Случай для анализа конфликта
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЗАДАЧА № 1 Проанализируйте представленные ситуации используя понятие о задачах и этических принципах психологического консультирования и ответьте на вопрос. - В каких случаях из перечисленных, на ваш взгляд, консультант нарушает, а в каких нет профессиональную этику, проявляет непрофессионализм? Ситуация № 1 Консультанта Н. допросили в связи с расследованием уголовного дела в отношении его клиента Д. Клиент Д. относился к категории суицидальных клиентов. Консультанту были известны некоторые факты по этому делу, но он утаил их от следствия. Также в свое время не были поставлены в известность лица из ближайшего окружения клиента Д., о факте высокой степени его суицидальных наклонностей. Ситуация № 2 Мужчина 35 лет. Обратился с жалобами на боли в области почек. Два года назад перенес операцию по поводу камней в почках. После операции некоторое время боли не было, потом они возобновились. На обследовании камней в почках нет. Женат, имеет двоих детей. Пять лет назад умерла его мать, с которой у пациента была очень сильная связь. По поводу ее смерти очень переживал, находился в длительной депрессии (около двух лет), из-за чего ушел с любимой ранее работы. Теперь работает сторожем. Потом депрессия прошла, но появилась болезнь, из-за которой он не может вернуться на прежнюю работу, куда его зовут. В ходе работы с клиентом консультант проанализировал причины возникновения соматического нарушения, определил психопатологический синдром, специфику проявления заболевания, а также вторичные выгоды от психосоматического заболевания и систему поддержания функциональности заболевания. Далее был разработан план консультирования клиента, подобраны в соответствии с проблематикой техники и упражнения, которые возможно использовать для реализации плана консультирования.
Ситуация № 3 Консультанта А. в ходе частной беседы в кругу своих знакомых на вечеринке рассказал во всех подробностях о работе с одним из своих клиентов. При этом в ходе рассказа был озвучен ряд подробностей (биографческие, имена и фамилии, обстоятельства жизни). Впоследствии об истории и проблемах данного клиента узнал широкий круг людей знавших его. Ситуация № 4 Консультант П., не уведомив клиентов Р. и С., снял на камеру консультативные сессии с ними, а позже воспользовался фрагментами съемки на практических занятиях по консультативной психологии со студентами. ЗАДАЧА № 2 На основе представленной ситуации дайте обоснованные ответы на следующие вопросы: 1. Должен ли консультант в своей работе обращать внимание на такие особенности, как пол клиента, его сексуальная ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное положения? Почему? 2. Назовите дискриминирующие установки и стереотипные представления консультанта, если Вы их обнаружили. 3. Предложите возможный способ консультирования в приведенном случае, исключающий дискриминацию. Ситуация: Гомосексуальный мужчина обратился за консультацией в связи с трудностями в межличностных отношениях: «Однажды я оказался в весьма затруднительной для меня ситуации: любимый парень, не будучи готовым к переходу к более близким отношениям, после разговора на данную тему объявил мне, что он совершенно гетеросексуален, а я - гомосексуал. Тем не менее, он впал в истерику и депрессию, после чего общение - к тому времени достаточно близкое - практически прекратилось, так как он меня избегал, все время плакал и на все мои попытки что-либо выяснить или поговорить еще больше закрывался. Отношения заходили в тупик и я, поняв, что мои силы недостаточны для того, чтобы справиться с ситуацией и разрешить конфликт, чтобы вернуть отношения и сохранить их, отправился за помощью и поддержкой в Центр планирования семьи». С этой проблемой респондент обращался к трем консультантам, его рефлексию работы которых представляем вашему вниманию.
«Вкратце могу привести некоторые основные моменты и высказывания специалиста. Она сказала, что нет ничего удивительного в том, что два мужчины лучше понимают друг друга, чем женщина и мужчина, - они и ближе, и многое друг о друге знают. А «строительство» отношений с женщиной - это труд и ответственность. Они продуктивны - семья, дети и так далее - это отношения, которые приводят куда-то. А быть гомосексуалистом - это просто и ныне популярно, много сейчас таких мужчин, которые себя так называют и этим еще и гордятся. Хотя на самом деле все это не так - мне просто не хочется брать на себя ответственность за серьезные отношения с женщиной, плюс секс с мужчиной, видимо, тоже играл свою роль, так как многие готовы на все ради физиологического удовольствия. Мне привели в пример мальчика с тяжелой судьбой, который не хотел быть мальчиком, а хотел носить платья и так далее. А так как я, судя по всему, к подобным не отношусь, то никакой я не гомосексуалист. И, в конце концов, мне предложили пойти и обдумать этот вопрос и заняться чем-нибудь более продуктивным. И прийти через неделю». Полученная консультация, по мнению клиента, не помогла решить проблему и он «снова отправился к психологу, на сей раз, выбрав другого, с кем я еще не имел дела». В результате он узнал, что «если я себя считаю гомосексуалистом, мне нужно не к психологу, а к сексопатологу - пройти тесты и так далее, а потом уже приходить, так как проблема сложная и запутанная и ОНИ С ЭТИМ НЕ РАБОТАЮТ». Проблема снова не была решена: «К сексологу мне идти не хотелось, так как я в этом проблемы не ощущал. А вот проблема, меня беспокоящая, так и осталась нерешенной». После третьей попытки респондента «все же не жалел о своем походе - по крайней мере, разговор не уводили в сторону и не сомневались в моих гомосексуальных наклонностях».
