Связанных с различными состояниями сознания
Другая возможность развить наблюдательность такого рода — отслеживать стратегии вспоминания или принятия решений. Например, объясняя кому-нибудь дорогу, диктуя номер телефона или сообщая иную информацию, требующую запоминания, наблюдайте за микроповеденческими ключами своего собеседника, когда он поглощен процессом запоминания информации. Каким образом он меняет положение тела, стоит ли он прямо и, если наклоняется, то в какую сторону, — вперед, назад, вправо или влево? Если, например, вы объясняете дорогу, кинестетически ориентированный человек может в буквальном смысле ориентировать свое тело в различных направлениях и жестикулировать во время ваших объяснений. Не употребляет ли человек непроизвольно междометия типа “Хмм...”, “Ага...”, не шевелит ли он беззвучно губами, как бы проговаривая что-то про себя? Вербально ориентированная личность может несколько раз повторить услышанное. Какова его жестикуляция, если он вообще жестикулирует? Прикасается ли он к лицу, к голове или туловищу? Уделяйте особое внимание глазам и их движению. Когда человек думает или вспоминает, куда он начинает смотреть — вверх, в сторону, вниз? Что это может сказать об особенностях его мышления? Если, например, человек смотрит вверх и вправо, то, по всей вероятности, он создает визуальную карту того, о чем вы говорите. Если человек прикасается к своему лицу или глядит влево и вниз, то, вероятнее всего, он внутренне вербализует или повторяет то, о чем вы рассказали.
Какими языковыми паттернами пользуется человек при обсуждении или уточнении информации, требующей запоминания? Просит ли он вас повторить, записать или показать на карте или в справочнике? Подобно Холмсу, вам, возможно, захочется “проникнуть” в мысли человека, чтобы убедиться в том, что вы правильно определили их направление. Например, если человек глядит вверх и заметно, что он сильно напряжен, вы можете сказать: “Да, вы правы, я выразился не вполне ясно”. Если человек смотрит искоса вправо или влево вдаль, вы можете спросить: “Может быть, мне повторить помедленнее?” Если же человек смотрит вниз или вправо и насупился, вы можете сказать: “Если вы что-нибудь не поняли, давайте я повторю все сначала”. Аналогичным образом вы можете практиковаться, наблюдая неосознанные стратегии принятия решений у разных людей. Если, например, вы пришли в ресторан с компанией, понаблюдайте за микроповеденческими ключами своих спутников, пока они выбирают, что заказать. Некоторые постараются визуализировать блюда, другие обратятся к своей кинестетической системе, пытаясь определить, что будет “что надо”. Другим захочется обсудить меню, прежде чем что-то заказать. На первый взгляд все это может показаться очевидным и незначительным, но именно эти “мелочи” дают возможность заглянуть в самую суть человека. Неосознанные когнитивные процессы, с помощью которых люди решают, что им выбрать из меню, могут отражать другие важные стороны характера данного человека и его стратегий принятия решений. Развивая в себе эти навыки, специалисты разных профессий получают возможность оказывать реальную помощь людям, испытывающим затруднения. Например, психологам и педагогам знание ключей доступа НЛП помогает работать с отстающими учениками. Наблюдая за тем, кто силен в орфографии, вы заметите, что, вспоминая, как пишется слово, он практически всегда смотрит влево вверх (визуальное вспоминание). Те же, у кого правописание хромает, испытывают огромные трудности при создании зрительного образа слова и почти никогда не глядят влево вверх, когда не уверены в написании слова. Наблюдая за детьми и обучая их вырабатывать верные познавательные стратегии и подкрепляющие линии поведения, можно помочь им добиться значительных успехов во многих предметах.
В книгах “Орудия для мечтателей”, “Навыки для будущего” и “НЛП”, том I предлагается целый ряд упражнений для развития способности к обнаружению и наблюдению этих видов познавательных стратегий. В нашем дальнейшем исследовании поведенческие знаки модели BAGEL в сочетании со стратегиями наблюдения Холмса станут важным источником информации о стратегиях, которые использовались гениальными людьми. Заключение Несмотря на то, что Шерлок Холмс является вымышленным персонажем, он стал воплощением реального и незаурядного мыслительного процесса. Исследуя стратегии и модели, связанные с его мыслительным процессом, можно определить и развить полезные навыки, необходимые и эффективно применяемые в реальной жизни.
