И методологии эксперимента
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите. Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите. Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ЗА РУБЕЖОМ ______________ ФИЛОСОФИЯ и психология
DONALD T. CAMPBELL
MODELS OF EXPERIMENTS IN SOCIAL PSYCHOLOGY AND APPLIED RESEARCHES
OCR А.И. Степнов
Д. КЭМПБЕЛЛ МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ и ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Перевод с английского
Составление и общая редакция
М. И. БОБНЕВОЙ
Вступительная статья профессора
Г. М. АНДРЕЕВОЙ
МОСКВА
„ПРОГРЕСС"
Редактор Э. М. ПЧЕЛКИНА
Редакция литературы по философии и педагогике
© «Прогресс», 1980 10508-343 К 006(01)-80 5-80
Методологические проблемы Экспериментального метода В социальных науках
(В с т у п и т е л ь н а я с т а т ь я)
Среди многообразных проблем методологии научного познания, пожалуй, нет более актуальной и дискуссионной, чем проблема использования экспериментального метода в социальных науках. Основным вопросом, который поднимается в ходе дискуссий, является вопрос о том, могут ли социальные — а также в ряде случаев и гуманитарные — науки достичь того статуса «истинной» науки, основным методом которой является эксперимент, и, соответственно, могут ли эти науки получать знание, добытое экспериментальным путем.
Какие бы более частные проблемы при этом ни возникали, суть дела сводится к сравнению, сопоставлению двух типов научного знания — экспериментального и неэкспериментального. Чаще всего сопоставление это завершается бесспорным признанием приоритета первого и — в результате — своеобразным «обличением» наук, которые либо по определению не располагают такого рода знанием, либо находятся на первых этапах освоения экспериментального метода. Успехи естественнонаучных дисциплин прибавляют существенные аргументы в пользу такого приговора. Эти установки проявляются и в противопоставлении «сциентистского» и «гуманистического» подходов в науке. Сложившаяся в XX в. самостоятельная область науки — логика и методология научного исследования — хотя по замыслу и не должна была выступать в качестве мачехи к какой-либо одной из ветвей научного знания, в значительной мере способствовала тому, что социальным наукам отводилась роль Золушки.
Философская традиция неопозитивизма, в недрах которой первоначально сложились соответствующие нормативы, сделала эталоном науки физику и математику, и дальнейшая дискуссия свелась к доказательству несовершенства всякого рода знания, не отвечающего предложенным канонам. Вместе с тем общая ситуация, сложившаяся в науке XX в., в значительной мере доказывала преимущества тех знаний, которые получены экспериментальным путем. Специалисты в области социальных наук, осознавшие потребность в экспериментальном методе, с самого начала столкнулись с необходимостью не только утвердить свое право на этот метод, но и доказать, что образцы его применения в социальных исследованиях не уступают таковым в естественных науках. Такой постановкой вопроса представители социальных наук сами наносили себе удар: вместо признания права на существование своеобразия социального познания они стали оправдывать его несходство со знанием, получаемым «каноническими» дисциплинами. Потребовались многие годы исследований и дискуссий, прежде чем среди представителей социальных наук начали раздаваться трезвые голоса относительно применения экспериментального метода с учетом глубокой специфики самого предмета исследования. В разработке этих проблем видное место занимают исследования известного американского ученого Дональда Т. Кэмпбелла.
