Контрольно-измерительные приборы
ГЛАВА V Контрольно-измерительные приборы, установленные в танках и других объектах бронетанковой техники, позволяют экипажу осуществлять непрерывный контроль за состоянием и режимом работы основных агрегатов и систем. В частности, с помощью контрольно-измерительных приборов контролируют тепловое состояние силовой установки, частоту вращения агрегатов, скорость движения и пройденный путь, время работы двигателя, давление в системах смазки, запас топлива в баках, ток генератора, напряжение бортовой сети и т.д. В качестве измерителей в большинстве приборов применяются логометры. Логометром называется электроизмерительный прибор, показания которого определяются отношением токов, протекающих в его катушках. Логометр (рис.5.1) имеет две неподвижные катушки
Рис.5.1. Схема логометра
Между катушками на оси закреплен подвижный постоянный магнит. На этой же оси укреплена стрелка прибора. Характерной особенностью логометра является то, что в нем нет устройства для создания противодействующего момента (нет пружины). Для приведения подвижной системы в исходное состояние при отсутствии токов в катушках применяется вспомогательный неподвижный небольшой магнит. При наличии токов в катушках этот магнит на показания прибора практически не влияет. Принцип действия логометра основан на взаимодействии магнитного поля постоянного магнита с магнитным полем катушек при прохождении по ним тока. При протекании по катушкам токов
В цепь катушки включено сопротивление датчика Если будет изменяться сопротивление датчика Следовательно, изменение напряжения бортовой сети не будет влиять на показания логометра. Когда неподвижные катушки Рассмотрим основные типы танковых контрольно-измерительных приборов. Вольтамперметр предназначен для непрерывного измерения тока и периодического измерения напряжения (э. д. с). В объектах бронетанковой техники устанавливается магнитоэлектрический вольтамперметр класса В комплект вольтамперметра входят (рис.5.2): измерительный прибор, шунт, штепсельный разъем с проводами.
Рис. 5.2. Вольтамперметр 1 – измерительный прибор; 2 – шунт
В измерительном приборе (рис.5.3) имеется постоянный магнит, между полюсными наконечниками которого размещена рамка с указательной стрелкой; на рамке намотана катушка.
Рис. 5.3. Принципиальная схема вольтамперметра: 1 – шкала; 2 – постоянный магнит; 3 – рамка; 4 – кнопка 5 – переключатель Вольтамперметр имеет две шкалы: нижнюю — для измерения тока и верхнюю — для измерения напряжения. В объектах бронетанковой техники устанавливаются вольтамперметры одинаковой конструкции, но отличающиеся друг от друга сопротивлением шунта и пределами измерения тока. Данные вольтамперметров, применяемых в бронеобъектах, приведены в табл.5.1. Прибор постоянно включен в сеть, как амперметр с наружным шунтом. При этом катушка рамки включена параллельно шунту. В цепь рамки включено небольшое сопротивление из манганина Наконечник с меткой которого провод идет к плюсовому зажиму аккумуляторных бата- рей; наконечник с меткой которого провод идет к генератору (к реле-регулятору). Наконечникс меткой Для того чтобы использовать прибор как вольтметр, необходимо нажать на кнопку
Таблица 5.1
В этом случае последовательно с катушкой включается добавочное сопротивление Вольтамперметр надежно работает при температуре окружающей среды от Электрический термометр предназначен для дистанционного измерения температуры охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах двигателя и трансмиссии. В объектах бронетанковой техники устанавливается универсальный термометр
Рис. 5.4. Термометр 1 – датчик
Датчик термометра (рис. 5.5) состоит из теплочувствительного элемента
Рис. 5.5. Датчик термометра 1 – теплочувствительный элемент; 2 – слюдяные пластины; 3 – теплопроводящая пластина; 4 – спираль из манганиновой проволоки; 5 – штепсельный разъем; 6 – цилиндрический корпус
Никелевая проволока устойчива против коррозии и имеет большой температурный коэффициент сопротивления Измеритель термометра состоит из логометра и восьми катушек сопротивлений. Шкала измерителя проградуирована в градусах Цельсия и имеет пределы измерений Принцип действия термометра. Электрический термометр собран по схеме пятиплечевого неуравновешенного моста (рис. 5.6). Сопротивления
При повышении температуры сопротивление датчика увеличивается с Благодаря этому вектор результирующего магнитного потока, а следовательно, и постоянный магнит со стрелкой поворачиваются на угол
Рис. 5.6. Принципиальная электрическая схема термометра Танковые топливомеры предназначены для измерения количества топлива в основных баках танка. В танках применяются топливомеры электрические с емкостным датчиком. Основными элементами топливомера (рис. 5.7) являются датчики-конденсаторы
Рис. 5.7. Комплект топливомера: 1 – датчик-конденсатор; 2 – измерительный блок; 3 – указатель (миллиамперметр) Принцип действия топливомера основан на измерении емкости конденсатора, помещенного в жидкость. Датчик-конденсатор В электрическую схему топливомера (рис. 5.8) входит генератор переменного тока высокой частоты, преобразующий напряжение бортовой сети Параметры измерительного моста выбраны так, что в исходном состоянии (пустые баки) емкости эталонного конденсатора
Рис. 5.8. Упрощенная схема топливомера
Рис. 5.9. Электрическая схема топливомера
Применяемая схема топливомера (рис. 5.9) кроме перечисленных основных элементов включает сопротивление В комплект топливомера Электрический манометр предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки двигателя. В объектах бронетанковой техники устанавливаются манометры В комплект манометра (рис.5.10) входят датчик и измеритель.