ЗАДАЧА № 3 На основе представленной ситуации определить для нее следующее: - вид психологического консультирования; - жалоба и запрос клиента (сформулируйте жалобы и запросы клиента, пришедшего на психологическую консультацию); - определите тип запроса клиента; - цель психологического консультирования; - определение рекомендованных направлений консультирования (ребенка, его родителей, всей семьи); - разработайте краткий план психологического консультирования в зависимости от выделенного направления консультирования.
Ситуация: На консультацию обратилась женщина с дочерью подростком (15 лет), с жалобами на трудности взаимоотношений с дочкой. Основные жалобы: у девочки снизилась успеваемость, имеет низкий интерес к выполнению домашнего задания. Девочка много общается со сверстниками и одноклассниками, не всегда слушается маму. По мнению мамы, девочка ведет себя неадекватно. Ярко красится и одевается, что вызывает необходимость критики со стороны мамы. Мама запрещает ей краситься, критикует внешний вид и одежду. Не разрешает встречаться с молодыми людьми. ЗАДАЧА № 4
На основе представленной ситуации определить для нее следующее: - вид психологического консультирования; - жалоба и запрос клиента (сформулируйте жалобы и запросы клиента, пришедшего на психологическую консультацию); - определите тип запроса клиента; - цель психологического консультирования; - сформулируйте версии причин (гипотезы) приведенной ситуации, выделите причины возникновения кризиса; - разработайте краткий план психологического консультирования, определите этапы и примерное время работы с клиентом в зависимости от возможных вариантов развития событий. Ситуация: К семейному психологу обратились Иван 57 лет и Лидия 55 лет. Причиной обращения, по мнению пары, являются возникшие множественные конфликты и недовольства друг другом. Пара готова развестись, если бы не сын (30 лет), который недавно женился и переехал к жене, и точно негативно отнесется к их разводу.
ЗАДАЧА № 5
На основе представленной ситуации определить для нее следующее: - вид психологического консультирования; - жалоба и запрос клиента (сформулируйте жалобы и запросы клиента, пришедшего на психологическую консультацию); - определите тип запроса клиента; - цель психологического консультирования; - сформулируйте версии причин (гипотезы) приведенной ситуации; - определите этапы психологического консультирования и примерное время работы с клиентом; - применение психологической диагностики (какой психодиагностический инструментарий стоит применить, если в этом есть необходимость). Ситуация: Молодой человек проучился три года на экономическом факультете престижного вуза. Но вот сейчас ему кажется, что он неверно выбрал направление обучения. Возможно, ему стоило бы поступить на филологический факультет и стать журналистом. Он просит помощи психолога в том, чтобы разобраться с этими сомнениями. КОНФЛИКТОЛОГИЯ ЗАДАЧА № 1 1. Укажите и дайте характеристику структурным компонентам в представленных ситуациях. 2. Определить тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения (классифицировать). Обоснуйте свой ответ.
Конфликт № 1. Сотрудники службы персонала однократно сотрудничали с контрагентом (бизнес-тренер). Договор не был заключен. Счет по оплате услуг был передан в бухгалтерию, документы, подтверждающие необходимость оплаты – утеряны. Сотрудники службы персонала требуют оплаты (и контрагент через них тоже), бухгалтерия отказывается, требует документы, ссылается на проверки. Конфликт № 2. Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила «3», что вызвало ее негативное отношение к учителю. На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей «2». Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания. После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу. Конфликт № 3. В семье двое детей: братья 13 и 14 лет. У них один на двоих велосипед. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять велосипед и покататься на нем как можно дольше.
Конфликт № 4. Семейная пара летом собирается в отпуск, необходимое условие - провести его вместе. Жена хочет пробыть 2 недели на морском побережье в теплой стране, муж – в Карелии, в походе, сплавляясь на байдарках (или рафтах). Стоимость туров одинаковая, средствами и временем располагают только для одного вида отдыха. Никаких других вариантов (например, поездка по городам России их не интересует). ЗАДАНИЕ № 2 1. Проанализировать конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам: - дать характеристику структурным компонентам конфликта. - дать характеристику стадиям конфликта. Назвать основной принцип протекания стадий. 2. К какому типу и сфере конфликтов можно отнести данную ситуацию? 3. Какие шаги необходимо предпринять для разрешения этого конфликта? 4. Подберите к ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте. Обоснуйте свой ответ.
Случай для анализа конфликта Достаточно крупная, крепко стоящая на ногах торгово-закупочная фирма стала терпеть убытки. Объективно убытки возникли из-за изменения ситуации на рынке сбыта. Через короткий промежуток времени ситуация на рынке изменилась, и убытки прекратились. Во время спада в коллективе образовались две группы, обвинявшие друг друга в происходящем и предлагавшие разные варианты выхода из кризиса. Лидером одной группы стал заместитель директора фирмы по сбыту, лидером другой – заместитель по снабжению. Конфликт между группами не прекратился после улучшения экономической ситуации, а, напротив, стал разрастаться. В основе конфликта лежит экономическая политика фирмы. Резко увеличилось время на обсуждение путей развития фирмы и правильности действий отдельных работников. Руководитель фирмы пока не принял никаких попыток вмешаться в решение конфликта, но пришел к консультанту за помощью. Он считает, что при конструктивном течении конфликт может привести к значительному улучшению положения дел и росту прибылей.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|