Кэмпбелла по праву можно причислить к лучшим представителям прогрессивной традиции не только в области психологической науки, но также социологии и антропологии. Как психолог он сформировался в 40-х годах под влиянием как американской, так и европейской психологической мысли. В университете Беркли, который он закончил, он был учеником таких крупнейших психологов, как Э. Толмен и К. Левин. Около двадцати лет Кэмпбелл был профессором одного из старейших американских университетов — Северо-Западного (близ Чикаго) — и одновременно читал курсы лекций в таких ведущих университетах, как Гарвард, Йель, Оксфорд и т. д. Он проводил экспериментальные исследования по восприятию и обучению. По его инициативе и при его личном участии осуществлялся цикл сравнительных психологических и культурантропологи-
ческих исследований как в США, так и в ряде других стран, в частности в некоторых странах Африки. Кэмпбелл выступил инициатором и соавтором капитального научного труда по проблемам этноцентризма, в котором с прогрессивных позиций проанализированы многочисленные теории этноцентризма, этнических особенностей и межгрупповых конфликтов. Имя Кэмпбелла известно также среди специалистов по методологии науки и эпистемологии. В последние годы он проводил исследования по проблемам альтруизма и генетической психологии, участвовал в создании нового междисциплинарного направления — оценивания программ и т. д. Широта взглядов, глубокая образованность и большой круг проблем, при разработке которых Кэмпбелл выступает как профессионал-исследователь, не только показывают его компетентность в ряде областей социальной науки, но и придают особый вес его методологическим исследованиям. Работы Д. Т. Кэмпбелла широко известны не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах. Советский читатель знаком с некоторыми его статьями, опубликованными в переводе1, а специалисты имели возможность слышать ряд его устных выступлений во время пребывания Кэмпбелла в СССР в 1976 г., а также на заседаниях Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии.
Д. Т. Кэмпбелл был удостоен ряда научных премий, многие годы был руководителем секции социальной психологии и психологии личности, избирался президентом Американской психологической ассоциации. В настоящее время он является почетным профессором по курсу Альберта Швейцера в Сиракузском университете штата Нью-Йорк. В последнее десятилетие не выходило фактически ни одной зарубежной работы в области методологии, методов и методик социальных исследований, в которых не упоминались бы его работы, не использовались бы _____________________________________________________________________________________ 1 К э м п б е л л Д. Т. Слепые вариации и селективный отбор как главная стратегия процессов познания. — В кн.: Самоорганизующиеся системы. М., «Мир», 1964; К э м п б е л л Д. Т. Социальные Диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект. — В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения М., «Наука», 1979.
разработанные им категории, приемы, принципы исследования. В области методологических проблем научного познания работы Кэмпбелла тем значительнее, что сам он является крупным специалистом в области применения экспериментального метода (и вообще количественных методов) в социальных исследованиях и в то же время человеком, склонным к постоянному размышлению по поводу природы, особенностей и проблем этих методов. Его позиция не может быть уподоблена позиции тех исследователей, которые «измеряют, не размышляя», или тех, которые «размышляют, не измеряя». Д. Кэмпбелл выступает и как высококвалифицированный профессионал, и как человек с чрезвычайно широким, подлинно философским взглядом на природу науки, ее действительные возможности, затруднения и просчеты. В настоящее время проведение большого объема как фундаментальных, так и особенно прикладных психологических и социально-психологических исследований с особой остротой ставит вопросы методологии и методики исследований, проблемы планирования экспериментов, разработки моделей экспериментальных и прикладных исследований, валидности полученных данных, достоверности и надежности научных выводов и рекомендаций. Эти специальные вопросы методологии научного исследования и разрабатываются Д. Т. Кэмпбеллом. Предлагаемая советскому читателю книга включает ряд важнейших работ Д. Т. Кэмпбелла в области методологии и методики научного исследования. Для этого тома по рекомендации самого автора были отобраны работы, цель которых состоит, прежде всего, в том, чтобы ввести читателя в круг проблем и понятий, сообщить тот минимум знаний о предмете, который необходим для дальнейшего, более глубокого ознакомления с ним и для самостоятельного размышления и исследования. (Более специальные работы автора, относящиеся к этой же проблематике, отмечены в примечаниях редактора-составителя.) Хотя книга является сборником, при отборе работ и автор, и составитель тома стремились к тому, чтобы эти работы в совокупности составили целостный труд, отражающий в то же
время различные проблемы, рассматриваемые автором на протяжении многих лет и находящиеся в центре его научных интересов. Этот характер всей работы задан вводной статьей Кэмпбелла, подготовленной специально для данного издания. Содержание настоящего тома можно разделить на три части: 1) общие методологические проблемы соотношения качественного и количественного знания в социальных науках; 2) описание специфики основных моделей и планов экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований; 3) некоторые прикладные проблемы методологии социальных наук, прежде всего проблемы оценки эффективности предлагаемых практике программ. Эта последовательность отражает общую логику рассуждений автора, настойчиво стремящегося к достижению надежности результатов, получаемых в социальных исследованиях.
