Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Формирование основных типологических особенностей журнала «Работница» в ходе его исторического развития

1.1. Изучение традиций журнала «Работница» в его историческом развитии

Изучение ценностной направленности журнала «Работница» 1960-1980х необходимо начать с традиций в историческом развитии.

Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года и изначально позиционировался как общественно-политический журнал для женщин. На рынке прессы в 1910-1920х годах было много изданий, посвященных «женщине и тому, что ее интересует» («Дамский мир», «Журнал для хозяек»)и лишь три серьезных политических журнала: «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Для нас важно, что «Работница», в отличие от других, был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. То есть, ежемесячный журнал создавался как проводник между большевиками и простыми женщинами-работницами, вовлекая их в политическую жизнь общества. Например, известные работы В.И.Ленина«Есть ли путь к справедливому миру?» и «Три кризиса» были опубликованы именно здесь. Это одна из ключевых традиций «Работницы» - тесная связь с политикой государства- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения.

После окончания гражданской войны, в 1920-е годы, начинается работа с женской частью Советского союза под лозунгом: «Если освобождение женщины невозможно без коммунизма, то и коммунизм невозможен без свободной женщины»[1]. На XII съезде принимается резолюция, согласно которой работа среди женщин превращается в одну из очередных задач партии. В женщине видели большую потенциальную силу: она могла работать наравне с мужчинами, укреплять и развивать советскую власть, родить здоровое поколение и воспитать его. «Вот почему дело политического просвещения работниц и крестьянок является теперь, когда рабочие и крестьяне взялись за строительство новой жизни, — первостепенным делом, важнейшим делом действительной победы над буржуазией» (Сталин И. К 5-й годовщине Первого Съезда работниц и крестьянок. Коммунистка. 1923. №5)[2]. В 1923 году журнал «Работница» возобновляется, и с первых страниц читательницу призывают задуматься и осознать свою важную роль в жизни партии. В первом номере 1923 года, редакция перечисляет цели и задача журнала: освещение всех политических вопросов, указания по организации яслей, разъяснение причин, почему необходимо участвовать в кооперации, быть членов профсоюза и получать квалификацию. В «Работнице», начинает формироваться образ женщины-гражданки. Такая женщина активно проявляет себя в общественной жизни, борется с безграмотностью, организовывает женотделы, детдома, культмассовую работу. Становится популярной и должность делегатки: (Выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией. Толковый словарь Ожегова), в редакцию «Работницы» приходит множество писем о том, как трудно и грустно было женщине раньше (при Российской Империи) и как сейчас она рада, что получила равноправие и может работать на благо страны. «Сейчас я чувствую себя счастливой. Это счастье я получила только потому, что три года назад была избрана делегаткой, и мое делегатство вывело меня на дорогу самостоятельности, дорогу глубокой общественной работы» («Работница». 1924. №13-14). Это третья традиция журнала - агитационно-просветительская работа среди женщин, призыв к делу какподтверждению своей приверженности большевикам.Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Смеюха В.В., автор множества работ о массовой женской прессе, пишет: «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей».
По сообщению в журнале «Работница» к 1930-ому году, в промышленном производстве было задействовано 29% женщин, 43,6% женщин до сих пор оставались безработными. В связи с тем, что уменьшение доли домохозяек шло медленными темпами, в стране организуется движение жен-общественниц (чаще всего, речь идет о женах руководящих работников). Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и давала вектор направления в общественных работах. Хотя и был создан журнал «Общественница» (1936-1941), первым образ женщины-общественницы создавался на страницах «Работницы». Все начиналось с речей и материалов заведующей женсектором ЦК ВКП(б) М. А. Шабуровой «Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям», «Советы и организация женских трудящихся масс», еще в 1934 году здесь публикуется отчет о «Совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии», публиковались письма общественниц, например, «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». Образ женщины-общественницы заключается в том, что она не работает на фабрике или заводе, однако отвечает за культуру на производстве и в быту, и помогает другим трудящимся женщинам. И вместе с темой работы жены-общественницы, в журнале появляется и тема семейной жизни, это четвертая традиция – писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, то есть взаимосвязанных элементов. Быть хорошей женой для мужа, занимающего важную должность, значит: помогать ему и его достижениям для страны. Тема женственности и личных отношений также оставалась табуированной. Появляются материалы о материнстве, но женщина в первую очередь оставалась труженицей, а для детей должна была создать комфортные условия: ясли, детсады, школы. Сильный образ женщины-матери формируется в 40-е годы.