3. Уолт Дисней: Мечтатель, Реалист, Критик Уолт Дисней и три фазы творчества Способность Уолта Диснея соединять новаторское творчество с успешной деловой стратегией и общественными потребностями позволили ему создать империю развлечений, которая продолжает существовать вот уже несколько десятилетий после его кончины. Дисней (1901—1966) воплощает в себе умение создавать успешно действующую творческую организацию, а также способность превращать плоды воображения в реальные и осязаемые образы. Избранный Диснеем способ выражения идей — мультипликация характеризует основополагающий процесс всякого творческого гения — способность преобразовать нечто, существующее только в воображении, в материальную форму, непосредственно влияющую на человеческий опыт. Именно это замечательно умел делать Уолт Дисней сразу в нескольких областях.
Кроме “Диснейленда” и начальных стадий “Мира Уолта Диснея”, он создал (либо непосредственно, либо как главный режиссер) и записал в актив компании 497 короткометражных фильмов, 21 полнометражный мультфильм, 56 игровых фильмов, 7 документальных “приключенческих” фильмов, 330 часов “Микки Маус Клаб”, 78 получасовых шоу “Зорро” и 330 часов других телешоу. Бесхитростное, но покорившее весь мир обаяние Диснеевских героев, а также парков отдыха, воплощает в себе его уникальную способность уловить, синтезировать и упростить самые фундаментальные и вместе с тем весьма сложные принципы. Диснею также принадлежит ряд технических и организационных новшеств в области мультипликации и кинематографии. Технические средства и понятийный аппарат НЛП позволяют создавать подробные карты успешных мыслительных стратегий людей, наделенных особыми талантами, таких как Уолт Дисней. НЛП исследует, в какой последовательности и каким образом люди используют основные ментальные способности (такие, как зрение, слух и осязание) для самоорганизации и функционирования в окружающем мире. Одним из важнейших элементов уникального Диснеевского гения была его способность изучать предмет с различных позиций восприятия. Ключевой элемент Диснеевской стратегии удачно определил один из его мультипликаторов: “ ...На самом деле существуют три разных Уолта: мечтатель, реалист и вредитель. Никогда не знаешь, какой из них явится на собрание ”1. Это высказывание проливает свет не только на характер самого Диснея, но и на структуру творческого процесса в целом. Творчество, как интегральный процесс, заключает в себе взаимодействие и взаимопереплетение трех подпроцессов: мечтателя, реалиста и критика. Мечтатель в отсутствие реалиста не сможет воплотить идеи в осязаемые образы. Критик и мечтатель без реалиста попросту увязнут в беспрестанных разногласиях. Мечтатель и реалист могут что-нибудь сотворить, но без критика не сумеют добиться высокого качества своих творений. Критик помогает оценить и усовершенствовать результаты творческого процесса.
Дело в том, что творчество само по себе подразумевает синтез различных процессов, или “фаз творчества”. Мечтатель в творческом процессе необходим для придумывания новых идей и целей. Реалист нужен для воплощения идей в конкретные дела. Критик же служит фильтром идей и побуждает к совершенствованию творческого процесса. Разумеется, каждая из этих фаз представляет собой отдельную независимую стратегию мышления, и все они имеют тенденцию скорее вступать между собой в противоречие, нежели поддерживать друг друга. Поэтому нам предстоит глубже исследовать характерные особенности того, как Дисней использовал и направлял свое воображение (Мечтатель), методически преобразовывал плоды воображения в осязаемую форму (Реалист) и применял свое критическое суждение (Критик). Микроанализ Диснея-Мечтателя Говоря словами самого Диснея-“Мечтателя”: “ Мой бизнес был потрясающим приключением, нескончаемой авантюрой первопроходца и старателя в царствах цвета, звука и движения ”2. Как мечтатель Дисней был страстно увлечен процессом творчества. Описание физического состояния Диснея во время творческих раздумий представляет собой классический портрет микропоступков или “ключей доступа”, связанных с глубоким визуальным фантазированием. Так, один из его компаньонов сообщает:
“Когда Уолт пребывал в состоянии глубокой задумчивости, одна бровь у него опускалась, глаза сощуривались, челюсть отвисала, взгляд приковывался к какой-то точке в пространстве — и часто такое выражение сохранялось у него долгое время... Никакие слова не в силах были рассеять чары...”3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|