* * * Первый блок проблем, обсуждаемых Кэмпбеллом, связан с основным содержанием полемики о специфической природе социального познания, которая продолжается вот уже почти целое столетие. Дискуссии середины XX в. внесли много нового в эту полемику. Самым существенным, пожалуй, является то, что интерес к проблемам качества научного знания перестал быть традиционным интересом лишь философии науки, но породил особую «внутринаучную методологическую рефлексию» самих исследователей в конкретных областях знания. Этим объясняется и то многообразие наименований, которые даются названной области исследования: это уже давно не только «философия науки», но и «социология науки», «социальная психология науки» и, наконец (самое нейтральное наименование), «науковедение», к которому можно отнести весь спектр проблем, ранее возникавших в различных областях методологической рефлексии. Со времени появления книги Т. Куна «Структура научных революций» статус той области научного знания, предметом которой является само научное знание, стал особенно прочным. Нет сомнений в том, что объективной основой повышения интереса к этим проблемам
явилось возрастание роли и изменение социальных функций науки в обществе, особенно в связи с научно-технической революцией. С другой стороны, лавинообразная масса научных исследований, ежегодно обрушивающаяся на человечество, требует на каких-то этапах остановиться, оглянуться, отдать себе отчет в том, что же может и чего не может наука сегодня. Поэтому не только неудовлетворенность предписаниями традиционной «философии науки» побуждает исследователей самих взяться за анализ своих собственных возможностей, но и практическая потребность: все чаще и чаще общество предъявляет своеобразный счет к научным исследованиям, особенно когда они в массовом масштабе начинают проводиться на прикладном уровне. С особой остротой проблемы качества знания встают перед общественными науками. Не только социальные, но и гуманитарные науки обращаются сейчас к старому вопросу — что же обеспечивает валидность научного вывода: строгое применение количественных методов или что-то иное, не охватываемое традиционными понятиями надежности измерительных процедур. Д. Кэмпбелл, рассматривая эту проблему, называет свой подход «дескриптивной эпистемологией», желая подчеркнуть, что предлагаемый им анализ не есть анализ с позиций «философии науки», но есть философское осмысление реальной исследовательской практики, предпринятое самим исследователем. Точка зрения Кэмпбелла особенно интересна потому, что сам он относит себя к сторонникам точных методов в социальных науках. Он признает, что распространенная формулировка альтернативы возможных стратегий исследования предполагает преимущество количественной ориентации. Это проявляется в определенной оценочной нагрузке, которую несут на себе условно обозначаемые стороны альтернативы: именно количественный метод отождествляется с «научным», «сциентистским», «естественнонаучным», в то время как метод качественного анализа определяется как «гуманистический», «гуманитарный», «философский», «клинический», «оценивающий» или даже «обыденное знание». Те, кто пытается защитить второй вид стратегии научного исследования «изнутри», то есть работая в рамках качественного подхода, обычно проигрывают, поскольку
его представители — вольно или невольно — занимают оборонительную позицию. Иное дело, когда эта альтернатива рассматривается человеком, занимающим прочное положение в области применения количественных методов и являющимся здесь бесспорным авторитетом. Кэмпбелл выступает именно с такой позиции. Его защита качественного подхода в социальных науках строится по двум линиям. Во-первых, путем признания здравого смысла как важного компонента качественных методов. Даже такая каноническая наука, как физика, по мнению Кэмпбелла, не гнушается перепроверкой многих добытых ею фактов в свете соображений здравого смысла. Поэтому нет оснований третировать его и в социальных науках: хотя никакое научное знание не есть просто знание, основанное на здравом смысле, оно вместе с тем не может развиваться и вне зависимости от здравого смысла. Несправедливо, когда апелляция к здравому смыслу в естественных науках допускается, в то время как в социальных науках немедленно вызывает критику. Вместе с тем здесь перепроверка данных научного исследования с позиций здравого смысла приобретает особое значение, прежде всего в связи со спецификой предмета исследования. Если рассматривать социальную науку не только как лабораторную науку (а такой ее статус весьма сомнителен, по словам Кэмпбелла), то станет очевидным, что она, по определению, имеет дело с реальными