Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экскурсия в школьном музее

«ДЕТИ И ВОЙНА»

автор: Большакова Лия Михайловна,

руководитель музея МОУ

санаторной школы-интерната №10

г. Ярославль

 

Цели: совершенствовать формы и методы организации краеведческой деятельности учащихся, развитие у школьников интереса к изучению родного края, расширение и углубление знаний по истории и культуре России, города Ярославля, Ярославского края.

Задачи:

1) способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

2) продолжить пополнение музейного фонда по событиям 1941 – 1945 гг.

3) продолжить организовывать изучение истории поселка Норское, относящейся к военному времени;

4) блок экскурсий о норянах в годы Великой Отечественной войны;

5) поисковая работа: воспоминания воспитанников детского дома № 126;

6) оформление выставок, альбомов о норянах в годы Великой Отечественной войны (задания по группам);

7) посещение памятных и исторических мест поселка Норское.

 

Приближается 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне – небывалой по своим масштабам и ожесточенности.

В те трагические и великие годы, когда решалась судьба Отечества, наши отцы и деды выстояли в смертельной схватке с сильным и безжалостным врагом, гитлеровским фашизмом, разгромили его, освободили от порабощения многие народы Европы. Это стало возможно благодаря миллионам отданных на полях сражений жизней наших соотечественников, мужеству тружеников тыла, товарищескому единению людей всех национальностей, беззаветной преданности своей Родине и честному выполнению долга перед будущими поколениями. Это был подвиг миллионов простых людей, среди которых немало Ярославцев и каждый достоин особой почести, нашей благодарной памяти, человеческого внимания.

Даже сейчас, спустя десятилетия, история возвращает нам имена наших земляков, совершивших героические поступки в это трудное время. Новые поколения должны знать имена героев, достойных славы за свои ратные и трудовые подвиги. Сейчас остро встает вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения, а разве можем мы воспитывать патриотизм в грядущих поколениях, если нынешнее поколение не помнит имен своих героев?

 

ДОМ НА ПЕКАРСКОЙ

 

В XIX в. этот дом был дачей Тверицкого, которой отдыхали известные люди (Шаляпин), с 1937г. – начальная школа до 4 класса.

История детского дома № 126 – директор М.Н.Воронина, воспитанники – дети блокадного Ленинграда.

1941год. По всей нашей, тогда необъятной стране, прозвучало страшное слово «война».

Немцы напали на нашу родину. Захватили Белоруссию, Украину, подошли к Москве, а Ленинград оказался во вражеском кольце. 900 дней и ночей немцы бомбили город, на улице нельзя было встретить спокойно идущего человека. Людей держали в постоянном страхе. Тогда прозвучал призыв: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с огромной силой грозною, с проклятою ордой…»

Мужчины ушли на фронт, женщины, подростки пошли работать на фабрики, заводы, рыть противотанковые рвы.

Детей старались вывезти из опасных областей. Этих детей, переживших голод, смерть близких людей, привезли в Ярославль и срочно разместили где смогли.

Так стали организовываться детские дома.

В 1942 году открылся в Норском детский дом № 126. Детей Ленинградской, Калининской, Тверской и Псковской областей привезли в Норское.

Дети сами оборудовали спальни, столовую, изолятор, кухню. Соорудили топчаны: кроватей не было, дети спали по двое, а мальчишки-первоклассники просто на полу, стелили одеяло на пол, ложились все вместе и закрывались общим одеялом.

Позднее приобрели кровати и другую мебель. Дети стали учиться в школе № 17.

Всю работу дети выполняли сами, для этого созданы были комиссии: хозяйственная, санитарная, учебная и культ-массовая.

Хозяйственная комиссия.

В доме не было электричества, не было парового отопления, поэтому в обязанности членов комиссии входило следующее: заправить лампы керосином, вымыть стекла, растопить печку, приготовить для домашних животных еду, принести воды.

Санитарная комиссия.

Следила за чистотой воспитанников, помещений, двора, помогала медицинской сестре, проводила утреннюю гимнастику.

