Некомсомольские пряники. У блаженной Ксении
Некомсомольские пряники Монах Леонид был большой молитвенник и постник. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», — любил повторять он евангельские слова. И чтобы быть верным не только в малом, но и в малейшем, разжился он не без моей помощи какими-то учебниками с таблицами, по которым учат студентов Пищевого института, и принялся штудировать и выяснять, из чего состоят иные продукты, считавшиеся доселе постными. Изучение этих составов вызвало у него немало сокрушенных вздохов. Ибо выяснилось, что отнюдь не все хлеба, которые мы вкушали постом без толики сомнения, чисты от скоромных примесей. Есть таковые и в иных макаронах и вермишелях, что уж говорить о печеньях с вафлями! Ассортимент подлинно постной пищи катастрофически сужался. Из углеводов оставались разве что пряники да крупы… А тут приехал к нам из Тулы дорогой гость — Митрофан Дмитриевич, бывший полковник, фронтовик, раб Божий, которого очень любил отец Серафим (Тяпочкин) за чистоту сердца. Ну, из Тулы понятно что везут, да еще Великим постом: конечно, знаменитые тульские пряники — круглые, в глазури, да еще и в праздничной коробке. Вот Митрофан Дмитриевич и привез нам сразу три таких. Только он появился — звонит мне мой друг Андрюша — одноклассник и крестник — и говорит: — Я тут неподалеку от твоего дома. Можно к тебе зайти? Купил в булочной у метро гостинец, чтобы появиться не с пустыми руками, позвонил в дверь и протянул мне с порога нарядную коробку с тульским пряником. В глазури. В праздничной коробке. Муж мой, по дороге с работы, узнав, что у нас гости, в ту же булочную у метро завернул и с таким же печатным пряником с надписью «Тульский» прямо к чаепитию пожаловал. И так сидим мы, обложенные со всех сторон этими пятью уже пряниками, и пьем себе чай, постимся постом приятным, ведем разговоры на духовные темы. Еще бы — Митрофан Дмитриевич был когда-то келейником самого старца Серафима, множество знает чудесных историй, а Андрюша — неофит, слушает его затаив дыханье, открыв рот…
И тут звонит монах Леонид: — Я только что изучил таблицу, в которой дается состав пряников. Оказывается, все они — скоромные. Да! В них яичный порошок добавляют. Только один вид постных и существует: так называемые комсомольские. Комсомольские пряники. Темненькие такие. Вот их можно спокойно есть в пост. Сообщил и трубку положил. А мы уже этих — сомнительных, тульских — изрядно поглотили. Другого-то ничего и нет! Ну, не стала я гостей огорчать. Встретила я храме знакомого священника: — Ты чего такая грустная? Никак, унываешь? — Да ну! Постилась я постилась, а тут оскоромилась! Пост нарушила, — сокрушенно произнесла я. Он решил меня подбодрить: — Так, может быть, ты была в дороге? Или гостила в доме язычника? — Нет, — твердо ответила я, — я была у себя. — Но, может быть, ты болела? — Нет, не была я больна, — удрученно произнесла я. — Я была вполне здорова. — А что же тогда? Сырку захотелось? Творожку? Или… мяса? — сочувственно спросил он. — Я ела пряники. — Пряники? Так они ж постные! — радостно откликнулся священник. — Это можно, это не грех! — Так то комсомольские. Комсомольские можно, — со знаем дела пояснила я. — А я ела — некомсомольские. Некомсомольские пряники я ела, вот ведь что!. Батюшка посмотрел на меня в изумленье: — Как-как ты сказала? Не — комсомольские? — Ну да, некомсомольские. Скоромные. Яичный порошок в них! Я даже почувствовала, как глаза мои в сокрушении увлажнились. Священник тяжело вздохнул: — Вот как мы… Яичный порошок, говоришь?
— Яичный порошок, — сдавленным голосом повторила я. — Ох, лукавый! — воскликнул священник. — Как же он крутит людей! Значит, комара отцеживаем? А верблюда? Верблюда фарисейства, выходит, поглощаем! Верблюда унынья так и заглатываем! Пришла я домой, а тут звонит мне монах Леонид: — Я только прочитал про зефир и пастилу… — Отец Леонид, — железным голосом сказала я, — я вынуждена у вас забрать эти учебники с таблицами. Владелец срочно требует их назад. — А я еще не все изучил… Оказывается, мармелад… — Он сказал: срочно! Я сейчас к вам приеду и заберу. Приехала и забрала. А в качестве гостинца привезла ему три остававшиеся у меня коробки с подарочными тульскими пряниками. Я знала, что за все приношения он всегда благодарил, повторяя: «Всяк дар совершен свыше есть». Вот и на этот раз он склонил набок голову и произнес, принимая у меня коробки: «Спаси тебя Господи! ». Впрочем, именно так и должен был поступить смиренный монах. У блаженной Ксении Давно уже, году в 85–м, я поехала с моими маленькими детьми в Питер, который тогда был еще Ленинградом. Мы очень хотели попасть на могилку блаженной Ксении и потому отправились на трамвае на Смоленское кладбище. Мой друг, в доме у которого мы остановились, сказал как-то странно: — Там сама Ксения вам и поможет ее найти! Была суровая зима, декабрь, и железный трамвай настолько промерз, что, казалось, повизгивал и поскуливал от мороза. На кладбище было пустынно и сумрачно, и даже храм был закрыт. Я беспомощно оглядела заваленные снегом надгробья и поняла, что самим нам найти эту драгоценную могилку так и не удастся. И вдруг откуда ни возьмись появилась убогая старушка в ветхом пальтеце — вся перекошенная, с причудливым лицом: вместо глазной впадины у нее была шишка величиной с глазное яблоко, а глаз располагался на самом этом возвышении, на этой шишке, но смотрел при этом ласково и простодушно. И странно — вроде бы это явное уродство, а старушка не уродливая совсем, а такая милая, колоритная, сказочная. — Ну, люди дорогие, вы не Ксению ли Блаженную ищете? — спросила она. — Думаете, как вам к ней пройти? — Да, — сказала я, — да вот не знаем, где ее могилка. Холодно к тому же, смеркается.