человеческими проблемами, с теми процессами, в которые включены реальные люди в реальных обстоятельствах. Именно это умножает не только возможность, но и необходимость качественного знания в этих науках, в котором велик «удельный вес» здравого смысла. Кэмпбелл описывает различные формы качественного знания в социальных науках: это и примитивное качественное знание, источником которого являются сами участники различного рода исследований; и мнения экспертов, к которым сплошь и рядом приходится прибегать; даже системный подход, — в принципе неотрицаемый и с точки зрения строгого «сциентизма», — который выступает своеобразной альтернативой количественному методу. Все представители общественных наук — и социологи, и психологи, и историки, и педагоги, и политологи — так или иначе сталкиваются
с теми «вкраплениями» здравого смысла, которые неизбежно присутствуют в этих различных формах качественного знания. Хотя истина, излагаемая в этой первой линии защиты, может показаться достаточно банальной, в действительности нужно большое мужество, чтобы во весь голос в век компьютеров и изощренных математических выкладок, завоевавших прочное место в науке, сделать заявление о допустимости здравого смысла как важнейшего компонента научного метода. Вторая линия защиты качественного метода в социальных науках развертывается автором как выявление ограниченности количественного метода, как необходимость его дополнения. Своеобразным резюме внутренней недостаточности количественного знания служит рассуждение автора о том, что когда измерительные приборы в физических лабораториях грешат неточностями, то неисправность обнаруживается лишь благодаря качественному знанию и предположениям по поводу того, что должен был бы показывать этот прибор! Конечно, дело не ограничивается лишь приведением этого афоризма: автор остается верен своему стилю изложения, где соседствует образность и самый изощренный педантизм. На примере количественного подхода, в данном случае отождествляемого с экспериментальным методом, выявляются и внутренние проблемы такой стратегии исследования. Самые главные из них связаны с неизбежным возникновением артефактов в экспериментальных исследованиях, Кэмпбелл исследует внимательнейшим образом все основные типы артефактов, неоднократно обсуждаемые, в частности, в социально-психологической литературе (эффект Розенталя, фоновые взаимодействия, «внедрение» фактора времени в проблему репрезентативности выборки и т. д.). Разумеется, современная наука много сделала для разработки средств контролирования артефактов, однако в силе остается чрезвычайно глубокий вывод, к которому приходит Кэмпбелл: в любой проблеме измерения в социальных науках так или иначе сохраняется проблема смещения, каким бы парадоксальным ни казалось такое положение. Аргументация в пользу такого утверждения сводится к тому, что эта проблема пристрастности могла бы отсутствовать в измерении при одном единственном
условии, аименно при абсолютно строгом проведении принципа операционализма. Однако точное знание ситуации как в философии неопозитивизма вообще, так и в логике и методологии научного исследования позволяет Кэмпбеллу поставить совершенно точный диагноз: строгий операционализм давно преодолен, а раз так, то проблема смещения измерения сохраняется. И в этом случае, несмотря на кажущуюся тривиальность вывода, он в действительности очень глубок и по плечу лишь подлинному ученому. Как часто, к сожалению, можно встретить в специальной литературе, особенно в социологической или психологической, надменные и легковесные утверждения о том, что только на пути абсолютной операционализации может быть достигнут стандарт подлинно научного исследования. Профессионализм таких утверждений лишь кажущийся, на деле за его фасадом — достаточно приблизительное понимание того, сколь сложным и превратным было осмысление принципа операционализма на различных исторических рубежах развития философии науки. Как часто складывается карикатурная ситуация для тех, кто знает лишь понаслышке о сложнейших проблемах философии научного познания: в самой философии давно отказались от чрезмерно жестких акцентов в разработке того или другого принципа, а в конкретных науках — по инерции — все еще продолжают настаивать на том, что является вчерашним днем философской мысли... Тем весомее и авторитетнее слова серьезного ученого, в равной мере искушенного и в специальных, и в метанаучных проблемах. Кэмпбелл не боится показаться банальным и заявляет совершенно четко: в социальных науках проблема артефактов в эксперименте настолько сложна, что, увы, приходится считаться с суровой критикой по адресу этого метода, признать его существенные ограничения в этой сфере знания. Возникает вопрос, какой же выход можно предложить из проанализированной таким образом ситуации? Кэмпбелла не убеждают доводы тех критиков, которые приходят к доказательству приоритета «гуманистического», качественного знания в социальных науках и на этой основе вообще готовы изгнать количественные методы. Для него выход заключается в другом: дело не в том, какой метод — количествен-
