Методы сбора информации от deHack.ru
Легальные методы сбора экономической информации
Особенностью легальных методов сбора информации является то, что из огромной массы материала нужно извлечь буквально капли сведений. Например, в газетном очерке о конфликте на фирме вы находите некоторые сведения о менеджере, который вас интересует, его образ жизни или сведения о технологии, что может быть использовано в конкурентной борьбе.
Сбор информации с легальных каналов должен развиваться по разным направлениям. В средних и крупных фирмах к этой работе по направлениям (финансы, производство, менеджмент, маркетинг, кадры и др.). Привлекаются отдельные работники. Им обеспечивается доступ к необходимым легальным источникам информации. За счет фирмы покупаются книги, справочники, выписываются журналы, газеты, включаемых в сеть «Интернет» и т.д. Если нет отдельных источников на предприятии, служащим, которые занимаются сбором легальной информации, разрешается в служебное время работать в библиотеках за пределами предприятия, посещать выставки, презентации, если необходимо, они могут специально командироваться в другие города и страны. Чтобы исключить злоупотребления в этой работе, каждый выезд, посещение или командировка должны заканчиваться информационной справкой о тех или иных объектах.
Одним из весьма эффективных методов сбора легальной информации является привлечение к этой работе агентов-экспертов (они могут быть работниками государственных органов, посреднических организаций, консалтинговых фирм). Эта категория специалистов, как правило, хорошо знает ситуацию в отрасли и регионе, неплохо ориентируется в информационных потоках. Особое место в этой категории занимают ученые и преподаватели высших специальных учебных заведений, имеющие развитые навыки анализа и обобщения материала.
В современных условиях для целей экономической разведки широко используются официальные представительства за рубежом: от посольств, консульств до торговых и иных представительств. Обычной практикой в этих учреждениях является подготовка экономических обзоров на основе легальных источников информации. Задачи такого рода относятся в служебные обязанности работников этих учреждений. Образец организации такой легальной экономической разведки демонстрирует Япония, создавшая довольно-таки эффективную систему сбора научно-технической и коммерческой информации о своих зарубежных конкурентов.
Собранный таким образом материал накапливается в архиве базы данных. Здесь он систематизируется по объектам разведки и отдельным направлениям. Среди объектов разведки, как уже подчеркивалось, в первую очередь интересуют конкуренты, поставщики, потребители, руководители госорганов управления, профсоюзных организаций, а также политических партий и движений. Поэтому сначала в базе данных выделяются эти объекты. Затем, в базах данных о конкурентах, поставщиках и потребителях выделяются внутренние базы данных, характеризующих финансы, производство (технологии, продукт, НИОКР), менеджмент, маркетинг и персонал.
Систематизированный таким образом материал подлежит дальнейшей аналитической обработке. Конечно, и схема систематизации базы данных экономической разведки привязывается к конкретной ситуации.
В заключение необходимо обратить внимание еще на один штрих, касающийся легальных методов сбора информации: эти данные требуют особенно тщательного анализа и повторного осмотра, потому что в них может оказаться и дезинформация конкурента, которая специально запускается в средствах массовой информации для сокрытия истинного положения, чтобы получить кредит, заказ, избежать официального признания банкротства.
Полулегальные методы сбора информации
Эти методы сбора информации чаще всего касаются нравственной нормы межличностных отношений, этики менеджмента и предпринимательства. Поэтому их не принято представлять постороннему взгляду. Арсенал полулегальных методов сбора информации достаточно широк. Среди них можно выделить такие как беседы со специалистами конкурента в неофициальной обстановке, ложные переговоры о покупке продукции конкурента, ложные конкурсы, сманивание с работы ведущих специалистов конкурента, получение информации от общих поставщиков и потребителей, через различные фонды и благотворительные организации, через госорганы контроля.
Самый простой и безобидный способ получить интересующую информацию — это поговорить со специалистом конкурента в неофициальной обстановке (на приеме, за завтраком, ужином, на отдыхе и т.д.). Главное — создать непринужденную обстановку, без видимого интереса вызвать собеседника на разговор о проблеме что интересует, дать ему возможность высказаться и уметь его выслушать.
Основная задача — найти работника по персоналу конкурента, который еще не научился молчать. Люди больше страдают от того, что имеющиеся у них мысли, идеи никто не слушает. Поэтому, если вы готовы и умеете слушать, шанс получить информацию таким способом существенно повышается. Сначала беседы, разумеется, можно имитировать свое стремление «высказаться по наболевшему вопросу», но потом надо резко освободить поле действия лицу, которое вас интересует.
Следующий полулегальный способ получить информацию — ложные переговоры с конкурентом о покупке его продукции, патента, лицензии, ноу-хау с последующим отказом. Во время переговоров вполне естественным выглядит интерес к особенностям продукта, технологии, изобретения и т.д. Таким образом, сто лет назад японцы «покупали» у англичан корабли, пока последние не поняли, в чем дело и подбросили первую дезинформацию, в результате чего построенный японцами двойник корабля перевернулся кверху килем при спуске.
Большие возможности получения информации о конкуренте дают ложные конкурсы и объявления о найме. Сначала выявляются специалисты — носители информации, интересующей разведку, в фирме конкурента. Затем изучаются все личные данные: профессиональный уровень квалификации, способности и дарования, увлечения, моральный облик, семейное положение, круг друзей, образ жизни и т.д. Все эти данные оцениваются с точки зрения возможности получения информации в течение ложных переговоров.