Она закивала, зябко поеживаясь, и, вглядываясь в меня своим странным глазом, предложила: — А я вас сейчас к ней проведу. Только самой могилки ее совсем не видно — часовня, где она похоронена, обнесена высоким забором. Можно только около него постоять и оттуда ей поклониться да помолиться. Все так молятся! — объяснила она, ведя нас между могилами. — Я вам и могилу расстрелянных священников покажу. Их закопали в землю еще живыми, и земля стонала над ними и ходила всю ночь ходуном. А под утро кладбищенский сторож увидел, как от мерзлой этой земли поднимаются кверху лучи — к небесам. И понял он, что это Господь забирает их души и светятся на лету их мученические венцы. Я вас и к расстрелянному образу Спасителя подведу. Это большевики по нему дали очередь, да так и оставили здесь. А от него — чудесные исцеления теперь бывают тем, кто попросит с верою. Мы подошли к мозаичному образу Спасителя — лик Его действительно был изрыт пулями, глаза повреждены, стрелявшие порезвились вовсю. — Наверное, все они умерли страшной смертью, — сказала я. — По — разному, — ответила старушка. — Сам Господь на кресте молился о тех, кто не ведает что творит… Постояли мы возле этого образа, помолились, спели тропарь мученикам на том месте, где были захоронены живые священники, и подошли наконец к часовне, обнесенной забором, на котором — надписи и записочки, записочки: «Ксения Блаженная, верни мне мужа! » «Блаженная Ксения, исцели мою дорогую дочь! » «Дорогая Ксения, мой сын воюет в Афганистане — спаси его и сохрани». По преданию, если долго глядеть в высокое окошечко под куполом часовни, там можно увидеть и саму Ксению Блаженную, которая смотрит на приходящих к ней… Поглядели мы на это окошечко, поклонились, помолились тихонько, и я тоже несколько записочек блаженной Ксении написала и нанизала на торчавшие в заборе гвозди. Двинулись обратно, пока не оказались возле храма. Его уже открыли, и люди потянулись туда на вечернее богослужение. Смотрим — а старушки-то нашей нет! И следов никаких. Была и исчезла.
— Надо же, — сказала я, — даже и денег ей не успели дать! Старушка-то — больная и нищая… В храме я спросила у женщины за свечным ящиком: — А что за старушка тут у вас водит к могиле Ксении Блаженной? Такая — со странным глазом? Та недоуменно пожала плечами: — Не знаем такой… Друг мой — священник — потом мне объяснил: — Да есть такое поверье — к тем, кто приезжает к ней впервые, Ксения Блаженная выходит сама и провожает к своей могилке. Так что сама и думай, кто это вас по Смоленскому кладбищу водил. Когда мы с детьми садились в трамвай, чтобы ехать обратно, я спросила их: — Ну что, совсем замерзли? — Нет, — сказали они. И в доказательство сняли варежки и коснулись моей щеки своими теплыми руками. …Про часовню Ксении Блаженной, которую большевики хотели скрыть забором от глаз верующих людей, есть такая история. Изнутри ее тоже всю обезобразили и посадили туда скульптора, который выполнял госзаказы по изготовлению надгробий. Но в том числе он делал и головы Ленина. И вот он там сидел и тачал эти головы, а потом их развозили по городам, селам и организациям и ставили на постаменты. Но Господь, как видно, отнял от него благой дар рассуждения. Ибо как иначе можно расценить то, что скульптор вдруг ударился в гигантоманию и решил изваять голову Ленина небывалых размеров — какой доселе не было нигде, ни у кого. Нашелся на такую голову и заказчик. Так сидел скульптор много месяцев и обделывал эту голову. Наконец она была готова и заказчик явился со своими людьми, чтобы ее забрать. Но как они ни пытались вытащить ее из часовни — через двери ли, через окно — все было тщетно: голова не пролезала. Чтобы ее достать, надо было разрушить саму часовню. Но Ксения Блаженная не позволила. И голова хранилась там несколько лет, занимая собой все пространство, пока наконец скульптор в раздражении не взял в руки молоток, не разбил ее на куски и по частям не вынес на свалку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|