Учебная комиссия.

Следила за подготовкой к урокам, проводила олимпиады и соревнования.

Культурно-массовая комиссия.

Организовала домашний театр, хор, танцы, ребята разучивали пьесы, а потом показывали их в колхозах.

Работы было много, трудностей тоже, все дети испытали и голод, и холод, и утрату близких. Всем было тяжело, но все трудности ребята преодолели вместе.

Дети летом работали в колхозах, помогали сажать, полоть, убирать. И за это колхозы снабжали детский дом овощами. Все заготовки на зиму дети делали тоже сами.

В детском доме работали две мастерские, где мальчики шили и чинили обувь. Работала и швейная мастерская, где девочки шили платья, рубашки, шторы, постельное белье и т.д.

Всю неделю ребята работали, учились, убирались, а вот в выходные отдыхали очень весело: катались на лыжах с гор, на коньках, отмечали дни рожденья и именины. Дети жили дружно. Если кому-то приходило письмо, то они читали его все вместе и внимательно, а затем все вместе писали ответ.

В каникулы ездили на экскурсии, ходили в походы по родному краю и просто на природу. Все побывали в Москве, Костроме, Угличе, Переславле, на родине маршала Толбухина и во многих других детских домах.

Кончилась война, но Ленинград не забыл своих детей. Расставание было очень тяжелым. Детей находили родители из других областей. Первый выпуск разъехался по всему Союзу. Многие воспитанники успели закончить десятилетку, поступили в вузы, стали уважаемыми людьми.

По традиции все воспитанники и воспитатели встречаются здесь, в Норском, несмотря на то, что они сами уже стали пенсионерами.

Сейчас уже детского дома нет, но дети и их воспитатели отмечают юбилей у нас в школе-интернате № 10.Дети помнят воспитателей и поддерживают с ними постоянную связь, не смотря на то, что давно выросли.

Воронина Марина Николаевна родилась в 1914 году в деревне Ярославского района. кончила техникум, в 1941 – 1943гг. работала инспектором в Ярославском сельском РОНО.

Из воспоминаний Марии Николаевны: «В войну Ярославская область была огромным госпиталем для эвакуированных ленинградцев. Было принято 122 тысячи ленинградских детей, открыто более 200 детских домов с наполняемостью 150-200 человек. Я была в комиссии по приему ленинградских детей. Только в Ярославском районе в годы войны было вновь открыто 7 детских домов, 5 колхозных интернатов».

В 1942г. под детский дом отвели на улице Пекарской деревянный дом, где до того была начальная школа. Детский дом назвали Норский детский дом № 126.

Из воспоминаний воспитателя Милонравовой:«Дом достался нам пустой, надо было его обживать. Оборудовали спальни, столовую, изолятор, кухню. Соорудили топчаны, кроватей не было, дети спали по двое, а малышки- первоклассники просто на полу, стелили большое одеяло на пол, ложились все вместе и закрывались общим одеялом».

Первый педагогический совет, в котором, кроме воспитателей участвовали и воспитанники детского дома (Ильин Н., Контан В.), состоялся в 1944 году.

Были созданы комиссии, каждая комиссия выбирала своего председателя. Обязанности у каждой комиссии были свои.

Сейчас уже детского дома нет, но дети и их воспитатели встречаются в школе-интернате № 10.

Дети помнят воспитателей и поддерживают с ними постоянную связь, несмотря на то, что давно выросли. Один из воспитанников написал о детском доме № 126 такое стихотворение:

 

ВОСПОМИНАНИЕ.

О, детский дом! О, милый дом!

Мы вновь на юбилее.

Давным-давно росли мы в нем,

Как деревца аллеи.

Лишенные бедой родных,

Побитые ветрами.

Мы дети малые войны,

Пришли в себя с годами.

Но не забудется во век,

Как в горькую годину,

Здесь каждый взрослый человек,

Был добр к нам, словно к сыну.

Не рвут ни версты, ни года

Священной дружбы нити.

Все те, кого влечет сюда,

Земной поклон примите.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...