В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женщина имела три образа: матери сына-солдата, преданной и верной жены, дочери-защитницы Родины. С образом матери у людей ассоциировалась сама Родина, требующая заботы и защиты, и желающая защитить своих детей от фашистов[3]. Но материнство и труд не исключали друг друга, поэтому женщины продолжали не уступать мужчинам в работе, были способны заменить их в тылу и отправиться на фронт. Мы не будем глубоко изучать журнал в годы войны, так как для всей периодики были характерны черты: пафос патриотизма, тема фронта и военно-оперативных сводок, ненависть к фашистам, рассказы о героях войны, призывы воевать за «Родину-мать» и оставаться "На страже Родины". Опираясь на периодизацию истории отечественной журналистики, рассмотрим первое десятилетие после войны[4]. В это время на  страницах журнала «Работница» появляется образ женщины-матери, при этом, материнство ставится на первое место при перечислении заслуг женщины (в первомайской передовице 1946 года речь сначала идет об «огромной заботе государства о женщине-матери и детях» и лишь потом – о том, как «значительна и ответственна роль советских женщин в осуществлении задач новой пятилетки»[5]). Это связано с госзаказом: демография страны после войны с фашистской Германией очень пострадала (по последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей (это 14% предвоенного населения))[6]. В стране нужно было повысить рождаемость, И.В.Сталин принимает меры для усиления охраны материнства: повышается статус зарегистрированного брака, усложняется его расторжение, повышается престиж материнства, вводятся правительственные награды многодетным мамам и мамам-одиночкам, предоставляются льготы, присваивается почетное звание «Мать-героини»[7]. В связи с этим в женской прессе воспевается образ женщины-матери. Становится неважно, в браке она родила или нет (а в 1930-е годы незаконнорожденный ребенок был позором для семьи и осуждался обществом), то сейчас рады и готовы помочь любой матери и ее ребенку. Этой теме посвящается большое число статей и рассказов, иллюстраций, рубрик, притом материнство освещается чаще всего с положительной стороны (например, рассказывается о материальных вознаграждениях от государства для многодетных матерей). В тоже время, советская мама это не только «проверять уроки детей и следить за их воспитанием», но и беседовать о работе, приучать их к труду; в семье,  как ячейке обществе,  у матери была центральная роль в идеологическом просвещении детей на личном примере. В женщине, как и прежде, ценились профессиональные качества, «Работница» сообщала о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин — инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов[8].  Поэтому авторитет матери, в первую очередь, строится на ее гражданственности, поведении на работе, в повседневной жизни, и ребенок никак не должен мешать профессиональной карьере мамы, поэтому так актуальна тема детсадов, яслей, школ- у женщины должно хватать сил на все функции советской женщины. В журнале можно встретить рассказы о труженицах с таким описанием: «научная деятельность не мешает ей воспитывать дочь», или «сложная работа бригадира не мешает Антонине Андреевне быть хорошей матерью»[9]. Это пятая традиция журнала: материнский образ выстраивается вокруг общественных ролей женщины, а не подается через сферу частной жизни, материнство- это твой долг перед Отечеством, равнозначный остальным. Из этого можем  вывести шестую традицию - стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране.
Жизнь послевоенного времени нуждалась в теплом доме, в заботе женских рук, мускульный образ женщины был не актуален и  в «Работнице» начинают публиковаться модные выкройки (иногда даже вечерние платья и шляпки), советы по ведению хозяйства. Например, на обложке 1946-ого года впервые появляется тема домохозяйства: фотография девочки с утюгом; это чуть ли не первый случай со времен лозунгов 30-х годов «Кастрюля – враг партийной ячейки» и «Долой горшки и сковородки». В журнале «Работница» наблюдается появление новых ценностей: семья, материнство, дети, уют и быт, женственность. И к 1950-м годам, идеальная советская женщина- это женщина-трансформер [10], меняющая свои роли в зависимости от требований к ней, по словам исследователя Кирьяновой. «Елена Сергеевна надевает рабочий халат, косынку. Теперь уже не узнать в этой женщине ту, что вязала кружева на диване»- то есть  женщина одновременно и передовая работница, и общественница, многодетная мать, примерная жена и хозяйка.