ный или качественный — лучше, нужно органическое сочетание их обоих. Специфика социальных наук требует того, чтобы исследователи овладели сложным искусством сочетания математической точности вывода и адекватного представления о сущностных характеристиках изучаемого объекта. Кэмпбелл не апеллирует при такой постановке вопроса к принципам марксистской методологии научного познания, но, по существу, его позиция близка исследователю, сознательно принимающему эти принципы. Именно поэтому для советского читателя этот раздел работы Кэмпбелла представляет несомненный интерес. Нельзя сказать, что знание общего методологического принципа, утверждающего необходимость сочетания качественного и количественного подходов, автоматически означает решение всех конкретных исследовательских проблем. Дискуссии о способах применения количественных методов в социальных науках до сих пор продолжаются и среди советских ученых. Можно, пожалуй, констатировать, что наиболее примитивная форма этих дискуссий, когда в открытую сталкивались наиболее радикальные позиции как «сциентистов», так и «гуманистов», осталась позади. По-видимому, сегодня наиболее продуктивным является поиск конкретных путей построения специальной «метрологии» для гуманитарных и социальных наук, которая смогла бы предложить особую форму измерительной процедуры, с самого начала учитывающую специфику характеристик объектов исследования. Создание такой новой «метрологии» — дело будущего. Сейчас же оправданным представляется тот подход, который предлагается Кэмпбеллом: тщательный анализ существующих методик, выявление в них таких факторов, которые осложняют их применение в системе социального или гуманитарного знания. При этом утверждается вновь простая на первый взгляд мысль: если нельзя провести совершенный эксперимент, то нужно хотя бы минимизировать его несовершенства. Кажущаяся простота такой рекомендации не должна скрыть те многочисленные трудности, которые в действительности кроются за ней. Именно здесь необходим высокий профессионализм и огромный опыт в осуществлении экспериментов, а вместе с тем
широта научного кругозора. Эти качества в полной мере проявляются в настоящей книге автора. Второй круг проблем составляет содержание самой объемной работы, включенной в настоящий том, — «Эксперименты и квазиэксперименты». Пожалуй, это наиболее «трудная» часть книги Кэмпбелла, и вряд ли она рассчитана на легкое чтение. Если при обсуждении общих проблем методологии социального познания автор придерживается стиля, свойственного широкой философской, «гуманитарной» традиции в науковедении, здесь он скорее «сциентист», но «сциентист», постоянно размышляющий о том, что можно, нужно и при каких обстоятельствах применить из этой традиции в социальных науках. Главная идея автора — выявить те специфические факторы, которые угрожают валидности вывода по данным эксперимента, проводимого в экономике, социологии, педагогике или психологии. Учет этих факторов поможет, по мнению Кэмпбелла, избежать как неоправданных иллюзий, так и чрезмерных разочарований, которые сулит экспериментальный метод в этих науках. Приступая к решению поставленной задачи, Кэмпбелл, прежде всего, уточняет понятия «внутренней» и «внешней» валидности эксперимента. Нельзя сказать, что это какой-то совершенно новый подход к оценке возможностей экспериментального метода: современная социологическая и социально-психологическая литература уже давно содержит поиски способов, повышающих валидность вывода в экспериментальном исследовании. Существует целый ряд попыток, предпринятых на этом пути со стороны таких исследователей, как М. Орн, Р. Розенталь, Дж. Сильвермен 1. _____________________________________________________________________________ 1 Подробный анализ этих попыток предпринят в советской социально-психологической литературе. См.: А н д р е е в а Г. М. Методологические проблемы развития американской социальной психологии. — «Вопросы психологии», 1977, № 2; Ж у к о в Ю. М., Г р ж е г о р ж е в с к а я И. А. Эксперимент в социальной психологии. Проблемы и перспективы. — В кн.: Методология и методы социальной психологии. М., 1977; П а н ф е р о в В. Н., Т р у с о в В. П. Эксперимент. - В кн.: Методы социальной психологии, изд. ЛГУ, 1977.