Специалисты конкурента тщательно изучаются, выделяются их «болевые точки», на основе которых готовится индивидуальный план ложного конкурса или переговоров о найме. Следующий этап — установление контакта с объектом разведки.
Объявление о конкурсе дает более широкие возможности представления необходимой информации. Если адресат не откликнулся на объявление о конкурсе, известие о конкурсе приходит через родственников, друзей, адвокатов, врачей, которые лечат, парикмахеров, официантов и т.д. — через тех, с кем он общается.
В большой степени сказанное относится и к мнимым наймам. Специалист, стремясь получить выгодную должность, не делает внутреннего сопротивления выдачи информации. Когда получены тесты, материалы собеседований, следующим этапом является расшифровка полученных сведений.
Важным источником полулегальной информации являются специалисты, работающие в государственных органах власти и контроля (статистических органах, органах санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной охраны и т.д., местных и центральных органах власти).
Нелегальные методы сбора информации
Нелегальные методы сбора разведывательной информации и секретных сведений, охраняемых собственником, а нередко и законом получили своё название за использование в ходе накопление необходимого массива информации методов и приёмов, которые находятся вне правового поля.
Многочисленные нелегальные методы сбора информации могут быть классифицированы следующим образом:
1. Похищение собственности конкурента.
2. Похищение документов, содержащих информацию, которая нужна заинтересованной стороне.
3. Копирование документов, содержащих информацию, которая нужна заинтересованной стороне.
4. Засылка проникающих агентов на объект конкурента.
5. Внедрение агентов в структурах конкурента.
6. Прослушивание разговоров конкурента.
7. Проникновение в локальную компьютерную систему конкурента.
Особенно часто приемы похищения используются при подготовке, проведении и свертывании выставок, ярмарок, демонстраций и других рекламных мероприятий. Кроме того, похищения имеют целью получение объекта для исследования, они могут использоваться и для срыва рекламных мероприятий. Истории известно много подобных случаев (похищение шелкопряда, фарфора, технологий выплавки стали; срыв демонстраций пулемета «Максим» и т.д.). Похищенная продукция затем исследуется в специальных секретных лабораториях, еще называемых «лабораториями вивисекции».
Хищение документов, если оно и не закончилось провалом агента, служит сигналом для фирмы, и она применит защитные меры. Более удачным, в этом отношении — копирование документов конкурента. Во-первых, умело проведенное копирование документов не оставляет следов, и для их владельца остается неизвестным. Это, пожалуй, главный фактор в пользу данного приема. Во-вторых, современная компьютерная, фото- и видеотехника позволяют делать эту работу быстро, качественно и надежно.
Задача тайного сбора информации, — отмечал А.Даллес, — состоит главным образом из того, чтобы обойдя все препятствия приблизиться к определенному объекту. Следующая задача — сбор и отбор информации, которые также осуществляются тайными методами. Дальнейшая задача и, пожалуй, не менее ответственная — передача информации пользователю. Наконец, последняя — обработка информации, решается проще, с помощью привлечения специалистов в специальных отделах и лабораториях.
При нелегальных методах сбора информации первые три задачи решаются агентами. Главная проблема подбора агентов сводится к следующему: они должны уметь решать все три задачи, связанные с доступом к объекту, сбора и отбора информации и ее передачи. Этим требованиям различные типы агентов соответствуют не в равной степени.
Отмеченные препятствия преодолеваются двумя методами:
1) комбинированием агентов для проведения одной операции или решения однотипных задач;
2) внедрением агента на объект разведки.
При эпизодическом проникновении на объект конкурента можно комбинировать на решении одной задачи нескольких агентов, специалистов в различных областях: проникновение, отбора информации, ее доставке. При эпизодическом проникновении разведчик на объекте находится нелегально и первым шагом к такому состоянию является преодоление охраны на входе и выходе.
В этом случае используются различные приемы: отключение сигнализации, подделка пропусков, отвлечения охраны, вход с черного хода и т.д. Опытному разведчику зачастую помогают интуиция и случай.
При решении задач долгосрочного проникновения целесообразна вербовка специалиста на объекте и подключение к нему связного извне.
1. Понятия информационных технологий виды информационных технологий
Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее.анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии.
Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.
Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
Интегрированность с другими программными продуктами.
Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
К основным видам информационных технологий относятся следующие.
1. Информационная технология обработки данных
2. Информационная технология управления
3. Информационная технология автоматизированного офиса
4. Информационная технология поддержки принятия решений
5. Информационная технология экспертных систем
6. Биллинговые системы
2. Информационная технология обработки данных и примеры их внедрения
Характеристика и назначение
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.
На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
обработка данных об операциях, производимых фирмой;
создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
Основные компоненты
Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных (рис. 3.12) и приведем их характеристики.
Рис. 3.12. Основные компоненты информационной технологии обработки данных
Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.
Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей.
При расчете заработной платы каждая запись включает в себя под (табельный номер) работника, код подразделения, в котором он работает, занимаемую должность и т. п. В соответствии с этими кодами можно произвести разные группировки:
сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;
вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;
укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.
Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: