Распределение обязанностей в туристской группе
Лекция Организация походов с учащимися Литература 1. В.И. Курилова «Туризм», Москва, Просвещение 1988. 2. В.И. Куликов, Л.И. Ротштейн «Школа туристских вожаков», Москва 1997 г. 3. В.И. Ганопольский «Уроки туризма», Минск Н М Центр 1998 г. 4. А.А. Остапец «На маршруте туристы-следопыты» М., Просвещение 1987 г. 5. А.С. Усков «Практика туристских путешествий» 6. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися. 2015 год Туристские мероприятия (Л 6) Практическое занятие на местности, туристская прогулка – непродолжительный по времени (1-4 часа) выход с обучающимися на территории населенного пункта или в его окрестностях. Туристский поход (маршрут) – прохождение группой обучающихся активными способами передвижения определенного участка местности с образовательными, воспитательными, познавательно-исследовательскими, рекреационными, спортивными целями. В зависимости от сложности, продолжительности и протяженности маршрута, походы подразделяются на некатегорийные и категорийные. Категорийные туристские походы – это учебно-спортивные туристские походы с обучающимися, маршруты которых имеют параметры, определенные разделом 2 «Регламента по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов» от 28.11.2008, утверждённым Туристско-спортивным Союзом России. При проведении категорийных походов применяются требования к участникам и руководителям, изложенные в Приложении 8. Прохождение маршрутов категорийных походов дает возможность выполнения нормативов на присвоение спортивных разрядов по спортивному туризму. Некатегорийный туристский поход – туристский поход с обучающимися, имеющий уменьшенные параметры по протяженности и продолжительности похода по сравнению с категорийными маршрутами и не предъявляющий требования к здоровью обучающихся в объеме выше требований необходимых для допуска обучающихся к занятиям физической культурой в основной группе.
Некатегорийные походы подразделяются на походы выходного дня и степенные походы. Степенные туристские походы подразделяются на три степени сложности. Рекомендованные нормативы степенных походов изложены в Регламенте. Экспедиция – прохождение маршрута туристской группой в целях изучения территории, одного или нескольких объектов, выполнение общественно-полезной, поисковой, исследовательской и иной деятельности продолжительностью 2 дня и более, с использованием активных и комбинированных средств передвижения.
Организационные моменты. В качестве организаторов походов с обучающимися могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации, оказывающие услуги в области туризма (Л. 6). Рекомендуется привлечение к организации походов с обучающимися общеобразовательных организаций профильных образовательных организаций системы дополнительного образования детей.
Чья инициатива проведения похода? Администрация, учитель, дети. Во всех случаях в процесс подготовки к походу должны быть вовлечены учащиеся. Настоящее сотрудничество учителя и детей в предпоходной подготовке должно присутствовать в полной мере. Коллектив, который должен сложиться во время похода – это главное, поэтому при выборе маршрута следует учитывать финансовые возможности всех участников. Лучше выбрать маршрут поближе и подешевле, чтобы поехало большинство коллектива. При выборе маршрута должна учитываться степень физической подготовки участников, постепенность набора опыта.
При комплектовании туристской группы для походов необходимо взять выписку школьного врача о состоянии здоровья участников или попросить детей принести медицинские справки. Требования к руководителю и участникам должны соответствовать инструкции по проведению походов. Непременное условие – проведение родительского собрания. Остапец указывает на 3 составных туристско-краеведческого цикла: подготовка к походу, проведение похода и подведение его итогов, что позволяет как бы трижды пережить поход. Для того чтобы эти составляющие были использованы в полной мере необходимо вовлечь в цикл подготовки к походу всех его участников. При проектировании похода следует определить 6 основных позиций: 1. Зачем идем? Цель, задача, тематика похода. 2. Куда идем, как идем (лыжи, пешком, вода)- район похода, еще не маршрут 3. Когда? – примерное время проведения 4. С кем идем? Контингент участников (возраст, подготовка, число) 5. На сколько дней? 6. Сколько это будет стоить? Какие могут быть цели похода? Слушатели определяют сначала самостоятельно. Варианты: - знакомство с маршрутом путешествия - отработка определенных туристских навыков (постановка бивуака, разжигание костра, движение по маршруту с помощью карты и т.д.) - отработка техники передвижения по определенным формам рельефа - сплочение группы.
Деление походов по целевым приоритетам: 1. Походы спортивные (выполнение нормативов на значки, разряды) 2. Походы краеведческие (познавательные) 3. Учебно-тренировочные (для детей занимающихся туризмом) с целью отработки туристских навыков. 4. Походы со сдвоенной целью (выполнение и нормативов и общественно полезной работы) 5. Походы контрольные (перед выходом в категорийный маршрут – назначенные МКК или специально спланированный неизвестный маршрут) Какие бы целевые установки не ставились перед группой, главное это сплочение коллектива. Если есть коллектив с ним можно постепенно набирать туристский опыт, поэтому от первого обеда в однодневном походе, когда вместе едят бутерброды, до совместного пения у костра по вечерам и совместной игры в футбол, все нужно делать вместе. Коллектив будет тем сильнее и сплоченнее. Чем больше в нем совместных действий.
Распределение обязанностей в туристской группе Командир – является вторым заместителем руководителя. Отвечает за выполнение всех задач, стоящих перед туристским коллективом, следит за выполнением должностных обязанностей. Обсуждает с участниками прошедший день. Могут назначаться дежурные командиры на каждый день, в этом случае командир помогает им в работе. Регулирует возникшие в группе конфликты, следит за моральным состоянием участников. Штурман – готовит маршрут похода, подбирает картографический материал, составляет нитку маршрута, график следования, назначает дежурных штурманов, ведет хронометраж, составляет техническое описание для отчета. Начпрод – составляет меню и раскладку продуктов, организует их закупку и расфасовку, готовит кухонные принадлежности, следит в походе за расходом продуктов, докупкой их. Выдает продукты, контролирует работу дежурных. Медик – составляет перечень травм и болезней возможных в походе, список аптечки. Собирает аптечку, оказывает первую медицинскую помощь, следит на маршруте за физическим и гигиеническим состоянием группы. Завснар – составляет список необходимого общественного снаряжения с его весовыми характеристиками, руководит ремонтом снаряжения, его подготовкой. Распределяет снаряжения между участниками, следит за его сохранностью в походе. Фотограф – приобретает фотоматериалы, организует съемку необходимых участков маршрута, и сцен жизни группы по намеченному ранее сценарию. Казначей – составляет смету расходов вместе с руководителем, обеспечивает сбор денежных средств, следит за их расходованием на маршруте. Реммастер – отвечает за подбор ремнабора, починку снаряжения перед походами и в походе. Следит за состоянием снаряжения. Физорг – подбирает необходимые упражнения, разминки затекших мышц, спортивные игры для дневок Летописец – ведет дневник группы. Назначает дежурных дежурных летописцев. Метеоролог – ведет метеонаблюдения, знает признаки плохой и хорошей погоды. Дополнительные должности – геолог, историк, этнограф, гидролог, ботаник, фенолог, эколог, зоолог, искусствовед и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|