Рис. 5.10. Манометр 1 – датчик; 2 – измеритель
В датчике манометра (рис.5.11) закреплена мембрана Датчик манометра соединен специальной трубкой с крышкой центрального подвода масла. Основным элементом измерителя является логометр, который по устройству и принципу действия аналогичен логометру, применяемому в электрическом термометре. Шкала измерителя имеет диапазон измерения
Рис. 5.11. Датчик давления масла 1 – основание со штуцером; 2 – мембрана; 3 – реостат; 4 –выводной зажим; 5 – ползунок реостата; 6 – ось ползунка; 7 – пружина; 8 – передаточный рычажок; 9 – регулировочный винт; 10 – толкатель
Принцип действия электрического манометра. Электрический манометр собран по схеме четырехплечевого моста (рис.5.12). Сопротивления Электрическая схема манометра отличается от обычных мостовых схем наличием дополнительной полудиагонали, состоящей из сопротивлений При включении прибора в катушках логометра возникают токи, отношение между которыми зависит от величины измеряемого давления. Например, при отсутствии давления в системе смазки двигателя движок реостата датчика находится вблизи точки При увеличении давления движок реостата датчика приближается к точке
Рис. 5.12. Принципиальная электрическая схема манометра
При этом вектор результирующего магнитного потока поворачивается по ходу часовой стрелки. В этом же направлении поворачивается и подвижный магнит со стрелкой, указывающей, что давление в системе смазки увеличивается. Когда давление достигнет наибольшего значения, движок реостата датчика будет вблизи точки При отключении источника питания вспомогательный неподвижный магнит вернет подвижную систему логометра в исходное положение. Основными недостатками рассмотренного датчика являются: ограниченный диапазон измерений существенная нелинейность статической характеристики, обусловленная нелинейностью потенциометра, а также недостаточная надежность датчика вследствие наличия контактной пары. На объектах Все индуктивные датчики работают на переменном токе. Принцип действия их основан на изменение индуктивности катушки с магнитопроводом при перемещении якоря. Индуктивные датчики с подвижным якорем (рис. 5.13) обычно имеют два сердечника с двумя симметрично расположенными катушками индуктивности и якорем, который связан с измеряемым объектом. Условие равновесия моста, куда включены катушки будет иметь вид:
При нулевом положении якоря воздушные зазоры При перемещении якоря в любую сторону от нуля изменяется индуктивность обеих катушек, а значит токи Источник переменного тока и выпрямительное устройство смонтированы в измерителе манометра
Рис. 5.13. Датчик давления индуктивный: 1 – толкатель; 2 – мембрана; 3 – сердечник; 4 – катушка; 5 – якорь; 6 – измеритель
Для измерения давления масла в системе гидроуправления и смазки силовой передачи применяется манометр
Рис. 5.14. Манометр 1 – указатель; 2 – приемник (датчик) манометра
Электрический тахометр предназначен для дистанционного измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя. В танке устанавливается тахометр Датчик тахометра представляет собой трехфазный генератор переменного тока с возбуждением от постоянного магнита.
Рис. 5.15. Тахометр 1 – указатель тахометра; 2 – датчик тахометра
В статоре генератора размещена трехфазная обмотка,соединенная звездой. Ротором генератора является четырехполюсный постоянный магнит. Ротор посажен на полый вал генератора, который через хвостовик и механизм передач получает вращение от коленчатого вала двигателя. Измеритель тахометра состоит из синхронного трехфазного электродвигателя с диском асинхронного пуска и асинхронной электрической муфты с постоянными магнитами. В статоре электродвигателя размещена трехфазная обмотка, соединенная звездой. Принцип действия электрического тахометра. При работающем двигателе вращение от коленчатого вала через механизм передач передается ротору трехфазного генератора-датчика (рис.5.16). Ротор Обмотка статора генератора соединена с обмоткой Так как скорость вращения коленчатого вала возрастает очень быстро, то в момент пуска танкового двигателя ротор На валу синхронного двигателя помещен постоянный магнит
Рис. 5.16. Принципиальная схема электрического тахометра: 1 – ротор генератора; 2 – обмотка статора генератора; 3 – ротор синхронного двигателя; 4 – обмотка статора синхронного двигателя; 5 – диск асинхронного пуска; 6 – постоянный магнит асинхронной муфты; 7 – диск асинхронной муфты; 8 – противодействующая пружина; 9 – магнит демпфера; 10 – диск демпфера; 11 – стрелка тахометра
Под действием этого момента диск
Из равенств моментов
Из последней формулы видно, что угол поворота стрелки тахометра пропорционален скорости вращения коленчатого вала двигателя. С целью быстрого гашения колебаний подвижной системы предусмотрено демпфирующее устройство, состоящее из неподвижного постоянного магнита
– пусковое и стопорное устройство; – электрический подзавод; – счетный механизм; – часовой механизм. Пусковое и стопорное устройство предназначено для включения и выключения счетчика мотто-часов. Оно состоит из электромагнита При пуске двигателя напряжение генератора прикладывается к обмотке электромагнита и, когда оно достигнет
Рис. 5.18. Кинематическая схема счетчика мото-часов: 1 – электромагнит пускового и стопорного устройства; 2 – рычаг пускового и стопорного устройства; 3 – балансир; 4 – часовой механизм; 5 – счетный механизм; 6 – тяговая пружина часового механизма; 7 – пружина под
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|