Полезно напомнить, по каким направлениям ведется критика экспериментального метода, чтобы отчетливее был виден вклад автора «Экспериментов и квазиэкспериментов». Одна группа критиков концентрирует внимание, прежде всего на ограниченных возможностях лабораторного эксперимента в социальных науках. В этом смысле лабораторный эксперимент рассматривается как определенная исследовательская стратегия отличная от другой стратегии, связанной преимущественно с методом наблюдения. По мнению таких следователей, как В. Мак-Гайр, М. Аргайл, А. Тэшфел главная слабость лабораторного эксперимента в том, что стремление выделить минимальное количество переменных с целью их всестороннего контроля приводит в ряде случаев к игнорированию такой характеристики, которая является наиболее существенной для понимания природы того или иного социального явления. Утрата специфики именно социальных связей — наиболее часто встречающаяся «погрешность» лабораторных экспериментальных ситуаций. Мак-Гайр полагает, что стремление к ограничению числа переменных в эксперименте настолько сильно у исследователей, что даже переход к другим формам эксперимента, а именно к полевым экспериментам, не помогает делу. Полевой эксперимент, по крайней мере, в многочисленных социально-психологических исследованиях, лишь номинально является «естественным экспериментом», поскольку в действительности и в этом случае сохраняется та ж самая исследовательская стратегия, общая схема действия, которая отработана для лабораторного эксперимента: исследователь просто «присутствует» в реальной ситуации, саму же эту ситуацию он заботливо препарирует под проверяемую гипотезу, то есть опять-таки ограничивает число переменных, оставляя лишь нужный ему «по гипотезе» минимум 1. К этой же группе аргументов следует отнести и те, которые связаны с постановкой проблемы репрезентативности экспериментальных исследований. Речь идет в данном случае не о том, как при проведении экспериментальных исследований осуществляются расчеты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 См. подробно: А н д р е е в а Г. М., Б о г о м о л о в а Н. Н., П е т р о в с к а я Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978, гл. VI.
норм выборки и т. д., но о весьма специфическом смещении выборки, которое возникает из-за способа отбора испытуемых. По мнению Дж. Мак-Дэвида и Г. Хэррари, люди приходят на лабораторный эксперимент в качестве испытуемых добровольно, и уже этот факт порождает смещение выборки. Оно становится тем более значимым, если учесть практические трудности приглашения испытуемых на эксперименты в лабораторию: как правило, сюда приходят те люди, которые оказались «под рукой», и естественно, что это, прежде всего, студенты, причем студенты психологических колледжей. Недаром, некоторые авторы именуют американскую социальную психологию наукой о «второкурсниках», имея в виду основной контингент испытуемых. Другой ряд возражений касается возможностей эксперимента в плане выявления действительной позиции испытуемых, а также возможностей распространения полученного вывода на более широкую сферу; если речь идет о лабораторном эксперименте, то это вопрос о возможности распространить его выводы на «реальную жизнь». Именно в этой области особенно тщательно исследованы некоторые факторы, которые могут помешать корректному выводу. По мысли М. Орна эксперимент в социальном исследовании не удовлетворяет требованиям так называемой «экологической валидности», то есть возможности переноса выводов за пределы экспериментальной ситуации. Причина этого заключается в том, что между испытуемым и экспериментатором устанавливается особого рода взаимодействие, которое предполагает включение в эксперимент особого класса переменных (характеристики личности экспериментатора, лабораторной обстановки, специфические черты коммуникативного процесса, который осуществляется между испытуемым и экспериментатором, и т. д.). М. Розенберг вводит особый термин «предвос- хищающая оценка», который обозначает позицию испытуемого, его стремление «подыграть» экспериментатору, угадать то поведение, которого ждет экспериментатор, и продемонстрировать именно его, а не то, которое было бы в данной ситуации «подлинным» поведением испытуемого. Дж. Сильвермен полагает, что поэтим причинам эксперименты — по крайней мере, в социальной психологии — не выявляют мотивацию людей