В 1953 г. завершает период правления И.В. Сталин и начинается новое эпоха в развитии советского общества, а вместе с ним и советской прессы, под неофициальным названием «оттепель».Хрущевская «оттепель»[11] (середина 1950х – середина 1960х годов) характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности. Основными ценностями в периодике того времени становятся: личность, мысли и чувства человека, обновления в стране, свобода творчества и свобода слова. Конечно, об «оттепели» можно многое рассказать, например, о деревенской теме, прорыве лагерной прозы, появление женской темы в центральных изданиях, о теме экономического реформаторства в прессе и т.д. Для нас становится важным лишь то, что ценностный облик журнал «Работница» меняется в сторону личности, индивидуальности. Это можно проследить на плакатах и фотографиях 50-60х годов, где фокус внимания именно на лице женщины или отдельной фигуры женщины[12]. Скажем, в 1930-е годы плакаты пестрили слиянием женщины и механизма (на фабрике например), или изображением большого коллектива, где невозможно вычленить одного человека. Теперь преобладают индивидуальные фотографии, подчеркивающие личных вклад человека (а не группы/коллектива), о чем можно судить по подписям к изображениям о заслугах и достижениях определенной девушки (о клейщице цеха Антонине Алексеевне Терентьевой «Бригадир микалентной машины Тоня Тереньтева – одна из лучших работниц завода «Электрозолит»[13]), а портрет героини статьи может занимать целую полосу. В журнале «Работница» теперь популяризируется «культурный досуг», занятия духовные и физические: чтение книг, посещение театров, увлечение танцами. Рассказывая о трудовой деятельности женщины, упоминается, что она «находит время для чтения книг, посещает театры», является «строгим ценителем музыки»15, что она успевает побывать и на танцах, и в бассейне16. Ранее считавшийся «буржуазным, мещанским» стиль жизни, включающий в себя наслаждение, отдых, личное время и семейные традиции, теперь красуется на страницах журнала. В образ женщины-«труженницы-общественницы-матери» вклинивается новая ценность «личности», и теперь женщина не только строит коммунизм, но и «показывается и строительницей частной среды обитания, потребительницей плодов уже созданного общества, работающей не только ради абстрактного «светлого будущего», но и ради жизни здесь и сейчас»[14]. Оттепельное время, словно дает шанс женщине расслабиться, не сильно конечно, прогулы и нарушения на работе все также наказываются, но у нее появляется своя личная жизнь и свои интересы, о которых женский журнал пишет и чей новый образ идеализирует. Эта новая тенденция, седьмая, является основополагающей в рассматриваемом нами периоде 60-80х годов- женщина воспринимается не только как «часть механизма или часть коллектива», а как личность, выделяющаяся и обладающая индивидуальными заслугами и личными интересами


[1]ОСак

[2]http://anthropology.ru/ru/text/osika-yul/trud-i-ravnopravie-obraz-rabotnicy-v-sovetskoy-presse-1920-h-godov

[3] Новикова Э.Е. Женщина. Труд. Семья.-М.:Профиздат,1978.- С.122.
Гамелько Е. В. Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 174-177. — URL https://moluch.ru/archive/7/543/ (дата обращения: 28.04.2019).

[4] кузнецов

[5] Кирьянова http://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[6] Демография сталинской эпохи. Анатолий Вишневский http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr5.htm

[7] указ от 8 июля1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»

 

[8] Спасибо Тоне// Работница. Под ред. Е.В.Вавилиной. 1957. №3. С 12.

[9] Кирьянова http://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[10] Кирьянова http://elis.pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=34&pod3_id=174

[11] Словарь исторических терминов

[12] (см. Приложение 4 из ВКР)

[13] Правила приличия// Работница. Под ред. Е.В. Вавилиной 1959. № 10. С

[14] Кирьянова https://cyberleninka.ru/article/v/zhurnalnye-obrazy-zhenschin-i-sotsialnye-tsennosti-v-sssr-poslevoennogo-desyatiletiya-1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...