Для самостоятельной работы студентов
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2011 г.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» для студентов всех форм обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиля подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)»
Екатеринбург РГППУ Планы семинарских занятий по дисциплине «мировая художественная культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 23 с.
Одобрены на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 25 мая 2011 г. № 10.
Рекомендованы к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
Цель и задачи курса
Курс «Мировая художественная культура» особенно актуален в современной ситуации всё более тесных межкультурных взаимодействий, т.к. создаёт базу для взаимопонимания представителей разных культур. Восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет оценить её потенциал, уникальность и значимость. Знакомство с мировой художественной культурой, воплощающей духовный опыт всего человечества, открывает студентам широкий горизонт личностного роста.
Цели, реализуемые в процессе преподавания учебной дисциплины «Мировая художественная культура»: знание и понимание истории мировой культуры, представленной наиболее выдающимися произведениями искусства, формирование эстетического вкуса и достижение высокого уровня духовной культуры. Приоритетными задачами освоения курса являются: · раскрытие основных этапов в истории мировой культуры; · обнаружение связи художественной культуры с общей духовной ситуацией времени; · освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; · понимание формальных особенностей различных видов искусства, освоение основных методов анализа художественного произведения. · использование студентами приобретенных знаний и умений для обогащения духовного опыта, расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения мировой художественной культуры, позволят уяснить связь искусства с жизнью общества и менталитетом народа, помогут лучше ориентироваться в современном поликультурном пространстве.
Методические рекомендации по подготовке К семинарским занятиям
Семинарское занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На семинарских занятиях по дисциплине «Мировая художественная культура» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях и круглых столах по наиболее актуальным проблемам художественной культуры выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.
Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к семинарам, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, промежуточным аттестациям и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах. Подготовка к семинарскому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами и планами семинарских занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой. При чтении литературы по курсу «Мировая художественная культура» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам семинара, а также в обсуждении выступлений других студентов. Доклад на семинарском занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Обязательно наличие иллюстративного материала к докладу. Продолжительность выступления с докладом – 7-10 минут. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад. Домашние словарные работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины.
Общая трудоёмкость дисциплины «Мировая художественная культура» 72 часа (2 зачётных единицы), в том числе: 16 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 42 часа – самостоятельная работа студентов. После изучения дисциплины студенты сдают зачёт.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
Занятие 1. Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности. Художественная культура первобытности. Контрольные вопросы: 1. Художественная культура: понятие, составные элементы; 2. Природа и сущность искусства; 3. Происхождение искусства и художественная культура первобытности.
Задания: 1. Перечислите функции искусства и определите его роль в человеческой культуре. 2. Определите отличие художественного текста от нехудожественного; 3. Выявите причины возникновения художественной деятельности и своеобразие художественной культуры первобытности.
Темы докладов: 1. Скульптура каменного века 2. Наскальная живопись 3. Архетипические образы мифов 4. Архитектура мегалитов 5. Танец, музыка, театр – единство происхождения Литература
1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. М., 1994. 2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура» в 2 ч. Саранск, 1997. 3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1995. 4. Померенцева Н.А. Первобытное искусство. М., 2001. 5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 2001.
Занятие 2. Художественная культура Древнего Востока. Контрольные вопросы: 1. Культовая природа художественной культуры Древнего Египта 2. Ведические тексты как основа художественной культуры Древней Индии 3. Роль мифа и ритуала в художественной культуре Китая. Задания: 1. Определите основные составляющие художественного канона Древнего Египта 2. Соотнесите мифы и эпос Древней Индии
3. Проанализируйте роль музыки в системе художественной культуры Китая.
Темы докладов:
1. Понятие символа и символического искусства. 2. Символы Древнего Египта. 3. Пирамида как универсальная модель мира в древневосточной культуре. 4. Эпос о Гильгамеше - памятник литературы Древнего Востока. 5. Музыкальное искусство Древнего Китая.
Литература 1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989. 2. Васильев Л.С. История Востока: в 2-х томах. – М.: Высш. Школа, 1994. 3. Дмитриева Н.А. Виноградова М. Искусство Древнего мира, М., 1989. 4. Древние цивилизации / под ред. Бонгард-Левина Г.М., М. 1989. 5. Искусство стран Востока: учеб пособие под ред. Васильевского, М.: Просвещение, 1986. 6. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в тра-диционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. 7. Искусство Китая. М., 1988.
Занятие 3. Художественная культура Античности Контрольные вопросы: 1. Место искусства в культуре Античности 2. Образ человека в художественной культуре Античности 3. Формирование классических жанров в античном искусстве. Задания: 1. Определите классический художественный канон. 2. Назовите великих античных авторов и охарактеризуйте особенности их творчества. 3. Сравните искусство архаики, классики, эллинизма и римское искусство.
Темы докладов: 1. Классический эпос: «Илиада» и «Одиссея». 2. Ордерная система в архитектуре. 3. Эволюция древнегреческой скульптуры. 4. Античный театр. Принципы построения театрального действия. 5. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида. 6. Римский скульптурный портрет. 7. Римская литература. Гораций, Вергилий, Овидий. Литература
1. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995. 2. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. 3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. 4. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981. 5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1992. 6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1979. 7. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М. 1980. 8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 2001. 9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|