в реальных жизненных ситуациях, а потому сам метод оказывается нерелевантным реальным социальным проблемам. Приведенные иллюстрации показывают, что в настоящее время самые разнообразные позиции критики экспериментов в социальных науках стали довольно распространенным явлением. Это определяет актуальность работы Кэмпбелла по анализу и систематизации всех тех действительных «опасностей», которые подстерегают исследователя, коль скоро он вступает на трудный путь экспериментирования в социальных науках. Его задача заключается в том, чтобы описать все встречающиеся в реальной практике экспериментирования факторы, которые угрожают валидности вывода. Для этого необходимо, прежде всего, учесть те различные понятия валидности, которые употребляют критики экспериментального метода в социальных науках. Кэмпбелл указывает четыре возможных вида валидности: внутренняя и внешняя валидность, валидность статистического вывода и конструктная валидность. Однако в данной работе содержится материал подробного исследования лишь двух видов валидности, о которых речь идет наиболее часто. Это — внутренняя валидность, то есть такое качество эксперимента, которое означает, что именно экспериментальное воздействие явилось причиной изменений, зарегистрированных в экспериментальной ситуации, и внешняя валидность, то есть такое качество эксперимента, которое гарантирует возможность обобщения вывода, возможность его распространения на совершенно определенные внеэкспериментальные ситуации. Для каждого исследователя крайне важно научиться выбирать такие оптимальные модели экспериментального исследования, где были бы обеспечены оба типа валидности. Для обучения исследователя решению такой задачи Кэмпбелл выявляет и описывает двенадцать факторов, «угрожающих» внутренней (восемь факторов) и внешней (четыре фактора) валидности эксперимента, а затем раскрывает действие каждого из этих факторов в различных планах экспериментального исследования. Нет необходимости описывать здесь полученные комбинации: их изложение составляет основное содержание работы автора. Необходимо сказать только, что слож-
ный материал преподнесен здесь в максимально дидактичной форме, чему способствуют составленные Кэмпбеллом таблицы, помогающие следить за ходом изложения и постоянно сверяться с тем, как описанные двенадцать факторов, «угрожающих» валидности, накладываются на шестнадцать различных планов эксперимента. Эта часть книги Кэмпбелла носит характер своего рода справочника, необходимого для каждого, кто приступает к экспериментальному исследованию в социальных науках. Нельзя, конечно, упрощенно представлять себе решение проблемы: стоит «выучить» предложенные автором шестнадцать схем и проявление в них двенадцати факторов, как заветная оптимальная модель эксперимента будет найдена. Весь ход рассуждений Кэмпбелла опровергает возможность такого легкого вывода. Напротив, вся сложность и тонкость работы экспериментатора в социальных науках состоит в том, что только глубокое понимание специфики материала должно руководить исследователем при выборе наиболее адекватной модели исследования. Поэтому нельзя научиться проводить эксперименты, прочитав книгу Кэмпбелла, но, умея проводить эксперименты, можно сделать их более совершенными, «сверив» свои планы с планами, проанализированными автором. Среди шестнадцати возможных планов эксперимента Кэмпбелл выделяет три группы: доэкспериментальные (планы 1—3), экспериментальные (планы 4—6) и квазиэкспериментальные (планы 7—16). Что касается первых двух групп, то планы экспериментов классифицированы здесь на основании двух показателей, обычно фигурирующих при изложении теории экспериментального метода: наличие или отсутствие контрольной и экспериментальной группы, наличие или отсутствие тестирования до и после экспериментального воздействия. Каждый план отличается от другого тем, насколько полно представлены в нем комбинации предварительных и последующих тестирований в контрольной и экспериментальной группах. В принципе такая классификация уже довольно давно предложена в социологии (например, известная схема Стауффера). По сравнению с традиционно выделяемыми на основании сочетания предложенных показателей ком
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|