всероссийской научной конференции пос. Донбай, 11-14 марта 2005 г. В 2 ч. - г. Черкесск: КЧГТА, 2005.-Ч. 1. 0,2 пл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|