Некоторые признаки больших спекуляций
Давайте посмотрим на некоторые наиболее очевидные признаки того, что на бирже акций возникла большая спекуляция.
При спекуляции одновременно растут: – стоимость отдельных акций, – количество компаний, котирующихся на бирже, – ежедневные объёмы торгов всеми акциями.
Этот рост требует, чтобы на обслуживание пирамид отвлекались очень значительные потоки денег (ослы). Если они слишком резко покинут рынки потребительских товаров, то это может привести к падению цен на этих рынках и, соответственно, к падению производства. Поэтому во время бума так важны долговые пирамиды и подпечатка новых денег.
Естественно, что когда пирамида падает, в обороте резко оказывается огромное количество свободных денег, которые раньше занимались обслуживанием пирамиды. Большой вопрос в том, куда пойдут эти деньги.
Деньги в пирамиде, постоянно путешествуют между банковскими счетами участников-спекулянтов. Если количество денег в пирамиде уменьшится, то или цены должны опуститься, или должны сократиться объёмы торгов. Поскольку на рынок постоянно выпускаются всё новые и новые акции (благо желающих заработать на спекуляции всё больше), то уменьшение количества денег практически всегда грозит обвалом.
Если говорят, что за день торгов стоимость всего рынка увеличилась, например, на 10 миллиардов долларов, это, конечно, не значит, что на рынок пришли 10 миллиардов новых денег. В торгах могло участвовать, например, всего 5 процентов от существующих акций. Эти 5 процентов выросли в цене на десять процентов. Соответственно, в счётных книгах и оставшиеся 95 процентов выросли на десять процентов.
* * * Другим признаком является превышение количества перепродавцов над количеством самих товаров.
Например, паевых фондов, которые вкладывают в компании, котирующиеся на бирже, становится больше, чем самих компаний. Конечно, акции паевых фондов тоже начинают котироваться на бирже, что ещё сильнее раздувает пирамиду. Пока идёт подъём, магически растут и те и другие. В случае обвала они сдуваются тоже магически.
* * * Следующий признак спекуляции – резкое возрастание количества людей, занятых обслуживанием пирамиды. При обвале все эти люди мгновенно оказываются без работы.
Среди служителей культа особое место занимают всевозможные гуру и аналитики. Поскольку среднему человеку сложно разобраться во всех тонкостях рынка, то инвестиционные банки и финансовые фирмы содержат специальный штат аналитиков, следящих за акциями на бирже, и публикующих советы для инвесторов. Советы обычно сводятся к рекомендациям: «купить», «продать» или нейтральной «держать». Во времена бума мудрые аналитики советуют только покупать, и покупать все акции (в 1998 году на одну рекомендацию «продать» было 72 рекомендации «купить»).
«Учёными» в бизнес-школах и в университетах придумываются всё новые «модели оценки стоимости» (valuation) компаний, поскольку надо не только как-то оправдать уже завышенную цену, но ещё и доказать, что она будет расти.
Когда-то главным показателем для стоимости акций была прибыль компании. Считалось, что стоимость акций должна окупаться прибылью за 7-12 лет (так называемый PE ratio). Когда во время бума средний показатель окупаемости достигает 50-75 лет, а у некоторых компаний – 600 лет, то, действительно, надо придумать какие-то новые модели. Например, придумать доказательства того, что Интернет-торговля полностью выведет из бизнеса обычные магазины. Тогда уже можно подсчитывать не тот убыток, который реально получает Интернет-сайт, а ту прибыль, которую он может получить, когда вымрут его не-Интернет конкуренты.
Появляется немало гуру, которые рекламируют свои правила успешного инвестирования, якобы полученные на основе сложного и долгого анализа. Конечно, чем больше людей применяет эти правила, то есть покупает выбранные гуру акции, тем выше растут в цене именно эти акции, тем больше уверенности в ясновидящих способностях этого гуру.
Сам гуру в абсолютном выигрыше – ведь он уже не просчитывает поведение большего дурака, а задаёт это поведение.
* * * Ещё один признак спекуляции – появление огромного количества теорий о том, какие факторы влияют на котировки в пирамиде.
Многие из этих теорий носят фантастический и гротескный характер. Например, теория о том, как количество шипящих букв в названии корпорации влияет на стоимость её акций. С другой стороны, как и в случае с гуру, если все согласятся, что будут расти акции на букву «X», и начнут скупать эти акции, то акции на букву «X» действительно будут расти, что подтвердит теорию.
Отсюда во время спекуляций корпорации начинают срочно менять свои названия на модные. Практически любая компания в конце 1990-х обязана была иметь в названии сочетание «.com». Эта приставка автоматически добавляла к её стоимости несколько десятков или сотен миллионов долларов.
Замечательным примером является компания funerals.com (похороны.com), которая занималась организацией через Интернет похорон. Их девиз – «Мы вернём веселье в похороны» (We are going to put the fun back into funerals).
* * * Один из признаков большой пирамиды – необычайно широкий интерес к узкотехническим компаниям деятелей поп-культуры, кино, музыки и прочих знаменитостей, которые неожиданно оказываются в числе основателей этих компаний.
Это происходит вследствие того, что для привлечения к себе внимания, новые компании заранее раздают свои акции киноактёрам и поп-дивам. После этого во всех новостях объявляется, что на бирже начинаются торги акциями компании, которой владеет знаменитый поп-идол. Естественно, что знаменитости получают акции в подарок или с очень большой скидкой.
Вечное процветание Во времена эйфории теория большего дурака начинает работать в счёте на минуты. Появляется широкая прослойка дэй-трейдеров, то есть людей, которые покупают и продают акции в течение нескольких часов или минут. Их кредо в том, чтобы просто бежать на шаг впереди толпы. Они смотрят телевизор или читают утренние газеты, и немедленно покупают акции той корпорации, которая была просто упомянута в положительном свете в новостях[237]. Расчёт делается на то, что в течение дня на эти новости среагирует масса, и акции подрастут[238].
Абсолютным чемпионом в категории большего дурака во время последнего бума стала компания Priceline.com. Её бизнес-модель состояла в следующем. Priceline через свой Интернет-сайт предлагала билеты на авиарейсы разных авиакомпаний. При этом посетитель веб-сайта сам мог назначить цену на авиабилеты, например, сказать, что он готов заплатить 90 долларов за перелёт из Нью-Йорка в Майами. Сайт подбирал ему какой-нибудь вариант, обычно не очень удобный, с пересадками, но за названную цену. У авиакомпаний всегда остаётся какое-то количество непроданных мест, поэтому они сбрасывали эти худшие места в Priceline по дешёвой, но не очень дешёвой цене, чтобы не повредить своим основным продажам билетов. Priceline даже приплачивала за эти билеты, чтобы запустить свой бизнес, то есть она продавала товар дешевле, чем покупала.
Какова же была рыночная стоимость Priceline.com? Она была больше, чем рыночная стоимость трёх крупнейших авиакомпаний США[239] вместе взятых. К чести Priceline, после коллапса рынка она не разорилась. Правда, упала в цене – примерно в 150 раз.
В целом в результате биржевых крахов акции тех компаний, которые не разоряются, падают в цене вдвое, а при сильных депрессиях, как Великая депрессия – в 5.5 раза (с учётом дефляции, номинально – в 9 раз). С 2000-го года по 2003-й технологические акции упали в цене в 4.5 раза, а количество разорившихся крупных Интернет-компаний подошло к тысяче.
* * * Что будет следующей большой игрой на бирже? Видимо, акции борделей. В Австралии в 2003 году на биржу вышел первый «шестизвёздочный» бордель. За первый день торгов его акции поднялись в цене в 2.2 раза. Он планирует инвестировать собранный капитал в создание «секс-диснейленда». Это рынок с бесконечными и явно недооцененными возможностями.
Что станет заменой пирамиды недвижимости? Наверное, спекуляции местами на кладбищах. Кладбищ в престижных местах мало, отмирание стареющего населения Орды предстоит массовое. Уже можно начинать торги за могилы в местах, наиболее соответствующих статусу и состоянию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|